Определение о возбуждении дела об административном правонарушении

Ответы на вопросы по теме: "Определение о возбуждении дела об административном правонарушении" с полным описанием проблематики и способов решения. При возникновении дополнительных вопросов - задавайте их дежурному юристу.

Содержание

Глава 28. Возбуждение дела об административном правонарушении (ст.ст. 28.1 — 28.9)

Глава 28. Возбуждение дела об административном правонарушении

>
Возбуждение дела об административном правонарушении
Содержание
Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ)

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в центральном аппарате Федеральной антимонопольной службы России

Тип документа: Разное

Для того, чтобы сохранить образец этого документа себе на компьютер перейдите по ссылке для скачивания.

Размер файла документа: 9,3 кб

Бланк документа

Скачать образец документа

Пункт 3 включается в определение при необходимости и может быть оформлен самостоятельным документом.

  • Разное: образцы (Полный перечень документов)
  • Поиск по фразе «Разное» по всему сайту
  • «Определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в центральном аппарате Федеральной антимонопольной службы России».doc
  • Скачано документов

Занесено в базу

Внесены исправления в

  • Договоры
  • Все документы

У нас на сайте каждый может бесплатно скачать образец интересующего договора или образца документа, база договоров пополняется регулярно. В нашей базе более 5000 договоров и документов различного характера. Если вами замечена неточность в любом договоре, либо невозможность функции “скачать” какого-либо договора, обратитесь по контактным данным. Приятного времяпровождения!

Сегодня и навсегда — загрузите документ в удобном формате! Уникальная возможность скачать любой документ в DOC и PDF абсолютно бесплатно. Многие документы в таких форматах есть только у нас. После скачивания файла нажмите «Спасибо», это помогает нам формировать рейтинг всех документов в базе.

Полезное в законодательстве:
Минфина России от 04.09.2019 N 09-10-07/68304

Загрузка документа
«Определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в центральном аппарате Федеральной антимонопольной службы России»

Подождите: 19 сек

Имя файла документа: 44869

Доступные форматы скачивания: .doc, .pdf

Размер текстовой версии файла: 9,3 кб

Как скачать документ?

  • Договоры
  • Все документы

У нас на сайте каждый может бесплатно скачать образец интересующего договора или образца документа, база договоров пополняется регулярно. В нашей базе более 5000 договоров и документов различного характера. Если вами замечена неточность в любом договоре, либо невозможность функции “скачать” какого-либо договора, обратитесь по контактным данным. Приятного времяпровождения!

Сегодня и навсегда — загрузите документ в удобном формате! Уникальная возможность скачать любой документ в DOC и PDF абсолютно бесплатно. Многие документы в таких форматах есть только у нас. После скачивания файла нажмите «Спасибо», это помогает нам формировать рейтинг всех документов в базе.

Приложение N 7. Определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования (рекомендуемый образец)

Приложение N 7
к Административному регламенту исполнения
Министерством внутренних дел Российской
Федерации государственной функции
по осуществлению федерального
государственного надзора за соблюдением
участниками дорожного движения требований
законодательства Российской Федерации
в области безопасности дорожного движения

(Оборотная сторона копии определения о
возбуждении дела об административном
правонарушении и проведении
административного расследования)

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (извлечение)

Статья 25.1. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении

Статья 25.3. Законные представители физического лица

Статья 25.4. Законные представители юридического лица

Статья 25.6. Свидетель

>
N 8. Определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении (рекомендуемый образец)
Содержание
Приказ МВД России от 23 августа 2017 г. N 664 «Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством внутренних.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

[1]

Требования к определениям, выносимым на стадии возбуждения дела

Определение как процессуальный документ впервые закреплено в КоАП РФ, оно выносится в строго обозначенных в КоАП РФ случаях, требования к содержанию определения по делу об административном правонарушении предусмотрены в статье 29.12 КоАП РФ. Хотя в данной статье речь идет об определениях, которые выносятся на стадии рассмотрения дела об административном правонарушении, но реквизиты определений, выносимых на стадии возбуждения дела об административном правонарушении, должны быть такими же.

