Что говорит фкз о судебной системе российской федерации

Ответы на вопросы по теме: "Что говорит фкз о судебной системе российской федерации" с полным описанием проблематики и способов решения. При возникновении дополнительных вопросов - задавайте их дежурному юристу.

Содержание

Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ
«О судебной системе Российской Федерации»

С изменениями и дополнениями от:

15 декабря 2001 г., 4 июля 2003 г., 5 апреля 2005 г., 9 ноября, 27 декабря 2009 г., 6 декабря 2011 г., 8 июня, 25 декабря 2012 г., 3, 5 февраля 2014 г., 29 июля, 30 октября 2018 г.

Принят Государственной Думой 23 октября 1996 года

Одобрен Советом Федерации 26 декабря 1996 года

Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в РФ см. Федеральный закон от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ

См. комментарий к настоящему Федеральному конституционному закону

Президент Российской Федерации

31 декабря 1996 года

Закон вступает в силу с 1 января 1997 г.

Закон регулирует основные положения судебной системы и статуса судей в РФ. Согласно статье 35 Закон РСФСР от 8 июля 1981 г. «О судоустройстве РСФСР» с последующими изменениями и дополнениями и Положение о военных трибуналах в ред. Закона СССР от 25 июня 1980 г. применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному конституционному закону.

Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»

Настоящий Федеральный конституционный закон введен в действие с 1 января 1997 г. Часть 2 статьи 33 настоящего Федерального конституционного закона в части финансирования судов на основе нормативов вводится в действие со дня вступления в силу соответствующего федерального закона

Текст Федерального конституционного закона опубликован в «Российской газете» от 6 января 1997 г. N 3, в Собрании законодательства Российской Федерации от 6 января 1997 г. N 1 ст. 1

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.

Изменения вступают в силу с 30 июля 2018 г.

Пункт 6 статьи 1 изменений вступает в силу с 1 октября 2019 г.

Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня вступления в силу Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации»

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального конституционного закона

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального конституционного закона

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального конституционного закона

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального конституционного закона

Изменения вступают в силу по истечении ста двадцати дней после дня официального опубликования названного Федерального конституционного закона

Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации»

Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» (№ 1-ФКЗ) принят Государственной Думой 23 сентября 1996 г., одобрен Советом Федерации 26 декабря 1996 г. 1 Среди действующих феде­ральных конституционных законов рассматриваемый Закон занимает осо­бое положение, поскольку вслед за Конституцией Российской Федерации он сыграл основополагающую роль в формировании действующей системы органов судебной власти в стране 2 . Он не только подтвердил наличие фе­деральных судов, но и определил суды субъектов Федерации — конститу­ционные (уставные) суды и мировые судьи. Этим Законом к федеральным судам отнесены: а) Конституционный Суд Российской Федерации; б) Вер­ховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные и равные им суды субъектов Российской Федерации, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему феде­ральных судов общей юрисдикции; в) Высший Арбитражный Суд Россий­ской Федерации, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов Российской Федерации, составляющие систему федераль­ных арбитражных судов.

Определяя ветви судебной власти и входящие в каждую из них суды, Закон исходит из единства судебной системы России. Как подчеркнуто в Законе, это единство обеспечивается путем: а) установления судебной сис­темы РФ Конституцией и этим Законом; б) соблюдения судами РФ и миро­выми судьями установленных федеральными законами правил судопроиз-

Глава 2 Источники права о правоохранительных органах

‘СЗРФ 1997 № 1.Ст 1.

2 Содержание других федеральных конституционных законов изложено в главах, посвященных арбитражным судам (гл 7), Конституционному Суду (гл 8), военным судам (§ 4 гл 6)

водства; в) применения всеми судами Конституции РФ, федеральных кон­ституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров, а также консти­туций (уставов) и других законов субъектов Федерации; г) признания обя­зательности исполнения на всей территории России судебных постановле­ний, вступивших в законную силу; д) законодательного закрепления един­ства статуса судей; е) финансирования федеральных судов и мировых су­дей из федерального бюджета 1 .

