Кассационные и апелляционные суды общей юрисдикции

Ответы на вопросы по теме: "Кассационные и апелляционные суды общей юрисдикции" с полным описанием проблематики и способов решения. При возникновении дополнительных вопросов - задавайте их дежурному юристу.

Создание апелляционных и кассационных судов

30.07.2018 был опубликован Федеральный конституционный закон от 29.07.2018 № 1-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» и отдельные федеральные конституционные законы в связи с созданием кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции». В связи с этим меняется система обжалования судебных актов. В соответствии с новым законом судебная система будет выглядеть следующим образом:

Первая инстанция

Апелляция

Кассация

Вторая кассация

Надзор

Суд уровня субъекта

Судебная коллегия ВС РФ

Президиум ВС РФ

Суд уровня субъекта

Судебная коллегия ВС РФ

Президиум ВС РФ

Верховный суд РФ

Апелляционная коллегия ВС РФ

Президиум ВС РФ

Кассационный военный суд

Судебная коллегия ВС РФ

Президиум ВС РФ

Апелляционный военный суд

Кассационный военный суд

Судебная коллегия ВС РФ

[1]

Президиум ВС РФ

Судебная коллегия ВС РФ

Президиум ВС РФ

Суды уровня субъектов

Апелляционный округ

Областные суды: Белгородский, Брянский, Владимирский, Воронежский, Ивановский, Калининградский, Калужский, Костромской, Курский, Липецкий, Московский областной, Новгородский, Орловский, Псковский, Рязанский, Смоленский, Тамбовский, Тверской, Тульский, Ярославский

Городские суды: Московский

Верховные Суды республик: Карелии, Коми

Суды автономный округов: Ненецкого, Ханты-Мансийского АО – Югры, Ямало-Ненецкого

Областные суды: Архангельский, Вологодский, Курганский, Ленинградский, Мурманский, Свердловский, Тюменский, Челябинский

Городские суды: Санкт-Петербургский

Верховные Суды республик: Адыгея, Калмыкия, Крым, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкессия, Северная Осетия – Алания, Чечня

Краевые суды: Краснодарский, Ставропольский

Областные суды: Астраханский, Волгоградский, Ростовский

Городские суды: Севастопольский

Третий – Сочи (Краснодарский край)

Верховные Суды республик: Башкортостан, Марий Эл, Мордовия, Татарстан, Удмуртия, Чувашия

Краевые суды: Пермский

Областные суды: Кировский, Нижегородский, Оренбургский, Пензенский, Самарский, Саратовский, Ульяновский

Четвертый – Нижний Новгород (Нижегородская область)

Верховные Суды республик: Алтай, Бурятия, Тыва, Саха (Якутия), Хакасия

Краевые суды: Алтайский, Забайкальский, Камчатский, Красноярский, Приморский, Хабаровский

Областные суды: Амурский, Иркутский, Кемеровский, Магаданский, Новосибирский, Омский, Сахалинский, Томский

Суды автономных округов: Чукотский

Суды автономных областей: Еврейский

Пятый – Новосибирск (Новосибирская область)

Субъекты

Кассационный округ

Республика Мордовия, Белгородская область, Брянская область, Воронежская область, Калужская область, Курская область, Липецкая область, Орловская область, Московская область, Нижегородская область, Пензенская область, Саратовская область, Тульская область

Первый – Саратов (Саратовская область)

Владимирская область, Ивановская область, Костромская область, Рязанская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Ярославская область, город Москва

Республика Карелия, Республика Коми, Архангельская область, Вологодская область, Калининградская область, Ленинградская область, Мурманская область, Новгородская область, Псковская область, город Санкт-Петербурга, Ненецкий автономный округ

Республика Адыгея, Республика Калмыкия, Республика Крым, Краснодарский край, Астраханская область, Волгоградская область, Ростовская область, город Севастополь

Четвертый – Краснодар (Краснодарский край)

Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Северная Осетия – Алания, Чеченская Республика, Ставропольский край

Пятый – Пятигорск (Ставропольский край)

Республика Башкортостан, Республика Марий Эл, Республика Татарстан, Удмуртская Республика, Чувашская Республика – Чувашия, Кировская область, Оренбургская область, Самарская область, Ульяновская область

Шестой – Самара (Самарская область)

Пермский край, Курганская область, Свердловская область, Тюменская область, Челябинская область, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Ямало-Ненецкий автономный округ

Седьмой – Челябинска (Челябинская область)

Республика Алтай, Республика Бурятия, Республика Тыва, Республика Хакасия, Алтайский край, Забайкальский край, Красноярский край, Иркутская область, Кемеровская область, Новосибирская область, Омская область, Томская область

Восьмой – Кемерово (Кемеровская область)

Республика Саха (Якутия), Камчатский край, Приморский край, Хабаровский край, Амурский области, Магаданская область, Сахалинская область, Еврейская автономная область, Чукотский автономный округ

Кассационные и апелляционные суды общей юрисдикции

Автострахование

  • Жилищные споры

  • Земельные споры

  • Административное право

  • Участие в долевом строительстве

  • Семейные споры

  • Гражданское право, ГК РФ

  • Защита прав потребителей

  • Трудовые споры, пенсии

    • Главная
    • Статьи и комментарии ПЦ «Логос»
    • Апелляционные и кассационные суды общей юрисдикции по ГПК и КАС РФ с 01.10.2019

    С 01.10.2019 года вступили в силу изменения в ГПК РФ и КАС РФ, вводящие новые правила о самостоятельных апелляционных и кассационных судах общей юрисдикции.

