Чем отличается высшее образование от высшего профессионального

Ответы на вопросы по теме: "Чем отличается высшее образование от высшего профессионального" с полным описанием проблематики и способов решения. При возникновении дополнительных вопросов - задавайте их дежурному юристу.

Уровни высшего профессионального образования

С 1 сентября 2013 г. вступает в силу новый закон «Об образовании». Вся информация в этом разделе дана в соответствии с новым законом.

Дата актуализации раздела — 06 марта 2014 г.

В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования:

  • — среднее профессиональное образование
  • — и уровни высшего профессионального образования:
    • — высшее образование — бакалавриат;
    • — высшее образование — специалитет, магистратура;
    • — высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации.

К освоению программ бакалавриата или программ специалитета допускаются лица, имеющие среднее общее образование. К освоению программ магистратуры допускаются лица, имеющие высшее образование любого уровня.

Сроки освоения образовательной программы высшего профессионального образования по очной форме обучения устанавливается в соответствии с законодательством РФ. Сроки обучения по очно-заочной (вечерней) и заочной формам, а также в случае сочетания различных форм получения образования при реализации программ бакалавриата и программ подготовки специалиста могут увеличиваться на 1 год, а программ магистратуры — на 5 месяцев по сравнению со сроками обучения по очной форме на основании решения ученого совета высшего учебного заведения.

Лица, имеющие среднее профессиональное образование соответствующего профиля, могут получить высшее профессиональное образование по сокращенным или ускоренным программам бакалавриата.

Образовательные программы разных уровней осваиваются в высшем учебном заведении в различных формах, отличающихся объемом обязательных занятий педагогического работника с обучающимся (очной, очно-заочной (вечерней), заочной форме, в форме экстерната).

Можно сочетать различные формы образования, в том числе очное обучение с работой на предприятии, в учреждении, организации.

Для всех форм образования, в том числе в случае их сочетания в пределах конкретной образовательной программы, действуют единые государственные образовательные стандарты.

Чем отличается профессиональная переподготовка от высшего образования?

Сразу расставим «все по своим местам»: на высшее образование вы поступаете имея базовое полное образование (школьное программа 11 классов), на дополнительное образование (переподготовку) вы можете поступить только на базе уже изученных знаний, т.е имея высшее законченное образование или средне-профессиональное (колледж, техникум), — требования Федерального закона об образовании №273.

Но это далеко не все отличия. Стоит обратить особое внимание на сроки обучения. Высшее образование студент получает от 4 до 6 лет, при сокращенных программах 2-3 года, в то время как дополнительное образование можно получить за 3-5 месяцев, получив аналогичное присуждение квалификации и равноправный диплом. Это значительно ускоряет процесс обучения и сокращает его финансовую часть.

По окончанию обучения (переподготовки) студент получает диплом установленного государством образца. Полученная дополнительная специальность становится равноправной по специальности вашему базовому образованию (диплому ВУЗа), и дает право заниматься соответствующим видом деятельности.

Что дает профессиональная переподготовка?

За короткие сроки обучения на курсе переподготовки вы можете овладеть новыми знаниями, которые в дальнейшем воплотить в свою работу. Полученный диплом поможет вам получить надбавку к зарплате, более высокую должность или устроиться на новую более престижную или высокооплачиваемую работу. Получения квалификация по диплому позволяет вам вести новый вид деятельности по выбранному вами профилю деятельности.

Профессиональную переподготовку можно пройти дистанционно, без отрыва от своей работы и дел: от момента поступления до ее окончания и получения диплома. Вы сами выбираете график своего обучения, продолжительности и частоты каждого занятия, а так же формируете индивидуальный подход к темпу усвоения новых знаний. При таком подходе к дистанционной профессиональной переподготовки, не играет значение ваше место географическое проживания: все обучение проходит через Интернет. Так же стоит отметить финансовую и временную часть: нет необходимости в поездке автотранспортом, на которую порой может понадобиться несколько часов и отсутствуют затраты на оплату того же проезда или проживания в другом городе.

Выше перечисленные моменты, являются лишь малой частью
преимуществ дистанционного образования, о котором мы уже писали не раз.

[2]

Теперь Вы знаете, чем отличается высшее образование от дополнительного профессионального образования, и знаете как легко и быстро его освоить. О том, как пройти профессиональную переподготовку дистанционно, и что для этого потребуется – вы можете прочитать здесь.

