Что делать если ребенка избили в школе

Ответы на вопросы по теме: "Что делать если ребенка избили в школе" с полным описанием проблематики и способов решения. При возникновении дополнительных вопросов - задавайте их дежурному юристу.

Ученика 6-го класса избили за то, что он «новенький». Что делать, если ребенка травят в школе?

В июле Егору (имя изменено) исполнится 12 лет. В этом году он оканчивает шестой класс. Но на последнюю линейку мальчик прийти не смог: вместо нее он оказался в больнице на освидетельствовании. 28 мая Егор пришел в школу, где ему наставил синяков одноклассник. Это, считает мама ребенка Татьяна, стало следствием продолжительной травли «новенького». И если раньше инциденты исчерпывались тем, что родители детей приходили с извинениями, то сейчас Татьяна намерена идти в милицию, чтобы «все это — оскорбления, плевки в еду и прочее — наконец прекратилось».

Фото: Reuters

«В классе образовалась своеобразная банда, которая постоянно издевалась, а остальные им поддакивали»

В новую школу Егор пошел в октябре 2018-го, когда его семья переехала из Минска в поселок в пригороде. Одноклассники, говорит Татьяна, новичка Егора не приняли сразу: избегали общения, толкали, обзывали. Однажды, продолжает мама, его столкнули с лестницы «как будто нечаянно».

— Но тогда со мной связались родители детей, попросили прощения — и все замялось.

Потом стало хуже, вспоминает Татьяна. Поскольку Егор из многодетной семьи, ему предоставляли бесплатное питание. Но обедать он часто не мог: еду забирали или плевали в нее.

— Говорили, что «ты льготник, питаешься бесплатно, значит, есть не будешь».

Почему ее сына не приняли в классе, Татьяна сказать не может. Хотя подчеркивает: у них в семье сложились «нормальные, доверительные отношения».

— Он мне все рассказывает, что происходит в школе. По словам Егора, в классе образовалась своеобразная банда, человек пять, которые постоянно издевались, а остальные им поддакивали.

Фото: kyo azuma / unsplash.com

Татьяна говорит, что школа была в курсе происходящего в классе. По ее словам, классная руководительница делала все возможное, чтобы разрешить ситуацию.

— Классная преподавательница у нас очень хорошая. Она весь год пыталась с ними бороться. По-разному: и телефоны забирала, и объясняла, что так нельзя, и заставляла просить прощения. Но, насколько знаю, они ее просто посылали на три буквы прямо на уроке. Я тоже целый год пыталась найти контакт с родителями. Как оказалось, без результата.

28 мая, говорит Татьяна, «безобидные» издевки переросли в физическое насилие. Хотя ситуация назревала еще накануне, 24-го.

— Егор рассказывал, что на последнем уроке дети начали запихивать ему за шиворот бумажки, даже в рот пытались затолкнуть. А потом, когда сын начал мне звонить и жаловаться, сказали, что «из школы ты выйдешь таким, что мама не узнает». Я сорвалась с работы, поехала его встречать, параллельно звонила учительнице. Она его вывела из здания, чтобы Егор спокойно пошел домой.

О ситуации Татьяна сообщила родителям детей, но, предполагает она, никаких мер они не предприняли. 28 мая, во вторник, Егор вернулся домой в синяках.

— Об этом мне сообщила учительница: она сразу же позвонила. Как рассказал Егор, на перемене все начали цепляться: «А давайте его побьем». Сначала одноклассник бил по рукам. Когда стало неинтересно — по лицу и спине.

В тот же день Татьяна отвела сына в поликлинику, чтобы врачи его осмотрели. Они же, по ее словам, и сообщили милиции об инциденте.

— Милиция сказала писать заявление «даже без разговоров». Побои мы зафиксировали позже, 30 мая: у сына гематомы под глазами, ссадины на скулах, синяки на спине. В этот раз я решила идти до конца, потому что сколько можно это терпеть? Что будет дальше: мы начнем бояться выходить из дома?

TUT.BY попросил Татьяну предоставить копию медицинского освидетельствования, однако документ в редакцию она не прислала.

Фото: Reuters

Мы связались с мамой мальчика, который, как предполагается, избивал Егора. Женщина говорит, что о драке ей ничего неизвестно, о конфликтах в классе — тоже.

— Насчет класса он ничего не рассказывает, не объясняет, абсолютно. Если бы учительница не пришла ко мне прямо на работу и не сказала, что сын поставил Егору синяк, я бы ничего и не знала. В тот же день мы пошли к Егору просить прощения. Но о заявлении в милицию я ничего не знаю. Сын — довольно скрытный ребенок. Ему 30 мая «сливку» поставили, а он даже не сказал, кто это сделал. Я не пошла разбираться: может, сам виноват.

Директор школы, к которой мы обратились за комментарием, не стала отрицать, что инциденты между учениками шестого класса были, однако они всегда разрешались силами учителей и родителей.

— Все те конфликты, все обращения мамы Татьяны мы решали на месте. Ребенок ходит в школу, общается со сверстниками. Хотя возраст, конечно, у детей непростой. Да, мы имели какие-то случаи непростых взаимоотношений в классе, но не было такого, чтобы мы не решили вопрос на месте.