    12 сентября пленум Верховного суда РФ утвердил дату начала работы новых окружных судов. Именно с 1 октября 2019 года официально начнут действовать отдельные кассационные и апелляционные суды (созданы пять апелляционных и девять кассационных судов, таблица судов приведена ниже ).

    Апелляционные суды общей юрисдикции

    В соответствии со статьей 320.1 ГПК РФ, с 01.10.2019 года апелляционные жалобы, представления рассматриваются:

    1) районным судом — на решения мировых судей;
    2) областными и равными им судами — на решения районных судов, решения гарнизонных военных судов;
    3) апелляционным судом общей юрисдикции — на принятые по первой инстанции решения областных и равных им судов;
    4) апелляционным военным судом — на решения окружных (флотских) военных судов, принятые ими по первой инстанции;
    5) Апелляционной коллегией Верховного Суда РФ — на решения Верховного Суда РФ, принятые по первой инстанции.

    Аналогичные положения о судах, рассматривающих апелляционные жалобы и представления содержатся в статье 296 КАС РФ.

    [2]

    Таким образом, как по ГПК РФ, так и по КАС РФ в апелляционный суд общей юрисдикции можно подавать жалобы на акты областных и равных им судов, которые они приняли в первой инстанции.

    Апелляционные суды общей юрисдикции, по общему правилу, теперь рассматривают частные жалобы на определения областных и равных им судов (ч. 2 ст. 331 ГПК РФ, ч. 2 ст. 313 КАС РФ).

    Апелляционные суды общей юрисдикции рассматривают дела в те же сроки, что были предусмотрены для апелляции и до 01.10.2019 года — не больше двух месяцев со дня поступления дела в суд данной инстанции (ст. 327.2 ГПК РФ, ст. 305 КАС РФ).

    Копии апелляционной жалобы, как и в арбитражном процессе, с 01.10.2019 года нужно направлять другим лицам, участвующим в деле (вместе с копиями документов, которых у них нет). Документы, подтверждающие отправку, следует приложить к жалобе при ее подаче (ч. 4 ст. 322 ГПК РФ).

    В апелляционной жалобе потребуется указать номер дела, присвоенный в первой инстанции (ст. 322 ГПК РФ).

    Читайте так же:  Материнский капитал можно использовать на погашение

    Кассационные суды общей юрисдикции

    В кассационный суд общей юрисдикции, в соответствии со статьями 376, 377 ГПК РФ могут быть обжалованы вступившие в силу:

    • судебные приказы, решения и определения районных судов и мировых судей;
    • решения и определения областных и равных им судов, принятые ими по первой инстанции;
    • апелляционные и иные определения районных судов, областных и равных им судов апелляционных судов общей юрисдикции, принятые ими в качестве суда апелляционной (второй) инстанции.

    Срок кассационного обжалования теперь не может превышать три месяца со дня вступления в силу обжалуемого судебного акта (статья 376.1 ГПК РФ), тогда как до 01.10.2019 года подать кассационную жалобу можно было в течение шести месяцев с того же дня.

    Подается кассационная жалоба теперь через суд первой инстанции (статья 377 ГПК РФ). До 01.10.2019 года жалобы подавались непосредственно в суд кассационной инстанции. Прикладывать к жалобе заверенные соответствующим судом копии судебных постановлений по делу не понадобится.

    Вопрос о принятии жалобы к производству кассационного суда решается судьей единолично в пятидневный срок (ст. 378.1 ГПК РФ). Если до 01.10.2019 года, судья, не найдя оснований для кассационного пересмотра дела (по субъективному усмотрению), отказывал в передаче кассационной жалобы для ее рассмотрения по существу, то теперь, с указанной даты, судья обязан принять для рассмотрения любую жалобу, которая соответствует требованиям, содержащимся в статьях 376 – 378 ГПК РФ (статья 378.1 ГПК РФ). Таким образом, реализуется принцип так называемой сплошной кассации, суть которого в том, что все кассационные жалобы, поданные с соблюдением требований ГПК должны быть рассмотрены кассационным судом).

    Срок на рассмотрение спора в кассационном суде общей юрисдикции составляет максимум два месяца со дня поступления жалобы в этот суд.

    Кассационные суды в административном процессе

    В кассационный суд общей юрисдикции, в соответствии со статьей 319 КАС РФ могут быть обжалованы:

    • вступившие в силу судебные приказы, определения мировых судей;
    • вступившие в силу решения, апелляционные и иные определения районных судов;
    • вступившие в силу решения и определения по ряду административных дел (например, об оспаривании кадастровой стоимости), апелляционные и иные определения областных и равных им судов;
    • апелляционные и иные определения апелляционных судов общей юрисдикции (за некоторыми исключениями).

    В соответствии со статьей 322 КАС РФ, если не будет оснований жалобу возвратить, ее в течение 20 дней с даты поступления передадут для рассмотрения в судебном заседании.

    С 01.10.2019 года срок на рассмотрение жалобы не должен превысить двух месяцев со дня поступления (ч. 7 статьи 327 КАС РФ). До указанной даты срок на рассмотрение жалобы в кассации отводился один месяц, а двухмесячный срок был предусмотрен для Верховного Суда РФ.

    В рамках КАС РФ кассационные суды общей юрисдикции тоже будут работать по принципу сплошной кассации.