На стадии возбуждения дела об административном правонарушении определение выносится в случаях отказа в возбуждении дела об административном правонарушении (ч.5 ст. 28.1 КоАП РФ), для проведения административного расследования (ч.2 ст.28.7 КоАП РФ).

В случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении при наличии материалов, сообщений, заявлений, указанных в пунктах 2 и 3 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ, когда из материалов (объяснений, документов и т.п.) не усматривается достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, или при наличии иных обстоятельств, исключающих производство по делу (ст. 24.5 КоАП РФ), должностное лицо, рассмотревшее указанный материал, сообщение, заявление, должно вынести мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении. О принятом решении должно быть сообщено заявителю, хотя это не предусмотрено ст. 28.1 КоАП РФ, и на практике не всегда сообщается заявителю, а это является нарушением его прав на защиту. В самом КоАП РФ должно быть указание на то, что определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, должно быть направлено заявителю. Заявитель имеет право обжаловать определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении в порядке установленном для обжалования постановлений по делу об административном правонарушении (ч. 4 ст. 30.1 КоАП РФ).

В соответствии со ст. 28.7 КоАП РФ решение о проведении административного расследования оформляется определением, а если факт совершения административного правонарушения выявлен прокурором, то в виде постановления.

Определение о возбуждении дела об административном правонарушении должно быть мотивированным. В определении о возбуждении дела об административном правонарушении указываются место и дата его составления, т.к. это имеет значение для исчисления срока проведения административного расследования. Административное расследование проводится по месту совершения или выявления административного правонарушения, и в дальнейшем дело рассматривается по месту нахождения органа, проводившего административное расследование. В определении указывается должность и фамилия инициалы лица, составившего определение.

Читайте так же:  Покупатель квартиры с материнским капиталом

В отличие от положения ч.2 ст. 28.2 КоАП РФ о составлении протокола об административном правонарушении, которая предусматривает обязательность описания события правонарушения, в ч.3 ст. 28.7 КоАП РФ, установлено, что в определении уполномоченного должностного лица либо в постановлении прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении указывается повод для возбуждения такого дела и данные, свидетельствующие о наличии события административного правонарушении Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях. Сидоренко Е.Н. М. 2002. стр.852, а также статья КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

Примерный образец определения о назначении административного расследования приведен в приложении № 1.

В соответствии с п.3 ч.4 ст. 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования. Иными словами, с момента вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении и назначении административного расследования, о проведении экспертизы и иных процессуальных действий, у участников производства по делу возникают процессуальные права и обязанности, в первую очередь, право на обжалование действий должностного лица, уполномоченного проводить расследование. Определение о возбуждении дела об административном правонарушении и назначении административного расследования обжалуется в общем порядке.

В соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ, для составления протокола обязательно требуется присутствие нарушителя или его законного представителя, а для вынесения определения о назначении административного расследования присутствие нарушителя не обязательно.

[2]

Статья 28.7 КоАП РФ не содержит также нормы об обязательном уведомлении лиц, заинтересованных в исходе дела, о возбуждении административного расследования, однако очевидно, что это может повлечь за собой нарушение прав участвующих лиц и, в первую очередь, права на защиту. Поэтому представляется, что указанные лица должны быть уведомлены о возбуждении производства по делу об административном правонарушении.

Статья 28.1. КоАП РФ. Возбуждение дела об административном правонарушении

Ст 28.1 КоАП РФ с комментариями и изменениями 2018-2019 года

1. Поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются:

1.1. Поводами к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.12, 14.13 и 14.23 настоящего Кодекса, являются поводы, указанные в пунктах 1, 2 и 3 части 1 настоящей статьи, а также заявления лиц, участвующих в деле о банкротстве, и лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве, органов управления должника — юридического лица, саморегулируемой организации арбитражных управляющих, содержащие достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

1.2. Поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.9, 14.31, 14.32, 14.33, 14.40 настоящего Кодекса, является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

1.2-1. Поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.9.1 настоящего Кодекса, является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения порядка осуществления федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления либо иным осуществляющим функции указанных органов органом или организацией, организацией, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, процедуры, включенной в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства, утвержденный Правительством Российской Федерации.