Закон о судебной системе исходит из важности каждого звена судебной системы, когда подчеркивает, что судебная власть в РФ осуществляется только судами в лице судей, привлекаемых в установленном порядке к осуществлению правосудия присяжных, народных и арбитражных заседа­телей (ст. 1). Воспроизводя и развивая конституционные принципы право­судия, Закон этим не ограничивается. В нем установлен запрет на издание в России законов и иных нормативных актов, отменяющих или умаляющих самостоятельность судов, независимость судей (ч. 4 ст. 5). Не менее важно и другое положение: неисполнение постановления суда, а равно иное про­явление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом (ч. 2 ст. 6). Дифференцированно решен в Законе вопрос о языке судопроизводства: в высших федеральных судах, в арбит­ражных и военных судах судопроизводство и делопроизводство осуществ­ляется на русском языке. В то же время судопроизводство и делопроизвод­ство в других федеральных судах общей юрисдикции (первое и второе звенья) ведется на русском языке, а также на языке республики, на терри­тории которой находится суд.

Читайте так же:  Расценки нотариуса при оформлении наследства

Подтверждая установленные Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «О статусе судей Российской Федерации» основы правового статуса судей, порядок их назначения, несменяемости, непри­косновенности, предпосылки и механизм приостановления и прекращения деятельности судей, создания и упразднения судов, Закон о судебной сис­теме дает общую характеристику полномочий каждого из судов (ст. 17-28). Именно в этом Законе впервые районный суд определен не только как суд первой инстанции, но и как суд второй инстанции, вышестоящий по отно­шению к мировым судьям (ст. 21) 2 . Специальная глава Федерального кон-

Финансовое обеспечение деятельности мировых судей в части зарплаты и соци­альных выплат осуществляется из федерального бюджета, а материально-техническое обеспечение- в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации (ст 10 Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федера­ции» — СЗ РФ. 1998. № 51 Ст 6270)

В соответствии со ст. 354-355 УПК РФ (2001 г) районный суд является судом апелляционной инстанции, который рассматривает жалобы и представления на не вступившие в законную силу приговоры и постановления, вынесенные мировым судьей

Раздел I. Общие положения

ституционного закона посвящена органам судейского сообщества (ст. 29) , обеспечению деятельности судов (ст. 30-33) и др. При этом для обеспече­ния деятельности судов общей юрисдикции (кроме Верховного Суда РФ), а также органов судейского сообщества предусмотрено образование Судеб­ного департамента при Верховном Суде РФ. Такой орган образован и функционирует в соответствии с Федеральным законом «О Судебном де­партаменте при Верховном Суде Российской Федерации» от 19 декабря 1997г. (24 декабря 1997г.) 2 . Согласно этому Закону Судебный департа­мент, а также управления (отделы) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации и создаваемые им учреждения образуют систему Судебного департамента (ст. 2). Образование Судебного департамента и его учреждений состоялось в целях выведения из компетенции органов исполнительной власти вопросов материального и финансового обеспече­ния судов, что является одним из средств обеспечения их независимости. Такое решение, однако, не означает возложения на Верховный Суд России функций, не свойственных органам судебной власти, так как Верховный Суд Российской Федерации не наделен властными полномочиями в отно­шении вновь созданного органа и подчиненных ему структур.

Федеральным конституционным законом от 28 ноября 2001 г. (15 де­кабря 2001 г.) № 5-ФКЗ 1 внесены дополнения и изменения в Закон о судеб­ной системе. Не изменяя концепции этого закона и его исходных принци­пов, законодатель внес ряд уточнений, вызванных необходимостью приве­дения его в соответствие с другими нормативными актами. Наиболее суще­ственных изменений два. Во-первых, установлен предельный возраст пре­бывания в должности судьи федерального суда (за исключением Конститу­ционного Суда РФ) — 65 лет (ст. 14). Во-вторых, предписано, что одно и то же лицо не может быть назначено более двух раз подряд на должность председателя или заместителя председателя одного и того же федерального су да (ст. 13).

‘ Федеральный закон «Об органах судейского сообщества в Российской Федера­ции» принят 15 февраля 2002 г. (14 марта 2002 г.) // СЗ РФ. 2002. № 11. Ст. 1022. 2 СЗРФ 1998. №2. Ст. 223. 3 СЗ РФ. 2001. № 51. Ст 4825.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» от 31.12.1996 N 1-ФКЗ ст 5 (ред. от 30.10.2018)

Статья 5. Самостоятельность судов и независимость судей

1. Суды осуществляют судебную власть самостоятельно, независимо от чьей бы то ни было воли, подчиняясь только Конституции Российской Федерации и закону.

2. Судьи, присяжные и арбитражные заседатели, участвующие в осуществлении правосудия, независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и закону. Гарантии их независимости устанавливаются Конституцией Российской Федерации и федеральным законом.