    В апелляционной и кассационной жалобах теперь нужно указывать номер административного дела, присвоенный судом первой инстанции (ст. 320 КАС РФ).

    В жалобе в кассационный суд общей юрисдикции нужно привести доводы о наличии оснований для изменения или отмены судебных актов (ст. ст. 320, ч. 2 ст. 328 КАС РФ), в частности:

    • несоответствие выводов в судебном акте обстоятельствам делам;
    • неправильное применение норм материального права;
    • процессуальные нарушения, если они привели или могли привести к принятию неправильного судебного акта.

    Разъяснения Верховного Суда РФ

    О некоторых вопросах, связанных с началом деятельности кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции см. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2019 N 25

    О некоторых вопросах применения Гражданского процессуального кодекса РФ, Арбитражного процессуального кодекса РФ, Кодекса административного судопроизводства РФ в связи с введением в действие Федерального закона от 28 ноября 2018 года N 451-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации см. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2019 N 26.

    О других новеллах процессуальной реформы 2019 года см. обзор «Важные изменения в ГПК РФ, АПК РФ и КАС РФ с 01.10.2019 г.«

    Кассационные суды общей юрисдикции

    Наименование суда / Почтовый адрес / Адрес сайта суда Территориальная подсудность
    Видео (кликните для воспроизведения).

    Первый кассационный суд общей юрисдикции

    410031, г. Саратов, ул. Первомайская, д.74. http://1kas.sudrf.ru

    Белгородская область, Брянская область, Воронежская область, Калужская область, Курская область, Липецкая область, Орловская область, Республика Мордовия, Московская область, Нижегородская область, Пензенская область, Саратовская область, Тульская область

    Второй кассационный суд общей юрисдикции

    123995, г. Москва, ул. Верейская, д.29, стр.34. http://2kas.sudrf.ru

    Владимирская область, Ивановская область, Костромская область, Рязанская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Ярославская область, Москва

    Третий кассационный суд общей юрисдикции

    191023, г. Санкт-Петербург, ул. Садовая, д.26. http://3kas.sudrf.ru

    Республика Карелия, Республика Коми, Архангельская область, Вологодская область, Калининградская область, Ленинградская область, Мурманская область, Новгородская область, Псковская область, Санкт-Петербург, Ненецкий АО

    Четвертый кассационный суд общей юрисдикции

    350020, г. Краснодар, ул. Морская, д.3. http://4kas.sudrf.ru

    Республика Адыгея (Адыгея), Республика Калмыкия, Республика Крым, Краснодарский край, Астраханская область, Волгоградская область, Ростовская область, Севастополь

    Пятый кассационный суд общей юрисдикции

    357501, г. Пятигорск, ул. Октябрьская, д.15. http://5kas.sudrf.ru

    Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Северная Осетия – Алания, Чеченская республика, Ставропольский край

    Шестой кассационный суд общей юрисдикции

    443030, г. Самара, ул. Урицкого, д.19. http://6kas.sudrf.ru

    Республика Башкортостан, Республика Марий Эл, Республика Татарстан (Татарстан), Удмуртская республика, Чувашская Республика — Чувашия, Кировская область, Оренбургская область, Самарская область, Ульяновская область

    Седьмой кассационный суд общей юрисдикции

    454006, г. Челябинск, ул. Труда, д.34. http://7kas.sudrf.ru

    Пермский край, Курганская область, Свердловская область, Тюменская область, Челябинская область, Ханты-Мансийский АО — Югра, Ямало-Ненецкий АО

    Восьмой кассационный суд общей юрисдикции

    650991, г. Кемерово, ул. Николая Островского, д.12, пом.5. http://8kas.sudrf.ru

    Республика Алтай, Республика Бурятия, Республика Тыва, Республика Хакасия, Алтайский край, Забайкальский край, Красноярский край, Иркутская область, Кемеровская область, Новосибирская область, Омская область, Томская область

    Девятый кассационный суд общей юрисдикции

    690090, г.Владивосток, ул. Светланская, д.54. http://9kas.sudrf.ru

    Республика Саха (Якутия), Камчатский край, Приморский край, Хабаровский край, Амурская область, Магаданская область, Сахалинская область, Еврейская АО, Чукотский АО

    Апелляционные суды общей юрисдикции

    Первый апелляционный суд общей юрисдикции

    129090, г. Москва, ул. Верейская, д.29, стр.24. http://1ap.sudrf.ru

    Второй апелляционный суд общей юрисдикции

    191028, г. Санкт-Петербург, ул. Пестеля, д.9, литера А. http://2ap.sudrf.ru

    Третий апелляционный суд общей юрисдикции

    354000, г. Сочи, ул. Советская, д.26 А. http://3ap.sudrf.ru

    Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции

    603022, г. Нижний Новгород, просп. Гагарина, д.17, литера А, пом. П1.