Чем отличается высшее образование от высшего профессионального

На территории Российской Федерации общеприняты следующие ступени высшего профессионального образования:

  1. Бакалавр (обучение не меньше четырех лет)
  2. Дипломированный специалист (срок обучения не меньше пяти лет)
  3. Магистр (срок обучения не менее шести лет)

Многоуровневую систему высшего образования начали осваивать еще с 1992 года. Такая система популярна во многих цивилизованных странах мира. Раньше программа была одноступенчатая, то есть все учились пять или шесть лет и выпускались дипломированными специалистами. Сейчас же программа многоступенчатая. Не полное высшее это два года образования. Когда отучишься четыре года по выбранному направлению, получаешь степень бакалавр. Потом еще два года специализированной подготовки и уже магистр. При всем этом в параллель с бакалавром и магистром учится специалист на протяжении пяти или шести лет.

Несмотря на специфические особенности, абитуриенту стоит заранее подумать, какой именно путь он выберет.

Тонкости получения высшего профессионального образования

Что же получается: диплом практика — специалиста в течение пяти лет (агроном, механик, слесарь, экономист), потом работа по специальности. На получение диплома о высшем образовании у бакалавров уходит пять лет, затем если есть желание обучение на магистра, это плюс еще два года. На магистратуру можно поступить только в том случае если имеется диплом бакалавра.

Читайте так же:  Уменьшение задолженности по алиментам за прошедший период

Набор в магистратуру проводится на конкурсной основе. И у бакалавров и у специалистов программа обучения первые два года одинаковая. В том случае, если вас что-то не устроит или по каким- либо еще причинам вы не захотите дальше получать образование, диплом будет о неполном высшем профессиональном образовании. Начиная с третьего курса, программы обучения бакалавров и специалистов отличаются.

Магистр и специалист

Отличием между специалистом и магистром является тот факт, что магистров готовят для научной работы, а вот специалистов для деятельности в определенной сфере. Если у вас есть диплом бакалавра из одного ВУЗа, поступить на магистра можно в совершенно другое высшее учебное заведение. При этом следует учесть тот факт, что могут возникнуть не большие трудности в разнице учебных планов.

Неподготовленность ВУЗов

Как правило, все новое требует времени, чтобы к этому новому привыкнуть и с ним освоится. Не смотря на то, что систему получения высшего профессионального образования изменили еще в 1992 году, некоторые ВУЗы оказались неготовые к таким реформам. Многие государственные высшие учебные заведения как готовили только специалистов, так и продолжают выпускать лишь специалистов. Большинство ВУЗов не разделяют направления и специальности в первые четыре года. В негосударственных ВУЗах готовят исключительно бакалавров.

Явным отличием между высшим и высшим профессиональным образованием служит сам факт подготовки специалистов. Если раньше специалист получал конкретные знания в одной сфере, то с многоуровневой программой обучения знания более углубленные и обширные.

Устройство на работу бакалавра, магистра или специалиста

Сохраняется тенденция того что бакалавра неохотно берут на работу. Причина в том, что большинство нынешнего руководства получали высшее образование в советское время, когда все были только специалистами, а слово бакалавр означало что-то зарубежное. Не стоит забывать и того что специалистов готовили по узкому профилю, в то время как бакалавриат имеет общенаучную программу (из-за того что бакалавр учился только четыре года он получает фундаментальные знания, без изучения узкого профиля). По закону устраиваться на квалифицированную работу бакалавр имеет полное право. Вот только охотнее берут магистров и специалистов.

Чем отличается академия от института и университета

Пропаганда пользы высшего образования привела к тому, что 90% выпускников после окончания школы поступают в ВУЗы. Иллюзия гарантированного успеха в жизни после получения диплома заставляет подростков усиленно грызть гранит науки. Каждый выбирает учебное заведение по душе или по возможностям, чаще всего материальным. В настоящий момент можно выделить три вида учебных заведений: университет, академия и институт. Сложно разобраться сразу, в чем различия между ними, так как все они выполняют одну основную функцию.

[1]

В чем особенности университета?

Университет – самое престижное учебное заведение в иерархической лестнице. Статус «университет» может заслужить только самое масштабное заведение высшего профессионального образования. Под своей крышей университет объединяет огромное количество самых разных направлений и специальностей. Университетское образование очень высоко оценивается работодателями.

Под сводами университетов может объединяться большое количество факультетов. Их еще часто называют «институтами» (например, «институт прикладной математики»). По видам университеты подразделяются на федеральные, региональные, национальные; государственные и частные.

В России также выделяются университеты особого статуса: СПбГУ и МГУ.