Утром 3 июня Татьяну, Егора и родителей с детьми, которые участвовали в травле, пригласили в школу, чтобы вместе найти выход из этой ситуации. После этого мы связались с ней.

— На встрече собрались дети и их родители, завуч, директор, психолог, социальный педагог, инспектор по делам несовершеннолетних, представитель управления по образованию, — рассказала Татьяна. — Психолог по очереди беседовал с каждым ребенком. Дети и родители попросили у Егора прощения. Нам сказали, что психолог будет работать с ними все лето. Также стоит вопрос о том, чтобы поставить их на учет в инспекцию по делам несовершеннолетних.

«В подростковых группах разворачивается сильная динамика — и за лидерство, и за власть. Одному взрослому сложно справиться»

Казалось бы, ситуация, которая происходит в школе поселка под Минском, — частный случай. И это было бы так, если бы проблема буллинга не была настолько распространенной. TUT.BY обратился за комментарием в детскому психологу Ольге Филимоновой и попросил объяснить: почему «новенький» в классе вызывает негативную реакцию, а также как в этом случае должны вести себя родители и ребенок, который столкнулся с травлей?

По словам Ольги, если в детском коллективе возникает буллинг, очень важно сразу же его локализовать и ни в коем случае не игнорировать. Принцип «дети сами разберутся» здесь не только не сработает, но и может привести к серьезным последствиям.

Читайте так же:  Суд кассационной инстанции санкт петербурга официальный сайт

Фото из личного архива Ольги Филимоновой

Довольно часто буллинг возникает на фоне зависти, рассказывает Ольга.

— Когда новый ученик приходит в класс, к нему проявляется много интереса, любопытства. С ним начинают общаться, взаимодействовать. Тот, кто был лидером в классе, какое-то время терпит, что внимание направлено не на него, но зависть-то растет, накапливается. Затем он начинает подначивать ребенка, а после «подтягивать» своих друзей.

Как правило, в буллинге участвует несколько наиболее активных детей, при этом весь остальной класс становится пассивным соучастником, если не сообщает об этом взрослым, говорит психолог.

— Есть несколько наиболее активных детей, а все остальные просто наблюдают со стороны. Но на самом деле на взрослом языке это называется безмолвным участием. Очень часто оно связано со страхом детей, что буллинг начнется и в их адрес, либо со стыдом, что они раньше об этом никому не сказали.

Первое, что должен сделать ребенок, если его начали травить в классе, — обязательно рассказать об этом взрослым.

— И родителям, и учителям. Нужно напрямую подходить и говорить: «А вы знаете, он меня обзывает». Опасность буллинга еще и в том, что тот, кто травит, подлавливает для этого момент, чтобы взрослые его не видели. А тот, кого травят, дает сдачи на виду — и в результате из него делают зачинщика.

Фото: Reuters

По опыту Ольги, очень часто дети боятся рассказывать о «неприятностях в классе» взрослым.

— К сожалению, дети часто молчат, терпят, об этом могут не знать даже родители. Как правило, они боятся, что их могут прозвать «шестерками». В то, что не знают учителя, я до конца не верю. Если они хотя бы догадываются о конфликте, важно, чтобы они его останавливали, при этом привлекали родителей обеих сторон, собирали участников конфликта отдельно.

По мнению Ольги, прекратить в классе буллинг могут только взрослые. Причем одному учителю это вряд будет по силам — здесь нужно участие и родителей, и, если понадобится, специалистов.

— Одному взрослому довольно сложно справиться с 12-летними подростками. Нужно сразу же призывать родителей. В подростковых группах разворачивается сильная динамика — и за лидерство, и за власть. Нужно смотреть, какую вторичную выгоду преследует ребенок. Он таким образом самоутверждается? Завоевывает лидерство? В любом случае, родителям пострадавшего ребенка ни в коем случае не стоит набрасываться на родителей тех, кто буллит. Ну а родителям тех, кто буллит, нужно признавать или хотя бы допускать мысль, что, наверное, их ребенок не ангел и может так поступать. Если взрослые сами не справляются, важно не затягивать и не надеяться, что все «само рассосется», — и идти к специалисту. Не нужно пугаться или стесняться. Психолог — это как переводчик в данном случае.

— Насколько разумно привлекать милицию к разрешению такой ситуации?

— С одной стороны, можно понять родителей, которые таким образом хотят наказать обидчиков их ребенка. С другой стороны, нужно смотреть на общую ситуацию. Если в этом участвовали дети, у которых уже были проблемы с милицией, то, наверное, разумно, чтобы взаимодействие с милицией отрегулировало их вновь.

— Есть ли шанс разрешить ситуацию так, чтобы каждая из сторон осталась учиться в школе? Либо если буллинг зашел слишком далеко, нужно ее менять?

— Это работа не одного раза, не одной беседы, но конфликт разрешить можно. Однако если буллинг зашел слишком далеко — до травм у ребенка, то, наверное, ему будет сложно возвращаться: его беспокойство и страх будет сильным достаточно долгое время. Но опять-таки нужно учитывать детали ситуации и проводимую работу.