    Пятый апелляционный суд общей юрисдикции

    C 1 октября 2019 года начнут свою деятельность кассационные и апелляционные суды общей юрисдикции

    С указанной даты начнут работать:

    новые апелляционный суды — Первый апелляционный суд общей юрисдикции в г. Москве, Второй апелляционный суд общей юрисдикции в г. Санкт-Петербурге, Третий апелляционный суд общей юрисдикции в г. Сочи, Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в г. Нижнем Новгороде, Пятый апелляционный суд общей юрисдикции в г. Новосибирске, Апелляционный военный суд в г.о. Власиха (Московская область);

    новые кассационный суды: Первый кассационный суд общей юрисдикции в г. Саратове, Второй кассационный суд общей юрисдикции в г. Москве, Третий кассационный суд общей юрисдикции в г. Санкт-Петербурге, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в г. Краснодаре, Пятый кассационный суд общей юрисдикции в г. Пятигорске, Шестой кассационный суд общей юрисдикции в г. Самаре, Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в г. Челябинске, Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в г. Кемерове, Девятый кассационный суд общей юрисдикции в г. Владивостоке, Кассационный военный суд — в г. Новосибирске.

    Напомним, что с даты начала деятельности кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции вступает в силу ряд законов о «процессуальной революции», в частности о переходе к «сплошной кассации», профессиональному представительству в судах и др.

    (Обращаем внимание, что Пленум Верховного Суда РФ 12 сентября 2019 года принял решение о начале деятельности вновь созданных кассационных, апелляционных судов общей юрисдикции, а также кассационного, апелляционного военных судов и Центрального окружного военного суда).

    Новый порядок обжалования решения судов. Что нужно знать?

    С 1 октября 2019 года в России начал действовать новый порядок апелляционного и кассационного обжалования судебных актов.

    Чем вызваны изменения?

    Изменения в системе судебного обжалования направлены на ускорение отправления правосудия, обеспечения доступности и усиление степени реального рассмотрения дел в судах апелляционных и кассационных инстанций и снижения нагрузки на Верховный Суд РФ, который до рассматриваемых изменений в процессуальное законодательство был единственной инстанцией для подачи апелляционной жалобы, если первой судебной инстанцией был высший суд субъекта РФ.

    С 1 октября 2019 года в России заработали 5 апелляционных и 9 кассационных судов общей юрисдикции (полный перечень опубликован ниже).

    Новые кассационные суды стали первой кассацией, которая в отличие от прежней кассации в областных и равных им судах будет сопровождаться реальным судебным заседанием, а не определением судьи об отсутствии или наличии оснований для передачи дела на рассмотрение суда кассационной инстанции.

    С новыми апелляционными инстанциями участники процесса столкнутся при обжаловании решений областных (краевых) и равных им судов, принятых по первой инстанции, например, по делам об оспаривании кадастровой стоимости.

    «Теоретически такие изменения в системе гражданского судопроизводства должны способствовать объективности, реальности отправления правосудия, а также способствовать физической и финансовой доступности мест рассмотрения апелляционных и кассационных жалоб. Судить по эффективности такой структуры судебной системы можно по системе арбитражного судопроизводства, которая функционирует по подобной схеме уже более 10 лет. Однако каким образом фактически будет работать данная система, можно будет увидеть только спустя некоторое время», – объясняет общественный юрист Перми Сергей Максимов и отмечает, что в связи с внесением изменений в порядок подачи обращений в суд, расходы судов общей юрисдикции на почтовые расходы существенно сократятся. Теперь эта обязанность возложена на самого инициатора обращения в суд.

    Как теперь обжаловать решения судов?

    Как и ранее решения мировых судей обжалуются в апелляционном порядке в соответствующий районный суд. А решения районных судов – в региональный суд (краевой, областной, республиканский). Решения региональных судов, вынесенные по первой инстанции обжалуются в новосозданные апелляционные суды общей юрисдикции. Решения Верховного Суда РФ вынесенные по первой инстанции обжалуются в Апелляционную коллегию Верховного Суда РФ.

    Требования к содержанию апелляционной жалобы существенных изменений не претерпели. Но небольшие новшества есть:

    • в жалобе нужно указывать номер гражданского дела (этот номер можно найти в решении суда или посмотреть на сайте суда вынесшего решение);
    • кроме адреса места жительства можно указать адрес электронной почты, телефон, факс и другие данные стороны;
    • можно отразить ходатайства, которые считаете нужным заявить.

    При этом, согласно ст. 322 ГПК РФ, в апелляционную жалобу:

    • нельзя включать требования, которые не заявлялись в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции;
    • нельзя ссылаться на доказательства, которые не были исследованы в суде первой инстанции. Исключение составляют случаи, когда эти доказательства невозможно было представить в ходе судебного разбирательства. Причины, по которым сторона не могла представить доказательства в суд первой инстанции нужно отразить в апелляционной жалобе.

    Подача апелляционной жалобы оплачивается госпошлиной. Сейчас она составляет всего 150 рублей. Однако, вполне возможно, что её размер будет увеличен, и уплатить госпошлину многим станет затруднительно. Поэтому закон предусматривает возможность лицу, подающему апелляционную жалобу вместо квитанции об оплате госпошлины приложить ходатайство об отсрочки, рассрочки, уменьшении либо освобождении от уплаты госпошлины. Сведения о материальном положении которое не позволяет оплатить госпошлину должны быть подтверждены приложенными к ходатайству документами (справка о заработной плате, справка о размере пенсии, копия трудовой книжки, справка из центра занятости и т.д.).

    Сторона, подающая апелляционную жалобу на судебный акт теперь должна сама направить её копию и копии дополнительно приложенных к жалобе документов всем другим лицам, участвующим в деле. Документ, подтверждающий вручение сторонам копии апелляционной жалобы, должен быть приложен к апелляционной жалобе Это требование распространяется и на случаи, когда жалоба подаётся в электронной форме.

