Содержание
- 1 Вопросы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
- 2 Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
- 3 Права и обязанности субъектов обязательного социального страхования
- 4 NewsNews WordPress Theme
- 5 Фонд социального страхования Российской Федерации
- 6 Обязательное социальное страхование
- 7 Правовые аспекты организации социального страхования
- 8 Орган осуществляющий обязательное социальное страхование
Вопросы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
454091, город Челябинск
улица Свободы, дом 153А.
Схема проезда
Телефоны | Режим работы | |||||||||||
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика;
государственное регулирование системы обязательного социального страхования;
паритетность участия представителей субъектов обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования;
обязательность уплаты страхователями страховых взносов и (или) налогов;
ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования;
обеспечение надзора и общественного контроля;
автономность финансовой системы обязательного социального страхования.
Субъекты обязательного социального страхования — участники отношений по обязательному социальному страхованию: являются страхователи (работодатели), страховщики, застрахованные лица, а также иные органы, организации и граждане, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Страхователи — организации любой организационно-правовой формы, а также граждане, обязанные в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и законодательством Рф о налогах и сборах уплачивать страховые взносы и (или) налоги, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, выплачивать отдельные виды страхового обеспечения. Страхователями являются также органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, обязанные в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы. Страхователи определяются в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Страховщики — некоммерческие организации, создаваемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования для обеспечения прав застрахованных лиц по обязательному социальному страхованию при наступлении страховых случаев.
Застрахованные лица — граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или иные категории граждан, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Посредническая деятельность в системе обязательного социального страхования не допускается.
Видами социальных страховых рисков являются:
1) необходимость получения медицинской помощи;
2) временная нетрудоспособность;
3) трудовое увечье и профессиональное заболевание;
6) наступление старости;
7) потеря кормильца;
8) признание безработным;
9) смерть застрахованного лица или нетрудоспособных членов его семьи, находящихся на его иждивении.
При наступлении одновременно нескольких страховых случаев порядок выплаты страхового обеспечения по каждому страховому случаю определяется в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Виды страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию. Каждому виду социального страхового риска соответствует определенный вид страхового обеспечения.
Страховым обеспечением по отдельным видам обязательного социального страхования являются:
1) оплата медицинскому учреждению расходов, связанных с предоставлением застрахованному лицу необходимой медицинской помощи;
2) пенсия по старости;
3) пенсия по инвалидности;
4) пенсия по случаю потери кормильца;
5) пособие по временной нетрудоспособности;
6) пособие в связи с трудовым увечьем и профессиональным заболеванием;
7) пособие по беременности и родам;
8) ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;
9) пособие по безработице;
10) единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;
11) единовременное пособие при рождении ребенка;
12) пособие на санаторно-курортное лечение;
13) социальное пособие на погребение;
14) оплата путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей.
Отношения по обязательному социальному страхованию возникают:
1) у страхователя (работодателя) — с момента заключения с работником трудового договора;
2) у иных страхователей — с момента их регистрации страховщиком;
3) у страховщика — с момента регистрации страхователя;
4) у застрахованных лиц — с момента заключения трудового договора с работодателем;
5) у лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, и иных категорий граждан — с момента уплаты ими или за них страховых взносов и (или) налогов, если иное не установлено федеральными законами.
Права и обязанности застрахованного.
Застрахованные лица имеют право: 1) на своевременное получение страхового обеспечения в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. В случаях, установленных федеральными законами, право на страховое обеспечение могут иметь члены семьи застрахованного лица и лица, находящиеся на его иждивении; 2) на защиту лично, через своего представителя или профсоюз своих прав, в том числе в суде; 3) на участие через своего представителя или профсоюз в управлении обязательным социальным страхованием; 4) на получение информации о деятельности страховщиков и страхователей; 5) на внесение предложений через своего представителя или профсоюз о тарифах страховых взносов страховщикам и в Правительство РФ.
Застрахованные лица обязаны: 1) своевременно предъявлять страховщику документы, содержащие достоверные сведения и являющиеся основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения, предусмотренного федеральным законом о конкретном виде обязательного социального страхования; 2) уплачивать страховые взносы и (или) налоги, если такая обязанность установлена федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: Студент — человек, постоянно откладывающий неизбежность. 10611 —
Правовые аспекты организации социального страхования
Право социального страхования — это отрасль права социального обеспечения. Она носит характер конституционного и публичного права. Основные положения предмета права социального страхования определены в ст. 1 Федерального закона «Об основах обязательного социального страхования», соответственно с которыми обязательное социальное страхование относится к государственной системе социальной защиты населения, а к его характерным чертам — страхование работающих граждан от возможного изменения материального положения.