«Не избил, а подрался». Как говорить с учителями, если вызывают в школу из-за поведения ребенка

13 ноября 2017 в 12:12
Наталья Поспелова специально для TUT.BY

Кажется, только недавно прозвенел первый звонок, а уже началась самая короткая и любимая школьниками вторая четверть учебного года. Для кого-то учеба стала приятным и увлекательным делом. А кто-то в школу ходит как на Голгофу: занудные уроки, нелады в школьном коллективе, изматывающая домашка, когда у взрослых сдают нервы, а у детей заканчиваются силы… А тут еще и это: «Родителей — в школу!»

Ваша детка набедокурила. Разбитый унитаз в школьном туалете, пропавший у одноклассника гаджет, найденный в рюкзаке вашего ребенка, драка с одноклассником прямо на уроке, несносное поведение, когда ваш «всем мешает» и тому подобное… Мало ли что из этого перечня послужило причиной вызова родителей в школу. Неприятно, конечно, но идти надо. Итак, вас вызвали в школу для разбора полетов, а точнее залетов вашего ребенка. Как себя вести, что говорить и что делать — в этом материале.

Наталья Поспелова — специалист по семейному неблагополучию и устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 28 лет работала в органах охраны детства Беларуси, из них 12 — в Национальном центре усыновления. Автор более 100 методических и публицистических работ по проблемам социального сиротства и семейного неблагополучия. Одна из основателей республиканского портала по поиску семей для детей-сирот www.dadomu.by и единственного в СНГ ежемесячного издания для замещающих родителей и специалистов органов опеки и попечительства — газеты «Домой!». Референт Белорусского общественного объединения замещающих семей «С надеждой». Профессиональная специализация: альтернативные формы жизнеустройства детей-сирот; споры родителей о воспитании детей; сопровождение семей, желающих принять или уже принявших детей-сирот на воспитание. E-mail автора [email protected]

Начнем с того, что «благую весть» о вызове в школу вы можете получить разными путями. Наиболее распространенный — классная позвонит вам на мобильный (рабочий, домашний), скажет, что разговор не телефонный и хорошо бы вам зайти в школу в определенное время. Возможно, вызов в школу будет зафиксирован на отдельной страничке в дневнике ребенка, а может, сам ребенок передаст просьбу учительницы. Обязательно детально уточните у педагога, какой вопрос вы будете обсуждать (неудачи в учебе, проблемы во взаимоотношениях со сверстниками или педагогами, какую-то конкретную ситуацию, связанную с отклоняющимся или противоправным поведением ребенка). Настаивайте, чтобы учительница четко сформулировала причину вашего приглашения в школу. Не стесняйтесь сказать, что вас взволновало ее приглашение и просите по возможности подробнее обрисовать ситуацию, в связи с которой вас вызывают для беседы.

Также не забудьте уточнить, кто еще из педсостава подтянется для укрепления флангов вызвавшего вас педагога. Одно дело — беседовать один на один, и совсем другое, если к разбору залета подключится школьный истеблишмент: заместитель директора по воспитательной работе, педагог-психолог или педагог социальный. Важно определить число возможных оппонентов. Позаботьтесь, чтобы и вы не были в меньшинстве: желательно посетить учреждение образования обоим родителям. Да, нелегко сегодня отпроситься с работы, однако можно договориться о встрече в субботу (аллилуйя шестому школьному дню), постараться замениться на работе и т.п. Просто нет ничего важнее, чем разобраться в ситуации, в которой оказался ваш ребенок.

Читайте так же:  Сокращение срока материнского капитала

Разумеется, ребенок будет волноваться из-за вашего похода в школу. И это повод поговорить, в том числе — о его волнении. Расспросите об инциденте, послушайте его версию событий. Ваша вовлеченность и небезразличие являются для ребенка спасательным жилетом. Иногда родители бездумно навязывают детям стереотипы, которые в сложных ситуациях не только не работают, но и приносят деструктивный эффект. Я про «ябеду-корябеду» и «плаксу-ваксу-гуталин». По сути, в запретах плакать и жаловаться ребенок слышит от родителя безжалостное: «Никто тебе не поможет. Сам давай справляйся». Каково это, знать, что ты один в трудную минуту и ты в одиночку должен противостоять неприятностям? В чем тогда смысл семьи? Поэтому не отмахивайтесь, когда ребенок делится с вами своими проблемами, находите время, чтобы дать ему возможность пожаловаться и пожалеться. Не думайте, что детские проблемы простые оттого, что детские. Нередко за этими проблемами скрываются отнюдь не детские последствия.

Слушая рассказ ребенка о случившемся, обязательно порассуждайте о том, как можно было в той ситуации поступить по-другому, приведите пример из своей детской истории.

Ваша вера в ребенка и во все лучшее в нем, на самом деле, является тем сдерживающим фактором, который в будущем убережет его от неправильных поступков. Поэтому в беседе с разволновавшимся ребенком убедите его в том, что ваши отношения с ним никак не изменятся, на них не повлияет данный конкретный инцидент и что вместе вы найдете силы решить все проблемные вопросы и постараетесь всё исправить.

«Непримиримую позицию занимают взрослые, которых в детстве никто не защищал»

Чувства, которые испытывает родитель, которому о его ребенке рассказывают что-то неприятное, разумеется, негативные. Среди массы реакций на вызов в школу можно выделить две наиболее типичные.