    К апелляционной жалобе может быть приложено ходатайство о приостановлении исполнения судебного акта. Такое ходатайство должно содержать обоснование невозможности или затруднительности исполнения.

    Как и ранее апелляционная жалоба подаётся через суд вынесший решение. То есть, если решение вынес мировой судья, то апелляционную жалобу нужно подавать через мирового судью.

    Апелляционную жалобу, составленную с нарушением закона, суд оставляет без движения и даёт срок на исправление недостатков.

    Расположение кассационных судов:

    1) Первый кассационный суд общей юрисдикции — город Саратов Саратовской области — для Белгородской области, Брянской области, Воронежской области, Калужской области, Курской области, Липецкой области, Орловской области, Республики Мордовия, Московской области, Нижегородской области, Пензенской области, Саратовской области, Тульской области.

    2) Второй кассационный суд общей юрисдикции — город Москва — для Владимирской области, Ивановской области, Костромской области, Рязанской области, Смоленской области, Тамбовской области, Тверской области, Ярославской области, города Москвы

    3) Третий кассационный суд общей юрисдикции – город Санкт-Петербург — для Республики Карелия, Республики Коми, Архангельской области, Вологодской области, Калининградской области, Ленинградской области, Мурманской области, Новгородской области, Псковской области, города Санкт-Петербурга, Ненецкого автономного округа

    4) Четвертый кассационный суд общей юрисдикции – город Краснодар — Краснодарского края для Республики Адыгея (Адыгея), Республики Калмыкия, Республики Крым, Краснодарского края, Астраханской области, Волгоградской области, Ростовской области, города Севастополя.

    5) Пятый кассационный суд общей юрисдикции – город Пятигорск Ставропольского края — для Республики Дагестан, Республики Ингушетия, Кабардино-Балкарской Республики, Карачаево-Черкесской Республики, Республики Северная Осетия – Алания, Чеченской Республики, Ставропольского края.

    6) Шестой кассационный суд общей юрисдикции – город Самара Самарской области — для Республики Башкортостан, Республики Марий Эл, Республики Татарстан (Татарстан), Удмуртской Республики, Чувашской Республики – Чувашии, Кировской области, Оренбургской области, Самарской области, Ульяновской области.

    [3]

    7) Седьмой кассационной суд общей юрисдикции – город Челябинск Челябинской области — для Пермского края, Курганской области, Свердловской области, Тюменской области, Челябинской области, Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа.

    8) Восьмой кассационный суд общей юрисдикции – город Кемерово Кемеровской области для Республики Алтай, Республики Бурятия, Республики Тыва, Республики Хакасия, Алтайского края, Забайкальского края, Красноярского края, Иркутской области, Кемеровской области, Новосибирской области, Омской области, Томской области.

    9) Девятый кассационный суд общей юрисдикции – город Владивосток Приморского края для Республики Саха (Якутия), Камчатского края, Приморского края, Хабаровского края, Амурской области, Магаданской области, Сахалинской области, Еврейской автономной области, Чукотского автономного округа.

    Для подачи жалобы в кассационный суд установлен срок в три месяца со дня вступления в силу оспариваемого судебного постановления (ныне действует срок шесть месяцев).

    Расположение апелляционных судов:

    1) Первого апелляционного суда общей юрисдикции – город Москва — для Белгородского областного суда, Брянского областного суда, Владимирского областного суда, Воронежского областного суда, Ивановского областного суда, Калининградского областного суда, Калужского областного суда, Костромского областного суда, Курского областного суда, Липецкого областного суда, Московского областного суда, Новгородского областного суда, Орловского областного суда, Псковского областного суда, Рязанского областного суда, Смоленского областного суда, Тамбовского областного суда, Тверского областного суда, Тульского областного суда, Ярославского областного суда, Московского городского суда.

    2) Второго апелляционного суда общей юрисдикции – город Санкт-Петербург — для Верховного Суда Республики Карелия, Верховного Суда Республики Коми, Архангельского областного суда, Вологодского областного суда, Курганского областного суда, Ленинградского областного суда, Мурманского областного суда, Свердловского областного суда, Тюменского областного суда, Челябинского областного суда, Санкт-Петербургского городского суда, суда Ненецкого автономного округа суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, суда Ямало-Ненецкого автономного округа.

    3) Третьего апелляционного суда общей юрисдикции – город Сочи — Краснодарского края для Верховного Суда Республики Адыгея (Адыгея), Верховного Суда Республики Дагестан, Верховного Суда Республики Ингушетия, Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики, Верховного Суда Республики Калмыкия, Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики, Верховного Суда Республики Крым, Верховного Суда Республики Северная Осетия – Алания, Верховного Суда Чеченской Республики, Краснодарского краевого суда, Ставропольского краевого суда, Астраханского областного суда, Волгоградского областного суда, Ростовского областного суда, Севастопольского городского суда.

    4) Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции – город — Нижний Новгород Нижегородской области для Верховного Суда Республики Башкортостан, Верховного Суда Республики Марий Эл, Верховного Суда Республики Мордовия, Верховного Суда Республики Татарстан (Татарстана), Верховного Суда Удмуртской Республики, Верховного Суда Чувашской Республики, Пермского краевого суда, Кировского областного суда, Нижегородского областного суда, Оренбургского областного суда, Пензенского областного суда, Самарского областного суда, Саратовского областного суда, Ульяновского областного суда.