В предмет своего ведения право социального страхования включает:
— отношения по социальной защите застрахованных работающих граждан, возникающие между ними, работодателями, страховыми организациями и государственными органами;
— отношения по сбору и распределению финансовых ресурсов социального страхования между субъектами правоотношений;
— процедурные и процессуальные регулятивные отношения по установлению прав и обязанностей субъектов социального страхования, например, установление порядка определения страхового стажа и его подсчета, исчисления размеров пенсий и пособий в случаях инвалидности и потери кормильца.
По содержанию страховые правоотношения в системе социального страхования являются многосторонними, участники которых соединены комплексом единых обязанностей, а также вытекающих из них прав и гарантий: застрахованные обязаны трудиться, страхователи — вносить страховые взносы, страховщики — выплачивать пенсии и пособия, государство — разрабатывать законы и следить за их исполнением.
Правоотношения в системе обязательного социального страхования регулируются с помощью законов и нормативных правовых актов, которые определяют порядок предоставления пенсий, пособий и медицинской помощи и включают в свой круг: отношения по поводу страховых взносов, денежных выплат (пенсий и пособий), услуг (медицинских и реабилитационных), каждое из которых имеет свой субъектный состав, основания возникновения, содержание и объект (рис. 12.3).
Субъектами социально-страховых правоотношений выступают:
— застрахованные лица, обладающие трудовой правосубъектностью, а также физические лица, выполняющие работу на основании договора (контракта), заключенного со страхователем;
— страхователи (работодатели) — юридические лица любой организационно-правовой формы, либо физические лица, использующие наемный труд;
— страховщик — Пенсионный фонд РФ, фонды медицинского страхования, Фонд социального страхования РФ.
Рис. 12.3. Правоотношения в системе социального страхования
Таким образом, по субъектному составу социально-страховые отношения являются, как правило, трехсторонними.
По содержанию, социально-страховые правоотношения являются материальными и многосторонними, участники которых обладают взаимными правами и обязанностями по вопросам компенсации утраты доходов, здоровья и трудоспособности. Данные отношения проявляются в системе трех видов правовых связей: застрахованного лица и страхователя; страхователя и страховщика; страховщика и застрахованного.
Объектом социально-страховых правоотношений являются страховые выплаты (пенсии, пособия по временной нетрудоспособности, единовременные страховые выплаты) и страховые услуги (по медицинскому лечению и реабилитации).
По юридической силе источники права делятся на законы и иные нормативные правовые акты. Законы могут быть конституционными, кодифицированными и текущими.
По источникам права и форме правового акта различают российское законодательство, международно-правовые акты, законы, международные конвенции и соглашения (рис. 12.4).
Правовой основой функционирования обязательного социального страхования являются федеральные законы и нормативные правовые акты.
Важнейшие из них:
— Федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования» — представляет собой «рамочный закон»;
— Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»;
Рис. 12.4. Источники права социального страхования
— Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»;
— федеральные законы о бюджетах государственных внебюджетных фондов (пенсионного, медицинского и социального страхования).
Правовая основа социального страхования базируется и на международных правовых актах. В их число, помимо документов ООН, входят конвенции и рекомендации Международной организации труда (МОТ), Международной ассоциации социального обеспечения (МЛСО) и Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ); перечень конвенций и рекомендаций, посвященных вопросам организации национальных систем социального страхования, включает более 20 наименований. Среди них особое место занимает Всеобщая декларация прав человека (1948), в ст. 22 и 25 фиксируется право каждого человека на социальное обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию но независящим от него обстоятельствам. Источниками международно-правового регулирования служат акты ООН и се специализированных организаций: Международной организации труда (МОТ), Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), Международной ассоциации социального обеспечения (МАСО).
За период с 1919 по 2010 гг. МОТ принято около 195 конвенций и 195 рекомендаций, из которых примерно треть посвящены вопросам социальной защиты работников от социальных рисков.