Фото: Анжелика Василевская, TUT.BY

Вернемся к нашему накосячившему младшему школьнику. Непримиримую и априори несогласную позицию как реакцию на вызов в учреждение образования, как правило, занимают те взрослые, которых самих в детстве никто не оберегал, не защищал, и, по большому счету, особо никто не ценил. Такие взрослые идут в школу как на поле боя. В этих обстоятельствах вряд ли есть возможность рассчитывать на конструктивный диалог с педагогом и благоприятный по последствиям для ребенка разбор его залета. Еще одним следствием бойцовской позиции родителей может стать его разговор с педагогами на повышенных тонах, в силу чего есть риск получить репутацию конфликтных, проблемных, неуживчивых. Все бы ничего, но не следует забывать, что одним из критериев отнесения ребенка к категории находящихся в СОП (социально-опасном положении) является «проживание несовершеннолетнего в семье в ситуации конфликта». Кому приятно находиться на всяческих «учетах» и в «отдельных папках»? Если вы допустите развитие беседы по конфликтному сценарию, то у педагога может «сложиться пазл»: и мама скандалистка, и ребенок с противоправным поведением. Занавес. Потому старайтесь держать свои эмоции под контролем. Если бы ситуация не беспокоила педагога, он вряд ли бы решился беспокоить вас.

[2]

Заметна у взрослых и прямо противоположная реакция на вызов в школу: раз учительница сказала — так оно и есть: ребенок подвел, не оправдал, «как ты мог?!», «ну как же так?» и т.п. Родители идут смиренно выслушивать претензии, заочно или прилюдно сдавая свое чадо, т.е. предавая его. Как правило, такое поведение характерно для взрослых с архаичными представлениями о школе, а также для тех, кто сам рос в семье с излишне требовательными и взыскательными родителями, которые никогда не ошибаются и всегда правы.

Именно эта позиция, на мой взгляд, наиболее катастрофична для отношений с ребенком, она способна нарушить или даже разрушить доверие ребенка к своему взрослому. Считывая страх и неуверенность, транслируемые родителем перед беседой с педагогами, ребенок укрепляется в мысли, что, оказывается, его родители вовсе не такие уж смелые и решительные, как он всегда раньше думал, что есть кто-то или что-то, что заставляет его родителей трепетать и паниковать. И коль скоро родители — слабаки, на кого же надеяться в трудную минуту? У кого искать защиту?

Прописанные крайности не являются исчерпывающими. Потому можно только приветствовать появление и расширение группы родителей, которые стараются занять в ситуации вызова в школу продуктивную позицию, сочетающую безусловную любовь и доверие к своему ребенку и уважение к учителю и его усилиям.

«Дочь не украла, а взяла. Сын не избил, а подрался»

Рассмотрим два наиболее типичных примера вызова в школу родителей младшего школьника.

Ситуация 1. «Ваш сын избил одноклассника, порвал ему пиджак».

Ситуация 2. «Ваша дочь украла новый дорогой телефон у одноклассницы».

В первом случае педагог пытается вам донести, что сын — бандит и хулиган, во втором, что дочь — воровка. Родителю больно и неприятно, кто бы спорил! Можно вступить в сражение с педагогом, перейти на личности «Кто вам дал диплом о педагогическом образовании?! Вы класс распустили, за дисциплиной не следите! У опытных педагогов такие инциденты не происходят!». Можно посоглашаться и покраснеть, вернуться домой и закатить ребенку показательные выступления: «Я хотела провалиться от стыда сквозь землю», а можно обсудить ситуацию с максимальной пользой для ребенка и своей семьи. Важно соблюдать некоторые правила разбора залетов.

Для начала поработайте над терминологией: моя дочь не украла, а взяла чужую вещь; мой сын не избил, а подрался. Дайте понять педагогу, что вы против навешивания ярлыков и крайних формулировок, и вы не в суде, где квалифицируют преступные деяния злоумышленников, а потому предложите воздержаться от использования уголовно-процессуального словаря. Старайтесь снизить эмоциональную накаленность и негативный подтекст терминов: это поможет снизить напряжение в разговоре.

Не забудьте правило из «ветхого педагогического завета», которое, несмотря на частое использование, в ряде ситуаций доказывает свою состоятельность: запрещайте оценивать ребенка. Можно оценивать только его поступки, знания, поведение, но не ребенка. Отделяйте поступок ребенка от его личности.

Подчеркните, что вы понимаете, как учительнице неприятно, что такое произошло именно в ее классе, скажите, что вы не собираетесь спихнуть ответственность за происходящее на нее одну, что разделяете ее обеспокоенность и благодарны за приглашение на разговор, предлагаете вместе искать пути решения проблемы и сделаете все от вас зависящее, чтобы не случилось рецидива.

Дальше приступайте к разбору залета, но именно в совокупности факторов, не вырывая его из контекста, не изолированно. Уточните у педагога, кто еще из детей пострадал от подобных действий вашего ребенка, т.е. выясните, идет ли речь о разовом инциденте, или другие дети тоже жаловались на плохое поведение вашей детки? Если педагог заявляет об отсутствии серийности проблемного поведения ребенка, приложите усилия разобраться, что стало провоцирующим фактором в обоих случаях.