1.2-2. Поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.55.2 настоящего Кодекса, является принятие комиссией федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по государственному контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа, решения, которым установлен факт нарушения законодательства Российской Федерации в сфере государственного оборонного заказа.

1.3. Поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 8.35 и 8.37 настоящего Кодекса, является акт о наличии признаков административного правонарушения или преступления, связанных с нарушением законодательства Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, который составлен производственным охотничьим инспектором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Указанные в частях 1 и 1.1 настоящей статьи материалы, сообщения, заявления подлежат рассмотрению должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях.

3. Дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1, 1.1 и 1.3 настоящей статьи, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

4. Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента:

  • 1) составления протокола осмотра места совершения административного правонарушения;
  • 2) составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 27.1 настоящего Кодекса;
  • 3) составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении;
  • 4) вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования, предусмотренного статьей 28.7 настоящего Кодекса;
  • 5) утратил силу. — Федеральный закон от 09.11.2009 N 249-ФЗ;
  • 6) вынесения постановления по делу об административном правонарушении в случае, предусмотренном частью 1 или 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса.

5. В случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении при наличии материалов, сообщений, заявлений, указанных в пунктах 2 и 3 части 1 настоящей статьи, должностным лицом, рассмотревшим указанные материалы, сообщения, заявления, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.

Комментарий к статье 28.1. КоАП РФ:

1. Возбуждение дела об административном правонарушении является первоначальной стадией производства по делу, имеющей решающее значение в определении события административного правонарушения, фиксации обстоятельств, относящихся к этому событию, определении подведомственности (подсудности) рассмотрения дела.

2. Комментируемой статьей (ч. ч. 1, 1.1, 1.2) установлен исчерпывающий перечень поводов к возбуждению дела об административном правонарушении, в соответствии с которым производство по делу может быть начато при наличии достаточных данных, указывающих на событие административного правонарушения, а также материалов, содержащих такие данные, обоснованных сообщений и заявлений физических и юридических лиц, средств массовой информации. По делам об административных правонарушениях, предусматривающих в качестве административного наказания дисквалификацию, в п. 3 ч. 1 данной статьи определены специальные субъекты, от которых могут быть приняты имеющие значение для возбуждения дела сообщения.

По делам об административных правонарушениях в области дорожного движения в п. п. 4, 5 ч. 1 настоящей статьи в качестве повода для возбуждения дела об административном правонарушении указаны положения о фиксации административного правонарушения в области дорожного движения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи. Это обусловлено нормами ч. 3 ст. 1.5 настоящего Кодекса, в соответствии с которыми общее правило презумпции невиновности не распространяется на административные правонарушения, предусмотренные главой 12 настоящего Кодекса, в случае их фиксации работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими вышеуказанные функции.

Читайте так же:  Ип и учетная карточка предприятия

3. Положения ч. ч. 2 и 3 данной статьи, напрямую связанные с содержанием ст. 28.3 Кодекса, устанавливают, что дело об определенном административном правонарушении, предусмотренном Кодексом, могут возбуждать только уполномоченные на это должностные лица. В связи с этим, а также с учетом специфики производства по делам об административных правонарушениях по сравнению с уголовным процессом решение о возбуждении дела об административном правонарушении принимается уполномоченным должностным лицом самостоятельно без согласования с прокурором (о полномочиях прокурора см. комментарий к ст. 28.4).

При принятии решения о возбуждении дела об административном правонарушении весьма важна его правильная первоначальная квалификация. Ряд статей Кодекса содержат составы административных правонарушений, пограничные с преступлениями. Следует учитывать, что отграничение указанных противоправных действий от уголовно наказуемых деяний осуществляется по соответствующим статьям УК РФ, содержащим квалифицирующие признаки преступлений (например, размер причиненного ущерба). При оценке отличий административных правонарушений от дисциплинарных проступков необходимо учитывать положения ст. 2.5 Кодекса.