На базе университетов сразу после получения диплома у выпускников есть возможность заниматься научно-исследовательской деятельностью без получения дополнительного образования (магистратуры). Также университеты отличаются процентным соотношением профессорско-преподавательского состава: более 60 процентов преподавателей должны иметь ученые степени не ниже кандидата наук.

Как правило, университет представляет собой сеть зданий в рамках одного географического объекта (города), одно из которых является центральным (главным). По остальным распределены факультеты так, чтобы студентам было удобнее посещать занятия без смены помещения в течение дня. Количество обучающихся в университетах составляет от нескольких тысяч до десятков тысяч в зависимости от масштабов университета (с учетом обучения студентов заочной формы обучения).

Что такое академия?

Академия — высшее учебное заведение, которое занимается подготовкой специалистов преимущественно в одном направлении науки. Академии по численности студентов заметно уступают университетам, так как обычно выпускают до несколько тысяч специалистов в год. Связано это, конечно же, с узкой направленностью подготовки. Академии могут заниматься также переподготовкой специалистов, повышением квалификации специалистов. Для выпускников академий не требуется получения дополнительного образования для занятий научной деятельностью. В рамках академии обязательно ведется научная работа.

Требования к профессорско-преподавательскому составу – не менее 40% сотрудников должны иметь ученые степени. Например, Российская Академия Правосудия (ныне Российский Государственный Университет Правосудия) готовил специалистов судебной система по специальности «юриспруденция». В 2014 году казанский филиал академии выпустил около 2 тысяч выпускников.

Как правило, академии могут иметь филиалы в других городах, при этом ввиду небольшой численности студентов располагаются в одном здании.

Что такое институт?

Институт – образовательное учреждение высшего профессионального образования, подготавливающего специалистов какой-то определенной специальности. Требования к профессорско-преподавательскому составу минимальные. Выпускники институтов не имеют права заниматься научной деятельностью без получения дополнительного образования. На базе институтов не ведется научная деятельность. Как правило, институты лишены возможности переподготовки специалистов и повышения их квалификации.

В пример можно привести Казанский Юридический Институт. Он ежегодно подготавливает специалистов по специальности юриспруденция, при этом он нацелен на подготовку кадров именно для органов внутренних дел. Проводиться также обучение уже действующих сотрудников органов внутренних дел.

Читайте так же:  Региональный материнский капитал госуслуги

Современная система высшего образования в России: вчера, сегодня, завтра

Подобрать программу обучения и оставить заявку на поступление в вуз можно через интернет.

Дистанционное высшее образование, как правило, обходится дешевле и проводится в рамках заочной формы обучения.

Стоимость высшего образования в институтах может значительно варьироваться в зависимости от формы обучения.

Бизнес-образование — возможность получить не только востребованную специальность, но и начать собственное дело!

Высшее образование c перспективой успешного трудоустройства — преимущество, которое предлагают современные вузы.

При выборе вуза перед отдельными абитуриентами и их родителями нередко встает сложный вопрос: какая система образования – западная или российская – открывает бо?льшие возможности для получения наиболее качественного образования и перспективного трудоустройства? Все о прошлом и будущем российского высшего образования в сравнении с западной системой — в данной статье.

На пути к западной модели

Пожалуй, самое важное событие в развитии системы современного высшего образования произошло в 2003 году, когда Россия подписала Болонскую декларацию. Болонский процесс — это сближение и унификация систем высшего образования европейских стран с целью создания единого пространства высшего образования. На данный момент декларацию подписали 47 стран, в том числе Россия. Что дают студентам из разных государств сходные уровни высшего образования? В первую очередь — возможность свободного передвижения между вузами в период обучения (стажировки и международные обмены как для преподавателей, так и для студентов, участие в международных проектах), а также трудоустройство в любой стране-участнице Болонского процесса без необходимости подтверждения диплома или получения дополнительного образования.

Таким образом, к 2010 году Россия реформировала национальную систему образования в соответствии с основными положениями Болонской декларации: главным образом, наряду со специалитетом и аспирантурой были введены бакалавриат и магистратура, как это принято в европейских вузах. В результате последние стали выдавать всем выпускникам европейские приложения единого образца к дипломам бакалавра и магистра.