    5) Пятого апелляционного суда общей юрисдикции – город — Новосибирск Новосибирской области для Верховного Суда Республики Алтай, Верховного Суда Республики Бурятия, Верховного Суда Республики Саха (Якутия), Верховного Суда Республики Тыва, Верховного Суда Республики Хакасия, Алтайского краевого суда, Забайкальского краевого суда, Камчатского краевого суда, Красноярского краевого суда, Приморского краевого суда, Хабаровского краевого суда, Амурского областного суда, Иркутского областного суда, Кемеровского областного суда, Магаданского областного суда, Новосибирского областного суда, Омского областного суда, Сахалинского областного суда, Томского областного суда, суда Еврейской автономной области, суда Чукотского автономного округа.

    В целях приближения правосудия к месту нахождения или месту жительства лиц, участвующих в деле, находящихся или проживающих в отдаленных местностях, федеральным законом в составе апелляционного суда общей юрисдикции может быть образовано постоянное судебное присутствие, расположенное вне места постоянного пребывания суда. Постоянное судебное присутствие апелляционного суда общей юрисдикции является обособленным подразделением суда и осуществляет его полномочия.

    Разделение института апелляционных и кассационных судов: что изменится в отечественной судебной системе, и какие проблемы еще предстоит решить?

    Наименование суда / Почтовый адрес / Адрес сайта суда Территориальная подсудность
    Москва, Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Воронежская область, Ивановская область, Калининградская область, Калужская область, Костромская область, Курская область, Липецкая область, Московская область, Новгородская область, Орловская область, Псковская область, Рязанская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Тульская область, Ярославская область
    Республика Карелия, Республика Коми, Архангельская область, Вологодская область, Ленинградская область, Мурманская область, Санкт-Петербург, Ненецкий автономный округ, Курганская область, Свердловская область, Тюменская область, Челябинская область, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра, Ямало-Ненецкий автономный округ
    Республика Адыгея (Адыгея), Республика Калмыкия, Республика Крым, Краснодарский край, Астраханская область, Волгоградская область, Ростовская область, Севастополь, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Северная Осетия – Алания, Чеченская республика, Ставропольский край
    Республика Башкортостан, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Татарстан (Татарстан), Удмуртская республика, Чувашская Республика — Чувашия, Пермский край, Кировская область, Нижегородская область, Оренбургская область, Пензенская область, Самарская область, Саратовская область, Ульяновская область

    Ирина Соловьева,
    ведущий юрист-аналитик Европейской Юридической Службы

    30 июля 2018 года вступил в силу Федеральный конституционный закон от 29 июля 2018 г. № 1-ФКЗ (далее – Закон № 1-ФКЗ), внесший изменения в судебную систему федеральных судов общей юрисдикции. Все юридическое сообщество пристально следит за процессом реализации этой значимой реформы судебной системы. Интерес обусловлен вопросом степени влияния внесенных изменений на практические аспекты работы системы правосудия в нашей стране. «Создать суд скорый, правый, милостивый», – такую цель ставил перед собой еще автор первой российской судебной реформы 1864 года император Александр II.

    Любой юрист, практикующий представительство по судебным делам, сталкивался с «минусами» пересмотра решения суда на территории того же субъекта Российской Федерации, а зачастую – и на территории того же города, где оно было принято. В случае с подачей кассационной жалобы приходится сталкиваться с тем, что пересмотр судебных постановлений производится президиумом того же суда, где ранее было вынесено апелляционное определение. По сути, постановление по пересмотру дела принимается людьми, ежедневно работающими бок о бок – встречающимися в одной «столовой», сидящими в кабинетах на одном этаже. Высокие принципы независимости, беспристрастности судей при пересмотре судебных решений в судах общей юрисдикции практически не работают, что, в том числе отражает сравнение статистических данных по пересмотру дел арбитражными судами и судами общей юрисдикции. По данным статистики, опубликованной на официальном сайте Верховного Суда Российской Федерации, арбитражными судами в 2017 году было удовлетворено 12% поданных кассационных жалоб (11 933 жалоб из 95 270 поданных), в то время как судами общей юрисдикции всего 1% (2227 жалоб из 212 137 поданных).

    Елена Трубникова, руководитель
    корпоративно-правовой службы, налоговый консультант
    Читайте так же:  Соглашение о внесении изменений в договор купли-продажи

    Кроме того, серьезное влияние на работу судов на местах оказывают местные органы власти. К сожалению, зависимые от региональной власти судьи зачастую не рискуют принимать решения, направленные против органов государственной власти, органов местного самоуправления, зачастую и, к сожалению, – независимо от того, каким образом вопрос урегулирован в законах.

    Основной идеей, которой руководствовались разработчики законопроекта, ставшего на сегодня Законом № 1-ФКЗ, было распределение между разными судами функций по проверке и пересмотру судебных постановлений в апелляционном и кассационном порядке.

    Всего будет создано пять апелляционных и девять кассационных судов общей юрисдикции. Организация работы данных судов планируется по тому же принципу, что и в арбитражных судах, поскольку, по мнению авторов реформы, такой принцип хорошо себя зарекомендовал.