4. Частью 4 комментируемой статьи определены процессуальные действия, с момента совершения которых дело об административном правонарушении считается возбужденным. К ним относятся действия, связанные с оформлением указанных в данной статье Кодекса протоколов, определений, постановлений, относящихся к производству по делу об административном правонарушении.

5. Положения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренные ч. 5 комментируемой статьи, напрямую связаны с п. п. 2 и 3 ч. 1 данной статьи, относящими поступившие к уполномоченному должностному лицу материалы, сообщения и заявления к поводам для возбуждения дела об административном правонарушении.

В ч. 4 ст. 30.1 Кодекса предусмотрено, что определение об отказе в возбуждении дела обжалуется в соответствии с правилами, установленными в главе 30 Кодекса.

Определение о возбуждении дела об административном правонарушении

В каждом ли случае должностное лицо составляет определение о возбуждении дела об административном правонарушении? А почему иногда стразу вручают протокол об административном правонарушении? А инспекторы ДПС так и вовсе на месте часто вручают постановление о привлечении к административной ответственности и назначении административного наказания?

Общий порядок привлечения к административной ответственности на сайте освещен. Как и основания и поводы возбуждения дела об административном правонарушении. Здесь речь пойдет именно о процессуальном документе – определении.

Скачать образец, бланк:

Определение о возбуждении дела об административном правонарушении

Когда выносится определение о возбуждении дела об административном правонарушении

Статья 28.1. КоАП РФ называет случай, когда дело об административном правонарушении считается возбужденным. Это вынесение определения о возбуждении дела при необходимости проведения административного расследования. Все остальные случаи – составление протокола, применение мер обеспечения (личный досмотр, административное задержание), таких действий уполномоченных лиц не требуют.

Долгое время среди юристов спорили – о проведении расследования и о возбуждении дела – 2 или 1 определение? Практика пошла по тому пути, что это одно определение. И о возбуждении дела и о проведении расследования.

Отмена определения о возбуждении дела об административном правонарушении

Правила обжалования постановлений по делу об административном правонарушении посвящена глава 30 КоАП РФ. В статье 30.1 есть ссылка, что на определение об отказе в возбуждении дела участник дела подать жалобу может. Более ни о каких определениях Кодекс не говорит.

Правовую позицию по этому вопросу высказал и Конституционный суд РФ (определение от 18.04.2006 № 107-О), и Высший арбитражный суд РФ (постановление от 02.06.2004 г. № 10). Суть такова: отдельно определение о возбуждении дела об административном правонарушении обжаловать нельзя. Вместе с тем на недостатки данного документа, порядка его вынесения и доведения до сведения участников дела податель жалобы сослаться может. И, возможно, суд сочтет нарушение такого порядка существенным для отмены постановления.

Составление и вручение определения о возбуждении дела

Статья 29.4 КоАП РФ посвящена определениям, которые составляются в ходе дела. Об отложении дела, о прекращении административного производства, назначении места и времени рассмотрения и т.п. Все эти определения выносятся после возбуждения дела. Поэтому требования данной статьи не применяются.

К определению о возбуждении дела применяются требования статьи 28.1 КоАП РФ. Во-первых, выносит определение должностное лицо в соответствии с правилами подведомственности административных дел. Во-вторых, это должна быть статья КоАП РФ (состав административного правонарушения), который разрешает проводить административное расследование. В-третьих, в определении должностное лицо указывает повод возбуждения дела, сведения о событии нарушения.

Помимо этого обязательно указываются дата и место составления, должность и инициалы должностного лица, статья КоАП РФ. Обязательно разъяснение прав и обязанностей участника дела. В течение суток определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования уполномоченный орган вручает лицу, в отношении которого он его составил.

Таким образом, паниковать при получении такого документа не стоит. Изучите состав вменяемого правонарушения, основания прекращения дела, сроки давности или малозначительность административного правонарушения и т.п. Если необходимо заявить ходатайство, лучше сделать это в письменной форме. После составитель определения о возбуждении дела об административном правонарушении вручит протокол об административном правонарушении.