Законодательство и стандарты высшего образования

Законом Российской Федерации «Об образовании» в 1992 году было введено понятие образовательного стандарта. На данный момент действует третье поколение стандартов, которые утверждались с 2009 г. Именно они сегодня называются федеральными. В 2012 году был принят закон «Об образовании в Российской Федерации», согласно которому с 1 сентября 2013 года были утверждены обновленные федеральные государственные образовательные стандарты для высшего образования. Основные изменения, относящиеся к высшему образованию в рамках принятого закона:

  1. Аспирантура становится отдельным уровнем высшего образования.
  2. Впервые в законодательстве прописаны понятия сетевого, дистанционного и электронного обучения, которое может быть использовано на всех уровнях образования.
  3. В соответствии с федеральными стандартами специальные учебно-методические объединения разрабатывают примерные образовательные программы, на основе которых вузы создают собственные образовательные документы. Некоторым вузам (в том числе МГУ им. М.В. Ломоносова и СПбГУ) было дано право самостоятельно разрабатывать и утверждать образовательные стандарты.

Уровни образования

Согласно новейшему российскому законодательству выделяют три уровня высшего образования:

  1. высшее образование — бакалавриат;
  2. высшее образование — специалитет, магистратура;
  3. высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации.

Бакалавриат

Бакалавр — это академическая степень, которую студент высшего учебного заведения получает после приобретения и подтверждения основных знаний по выбранному направлению подготовки (специальности). Прием в бакалавриат производится на конкурсной основе по результатам Единого государственного экзамена (ЕГЭ), однако это относится только к абитуриентам, имеющим среднее общее образование. Выпускники профессиональных образовательных организаций (колледжей, техникумов) поступают на программы бакалавриата по внутренним вступительным испытаниям на основании диплома. Бакалавр имеет право после сдачи специальных экзаменов поступить на следующую ступень образования и получить степень магистра или специалиста. Бакалавриат дает широкие возможности при трудоустройстве благодаря базовым, основным, знаниям, необходимым для начала карьеры. Длительность обучения в бакалавриате — 4 года для выпускников обычных 11-летних школ и, как правило, 3 года для выпускников профессиональных образовательных учреждений. Также бакалавриат расширяет возможности дальнейшего обучения и трудоустройства за рубежом, так как степень бакалавра принята по международной классификации и понятна работодателям во всем мире.

Магистратура

Магистратура — вторая часть двухуровневой системы высшего образования, которая выпускает профессионалов с более углубленной специализацией. Длительность обучения — 2 года. Для поступления необходимо сдать специальный квалификационный экзамен, который определяется вузом, и пройти по конкурсу. В магистратуру могут поступать как бакалавры, так и специалисты. Причем совершенно не обязательно, чтобы это была одна и та же образовательная организация. Степень бакалавра можно получить, закончив одну образовательную организацию (например, негосударственную), а за степенью магистра — поступать в другую (например, в государственную). Однако не прошедшие по конкурсу бакалавры могут получить степень магистра только на платной основе. Степень магистра дает право на дальнейшее обучение в аспирантуре. Поступившим в магистратуру, также как и в бакалавриате, предоставляется отсрочка от призыва на военную службу.

Специалитет

Это традиционная ступень для российского высшего образования, которая существовала до подписания Россией Болонской декларации и существует до сих пор. Специалитет включает как базовое образование, так и специальную подготовку в рамках выбранного направления. Поступление производится на основе результатов ЕГЭ. Срок обучения — 5 лет при очной форме, 6 лет — при заочной. Специалитет дает право поступления в магистратуру или аспирантуру. Квалификация «специалист» считается второй ступенью высшего образования, как и магистратура. Поэтому после специалитета невозможно поступление в магистратуру на бюджетной основе, так как это, согласно закону, будет считаться получением второго высшего образования. Зато специалист, в отличие от бакалавра, может поступить в аспирантуру. Диплом специалиста традиционно считается престижным в России, однако он создаст проблемы при трудоустройстве за границей.

Читайте так же:  Если написано завещание можно ли его оспорить

Аспирантура

Аспирантура — это отдельный уровень высшего образования в России, цель которого — подготовка к соисканию ученой степени кандидата наук. Ученая степень присуждается аспиранту после сдачи кандидатского минимума (экзаменов) и защиты диссертации. Поступление в аспирантуру на бюджетной основе возможно только после специалитета. Бюджетные аспиранты обеспечиваются государственными стипендиями. Аспирантам дается отсрочка от призыва на военную службу. Обучение в аспирантуре, как правило, продолжается в течение трех лет, а при заочной форме — четырех лет. В некоторых европейских странах терминам «аспирант» и «аспирантура» соответствуют «докторант» и «докторантура».