    Однако в России создан 21 апелляционный арбитражный суд, а также 10 арбитражных судов округов, на которые возложена роль кассационной инстанции, и это при том, что арбитражными судами рассматривается в целом гораздо меньше дел, чем судами общей юрисдикции. Так, согласно данным статистики, за 2017 год судами общей юрисдикции было рассмотрено 875 898 апелляционных жалоб и представлений, 212 137 кассационных жалоб, в то время как арбитражными апелляционными судами – 299 783 апелляционных и 95 270 кассационных жалоб и представлений. Поэтому планируемое к созданию количество апелляционных и кассационных судов не может не вызывать опасений, в силу того, что на суды общей юрисдикции нагрузка по количеству дел – гораздо выше, чем в арбитражных судах. Не исключено, что со временем потребуется вносить коррективы и создавать новые суды, учитывая нагрузку по количеству дел.

    В результате проведения реформы судейский корпус России вырастет согласно планам на 723 судьи в кассационных судах и на 181 судью в апелляционных судах общей юрисдикции.

    Читайте так же:  Отпуск без сохранения заработной платы по совместительству

    Кроме судей в апелляционных судах будет 362 вакансии работников аппарата, а в кассационных судах – 2049. Кроме того, открыты вакансии для 143 сотрудников охраны кассационных судов и 30 сотрудников охраны апелляционных судов.

    Всего, по подсчетам ВС РФ, создание кассационных и апелляционных судов обойдется в 4,4 млрд руб., при этом около 3 млрд руб. придется на дополнительные бюджетные ассигнования. Эти цифры включают в себя оснащение техникой и мебелью, а также выплаты судьям и работникам аппаратов областных (и равных им) судов в связи с увольнением или переводом.

    Однако даже если предположить, что меньшее количество самих судов будет компенсировано количеством судей в них, то вопрос территориальной доступности судебной власти при проводимой реформе все же остается открытым. Ведь зачастую – обратиться в суд мешает простое отсутствие времени на его посещение. А после создания новых судов для того чтобы обжаловать несправедливое по мнению человека решение тому зачастую придется преодолеть немалое расстояние. К примеру, первый апелляционный суд, который планируется разместить в Москве, будет рассматривать дела по жалобам, представлениям на судебные акты Псковского областного суда.

    В арбитражном процессе такая ситуация сопряжена с меньшим количеством проблем, поскольку участниками процесса являются субъекты предпринимательской деятельности, для которых не составляет проблем оплатить услуги представителя.

    Одним из решений данного вопроса является создание судебных присутствий апелляционных и кассационных судов. В целях приближения правосудия к месту нахождения или месту жительства лиц, участвующих в деле, находящихся или проживающих в отдаленных местностях, федеральным законом в составе апелляционного (кассационного) суда общей юрисдикции может быть образовано постоянное судебное присутствие, расположенное вне места постоянного пребывания суда. Постоянное судебное присутствие апелляционного (кассационного) суда общей юрисдикции является обособленным подразделением суда и осуществляет его полномочия.

    Читайте так же:  Гарантийный ремонт стиральной машины

    Законодатель определил понятие «постоянного судебного присутствия» через термин «обособленное подразделение», осуществляющее полномочия апелляционного (кассационного) суда. Термин «обособленное подразделение» встречается и в ст. 55 Гражданского кодекса применительно к филиалам и представительствам юридических лиц. Некоторое сходство с задуманной законодателем моделью апелляционного (кассационного) суда с обособленными подразделениями – постоянными судебными присутствиями, если проводить параллель, условно можно отметить с крупным юридическим лицом, имеющим обособленные подразделения. Институт судебных присутствий не является новым, он был создан ранее, в том числе применительно к районным, областным (иным) судам.

    Институту судебных присутствий необходимо уделить отдельное пристальное внимание, так как от этого напрямую зависит достижение главной цели судебной реформы: повышение качества и доступности правосудия.

    В результате проводимой реформы претерпит изменения и сама процедура обжалования.

    В настоящее время процедура кассационного обжалования при подаче кассационных жалоб в президиум суда субъекта Федерации существенно не отличается от процедуры их рассмотрения судебной коллегией ВС РФ.

    Сейчас же предлагается введение так называемой «сплошной кассации», то есть вопрос о передаче дела для рассмотрения в судах кассационной инстанции больше не будет зависеть от дискреционных полномочий судьи соответствующего суда кассационной инстанции.

    Согласно планируемым поправкам предполагается, что отвечающие требованиям закона кассационные жалобы, представления подаются непосредственно в суд кассационной инстанции через вынесший обжалуемое решение суд первой инстанции, который, выполнив все необходимые подготовительные действия, направляет жалобу, представление вместе с делом в суд кассационной инстанции, где судья назначает дело к рассмотрению, то есть алгоритм производства в суде кассационной инстанции по существу будет аналогичен производству всуде апелляционной инстанции.

    Представляется, что это позволит существенно увеличить объем дел, доходящих до рассмотрения коллегиальным составом судей. Ведь на настоящий момент податели кассационных жалоб в подавляющем большинстве случаев сталкиваются с тем, что жалоба их не передается на рассмотрение по существу коллегиальным составом судей, а решение, по сути, принимается судьей единолично. Это в свою очередь увеличивает нагрузку ВС РФ, поскольку податели жалобы вынуждены снова обращаться с ней уже в судебную коллегию ВС РФ.

    Читайте так же:  Переуступка долга между юридическими лицами налоговые последствия

    Аргументом в пользу судебной реформы, как указано выше, является простой факт, а именно по данным статистики, опубликованной на официальном сайте ВС РФ, арбитражными судами в 2017 году было удовлетворено 12% поданных кассационных жалоб (11 933 из 95 270 поданных), в то время как судами общей юрисдикции всего 1% (2227 из 212 137 поданных). Каждый практикующий юрист понимает, что подобная разница вызвана отнюдь не низким качеством работы арбитражных судов первой инстанции. Как уже отмечалось ранее, кассационные жалобы в судах общей юрисдикции просто не рассматриваются по существу.