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; Нарушение авторского права страницы
Орган осуществляющий обязательное социальное страхование
Важным механизмом социальной защиты является обязательное социальное страхование. Оно контролируется государством и имеет цель поддержки нетрудоспособных и престарелых людей. Рассмотрим подробно данный механизм, его принцип работы и то, какие органы отвечают за его функционирование.
Содержание: |
Законодательное регулирование |
Ответственные органы |
Пенсионный фонд Российской Федерации |
Управление взносами |
Принцип работы
Социальное страхование предоставляет финансовую защиту работающим гражданам/членам их семей, находящихся на иждивении, от потенциальной утраты трудового дохода. При наступлении нетрудоспособности в результате особого случая (примеры – болезнь, инвалидность, старость, смерть кормилица, материнство), гражданин не останется без финансовой поддержки и сможет продолжать беспрепятственное существование за счёт предоставляемых ему средств в законодательно установленном размере.
Обязательное социальное страхование (ОСС) – общее название масштабной системы, состоящей из ряда подсистем с ответственностью, разделённой между несколькими государственными органами. По типу обязательное страхование можно разделить на шесть условных частей по страхуемому поводу:
- временная нетрудоспособность (кратковременная или долгосрочная болезнь);
- несчастные случаи на производстве/профессиональных заболеваниях;
- материнство;
- смерть застрахованного гражданина/несовершеннолетнего члена его семьи;
- ОС пенсионного типа;
- ОС медицинского типа.
Законодательное регулирование
Законодательно ОСС регулируется законом № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», определяющим правовые позиции субъектов ОСС, основания их возникновения, осуществление прав и обязанностей, ответственность и основные моменты государственного регулирования системы.
Закон описывает основные принципы ОСС, включающие:
- устойчивость, обеспечиваемая эквивалентностью страхового обеспечения с одной стороны и страховых взносов с другой;
- всеобщий обязательный характер;
- доступность;
- государственная гарантия исполнения прав ОСС независимо от финансового состояния конкретного страховщика;
- регулирование системы на государственном уровне;
- паритетность участия представителей субъектов ОСС в в органах управления ОСС;
- автономность;
- ответственность за корректное использование средств;
- обязательность уплаты страхователями соответствующих взносов.
Реализацией принципов занимается государство и органы, включенные в систему.
Ответственные органы
Орган, осуществляющий ОСС, не один – их три:
- Фонд социального страхования.
- Фонд обязательного медицинского страхования.
- Пенсионный фонд Российской Федерации.
ФСС | Травматизм, материнство, производственные страховые случаи |
Фонд ОМС | Медстрахование |
Пенсионный фонд | Пенсионная система, материнский капитал |
Эти органы имеют независимые источники финансов, формируемые посредством внесения страхователями страховых взносов. Но перечисленные органы (так как ОСС гарантируется государством) имеют государственную поддержку. При недостатке средств на собственных счетах фондов, покрытие происходит за счёт федерального бюджета Российской Федерации.
Фонд социального страхования
Государственная внебюджетная организация, покрывающий следующие функции:
- Страховка при возникновении временной нетрудоспособности, в том числе по причине материнства.
- Страховка от несчастных случаев, случающихся на производстве (плюс профессиональные заболевания).
- Финансирование предупреждения травматизма и профессиональных заболеваний.
- Выплата пособий по временной нетрудоспособности
- Гарантирование предоставления путёвок льготным категориям граждан для осуществления санитарно-курортного лечения и проезда к нему/обратно.
- Оплата родовых сертификатов.
- Предоставление инвалидам протезов и технических средств реабилитации.
Фонд обязательного медицинского страхования
Государственная внебюджетная организация, покрывающая следующие функции:
- Финансирование целевых программ, относящихся к системе обязательного медицинского страхования.
- Контроль целевого применения финансовых средств программы обязательного медицинского страхования.
- Обеспечение равномерных условий деятельности территориальных фондов ОМС в отношении обеспечения финансирования программ ОМС.
Вся деятельность организации связана с обязательным медстрахованием и контролем стоящих ниже по иерархии органов, включенных в систему ОМС на любом уровне. Имеется 88 территориальных фондов, подчиняющихся основному и контролируемых с его стороны.
Обратите внимание! Взносы в рамках страховой системы вносятся в центральный ФОМС, оттуда распределяются в нужных пропорциях по территориальным отделениям. Ранее страховые взносы вносились локально, теперь всё стало централизованным.