Вузы России

Управление образованием в России осуществляется на 3-х уровнях: федеральном, региональном, муниципальном. На федеральном уровне управление осуществляет Министерство образования и науки Российской Федерации, в функции которого входит: утверждение федеральных государственных образовательных стандартов, лицензирование, государственная аккредитация и ликвидация образовательных учреждений, реализация права на получение бесплатного высшего образования, разработка и реализация государственных и международных программ в сфере образования и многое другое. Что касается регионального и муниципального уровней, то высшее образование не входит в полномочия госструктур, работающих на этих уровнях.

Видео (кликните для воспроизведения).

В России существует три вида образовательных организаций высшего образования: университет, академия, институт. Университет реализует образовательные программы высшего образования всех уровней по широкому спектру специальностей. Он должен выполнять фундаментальные и прикладные научные исследования в широком спектре наук. Академия реализует образовательные программы всех уровней для определенной области научной деятельности, в рамках которой академия должна осуществлять научные исследования. Институты работают по образовательным программам высшего образования бакалавриата, специалитета и магистратуры (аспирантура не является обязательной) в определенной области профессиональной деятельности. Широкий спектр научных исследований для институтов не обязателен.

Согласно данным рейтингового агентства «Эксперт РА», в десятку лучших вузов РФ входят: МГУ им. М.В. Ломоносова, МФТИ, МГТУ им. Н.Э. Баумана, МИФИ, СПбГУ, НИУ «Высшая школа экономики», Всероссийская академия внешней торговли Министерства экономического развития РФ, Томский политехнический университет, Новосибирский государственный университет, МГИМО, Дипломатическая академия Министерства иностранных дел РФ, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Уральский федеральный университет. Лучшие экономические вузы России в 2013 году по рейтингу «Эксперт РА»: МГУ им. М.В. Ломоносова, МГИМО, СПбГУ, НИУ «Высшая школа экономики», Всероссийская академия внешней торговли Министерства экономического развития РФ.

Качество высшего образования

Несмотря на все проведенные реформы, качество высшего образования в России остается под большим вопросом. В 2014 году Министр образования Дмитрий Ливанов заявил, что качество высшего образования в России не растет, несмотря на то, что финансирование было увеличено в 20 раз с 2000 года. Что мешает развиваться российским вузам? По словам Ливанова, это устаревшая система управления в российских вузах, а также низкая доля иностранных преподавателей, имеющих достойную квалификацию. Невысокая академическая репутация и низкий рейтинг наших вузов в мировом академическом сообществе объясняются слабой интернационализацией. Также среди причин Ливанов назвал плохую инфраструктуру, в которую долгие десятилетия не инвестировались серьезные ресурсы.

Такая оценка Министра образования вполне объяснима. В рейтинг лучших в мире вузов QS World University Rankings 2014/2015 входит 21 российский вуз. Лидером являются: МГУ им. М.В. Ломоносова, занимающий 114-е место, СПбГУ (233-е место) и МГТУ им. Н.Э. Баумана (322-е место).

Тенденции развития образовательных услуг

Каковы же тенденции и перспективы развития высшего образовании в России? Среди основных можно выделить:

Об­ра­зо­ва­тель­ные тех­но­ло­гии не сто­ят на мес­те. В усло­ви­ях жест­кой кон­ку­рен­ции рос­сий­ские ву­зы вы­нуж­де­ны со­вер­шенст­во­вать свою де­я­тель­ность, пред­ла­гая рын­ку не прос­то но­вые, но бо­лее ка­чест­вен­ные об­ра­зо­ва­тель­ные про­грам­мы. И хо­тя мно­гие аби­ту­ри­ен­ты и их ро­ди­те­ли оста­ют­ся при­вер­жен­ца­ми тра­ди­ций со­вет­ской шко­лы, со­вре­мен­ное об­ра­зо­ва­ние ори­ен­ти­ро­ва­но на прак­ти­чес­кую при­ме­ни­мость, что­бы вы­пуск­ни­ки смог­ли мак­си­маль­но быст­ро и эф­фек­тив­но ис­поль­зо­вать свой ин­тел­лек­ту­аль­ный ре­сурс при стро­и­тельст­ве собст­вен­ной карь­е­ры.

Чем профессиональная переподготовка отличается от второго высшего образования?

Чем профессиональная переподготовка отличается от второго высшего образования?

Второе высшее образование можно получить только в вузе и при наличии основного высшего образования, а переподготовку можно пройти в других образовательных организациях, если есть высшее или среднее профессиональное образование. При получении второго высшего образования выдается диплом бакалавра, специалиста, магистра, а при переподготовке — диплом о переподготовке.