Статья 28.1. Возбуждение дела об административном правонарушении

СТ 28.1 КоАП РФ

1. Поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются:

1) непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;

2) поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;

3) сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 5.27 и статьей 14.52 настоящего Кодекса);

4) фиксация административного правонарушения в области дорожного движения или административного правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренного законом субъекта Российской Федерации, совершенного с использованием транспортного средства либо собственником или иным владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи;

5) подтверждение содержащихся в сообщении или заявлении собственника (владельца) транспортного средства данных о том, что в случаях, предусмотренных пунктом 4 настоящей части, транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица.

1.1. Поводами к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.12, 14.13 и 14.23 настоящего Кодекса, являются поводы, указанные в пунктах 1, 2 и 3 части 1 настоящей статьи, а также заявления лиц, участвующих в деле о банкротстве, и лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве, органов управления должника — юридического лица, саморегулируемой организации арбитражных управляющих, содержащие достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

Читайте так же:  До какого года можно использовать материнский капитал

1.2. Поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.9, 14.31, 14.32, 14.33, 14.40 настоящего Кодекса, является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

1.2-1. Поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.9.1 настоящего Кодекса, является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения порядка осуществления федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления либо иным осуществляющим функции указанных органов органом или организацией, организацией, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, процедуры, включенной в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства, утвержденный Правительством Российской Федерации.

1.2-2. Поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.55.2 настоящего Кодекса, является принятие комиссией федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по государственному контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа, решения, которым установлен факт нарушения законодательства Российской Федерации в сфере государственного оборонного заказа.

Видео (кликните для воспроизведения).

1.3. Поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 8.35 и 8.37 настоящего Кодекса, является акт о наличии признаков административного правонарушения или преступления, связанных с нарушением законодательства Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, который составлен производственным охотничьим инспектором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Указанные в частях 1 и 1.1 настоящей статьи материалы, сообщения, заявления подлежат рассмотрению должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях.

3. Дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1, 1.1 и 1.3 настоящей статьи, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

4. Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента:

1) составления протокола осмотра места совершения административного правонарушения;

2) составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 27.1 настоящего Кодекса;

3) составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении;

4) вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования, предусмотренного статьей 28.7 настоящего Кодекса;

6) вынесения постановления по делу об административном правонарушении в случае, предусмотренном частью 1 или 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса.

5. В случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении при наличии материалов, сообщений, заявлений, указанных в пунктах 2 и 3 части 1 настоящей статьи, должностным лицом, рассмотревшим указанные материалы, сообщения, заявления, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.

Комментарий к Ст. 28.1 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Глава 28 КоАП РФ регламентирует порядок производства по делам об административных правонарушениях на первой стадии — стадии возбуждения дела об административном правонарушении. Именно на первой стадии устанавливается факт совершения административного правонарушения. В ч. ч. 1 — 2 комментируемой статьи закреплены поводы к возбуждению дела об административном правонарушении. Этот перечень является исчерпывающим и не может быть дополнен законами субъектов РФ об административных правонарушениях, поскольку порядок производства по делам об административных правонарушениях находится в ведении Российской Федерации (ст. 1.3 КоАП РФ). Такими поводами являются:

1) непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях (ст. 28.3 КоАП РФ), достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения (например, обнаружение должностным лицом Роспотребнадзора нарушений санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения; должностным лицом ГИБДД — нарушений требований Правил дорожного движения);

2) материалы, поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений (например, материалы проверок, в том числе по обращениям граждан);

4) фиксация административного правонарушения в области дорожного движения или административного правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренного законом субъекта РФ, совершенного с использованием транспортного средства либо собственником или иным владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, работающими в автоматическом режиме, специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи. Такой повод к возбуждению дела стал возможен в связи с введением примечания к ст. 1.5 КоАП РФ, согласно которому общие правила презумпции невиновности не распространяются на собственников (владельцев) транспортных средств, земельных участков, объектов недвижимости при выявлении в автоматическом режиме указанных выше правонарушений;

5) подтверждение содержащихся в сообщении или заявлении собственника (владельца) транспортного средства данных о том, что транспортное средство во время фиксации административного правонарушения в автоматическом режиме находилось во владении или в пользовании другого лица. В этом случае собственник (владелец) транспортного средства освобождается от административной ответственности (ч. 2 ст. 2.6.1 КоАП РФ).