Читайте так же:  Исковое заявление о взыскании денежных средств и процентов

Если вы внимательны, вовлечены в своего ребенка и у вас с ним доверительные отношения, то не составит труда догадаться, что на самом деле стоит за инцидентом. Одноклассник, с которым подрался ваш сын, нередко задирал вашего мальчика, в обсуждаемой ситуации спусковым механизмом к драке послужил факт, что одноклассник, пробегая мимо, резко толкнул вашего, тот упал на вазон с цветком и ушибся.

Одноклассница новым гаджетом не просто гордилась — она использовала его для противопоставления другим детям. Она сказала вашей дочке, что будет дружить только с теми, у кого крутой телефон. Выходит, у кого есть новый телефон — тот хороший и с ним можно общаться. Дочка обиделась и не придумала ничего лучшего, чем взять телефон, ответив, таким образом, на обиду.

Она вовсе не собиралась пользоваться телефоном, она хотела повысить свою самооценку, обладая статусной вещью, стремилась успокоить себя: с ней тоже можно дружить!

В обоих случаях понятно, что дети выбрали не совсем корректные способы решения проблем. Но мальчик постарался защитить себя от постоянных нападок одноклассника, а девочка — от унижений со стороны одноклассницы. Да, способы были выбраны детьми не ахти, но, как говорится, выбирали из скудной копилки имеющегося опыта. Поэтому дайте понять педагогу, что считаете очень важной воспитательную работу с детьми, направленную на исключение подобных ситуаций, когда детям приходится прибегать к отчаянным способам решения межличностных проблем.

Сообщите педагогу, что не одобряете поступок своего ребенка, но находитесь на его стороне. Чтобы показать свое единство с ребенком, старайтесь в речи использовать больше местоимений «мой», «моя», «мы», «у нас». Спросите у собеседницы, допускает ли она право людей на ошибку. Постарайтесь убедить педагога, что ребенок в силу возраста и недостаточности опыта просто выбрал неподходящую модель поведения.

Видео (кликните для воспроизведения).

Тот факт, что вы на стороне своего ребенка, вовсе не означает, что вы против всех остальных. Избегайте поляризации, разведения участников по разные стороны баррикад, подчеркните, что многие дети в этом возрасте выбирают неправильные способы разрешения внешних и внутренних конфликтов. На противостояние с учительницей вы выйдете только в случае, если попытаетесь обвинить ее в случившемся. Избегайте этого.

Обязательно поинтересуйтесь у педагога, приглашены ли для беседы родители детей — участников конфликтов. Сообщите, что готовы встретиться с ними и обсудить ситуацию проблемного поведения ваших детей.

Завершая беседу, обязательно попросите учителя рассказать вам что-то хорошее о вашем ребенке. Этим вы усилите позицию, направленную на поддержку ребенка.

Конечно, многое в результате беседы будет зависеть от того, какой педагог вас вызвал. Кому-то из родителей будет продемонстрирована позиция педагогического пофигизма «абы дети не мешали», кто-то почувствует плохо скрываемое пренебрежение профессионально деформированного давателя уроков. Не каждому в качестве классной дамы достанется Мария Монтессори, и особенно надеяться, что в рамках непрекращающегося эксперимента на разбор залета детки вас вызовет великий Дамблдор, тоже не приходится. Однако избегайте ситуационных выводов и не спешите: понаблюдайте, какие действия со стороны педагога последуют после вашего похода в школу.

По возвращении из школы обязательно уложите свои эмоции по полочкам и обсудите ситуацию с переживающим за вас и себя ребенком. Дайте ему понять, что не одобряете его поступок, но вы с ним на одной стороне. Порассуждайте о том, как можно было поступить по-другому. Одобрительно отзовитесь о педагоге, обязательно расскажите, что хорошего вы узнали от учительницы и полюбуйтесь реакцией вашего школьника. Вы, бесспорно, решите эти возрастные проблемы с тем, чтобы потом решать проблемы большего масштаба, всегда находясь на стороне своего ребенка. И пусть конфликтов у вашего ребенка будет меньше!

Какая ответственность ждет учителя, который ударил ученика

В современных школах конфликты случаются практически ежедневно. И если иногда это вполне допустимо между подростками, то ссора между школьником и педагогом – это очень серьезно. Если учитель ударил ученика, ему может грозить не только увольнение, но и реальное уголовное наказание. А это штраф, принудительные работы и даже тюрьма.

Порядок действий, когда учитель ударил ученика

Конфликты учеников и учителей возникают во многих странах, например, в Украине, Казахстане и т.д. Россия также не исключение. Если говорить о том, что может спровоцировать учителя применить к ребенку физическую силу, например, ударить по голове, то причин много.

Известно, что поведение детей часто оставляет желать лучшего, и если педагог не смог организовать учебный процесс должным образом, то контролировать учеников будет сложно. Постоянное психологическое напряжение, возможные издевательства со стороны школьников или нервный срыв могут повлиять на то, что педагог перестает держать себя в рамках.

Справка: как бы ни вели себя дети, применять физическую силу к ним преподаватель не имеет права.