Более подробные отличия профессиональной переподготовки от второго высшего образования следующие:

1. Высшее образование, в том числе второе высшее образование, направлено на подготовку высококвалифицированных кадров (ч. 1 ст. 69 Закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ).

Профессиональная переподготовка направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новых навыков, новой квалификации (ч. 5 ст. 76 Закона N 273-ФЗ).

2. Высшее образование может быть получено только в образовательной организации высшего образования (п. 4 ч. 2 ст. 23 Закона N 273-ФЗ).

Профессиональную переподготовку можно пройти также в других образовательных учреждениях (ч. 6, 10 ст. 76 Закона N 273-ФЗ).

3. Второе высшее образование можно получить только при наличии основного высшего образования.

Получить второе или последующее высшее образование по следующим образовательным программам высшего образования могут (ч. 8 ст. 69 Закона N 273-ФЗ):

1) лица, имеющие диплом бакалавра, специалиста или магистра, — по программам бакалавриата или специалитета;

2) лица, имеющие диплом специалиста или магистра, — по программам магистратуры;

3) лица, имеющие диплом об окончании ординатуры или об окончании ассистентуры-стажировки, — по программам ординатуры или ассистентуры-стажировки;

4) лица, имеющие диплом об окончании аспирантуры (адъюнктуры) или диплом кандидата наук, — по программам подготовки научно-педагогических кадров.

Читайте так же:  Материнский капитал на пенсию матери

Лица с высшим профессиональным образованием, подтверждаемым присвоением им квалификации «дипломированный специалист», имеют право быть принятыми на конкурсной основе на обучение по программам магистратуры, которое не рассматривается как получение этими лицами второго или последующего высшего образования (ч. 15 ст. 108 Закона N 273-ФЗ).

Профессиональную переподготовку можно пройти, если у вас есть высшее или среднее профессиональное образование. Кроме того, пройти профессиональную переподготовку можно и в том случае, если вы получаете среднее или высшее профессиональное образование (ч. 3 ст. 76 Закона N 273-ФЗ).

4. При получении второго высшего образования выдается диплом (диплом бакалавра, специалиста, магистра) (п. п. 2, 3, 4 ч. 7 ст. 60 Закона N 273-ФЗ).

По окончании профессиональной переподготовки выдается диплом о профессиональной переподготовке (п. 1 ч. 10 ст. 60, ч. 15 ст. 76 Закона N 273-ФЗ).

Если лицо, проходящее переподготовку, получает среднее или высшее образование, то диплом о переподготовке ему выдадут одновременно с соответствующим документом об образовании и квалификации (ч. 16 ст. 76 Закона N 273-ФЗ).

«Электронный журнал «Азбука права», актуально на 18.06.2019

Другие материалы журнала «Азбука права» ищите в системе КонсультантПлюс.

Наиболее популярные материалы «Азбуки права» доступны в мобильном приложении КонсультантПлюс: Студент.

Специалитет — что это такое?

Сегодня существует два базовых уровня системы высшего образования: бакалавриат/специалитет и магистратура. Каждый имеет особенности, достоинства и недостатки. Диплом специалиста считается престижным и высоко ценится работодателями, а также нужен тем, кто планирует в дальнейшем заниматься научной работой и поступать в аспирантуру.

Что такое специалитет

Специалитет – это один из уровней высшего профессионального образования, ориентированный на получение студентом базовых теоретических знаний и профильной подготовки. По окончании выпускникам присваивается квалификация «специалист» с указанием конкретной специализации – инженер, математик, клинический психолог, врач общей практики, экономист и т. д.

Сколько лет учиться по программе специалитета, зависит от формы обучения: пять лет на очной и шесть – на заочной.

Для некоторых медицинских специальностей период обучения больше, а для начала самостоятельной работы согласно квалификации необходимо дополнительно успешно закончить интернатуру.

Специалитет – это высшее образование или нет?

Специалитет – это полноценное высшее образование. Соответствующая квалификация присуждается аттестационной комиссией института, университета или академии по итогам защиты диплома и дает право обучаться в магистратуре (на платной основе) или аспирантуре.

Диплом специалиста может не признаваться за рубежом, так как за границами России возникают сложности с соотнесением этой квалификации с принятыми в международной системе ступенями бакалавриата и магистратуры.

Преимущества обучения по программе специалитета

Итак, что такое специалитет в высшем образовании? Это возможность:
  • сразу по окончании вуза работать по выбранной специальности, в том числе и преподавателем;
  • заниматься наукой и поступить в аспирантуру;
  • обойти претендентов на интересную должность: часто работодатели к специалистам относятся более благосклонно, чем к бакалаврам;
  • на время учебы в аккредитованных государством вузах получить отсрочку от службы в армии.