[2]

3. Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа, а равно должностного лица Конституции Российской Федерации, федеральному конституционному закону, федеральному закону, общепризнанным принципам и нормам международного права, международному договору Российской Федерации, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, закону субъекта Российской Федерации, принимает решение в соответствии с правовыми положениями, имеющими наибольшую юридическую силу.

4. В Российской Федерации не могут издаваться законы и иные нормативные правовые акты, отменяющие или умаляющие самостоятельность судов, независимость судей.

5. Лица, виновные в оказании незаконного воздействия на судей, присяжных и арбитражных заседателей, участвующих в осуществлении правосудия, а также в ином вмешательстве в деятельность суда, несут ответственность, предусмотренную федеральным законом. Присвоение властных полномочий суда наказывается в соответствии с уголовным законом.

«Комментарий к Федеральному закону «О судебной системе Российской Федерации» (постатейный) (Маранц Ю.В.) («Юстицинформ», 2006)

КОММЕНТАРИЙ К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ
«О СУДЕБНОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
ОТ 31 ДЕКАБРЯ 1996 Г. N 1-ФКЗ
(Постатейный)
Ю.В. МАРАНЦ
Маранц Юлия Валерьевна, адвокат. Специалист по гражданскому праву, гражданскому и арбитражному процессу. Магистр частного права. Автор ряда публикаций по гражданскому и арбитражному процессу, а также автор комментария к ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ».
31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ

ФКЗ «О судебной системе РФ»: важные положения

Примечательно, что указанный ФКЗ был принят практически сразу же после Конституции, это вызвано тем, что высший закон не смог урегулировать структурную часть судебной власти, определить звенья и иерархию и детально раскрыть пределы их полномочий.

Конституция дается нам канву, то есть указывает основополагающие принципы и наиболее важные положения, а ФКЗ детально раскрывает и уточняет практические и фактические моменты деятельности судебных органов.

ФКЗ №1 – это продолжение тех концептуальных начал, заложенных в главном законе страны, а также утверждение судебной ветви власти, в качестве одной из трёх ветвей на федеральном уровне.

Итак, рассмотрим основные черты данного законодательного акта:

10. Анализ основных положений ФКЗ «о судах общей юрисдикции РФ» как ист гр процесса

Суд общей юрисдикции — это суд, осуществляющий правосудие по гражданским, уголовным делам и делам, возникающим из административных правонарушений, а также иным делам, подсудным судам общей юрисдикции.

Читайте так же:  Соглашение о выделе долей по материнскому капиталу

Статья 1. Система судов общей юрисдикции

1. Систему судов общей юрисдикции в Российской Федерации составляют федеральные суды общей юрисдикции и суды общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.

2. К федеральным судам общей юрисдикции относятся:

1) Верховный Суд Российской Федерации;

2) верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов;

3) районные суды, городские суды, межрайонные суды (далее — районные суды);

4) военные суды, полномочия, порядок образования и деятельности которых устанавливаются федеральным конституционным законом;

5) специализированные суды, полномочия, порядок образования и деятельности которых устанавливаются федеральным конституционным законом.

3. К судам общей юрисдикции субъектов Российской Федерации относятся мировые судьи.

Федеральные суды общей юрисдикции создаются и упраздняются только федеральным законом. Суды общей юрисдикции рассматривают:

1) все гражданские и административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов, за исключением дел, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации рассматриваются другими судами;

2) все уголовные дела;

3) иные дела, отнесенные Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами к их ведению.

Возглавляет и организует работу федеральных судов общей юрисдикции Верховный Суд РФ непосредственно или через Судебный департамент при Верховном Суде РФ.

ФКЗ Одобрен Государственной Думой 28 января 2011 года, Одобрен Советом Федерации 2 февраля 2011 года, в силе от 7 февраля 2011 г. Содержит 6 глав, 44 статьи. Законом регулируются Порядок создания и упразднения судов общей юрисдикции, Принципы деятельности судов общей юрисдикции, составы и полномочия звеньев судов общей юрисдикции, их материальное и техническое оснащение и т.д. + утверждает отмену закона «О судоустройстве» с 2013 года.

Дата добавления: 2019-02-22 ; просмотров: 55 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Внесены изменения в закон о судебной системе и отдельные законы в связи с созданием кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции

Президент подписал Федеральный конституционный закон «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» и отдельные федеральные конституционные законы в связи с созданием кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции».

Федеральный закон одобрен Государственной Думой 17 июля 2018 года и Советом Федерации 24 июля 2018 года.