Пенсионный фонд Российской Федерации
Крупнейшая организация в рамках обязательного соцстрахования. В число функций этого государственного внебюджетного фонда входят:
- назначение/начисление пенсий;
- учёт страховых средств в рамках обязательного пенсионного страхования (ОПС);
- выделение сертификатов для получения семейного (материнского капитала);
- выделение средств семейного (материнского) капитала;
- курирование средств пенсионной системы;
- персонифицированный учёт участников систем в ОПС;
- работа со страхователями (работодателями, уплачивающими страховые взносы в ПФР);
- назначение и начисление соцвыплат определённым категориям граждан, включая инвалидов, военных инвалидов, ветеранов, героев Советского Союза/Российской Федерации;
- установление федеральной соцдоплаты к социальным пенсиям с целью доведения дохода пенсионера до установленного законодательно прожиточного минимума;
- реализация программы софинансирования государством пенсионных накоплений добровольного типа.
Факт! Масштабы ПФР подтверждаются статистикой – доля ПФР в ВВП России составляет 10,2% по расходам и 10,8% по доходам. Органом ведётся персонифицированный учёт более 128 миллионов граждан России, пенсия выплачивается 40 миллионам пенсионерам, соцвыплаты выдаются 20 миллионам льготников. Роль ПФР в системе ОСС является определяющей, несмотря на значимость остальных органов.
Управление взносами
Формирование бюджетов фондов ОСС формируется за счёт взносов, значит, важная часть ОСС – управление взносами, проверка своевременной уплаты, перевод средств в фонды, взыскание задолженностей и прочие функции. Ранее распределение было следующим:
- ФСС отвечал за взносы, перераспределяемые на выплаты по неработоспособности, материнству, несчастным производственным случаям, профессиональным заболеваниям.
- ПФР отвечал за пенсионную и медицинскую части страховой системы.
Важно! 01.01.2017 произошли изменения, администрирование страховых взносов любого типа (социальные, пенсионные, медицинские) перенаправлено на Федеральную налоговую службу Российской Федерации.
Отчётности и взносы
Формирование бюджета формируется за счёт страхователей – предприятий, уплачивающих взносы за легитимно оформленных сотрудников. Каждый квартал предприятие подаёт отчётности разного типа. При численности сотрудников более 25, обязательной является подача электронной отчётности с цифровой подписью.
Взносы уплачиваются с выплат сотрудникам/расходов страхователя, но есть исключения:
- суточные выплаты;
- материальная помощь при смерти члена семьи, стихийном бедствии, чрезвычайного обстоятельства любого размера;
- материальная помощь на любые цели до 4 000 рублей/сотрудник в год, на рождение, усыновление, удочерение до 50 000 рублей/ребёнок;
- взносы по ДМС, обслуживанию работников в поликлинике при страховании работника на срок более 12 месяцев;
- компенсация утраты жизни работников, вреда здоровью работников;
- платежи в рамках негосударственного пенсионного страхования.
Важно! Принципом ОСС является обязательность выплат, потому предприятие, избегающее своевременных перечисление, несёт ответственность в соответствии с законодательством, тяжесть которой определяется размером отсутствующих выплат и другими нюансами преступления.
Подводим итоги
Данный вид страхования осуществляется не единственным органом, а тремя органами, действующими согласно Бюджетному кодексу РФ. При возникновении недостатка финансирования к перечисленным фондам подключается вливание денег из федерального бюджета Российской Федерации, потому обеспечение социального страхования поддерживается на государственном уровне всей системой, а не только отдельными органами.
Источники
Рассел, Джесси Академия юриспруденции — Высшая школа права «Адилет» / Джесси Рассел. — М.: VSD, 2013. — 537 c.
Хргиан, А.Х. История и методология естественных наук. Выпуск 03. Физика / А.Х. Хргиан. — Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2012. — 292 c.
Чернявский, А. Г. Теория государства и права в схемах. Учебное пособие / А.Г. Чернявский. — М.: КноРус, 2016. — 112 c.
Опытный юрист. Работаю в г. Москва.
Консультаций через контактную форму сайта не оказываю.
Образование: высшее (Московский государственный юридический университет имени О.Е Кутафина).
Стаж работы: 9 лет.