Специалист и дипломированный специалист

Квалификация «дипломированный специалист» присваивалась выпускникам российских университетов, которые поступили на учебу в вузы до 2008 года, поэтому сегодня такие записи в дипломах студентов, отучившихся по всем программам специалитета, уже не делаются. Принципиальной разницы в образовательном уровне выпускников нет, основное отличие состоит в официальных формулировках.

Раньше в документе об образовании отображалась не только специальность, но и квалификация, например, «Социология» – «Социолог», «Менеджмент» – «Менеджер». Теперь в графе диплома «степень/квалификация» в большинстве случаев указано «Специалист», что свидетельствует о том, что студент получил определенный уровень подготовки по конкретному направлению.

Специалитет – квалификационная ступень, свидетельствующая о наличии высшего образования. Диплом, подтверждающий окончание полного курса программы, высоко ценится на территории России, но при трудоустройстве или поступлении в аспирантуру или магистратуру за пределами страны вызывает вопросы.

Уровни высшего образования: бакалавр, специалист, магистр

В Российской Федерации установлены следующие ступени высшего профессионального образования:

высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением квалификации (степени) ‘бакалавр’ (срок обучения не менее чем 4 года);

высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением квалификации ‘дипломированный специалист’ (срок обучения не менее чем 5 лет);

высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением квалификации (степени) ‘магистр’ (срок обучения не менее чем 6 лет).

Основная профессиональная образовательная программа, обеспечивающая подготовку магистра, состоит из программы обучения бакалавра по соответствующему направлению подготовки и не менее двухлетней специализированной подготовки (магистратура).

Лица, освоившие программу подготовки бакалавра, поступают в магистратуру по конкурсу.

Лица, получившие документ государственного образца о высшем профессиональном образовании определённой ступени, имеют право в соответствии с полученным направлением подготовки (специальностью) продолжить обучение по образовательной программе высшего профессионального образования следующей ступени.

Получение впервые образования по образовательным программам высшего профессионального образования различных ступеней не рассматривается как получение второго высшего профессионального образования.

Из Федерального закона ‘О высшем и послевузовском
профессиональном образовании’ от 22.08.96 ? 125 — ФЗ

Введением в 1992 году многоуровневой системы высшего профессионального образования решали задачу вхождения в систему образования, принятую во многих странах мира. Раньше у нас выпускались только дипломированные специалисты со сроком обучения 5-6 лет, т.е. была одноступенчатая схема. А теперь схема многоступенчатая: первые 2 года — неполное высшее образование, через 4 года обучения по определённому ‘направлению’ — квалификация (степень) ‘бакалавр’, ещё 2 года специализированной подготовки — квалификация (степень) ‘магистр’. При этом параллельно бакалаврам и магистрам учится ‘специалист’ в течение 5 — 6 лет.

Надо сказать, что полного единства в соответствии степеней ‘бакалавр’ и ‘магистр’ в разных государствах нет — бакалавром может быть и выпускник высшей школы, и обладатель первой учёной степени, или даже просто выпускник средней школы. А магистр — это в некоторых странах учёная степень между бакалавром и доктором наук.
Читайте так же:  Какой полагается штраф за утерю паспорта, сумма госпошлины за восстановление

Как бы там ни было, но абитуриентам надо определиться, на какой путь вставать. Расскажем вам о главных особенностях каждой ‘составляющей’ в многоступенчатой схеме обучения в вузах.

В чем разница

Итак, у специалистов: пять лет — и диплом специалиста-практика (‘инженер’, ‘агроном’, ‘экономист’, ‘механик’ и т.п.), затем работа по профилю полученной специальности. У бакалавров: четыре года — и диплом об общем высшем образовании, после чего можно продолжить обучение на магистра в течение ещё двух лет. Набор в магистратуру — конкурсный и составляет примерно 20% от выпущенных бакалавров. Магистратура существует не во всех российских вузах, и поступать в неё можно только с дипломом бакалавра. Первые два года обучения у специалистов и бакалавров — одинаковые (базовое образование). Если вы передумаете продолжать учиться в данном вузе, получите диплом о неполном высшем профессиональном образовании. С 3-го курса программы подготовки специалистов и бакалавров уже различаются. Поэтому переход с бакалавра на специалиста связан с ликвидацией разницы в прослушанных и сданных дисциплинах, накопившейся за четыре года обучения. Кстати, появилось новое понятие: ‘направление подготовки дипломированного специалиста’.