Справка Государственно-правового управления

Федеральным конституционным законом в федеральные конституционные законы «О судебной системе Российской Федерации», «О военных судах Российской Федерации», «О судах общей юрисдикции Российской Федерации» и «О Верховном Суде Российской Федерации» вносятся изменения, согласно которым в Российской Федерации в целях обеспечения независимости при рассмотрении апелляционных и кассационных жалоб создаются самостоятельные кассационные суды общей юрисдикции и апелляционные суды общей юрисдикции, не связанные рамками административно-территориального деления субъектов Российской Федерации.

Федеральным конституционным законом предусмотрено создание девяти кассационных судов общей юрисдикции и пяти апелляционных судов общей юрисдикции, а также военного кассационного суда и военного апелляционного суда. Устанавливаются места нахождения и компетенция создаваемых судов, их состав, полномочия президиумов судов, председателей судов и их заместителей.

Видео (кликните для воспроизведения).

Федеральным конституционным законом также устанавливается, что предельный возраст пребывания в должности заместителей Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации, председателей кассационных судов общей юрисдикции и арбитражных судов округов – 76 лет.

Закон о судебной системе в Российской Федерации

Правовым фундаментом абсолютно всего законодательства в Российской Федерации является Конституция. Десятая статья Конституции РФ, посвященная принципу разделения властей, предусматривает существование трех ветвей государственной власти: законодательной, исполнительной и судебной. Указанные ветви власти являются обособленными и самостоятельными в сфере собственной ответственности. Данный принцип призван обеспечивать равновесие и взаимосдерживание всех властных систем.

Что представляет собой закон?

Федеральный конституционный закон N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» был принят 31 декабря 1996 года. Последние изменения, внесенные в закон в феврале 2014 года, дали старт масштабному реформированию структуры судебной системы.

Ознакомьтесь с поседними изменениями в ФЗ о государственной тайне по ссылке:

Закон представлен пятью главами, включающими 38 статей. Рассмотрим основные тезисы, которые содержит структура закона о судебной системе. О статусе судей читайте здесь:

  • В первой главе прописаны базовые положения (основы судебной власти, профильное законодательство), главные принципы судебной системы, положения, касающиеся участия граждан в реализации правосудия, и языковой аспект ведения судо- и делопроизводства;
  • Глава вторая затрагивает вопросы основ статуса: статус судей в России и единство этого статуса, порядок наделения полномочиями, срок их действия, несменяемость и неприкосновенность судьи;
  • Глава третья закона посвящена структуре судебной системы и вопросам, связанным с порядком их создания и упразднения, деятельностью федеральных конституционных (уставных) судов, а также мировых судей субъектов России. Подробности здесь:;
  • Глава четвертая содержит заключительные положения закона об органах судейского сообщества, обеспечении деятельности и финансировании судов, об использовании символов государственной власти;
  • Пятая глава посвящена порядку вступления в законную силу и реализации положений настоящего ФКЗ: срокам введения в действие, особенностям судопроизводства в судах общей юрисдикции, срокам полномочий судей и арбитражных заседателей, порядку финансирования мероприятий по реформированию системы.

Прочтите также о последних изменениях закона о референдуме в РФ тут:

К главным принципам организации судебной системы относятся:

[1]

Основополагающей миссией судебной системы любого государства является защита конституционных прав и свобод человека. Реализация данной задачи возможна лишь при условии соблюдения указанных выше принципов, в первую очередь принципов независимости и самостоятельности. Первая статья настоящего ФКЗ гласит, что власть судебной системы осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства в соответствии с отраслевым разделением законодательства России.

Статья 4 закона N 1 ФКЗ раскрывает структуру российской судебной системы, в которой действуют федеральные, конституционные (уставные) суды и мировые судьи. Конституционные суды и мировые судьи относятся к судам субъектов государства.

Перечень судов федерального значения состоит из:

  • Конституционного Суда РФ;
  • Верховного Суда России;
  • Системы федеральных судов общей юрисдикции: республиканских верховных, краевых, областных, судов городов федерального значения, автономных областей и округов, районных, военных и специализированных;
  • Системы федеральных арбитражных судов округов и субъектов РФ, специализированных и апелляционных арбитражных.
Читайте так же:  Справка о доходах за 3 месяца

Изменения, внесенные в ФЗ о судебной системе

Последняя редакция закона о судебной системе датируется 5 февраля 2014 года. Тогда Президентом России была подписана поправка к Конституции РФ — закон N 2-ФКЗ «О верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации». Закон, кстати, был одобрен Госдумой и Советом Федерации еще в ноябре 2013 года.