Когда родители школьника узнают о действиях педагога, первое их желание – это обращение в полицию. Но на практике с заявлением лучше подождать. Сначала нужно решить конфликт внутри школы, обратившись к администрации для выяснения обстоятельств. Если учительница действительно виновата, то она обязательно понесет ответственность.

Если уладить дело мирно не вышло, то права этих родителей могут быть восстановлены в суде. Естественно, процесс длится долго. Но если есть необходимость в том, чтобы остановить и наказать педагога, то следует обращаться к правоохранительным органам. Процедура состоит из следующих этапов:

[3]

  • оформление и подача заявления в полицию;
  • сбор доказательств избиения (медицинское освидетельствование).

В заявлении следует подробно описать обстоятельства дела, указать личные данные учителя и возможных свидетелей, а также другую важную информацию. Можно обратиться к опытному адвокату. Родитель пострадавшего школьника может взыскать с учителя моральный ущерб. Для этого следует подготовить и подать соответствующий судебный иск.

Какое наказание предусмотрено

Если, к примеру, учительница бьет маленького ребенка по голове, ее могут привлечь к уголовной ответственности. И наказание будет соответствующим. Статья 116 УК РФ (побои) при отсутствии телесных повреждений содержит следующие санкции:
  • арест (до полугода, не более);
  • обязательные работы (360 ч.);
  • исправительные работы (полгода, не более);
  • штраф (до 40 тыс. рублей).

Если в действиях учителя будут выявлены обстоятельства, отягчающие наказание, то его ожидает:

  • обязательные работы (360 часов);
  • исправительные работы (не более 12 месяцев);
  • условный срок (2 года);
  • принудительные работы (до 24 месяцев);
  • арест (полгода);
  • тюремное заключение (до 2 лет).
Читайте так же:  В садоводстве постоянно отключают свет, можно ли оштрафовать поставщика

За умышленное причинение ребенку вреда средней тяжести ему грозит серьезное наказание по статье 112 УК РФ:

  • принудительные работы (до 36 месяцев);
  • условный срок (до 3 лет);
  • тюремное заключение (до 3 лет).

Помимо уголовной ответственности, учителя ожидают дисциплинарное взыскание и увольнение. На наказание могут повлиять дополнительные факторы:

  • ненависть к ребенку;
  • национальная, расовая или политическая вражда.

Эти два обстоятельства могут привести к тому, что учитель получит реальный тюремный срок за свои действия.

Как защитить ребенка от неправомерных действий со стороны педагога

Для ребенка физическое насилие со стороны учителя – это серьезная психологическая травма. Поэтому родители обязаны делать все правильно и не усугублять этот конфликт. С другой стороны, не предпринимать никаких мер также неправильно. Если администрация школы проигнорировала обращение родителей, а полиция не спешит передавать дело в суд, есть смысл перевести ребенка в другое образовательное учреждение.

Родителям учеников, которые становятся жертвами нервных учителей, следует не только возмущаться и требовать наказания для педагога. Важно понимать, что ни один преподаватель, если у него все в порядке с психикой, не будет бить ученика. Но если спровоцировать его, на что современные дети вполне способны, то может произойти нечто подобное. В этой проблеме виноват не только педагог, но еще родители, отсутствие дисциплинарных мер, позволяющих контролировать поведение детей, и многое другое.

Наказывать педагогов, бьющих детей, нужно по-разному. Если это просто нервный срыв, то вполне достаточно уволить человека. Но при наличии таких отягчающих факторов, как ненависть (расовая или национальная) и систематичность избиения, то обязательно нужно идти в полицию. На наказание также влияет тяжесть нанесенных школьнику побоев.

Что делать, если ребенка избили в школе?

В любой школе есть дети, которые любят провоцировать конфликты. Однако порой ссоры перерастают в драки и даже травлю одного из учеников.

Помимо одноклассников, в роли агрессора может выступать и сам учитель. Что предпринять, если вашего сына или дочь бьют в школе? Как раз и навсегда остановить этот беспредел?

Кто несет ответственность за избиение в школе?

Пока ребенок находится в стенах общеобразовательного учреждения, учителя несут ответственность за безопасность его здоровья и профилактику несчастных случаев. Также они обязаны своевременно пресекать любые проявления физического насилия.

Ответственность за безопасность ребенка в школе несут педагогические работники.

Если ваш ребенок подвергся насилию, нужно уведомить о произошедшем сотрудников образовательного учреждения и начать разбирательство.

Куда обратиться, если ребенка бьют в школе?

В зависимости от того, кто выступал зачинщиком конфликта — другой ученик или педагог, будет определяться порядок действий родителей.

Если инициатором был одноклассник вашего ребенка, то самый простой способ урегулировать ситуацию — провести профилактическую беседу с участием детей и их родителей. Также можно привлечь школьного педагога-психолога.

Для этого вам нужно подать директору школы заявление с просьбой провести беседу. К решению наиболее сложных ситуаций привлекается руководитель учреждения, а менее серьезные разбираются с участием классного учителя.

Сначала нужно обратиться к директору школы с просьбой вызвать задиру на профилактическую беседу.

Если профилактическая беседа в школе не дала нужного эффекта и ребенка продолжают травить, то следует обратиться с заявлением в комиссию по делам несовершеннолетних.