    За проведение такой реформы высказался Председатель ВС РФ Вячеслав Лебедев. По его словам, только введение «сплошной кассации», а не выборочной, как сейчас, позволит в полной мере обеспечить права граждан на судебную защиту. Вячеслав Лебедев уверен, что эти меры повысят эффективность работы кассационной и надзорной инстанций, и называет их принципиальной позицией ВС РФ. С ним сложно не согласиться.

    Однако, как уже говорилось ранее, опасение вызывает тот факт, достаточно ли будет создаваемых кассационных судов для рассмотрения потока кассационных жалоб, количество которых, как представляется, должно будет возрасти после введения процедуры «сплошной кассации».

    Значимым также представляется то обстоятельство, что президиумы судов апелляционной и кассационной инстанции будут наделяться исключительно административными полномочиями, что также направлено на повышение реальной независимости и устранение коррупционной составляющей. Это позволит снизить фактор влияния межличностных трудовых отношений между судьями, принимающими процессуальные решения по одному делу.

    В ходе проводимой реформы должна существенно снизиться нагрузка региональных судов. Количество дел, рассматриваемых такими судами в апелляционном и кассационном порядке, значительно превышает количество дел, по которым решение принимается ими по первой инстанции. Поскольку процессуальное законодательство построено таким образом, что региональные суды в качестве судов первой инстанции рассматривают наиболее сложные и значимые дела, то уменьшение их нагрузки само по себе положительно скажется на судопроизводстве.

    Проводимая реформа призвана также снизить и нагрузку ВС РФ. К апелляционным судам отойдет часть и его функций. Из ведения Суда будет исключено рассмотрение дел по жалобам на не вступившие в законную силу судебные акты нижестоящих судов, что будет соответствовать экстраординарному характеру этой высшей судебной инстанции. Это позволит Суду сосредоточится на формулировании правовых позиций, обобщении судебной практики и руководстве всей судебной системой.

    Также обращает на себя внимание то обстоятельство, что Законом № 1-ФКЗ унифицируются положения об ограничении срока полномочий председателей и заместителей председателей судов. По аналогии с арбитражными судами устанавливается, что в судах общей юрисдикции, председатели и их заместители смогут назначаться на должность не более двух сроков подряд. Данное правило призвано обеспечить сменяемость лиц, занимающих данную должность, что, безусловно, имеет большое значение для формирования независимых судов.

    Законом № 1-ФКЗ увеличен предельный возраст для председателей новых кассационных судов общей юрисдикции до 76 лет. Это обусловлено требованиями к лицам, занимающим данную должность. В целях единства подхода, такой же предельный возраст устанавливается для председателей арбитражных судов округов и заместителей Председателя ВС РФ, заместителей Председателя КС РФ.

    Согласно ст. 7 Закона № 1-ФКЗ кассационные суды общей юрисдикции и апелляционные суды общей юрисдикции считаются образованными со дня назначения на должность не менее одной второй от установленной численности судей соответствующего суда. Решение о дне начала деятельности указанных судов примет Пленум ВС РФ и официально известит об этом не позднее 1 октября 2019 года.

    Полномочия президиума суда субъекта по рассмотрению кассационных жалоб и представлений сохраняются, если эти жалобы, представления поданы до начала деятельности соответствующего кассационного суда общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2019 года. Также и полномочия судебных коллегий ВС РФ и суда субъекта по рассмотрению апелляционных жалоб и представлений сохраняются, если эти жалобы, представления поданы до начала деятельности соответствующего апелляционного суда общей юрисдикции или апелляционного военного суда, но не позднее 1 октября 2019 года.

    Таким образом, законодатель изначально предполагает, что возможно неравномерное формирование судов апелляционной и кассационной инстанции в различных регионах, когда в одних регионах уже будут созданы все условия, и начнется рассмотрение судебных споров «по-новому», в то время как в других – все еще будет действовать «старый» порядок обжалования. Также возможно, что при рассмотрении кассационной жалобы на судебный акт апелляционного суда, рассмотревшего апелляционную жалобу на решение суда субъекта РФ, будет предметом рассмотрения суда субъекта, так как суд кассационной инстанции просто не успел еще сформироваться.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Учитывая размеры нашей страны, и то, как по-разному складывается обстановка в разных ее субъектах, несложно представить, что временной разрыв в создании новых судов в Москве, Санкт-Петербурге и городах с меньшим числом населения будет очень существенно отличаться. Представляется, что законодатель был прав, прозорливо предусмотрев это, поскольку, установив единый «жесткий» срок для создания судов на всей территории России он бы вынудил либо его нарушить, либо провести подготовку к созданию судов не на должном уровне.

    Источники


    1. Мишин А. А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран; Юстицинформ — Москва, 2010. — 560 c.

    2. Общая теория государства и права. Академический курс в 3 томах. Том 1. — Москва: Высшая школа, 2001. — 528 c.

    3. Андрианов Н. В. Гражданское общество как среда институционализации адвокатуры; Либроком — М., 2011. — 304 c.
    Кассационные и апелляционные суды общей юрисдикции
    Оценка 5 проголосовавших: 1