Специальными поводами к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. ст. 14.12, 14.13 и 14.23 КоАП РФ, помимо указанных в п. п. 1 — 3 ч. 1 комментируемой статьи, могут быть содержащие достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, заявления лиц, участвующих в деле о банкротстве, и лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве, органов управления должника — юридического лица, саморегулируемой организации арбитражных управляющих.

Принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства РФ, также является особенным поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. ст. 14.9, 14.31, 14.31.1 — 14.33 КоАП РФ.

[3]

Еще один повод к возбуждению дела установлен в ч. 1.3 комментируемой статьи. Дела об административных правонарушениях, связанных с нарушением законодательства РФ в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов и предусмотренных ст. ст. 8.35 и 8.37 КоАП РФ, возбуждаются на основании составленного производственным охотничьим инспектором в соответствии с законодательством РФ акта о наличии признаков административного правонарушения или преступления.

2. В соответствии с ч. ч. 2 и 3 комментируемой статьи материалы, сообщения, заявления рассматриваются должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях (ст. 28.3 КоАП РФ). В случае выявления достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, эти должностные лица возбуждают дело об административном правонарушении.

3. В ч. 4 комментируемой статьи законодатель определил моменты, с наступлением которых дело об административном правонарушении считается возбужденным, а именно:

— составления протокола осмотра места совершения административного правонарушения (ст. 28.1.1 КоАП РФ);

— составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении (ст. 27.1 КоАП РФ);

Читайте так же:  Как получить охотничий билет в первый раз – порядок действий и необходимые документы

— составления протокола об административном правонарушении (ст. 28.2 КоАП РФ), а равно с момента вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении (ст. 28.4 КоАП РФ);

— вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования (ст. 28.7 КоАП РФ);

— вынесения постановления по делу об административном правонарушении без составления протокола об административном правонарушении (ч. ч. 1 и 3 ст. 28.6 КоАП РФ).

Таким образом, в отличие от уголовно-процессуального законодательства законодательство об административных правонарушениях не предусматривает вынесения специального процессуального акта (единой формы) о возбуждении дела об административном правонарушении, оно возбуждается автоматически, одновременно с составлением протокола или вынесением соответствующего определения или постановления.

4. Если должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях (ст. 28.3 КоАП РФ), при наличии материалов, сообщений, заявлений придут к выводу об отсутствии оснований для возбуждения дела об административном правонарушении, они должны вынести мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, которое должно отвечать требованиям ст. 29.12 КоАП РФ. Такое определение может быть обжаловано в соответствии с правилами, установленными гл. 30 КоАП РФ (ч. 4 ст. 30.1 КоАП РФ).

5. В примечании к комментируемой статье предусматриваются особенности возбуждения дела об административном правонарушении:

— при обнаружении достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, уполномоченным должностным лицом в ходе проведения проверки при осуществлении государственного контроля (надзора) или муниципального контроля дело об административном правонарушении может быть возбуждено после оформления акта о проведении такой проверки;

— до оформления акта о проведении указанной проверки дело может быть возбуждено только в случае необходимости применения меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде временного запрета деятельности. При этом должностное лицо, составившее протокол о временном запрете деятельности, обо всех таких случаях в течение 24 часов уведомляет прокурора.

Возбуждение дела об административном правонарушении

Процесс привлечения к ответственности неотделим от такой стадии, как возбуждение дела об административном правонарушении. Именно она является началом процедуры производства по административному делу. А значит, уже на этой стадии и потенциальный правонарушитель, и потерпевший должны знать и понимать свои права.