В результате внесенной поправки произошло формирование Верховного Суда РФ как единого высшего судебного органа России. Высший Арбитражный Суд России был упразднен. Вопросы осуществления правосудия, находившиеся в его ведении, были переданы в юрисдикцию правопреемника — Верховного Суда Российской Федерации. С момента реформирования, данный орган перестал принадлежать к системе федеральных судов общей юрисдикции.

Является высшим судебным органом страны по гражданским, уголовным, административным делам, разрешению экономических споров и иным делам, относящимся к подсудности органов, образованных в соответствии с федеральным конституционным законом о судебной системе. Также ВС РФ призван осуществлять надзор за деятельностью федеральных судов и давать разъяснения по вопросам судебной практики.

После объединения с Высшим Арбитражным Судом общее число судей ВС РФ составило 170 человек. Их численность устанавливается ежегодно в соответствии с результатом формирования федерального бюджета.

В тот же день, 5 февраля 2014 года был издан профильный закон «О Верховном Суде Российской Федерации», который регулирует вопросы организации его деятельности, структуры, полномочия органа и его должностных лиц и другие аспекты.

Хотелось бы также рассказать об изменениях в системе, намеченных на ближайшее время. 3 октября 2017 года состоялось одно из главных юридических событий последнего времени в России — Пленум (общее собрание) Верховного Суда РФ, на котором было озвучено множество предложений по снижению нагрузки, приходящейся сегодня на российские суды и систему в целом. Законопроект, включивший в себя данные предложения, ожидает рассмотрения в Государственной Думе.

Было предложено отказаться от мотивировки подавляющей части судебных актов, т. е. от необходимости обосновывать принимаемые решения. Инициатива объясняется существующей на сегодня статистикой рассмотрения дел, согласно которой почти 90% судебных постановлений после их принятия не обжалуются сторонами. В итоге вместо осуществления главной миссии — правосудия, время тратится на трудоемкую бумажную работу, которая, имея низкий КПД, обходится федеральному бюджету очень дорого.

По замыслу все акты будут состоять из вводной и резолютивной частей (действующая структура акта содержит помимо того описательную и мотивировочную части). Полный акт участники процесса будут иметь возможность запросить только после того, как дело будет рассмотрено. При рассмотрении апелляционной жалобы включение в акт мотивировочной части также станет необязательной процедурой и будет осуществляться на усмотрение органа.

Однако сделано исключение для основной массы дел административного судопроизводства, к категории которых относятся особо важные социальные и экономические дела. К процессам, по которым обоснование решения обязательно, относятся дела о банкротстве (ФЗ о банкротстве физических лиц тут:), защите прав несовершеннолетних, выселении без предоставления жилья, корпоративные споры и пр.

Критики разошлись во мнении о возможных предстоящих изменениях. Большинство поддерживает такую инициативу, утверждая, что ввиду острой нехватки времени на выполнение большого объема существующих процессуальных требований, как при рассмотрении дел так и при написании решений используются шаблонные схемы. Это наносит большой ущерб правосудию. Некоторые эксперты утверждают, что проблема современной судебной системы в её низкой стоимости и потому необходимо повышение размера взимаемых пошлин, часть из которых сейчас носит символический характер. Однако это предложение было отклонено и не было включено в законопроект.

Также предполагается отмена понятия «подведомственности», которую заменит «подсудность». Практический смысл данной правки заключается в том, что если сейчас суд прекращает дело, которое ошибочно принято к производству, то в будущем его станут передавать по подсудности. Если суд неверно определил вид судопроизводства, он сможет вынести определение о переходе к другому его виду по ГПК и КАС.

В гражданское судопроизводство планируется ввести некоторые правила из арбитражного процесса. В частности, участников обяжут осуществлять рассылку недостающих другой стороне документов. Можно будет самостоятельно следить за ходом дела в интернете, там же будут публиковаться уведомления касательно проведения заседаний.

Если в конечном итоге все предложенные поправки обретут жизнь, более половины дел станут рассматривать в упрощенном порядке. Это позволит повысить эффективность деятельности судебной системы в разы.

Предлагаем ознакомиться с текстом постановления Пленума ВС РФ от 03.10.2017 о представлении в Госдуму РФ проекта закона о внесении изменений в Гражданский и Арбитражный процессуальные кодексы РФ, Кодекс административного судопроизводства и отдельные законодательные акты России.