В ходатайстве опишите возникшую проблему и попросите вызвать стороны конфликта на беседу. Если и это не поможет, зачинщика драки поставят на учет.

Если избиения продолжаются, пишите заявление в комиссию по делам несовершеннолетних.

Если же ваш ребенок получил серьезные травмы, обратитесь с заявлением в полицию. И хотя до 14 лет к уголовной ответственности за подобные преступления не привлекают, комиссия по делам несовершеннолетних проведет беседу с родителями обидчика. Они также понесут административное наказание за неисполнение своих родительских обязанностей.

Если ребенку нанесли серьезные физические повреждения, идите в полицию.

Что делать, если ребенка избил учитель?

При такой ситуации существует два варианта дальнейшего развития событий:
  1. Вызвать учителя на беседу

Если вы лояльно относитесь к произошедшему и травмы ребенка незначительны, можно обратиться к директору школы с просьбой провести профилактическую беседу с участием сторон конфликта.

  1. Обратиться в правоохранительные органы

Если мероприятие не принесло нужного эффекта или ребенок получил серьезные физические повреждения, то необходимо идти в полицию.

Вы также вправе требовать уволить нерадивого педагога, так как применение насилия в отношении ученика запрещено и является основанием для расторжения трудового договора.

Что нужно для обращения в полицию?

Если вашего ребенка сильно избили в школе, действуйте следующим образом:

  1. Зафиксируйте побои

Как можно скорее обратитесь в медицинское учреждение. Врач-хирург или травматолог проведет осмотр ребенка и выпишет справку, в которой будут перечислены все полученные травмы, их характер и локализация.

  1. Напишите заявление в полицию

Вы можете составить ходатайство в свободной форме и рассказать о случившемся. Не забудьте приложить к заявлению копии полученных ранее медицинских документов.

[1]

  1. Подайте заявление

Передайте ходатайство и бумаги в ОВД того района, где случился инцидент. Взамен дежурный сотрудник выдаст вам талон-уведомление о принятии заявления.

Перед обращением в полицию зафиксируйте все полученные ребенком травмы.

Полицейские уведомят о поступлении заявления школу и комиссию по делам несовершеннолетних. В подобной ситуации руководство образовательного учреждения тоже может инициировать разбирательство.

В случае необоснованного отказа в возбуждении уголовного дела, вы можете обжаловать его через прокуратуру.

Куда подать заявление об избиении ребенка в школе?

Порядок подачи и рассмотрения ходатайства зависит от количества произошедших инцидентов.

Преступление квалифицируется как побои (ст. 116 УК РФ) или вред здоровью различной степени тяжести (ст. 111-115 УК РФ), если вашего ребенка избили один раз. Когда избиения происходят систематически, деяния подпадают под состав ст. 117 УК РФ «Истязание».

В полицию идут в случае, когда заявителю неизвестны все персональные данные злоумышленников (фамилия, адрес проживания и т.д.).

Сотрудники полиции в течение 30 дней проводят мероприятия, направленные на установление личности преступника, а затем передают все собранные по делу материалы в суд.

Скачать образец заявления в полицию об избиении ребенка в школе

Если вы знаете персональную информацию обидчика (включая его паспортные данные), то заявление о побоях можно подать в мировой суд.

Иск должен содержать следующие сведения:

  • наименование и адрес суда;
  • паспортные данные пострадавшего и обвиняемого;
  • время, место и обстоятельства произошедшего;
  • просьбу о принятии материалов к производству;
  • список свидетелей по делу;
  • перечень прилагаемых к заявлению документов;
  • дата и подпись заявителя.

Скачать образец заявления в мировой суд об избиении ребенка

В отличии от побоев, уголовное дело по факту истязаний может быть возбуждено не только по заявлению пострадавшего (его законного представителя), но и на основании документов о выявлении признаков преступления (например, полицейский рапорт).

Читайте так же:  Схемы мошенничества в сфере кредитования

В любом случае, до подачи заявления рекомендуем зафиксировать полученные травмы в медучреждении и проконсультироваться у юриста.

Ребенка избили в школе, что делать родителям?

Содержание статьи

При обучении в средних учебных заведениях часто возникают конфликтные ситуации не только с участием учеников, но и нередко с участием учителей. Такие конфликты воспринимаются в качестве стрессовых ситуаций, что не сказывается благоприятно на формирующейся психике ребенка.

В данной публикации предстоит исследовать вопросы правового воздействия на лиц, которые виновны в избиении ребенка, изучить нюансы обращения в правоохранительные органы с целью подачи заявления по факту побоев.

Куда обратиться, если ребенка бьют в школе?

Порядок действия, если ребенка избили в школе, может быть определен в зависимости от лица, от которого исходит конфликт.

Если зачинщиком является другой ученик школы, то методы воздействия более разнообразны и демократичны, чем при конфликте с участием учителя.

Важно! Самый простой способ попытаться урегулировать подобную ситуацию — провести профилактическую беседу с участием обеих сторон конфликта и их родителей, также можно привлечь к данному мероприятию педагога-психолога, который должен быть в каждой школе.

На практике такая беседа организовывается следующим образом: родители, сына которых побили, подают заявление директору с просьбой провести такое мероприятие и назначить его дату и время. Обычно наиболее конфликтные ситуации выносятся на уровень директора школы, менее конфликтные — решаются непосредственно с участием классного руководителя.