Административная ответственность в большинстве случаев влечет назначение административного наказания. Но до вынесения какого-либо решения (постановления) органы власти должны обеспечить законность каждой стадии дела об административном правонарушении.

С чего начинается привлечение к административной ответственности

Фактически поводов для начала производства по делу об административном правонарушении достаточно много.

Самый очевидный – непосредственное выявление правонарушения. Например, человек курит в неположенном месте и этот факт обнаружили полицейские. В этом случае те лица, которые уполномочены составлять протоколы об административном правонарушении (а иметь такие полномочия – необходимость) и обнаружили противоправный факт.

Поводом станет и выявление неуполномоченными на составление протокола лицами факта совершение правонарушения. Правда, для возбуждения дела потребуется обратиться к уполномоченному лицу. А последний должен еще доказать событие (факт) правонарушения.

Начать производство по делу уполномоченный сотрудник может и по заявлению третьих лиц. Причем как информации от государственных и муниципальных органов власти. Так и от граждан, организаций, общественных объединений и публикаций в СМИ. Часто жалоба в государственный орган инициирует процедуру привлечения к административной ответственности. Конечно, она должна быть обоснованной и подкреплена материалами и подробными сведениями.

Ну и безусловно, возбуждение дела об административном правонарушении в сфере ПДД и в сфере благоустройства территории может начаться с поступления сведений с видеокамер. Конечно, это специальные камеры. Но и процесс рассмотрения дела тоже имеет свои особенности.

Как проходит возбуждение дела об административном правонарушении

  • протокола осмотра места совершения нарушения
  • применения мер обеспечения (задержание, досмотр и т.п.)
  • постановления о возбуждении дела (составляет прокурор)
  • определения о возбуждении дела (при необходимости административного расследования)

Кто уполномочен на возбуждение дела об административном правонарушении

Определение о возбуждении дела

Определение об отказе в возбуждении дела

Как вести себя правильно при возбуждении дела

Во-первых, не стоит нервничать. Если человек согласен с правонарушением и не готов обжаловать привлечение к административной ответственности, достаточно подписать все документы и исполнить наказание.

Если же нет, то с момента возбуждения дела об административном правонарушении человек может привлечь защитника, заявлять ходатайства и предоставлять доказательства. Он вправе заявить о наличии обстоятельств, при которых дело прекращается. А также оспаривать порядок привлечения к административной ответственности. Существенное нарушение такого порядка (когда не разъясняют права, отсутствуют понятые, не уведомили о месте и времени составления протоколов), станет для суда (или вышестоящего органа) основанием отменить наказание.

Обратите внимание: перечень должностных лиц, которые могут начать производство по делу и рассмотрение самого дела утверждают сами органы власти (ст. 28.3 КоАП). Убедитесь, что возбуждение дела начато неуполномоченным лицом, и шанс “выйти сухим из воды” существенно увеличится.

Российское административное право

Возбуждение дела об административном правонарушении

Поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются:

  • непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;
  • поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;
  • сообщения и заявления физических и юридических лиц, сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

Поводами к возбуждению дел о некоторых административных правонарушениях, которые определены ст. 28.1 КоАП РФ, являются также сообщения и заявления собственника имущества унитарного предприятия, органов управления юридического лица, арбитражного управляющего, а при рассмотрении дела о банкротстве — собрания (комитета) кредиторов.

Эти материалы, сообщения, заявления подлежат рассмотрению должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях. В случае если рассмотревшее их должностное лицо отказало в возбуждении дела, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.

Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента:

  • составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении;
  • составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении;
  • вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования;
  • оформления предупреждения или с момента назначения (взимания) административного штрафа на месте совершения административного правонарушения в случае, если протокол об административном правонарушении не составлялся.

О совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев возбуждения дела прокурором, а также предусмотренных ст. 28.6 КоАП РФ случаев назначения административного наказания без составления протокола.