Скачать действующую редакцию закона о судебной системе РФ

Настоящий закон, регулирующий деятельность судебной системы, можно смело назвать ключевым в данной области. Он является обобщающим, именно из его положений вытекают прочие нормативно-правовые акты, касающиеся деятельности отдельных органов, статуса судей и других аспектов.

Скачать Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» в последней редакции.

18.Судебная система рф. Общая характеристика фкз «о судебной системе рф»

Судебная система — это созданная в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом «О судебной системе РФ» единая совокупность всех федеральных судов и судов субъектов РФ, находящихся во взаимосвязи между собой по выполнению задач судопроизводства.

Все суды подразделяются на федеральные и суды субъектов Российской Федерации. Порядок образования и деятельности федеральных судов устанавливается на основе Конституции РФ федеральными конституционными законами, а судов субъектов Федерации – с учетом федерального законодательства законами субъектов РФ.

1. Федеральные суды разделяются на три подсистемы: Конституционный Суд РФ, суды общей юрисдикции и арбитражные суды.

Конституционный Суд РФ занимает особое место в судебной системе страны, выполняет функции высшего органа судебной власти по защите основ конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина, обеспечению верховенства и прямого действия Конституции на всей территории государства. Конституционный Суд выполняет судопроизводство самостоятельно, независимо от иных государственных структур и других подсистем судебной власти.

Суды общей юрисдикции Российской Федерации, возглавляемые Верховным Судом РФ, включают федеральные суды в субъектах РФ и военные суды.

Читайте так же:  Как взять ипотеку используя материнский капитал

К федеральным судам в субъектах РФ относятся: верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды.

Систему военных судов составляют окружные (флотские) военные суды и гарнизонные военные суды. Их состав, компетенция, порядок образования, полномочия должностных лиц определяются Законом о военных судах.

2. Суды субъектов Российской Федерации включают: конституционные (уставные) суды и мировых судей. Последние относятся к судам общей юрисдикции.

Конституционные (уставные) суды субъектов РФ могут создаваться самими субъектами Федерации для разрешения вопросов соответствия законов и нормативных правовых актов органов власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления конституции (уставам) субъектов Федерации, а также для толкования соответствующих региональных конституционно-правовых норм.

Мировые судьи входят в общую систему судов РФ. Их полномочия, порядок создания и деятельности определяются Федеральным законом «О мировых судьях в Российской Федерации». Порядок избрания и некоторые вопросы обеспечения их деятельности устанавливаются законами субъектов РФ. В компетенцию дел мировых судей включается рассмотрение дел о менее опасных уголовных преступлениях, некоторых имущественных споров, отдельных трудовых и семейных дел, а также дел об административных правонарушениях.

Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» (№ 1-ФКЗ) принят Государственной Думой 23 сентября 1996 г., одобрен Советом Федерации 26 декабря 1996 г. Среди действующих федеральных конституционных законов рассматриваемый Закон занимает особое положение, поскольку вслед за Конституцией Российской Федерации он сыграл основополагающую роль в формировании действующей системы органов судебной власти в стране. Он не только подтвердил наличие федеральных судов, но и определил суды субъектов Федерации — конституционные (уставные) суды и мировые судьи. Содержит 5 глав и 38 статей.

2.3. Федеральные конституционные законы о судах

Среди действующих федеральных конституционных законов Закон о судебной системе занимает особое положение, поскольку вслед за Конституцией он сыграл основополагающую роль в формировании действующей системы органов судебной власти в стране [1] . Он не только подтвердил наличие федеральных судов, но и определил суды субъектов РФ – конституционные (уставные) суды и мировые судьи. Этим Законом к федеральным судам отнесены: а) Конституционный Суд РФ; б) Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные и равные им суды субъектов РФ, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции; в) Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов РФ, составляющие систему федеральных арбитражных судов.

Определяя ветви судебной власти, Закон о судебной системе исходит из единства судебной системы РФ и подчеркивает, что это единство обеспечивается путем: а) установления судебной системы РФ Конституцией и этим Законом; б) соблюдения судами РФ и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства; в) применения всеми судами Конституции, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров, а также конституций (уставов) и других законов субъектов РФ; г) признания обязательности исполнения на всей территории РФ судебных постановлений, вступивших в законную силу; д) законодательного закрепления единства статуса судей; е) финансирования федеральных судов и мировых судей (частично) из федерального бюджета [2] .