Разница между специалистом и магистром: магистров готовят для научной работы, а специалистов — для профессиональной деятельности в отдельной отрасли.

[3]

Имея диплом бакалавра из одного вуза, поступать в магистратуру можно и в другом вузе. Правда, снова может возникнуть проблема с разницей учебных планов в разных вузах.

Тонкости перехода

Любое нововведение требует на свою ‘утряску’ какого-то времени, ибо всегда появляются какие-то нестыковки нового со старым. Времени-то с 1992 года прошло уже немало, но есть ещё некоторые проблемы в нашей многоступенчатой системе высшего профессионального образования. Например, в разделении направлений и специальностей на первых четырёх курсах. Многие государственные вузы как готовили, так и готовят только специалистов. Какие-то вузы, кроме традиционной схемы, имеют и многоуровневую. В негосударственных вузах, как правило, готовят только бакалавров.

Сохраняется ещё напряжённость в вопросе престижа диплома бакалавра: работодатели не всегда настроены брать на работу бакалавров. Причин несколько. Одна из них — психологическая. А именно: нынешние работодатели чаще всего получали своё высшее образование в советское время, когда у нас были только специалисты, а слово ‘бакалавр’ было ‘не нашим’, западным. Да ещё при этом есть разница в программах обучения — специалиста готовят по конкретной специальности, как бы узкопрофильно, а программы бакалавриата — широкопрофильные, имеют общенаучный и общепрофессиональный характер. Т.е. бакалавр получает фундаментальную подготовку без какой-либо узкой специализации, т.к. учился только 4 года. В законе, разумеется, говорится, что бакалавр имеет право на занятие должности, для которой квалификационными требованиями предусмотрено высшее профессиональное образование. Но! Право-то он имеет, но не всегда ему это право предоставляют. Предпочитают брать ‘специалистов’ и ‘магистров’.

Вы не расстраивайтесь — со временем вопрос ‘Чем может заниматься бакалавр?’ не будет возникать. А пока, если появятся проблемы, можно только посоветовать продолжать своё обучение на следующей ступени и получать квалификацию ‘дипломированный специалист’ или ‘магистр’.


И всё же достоинства выбора бакалавриата имеются. Перечислим их.

  1. Этот вид квалификации принят по международной классификации и понятен работодателям за рубежом. Там часто приглашают бакалавров, даже не оговаривая направления подготовки, поскольку для офисной работы нужен просто образованный человек, умеющий работать с информацией, с людьми, способный готовить всевозможные документы.
  2. Фундаментальность подготовки, её ‘несуженность’ позволяет, при необходимости, легко сменить профессию. Дело в том, что в соответствии с государственным образовательным стандартом, программы подготовки бакалавров по направлениям построены так, что позволяют за 1 год перейти к одной из целого ‘веера’ совместимых профессий. А специалисту после 5-ти лет обучения получать новую профессию (в случае необходимости) придётся за 2-3 года, да ещё и на коммерческой основе, т.к. это уже будет получением второго высшего образования. Для бакалавра же обучение в магистратуре классифицируется как продолжение образования на следующей ступени и поэтому оно бесплатное (для бюджетных мест).
  3. Уже через 4 года после поступления в вуз человек получает диплом и обретает экономическую самостоятельность.

Что же выбрать? Какую образовательную траекторию построить для себя?

Видео (кликните для воспроизведения).

Прежде всего подумайте о направленности своей профессиональной подготовки. Если нет осознанного стремления заниматься в будущем научной деятельностью или работать по узкой специальности, то можно остановиться на бакалавриате. Кроме того, выясните реальную ситуацию на рынке труда по своему месту жительства. Т.е. постарайтесь понять, насколько конкурентоспособной в вашем регионе будет приглянувшаяся вам специальность и квалификация, получится ли быстро найти престижную работу, имея на руках диплом бакалавра.

Источники


  1. Мачин, И. Ф. История политических и правовых учений. Учебное пособие для прикладного бакалавриата / И.Ф. Мачин. — М.: Юрайт, 2016. — 220 c.

  2. Смирнов, В. Н. Адвокатура и адвокатская деятельность / В.Н. Смирнов, А.С. Смыкалин. — М.: Проспект, Уральская государственная юридическая академия, 2015. — 320 c.

  3. Теория государства и права. — М.: АСТ, Сова, 2010. — 160 c.
Чем отличается высшее образование от высшего профессионального
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here