В протоколе об административном правонарушении указываются:

  • дата и место его составления;
  • должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол;
  • сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении;
  • фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если они имеются;
  • место, время совершения и событие административного правонарушения;
  • статья КоАП РФ или закона субъекта РФ, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение;
  • объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело; иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Читайте так же:  Сколько дают материнский капитал в россии

При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, о чем делается запись в протоколе.

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Эти лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола в нем делается соответствующая запись.

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.

Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, составляются прежде всего должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела о данных административных правонарушениях в соответствии с гл. 23 Кодекса.

Помимо этого, протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ.

Государственные органы, уполномоченные составлять протоколы о конкретных административных правонарушениях в дополнение к органам, рассматривающим дела об этих правонарушениях, указаны в ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ. Перечень должностных лиц данных органов, уполномоченных составлять такие протоколы, устанавливается соответствующими федеральными органами исполнительной власти.

Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных некоторыми статьями КоАП РФ, вправе составлять: члены избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса, уполномоченные избирательными комиссиями, комиссиями референдума; члены комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав; инспектора Счетной палаты РФ; должностные лица государственных внебюджетных фондов.

Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ, составляются должностными лицами, уполномоченными соответствующими субъектами РФ.

Протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения. Однако в случае если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.

В случае проведения административного расследования протокол об административном правонарушении составляется по окончании расследования в сроки, предусмотренные ст. 28.7 КоАП РФ для административного расследования.

Если при совершении административного правонарушения назначается административное наказание в виде предупреждения или административного штрафа в размере, не превышающем 100 руб. (а при нарушении таможенных правил — в размере, не превышающем 1 тыс. руб.), протокол об административном правонарушении не составляется. Уполномоченным на то должностным лицом оформляется предупреждение либо назначается и взимается административный штраф прямо на месте совершения административного правонарушения.

Однако если лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, оспаривает наличие события административного правонарушения или назначенное ему административное наказание либо отказывается от уплаты административного штрафа на месте совершения правонарушения, то протокол об административном правонарушении составляется и в этом случае.

В тех случаях, когда после выявления административного правонарушения в области антимонопольного законодательства, законодательства о рекламе, валютного законодательства, законодательства о защите прав потребителей, налогов и сборов, таможенного дела, охраны окружающей среды, производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, пожарной безопасности, дорожного движения и на транспорте осуществляются экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат, проводится административное расследование.

Решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования принимается должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении, либо прокурором немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения. Такое решение принимается должностным лицом в виде определения, а прокурором — в виде постановления.

В определении о возбуждении дела об административном правонарушении отражаются:

  • дата и место составления определения; должность, фамилия и инициалы лица, составившего определение;
  • повод для возбуждения дела об административном правонарушении;
  • данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;
  • статья КоАП РФ либо закона субъекта РФ, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение.

Административное расследование проводится по месту совершения или выявления административного правонарушения. Срок проведения административного расследования не может превышать одного месяца с момента возбуждения дела об административном правонарушении.

В исключительных случаях этот срок по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело, может быть продлен вышестоящим должностным лицом на срок не более одного месяца (а по делам о нарушении таможенных правил начальником вышестоящего таможенного органа на срок до шести месяцев).

По окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении.

Протокол (или постановление прокурора) об административном правонарушении направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, в течение суток с момента составления протокола (или вынесения постановления). Протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест, передается на рассмотрение судье немедленно после его составления (вынесения).

Видео (кликните для воспроизведения).

При наличии хотя бы одного из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, выносят постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Источники


  1. Файкс, Г. Полиция возвращается. Из истории уголовной полиции ФРГ; М.: Юридическая литература, 2012. — 240 c.

  2. ред. Кононенко, І.П. Законодавство про адміністративну відповідальність; Київ: Видавництво політичної літератури України, 2012. — 340 c.

  3. Губина, И.Ю. Латинский словарь юридических терминов и выражений / ред. В.А. Минасова, И.Ю. Губина. — М.: Ростов н/Д: Феникс, 2017. — 320 c.
Определение о возбуждении дела об административном правонарушении
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here