Закон о судебной системе исходит из важности каждого звена судебной системы, подчеркивая, что судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей, привлекаемых в установленном порядке к осуществлению правосудия присяжных и арбитражных заседателей (ст. 1). Воспроизводя и развивая конституционные принципы правосудия, Закон о судебной системе этим не ограничивается. В нем установлен запрет на издание в России законов и иных нормативных актов, отменяющих или умаляющих самостоятельность судов, независимость судей (ч. 4 ст. 5). Не менее важно и другое положение: неисполнение постановления суда, а равно иное проявление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом (ч. 2 ст. 6). Дифференцированно решен в рассматриваемом Законе вопрос о языке судопроизводства: в высших федеральных судах, в арбитражных и военных судах судопроизводство и делопроизводство осуществляется на русском языке. В то же время судопроизводство и делопроизводство в других федеральных судах общей юрисдикции (первое и второе звенья) ведется на русском языке, а также на языке республики, на территории которой находится суд.

В развитие положений Закона о судебной системе с 1 января 2013 г. вступил в действие в полном объеме Закон о судах общей юрисдикции, которым четко обозначена система судов общей юрисдикции в Российской Федерации, порядок их формирования и упразднения, принципы деятельности, полномочия, структура и т.п., а также вступили в действие положения УПК, регламентирующие производство в судах апелляционной, кассационной и надзорной инстанций (гл. 45.1, 47.1, 48.1).

  • [1] Содержание других федеральных конституционных законов изложено в главах учебника, посвященных арбитражным судам (гл. 6), Конституционному Суду (гл. 7), военным судам (гл. 5), деятельность отдельных правоохранительных органов (гл. 10, 11, 12, 13), прокуратуры (гл. 14), нотариата (гл. 15) и адвокатуры (гл. 16).
  • [2] См.: ст. 10 Закона о мировых судьях.
  • [3] В соответствии со ст. 323,382.2,389.3 УПК (с 1 января 2013 г. Глава 43 «Апелляционное и кассационное обжалование судебных решений, не вступивших в законную силу» утратила свое действие), ст. 320 ГПК районный суд является судом апелляционной инстанции, который рассматривает жалобы и представления на не вступившие в законную силу приговоры, решения и постановления, вынесенные мировым судьей.

ФКЗ о судебной системе Российской Федерации: ключевые положения

ФКЗ о судебной системе Российской Федерации определяет основные положения об устройстве системы правосудия и о структуре государственных органов, из которых эта система состоит. Федеральный закон является основным документом, регламентирующим строение судебной системы и определяющим ее функции.

Он был одобрен Советом Федерации в декабре 1996 года, и с тех пор его основные положения остаются без изменений: он определяет основные ветви судебной власти и их основные полномочия.

Ключевые принципы российской судебной системы

Правосудие может выполняться только с помощью суда!

Российская судебная система базируется на Конституции РФ, и на ней строятся ключевые принципы, подтвержденные федеральным законом:

[3]

В 2001 году федеральный закон, касающийся судебной системы, получил несколько дополнений, которые не изменили, но частично скорректировали его важные положения. Одним из важных изменений стало установление предельного возраста судьи – теперь он не может превышать 65 лет.

Кроме того, теперь один и тот же человек не может два раза подряд назначаться на должность председателя суда. И то, и другое дополнение призваны бороться с коррупцией и добиться от судебной системы большей результативности.

Читайте так же:  Кто выдает и как получить разрешение на строительство жилого частного дома

Общее устройство судебной системы

Судебная система делится на 3 ветви

Российская система делится на три крупные ветви: это суд общей юрисдикции, арбитражный и конституционный суд. Рассмотрим основные функции каждой из этих ветвей:

  1. Конституционный суд является наиболее важным звеном в системе, при этом именно он имеет право вносить поправки в Конституцию – основной закон государства. Кроме того, в его власти предъявить обвинение Президенту, если он совершит государственную измену или иное тяжкое преступление.
  2. Суды общей юрисдикции – это основные судебные органы, которые занимаются разбором гражданских, уголовных, административных и прочих дел. Малыми делами занимаются мировые суды, их решения можно обжаловать в городских и районных судах согласно установленным правилам.
  3. Арбитражные суды – особая ветвь, специализирующаяся в решении экономических споров. Это орган, призванный давать независимую оценку действиям сторон и определять исход дела в соответствии с нормами законодательства.