Важно! Если подобные конфликтные ситуации происходят периодически и профилактическая беседа не привела к нужным результатам, то необходимо обратиться с заявлением по данному факту в комиссию по делам несовершеннолетних при местной администрации.

В заявлении следует указать проблемную ситуацию с просьбой вызвать стороны конфликта на профилактическую беседу. Обычно, если такая беседа не помогает, ребенка — зачинщика конфликта ставят на учет в качестве неблагополучного несовершеннолетнего. Это чревато периодическими проверками комиссией и вызовами для бесед.

В случае если ситуация экстраординарная и ребенку причинены значительные телесные повреждения, то необходимо обращаться в полицию с заявлением по данному факту. И хотя, если ребенку не исполнилось 16 лет, будет отказ возбуждении уголовного дела, однако, комиссия по делам несовершеннолетних проведет серьезную беседу с родителями, возможно даже привлечет их к административной ответственности за ненадлежащее исполнение родительских обязанностей, поставит семью на учет и будет периодически проверять.

Важно! Материальный ущерб и моральный вред, причиненный незаконными действиями ребенка можно взыскать с родителей.

На практике обращения в комиссию по делам несовершеннолетних достаточно, чтобы усмирить чрезвычайно резвого ребенка. В случае если ребенка избил педагогический работник, то также есть несколько вариантов обращения за защитой прав ребенка.

Если вы достаточно лояльно относитесь к данной ситуации и побои незначительны, то можно обратиться к директору с заявлением о проведении профилактической беседы с участием сторон конфликта. Если беседа результата не принесла, то нужно обратиться в правоохранительные органы по факту нанесения побоев ребенку. Подробнее о порядке подачи и рассмотрения такого заявления речь пойдет ниже.

Также есть вариант воздействия на учителя путем инициирования процедуры его увольнения, поскольку факт насилия в отношении ученика является основанием для такого увольнения. С подобным заявлением вы можете обратиться к директору или непосредственно в управление образования.

Заявление об избиении ребенка в школе

Порядок подачи и рассмотрения заявления об избиении зависит от количества фактов инцидентов. Если избиение имело место однократно, то речь идет о составе преступления «побои». Если же бьют систематически, то данные деяния подпадают под состав «истязание».

Важно! Если вы подаете заявление по факту побоев, то его можно подать как в полицию, так и сразу непосредственно в суд.

Если полностью все персональные данные учителя не известны, то на практике обращаются в полицию, сотрудники полиции проводят мероприятия, направленные на установление личности виновного лица, а затем передают материалы с обвинительным актом в суд. По данной категории дел срок дознания не может превышать 1 месяц. Перед передачей дела в суд, дознаватель утверждает обвинительный акт у прокурора. Последний вправе утвердить обвинительный акт или вернуть уголовное дело для производства дополнительного дознания.

В случае если персональная информация виновного известна, то потерпевший (в данном случае его законный представитель) вправе заявление по факту побоев направлять непосредственно в мировой суд.

Важно! Заявление направляется в суд с копиями по количеству виновных лиц. В данном документе необходимо указать, что заявитель уведомлен об уголовной ответственности за заведомо ложный донос.

В заявлении указывается:

  • название суда и его адрес;
  • событие преступления, его время, место и обстоятельства осуществления;
  • просьба о принятии материалов к производству;
  • персональные данные потерпевшего, его паспортные данные;
  • персональную информацию подозреваемого лица;
  • перечень вызываемых свидетелей;
  • подпись заявителя.

Важно! Истязание не является делом частного обвинения, в отличие от побоев, обвинение носит публичный характер, поэтому уголовное дело возбуждается не только по заявлению пострадавшего (законного представителя), но и на основании документов о выявлении признаков преступления (например, рапорт).

Заявление в отдел полиции по факту данного преступления направляется в произвольной форме, но, в нем следует четко прописать контактные и паспортные данные заявителя, описать событие преступления (дата, время, место, предполагаемого преступника) и сделать отметку о том, что заявитель уведомлен о том, что ложный донос влечет ответственность по ст.306 УК РФ. Заявление может быть сделано также в устной форме сотруднику полиции, которое заносится в протокол. Указанный документ подписывается заявителем и лицом, принявшим заявление (составившем протокол).

По итогам рассмотрения заявления в течение 3-10 дней возбуждается уголовное дело или выносится постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Последнее может быть обжаловано в прокуратуру.

Видео (кликните для воспроизведения).

ВНИМАНИЕ! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует — напишите в форме ниже.

Источники


  1. Сю, Эжен Жертва судебной ошибки / Эжен Сю. — М.: Новелла, 2016. — 416 c.

  2. Мацкевич, И.М. Организация научной деятельности и выполнение научных работ по юриспруденции. Научно-практическое пособие / И.М. Мацкевич. — М.: Проспект, 2017. — 915 c.

  3. Мельник, В. В. Искусство речи в суде присяжных. Учебно-практическое пособие / В.В. Мельник, И.Л. Трунов. — М.: Юрайт, 2015. — 672 c.
Что делать если ребенка избили в школе
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here