Такая система обеспечила разделение полномочий и возможность подачи апелляций на судебные решения от малых инстанций к самым крупным. Высшим судебным органом является Верховный суд РФ, с февраля 2014 года он больше не входит в круг судов общей юрисдикции.

Это в первую очередь надзорный орган, рассматривающий апелляции и кассационные жалобы, он имеет право контролировать в том числе и военные суды. Этот орган также занимается сбором статистики и осуществляет функции надзора по отношению к судебным инстанциям автономных республик.

Плюсы и минусы судебной системы

Коррупция в судах — актуальный вопрос

Никто не станет отрицать, что российская судебная система далека от полного совершенства, и многие положения закона нуждаются в доработке, а сама структура – в реформировании.

Однако сейчас в РФ сформирована вполне работоспособная модель, которая по объективности решений во многом превосходит системы многих крупных государств, таких, например как Китай или Индия.

Сейчас значительно сокращаются сроки судопроизводства: в мировом суде дело будет рассмотрено за месяц, в суде общей юрисдикции на это отводится всего 2 месяца. Сроки строго контролируются надзорными органами, поэтому ни один судья не заинтересован затягивать дело. Конечно, ситуации бывают разные, но в целом по большинству вопросов решения выносятся достаточно быстро.

Многие вопросы могут решаться несколькими судами, что позволяет избежать подкупа, кроме того, разработана целая система обжалований приговоров.

Как и во многих развитых странах, остается актуальным вопрос коррупции в судах. Однако из-за усиливающегося надзора случаев открытой коррупции становится меньше с каждым годом. Любой судья при обнаружении подкупа пожизненно лишается права занимать данную должность, поэтому мало кто готов рисковать местом и репутацией. Все это способствует формированию по-настоящему работоспособной судебной системы, которая продолжает совершенствоваться и реформироваться.

Правосудие – одно из важнейших условий существования государства, и важно, чтобы оно было по-настоящему независимым и неподкупным. Россия в этом отношении может с полным правом быть названа одним из передовых государств, и система является достаточно работоспособной. Актуальным остается вопрос низкой юридической грамотности граждан, но и здесь ситуация постепенно улучшается.

Система подразумевает совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность, единство.

Власть — это возможность и способность навязать свою волю, воздействовать на деятельность и поведение других людей, даже вопреки их сопротивлению. Суть власти не зависит от того, на чём основана такая возможность. Эти два определения говорят сами за себя. Все-таки – судебная власть. Нейтральнее будет сказать, правосудие.

Одной из основ правосудия является право судьи оценивать обстоятельства и доказательства по делу в их совокупности и на основе внутреннего убеждения. Это внутренний стержень правосудия. Он отвечает на философский вопрос: а нужны ли суды вообще? Ведь есть законы, которые все обязаны соблюдать. А те, кто его нарушил, должны быть наказаны. Наказания в законе тоже написаны. Да, все правильно.

И много случаев, когда граждан наказывает не суд, а, например, полицейский или другое должностное лицо. Они так и поступают, перешел улицу на красный свет, получи штраф. Но, возникает ситуация. Гражданин говорит, а я не согласен. Вот здесь и появляется возможность обратиться в суд. Это гарантировано Конституцией РФ. Особенность суда состоит в том, что только суд может принять судебное решение на основе закона и внутреннего убеждения судьи, обязательного для исполнения всеми лицами. Судебное решение имеет силу федерального закона по конкретной ситуации.

Наличие судов различных инстанций позволяет гражданам иметь доступ к правосудию вплоть до Верховного Суда РФ. А обжаловать можно все, даже федеральные законы на соответствие их Конституции можно обжаловать в Конституционном Суде РФ. Граждане РФ согласно Конституции имеют право на судебную защиту. Пользоваться этим правом можно благодаря наличию в нашей стране судов.

Что представляет собой судебная система России? Попробуйте разобраться с помощью видео:

Видео (кликните для воспроизведения).

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Источники


  1. Чепурнова, Н. М. Судебная защита в механизме гарантирования прав и свобод. Конституционно-правовой аспект / Н.М. Чепурнова, Д.В. Белоусов. — М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2014. — 168 c.

  2. Смоленский, М. Б. Адвокатская деятельность и адвокатура в Российской Федерации (адвокатское право) / М.Б. Смоленский. — М.: Феникс, 2015. — 384 c.

  3. Головистикова, А. Проблемы теории государства и права. Учебник / А. Головистикова, Ю. Дмитриев. — М.: Эксмо, 2005. — 832 c.
Что говорит фкз о судебной системе российской федерации
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here