Ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических правил

Ответы на вопросы по теме: "Ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических правил" с полным описанием проблематики и способов решения. При возникновении дополнительных вопросов - задавайте их дежурному юристу.

Статья 236. Нарушение санитарно-эпидемиологических правил

1. Нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее по неосторожности массовое заболевание или отравление людей, —

наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до одного года.

2. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, —

наказывается обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок от шести месяцев до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Комментарий к Ст. 236 УК РФ

1. Общественная опасность данного преступления состоит в том, что игнорирование санитарных правил, норм и гигиенических нормативов приводит к распространению массовых заболеваний и отравлению людей.

Преступления, предусмотренные ч. 1 комментируемой статьи, относятся к категории преступлений небольшой тяжести; преступления, предусмотренные ч. 2, — к категории преступлений средней тяжести.

2. Объектом преступления, предусмотренного данной статьей, является здоровье населения.

3. Часть 1 комментируемой статьи предусматривает уголовную ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических правил.

4. Объективная сторона данного преступления состоит в действиях (бездействии), которыми нарушаются санитарно-эпидемиологические правила, в результате чего по неосторожности могут произойти массовые заболевания, отравления либо смерть людей.

Санитарно-эпидемиологические правила — нормативные акты, устанавливающие критерии безопасности и безвредности для человека факторов среды его обитания и требования к обеспечению благоприятных условий для его жизнедеятельности. Основным правовым актом по данному вопросу является Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии, а также Постановление Правительства РФ от 24.07.2000 N 554 (в ред. от 15.09.2005) , которым утверждено Положение о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании.
———————————
СЗ РФ. 2000. N 31. Ст. 3295; N 39. Ст. 3953.

Нарушение санитарно-эпидемиологических правил может выражаться как в совершении активных действий (выпуск и реализация некачественных товаров, пищевых продуктов, представляющих опасность для человека; нарушение научно обоснованных физиологических норм при организации питания в общеобразовательных учреждениях; использование опасных способов захоронения отходов производства; превышение предельно допустимого уровня воздействия на человека шума, вибрации в период работы; спуск сточных вод на территории зоны санитарной охраны водопроводов хозяйственно-питьевого назначения; использование некачественной питьевой воды; проведение дезинфекции в учреждении в присутствии людей, не имеющих отношения к обработке; нарушение предельно допустимых концентраций химических веществ в водном объекте, используемом для спортивных мероприятий; использование при вакцинации медицинских иммунобиологических препаратов, не прошедших сертификацию и т.п.), так и в бездействии (неосуществление обезвреживания отходов потребления; необеспечение безопасных условий труда; непроведение ограничительных мероприятий на основании предписаний главных государственных санитарных врачей; уклонение от этих карантинных мероприятий, от изоляции и госпитализации инфекционных больных и т.п.).

Массовое заболевание — заболевание группы людей, сосредоточенных на определенной территории, требующее медицинского вмешательства. Заболевания могут быть бактериальными, вирусными, кишечными, воздушно-капельными и т.д. Заболевание следует считать массовым, если число заболевших превышает количество пациентов, которое по нормам или на практике может быть принято врачом в течение рабочего дня.

Массовое отравление — интоксикация организма у группы людей в результате воздействия токсичных веществ различного происхождения путем абсорбции через дыхательные пути, контактного попадания на кожу и слизистые, поглощения с пищей и водой, если число отравившихся превышает количество пациентов, которое по нормам или на практике может быть принято врачом в течение рабочего дня.

В каждом случае необходимо устанавливать причинно-следственную связь между нарушением санитарно-эпидемиологических правил и массовыми заболеваниями и отравлениями людей.

Если нарушение санитарных правил не находится в причинной связи с массовыми заболеванием или отравлением, а обусловило лишь причинение вреда здоровью отдельного человека или даже нескольких лиц, то виновный привлекается не по ст. 236, а по ст. 238 или по статьям гл. 26 УК.

5. Преступление с материальным составом считается оконченным с момента наступления последствий, указанных в диспозиции статьи (массовое заболевание или отравление людей).

[2]

Создание лишь угрозы возникновения таких последствий влечет не уголовную, а административную ответственность.

6. Субъективная сторона преступления — прямой умысел по отношению к деянию и неосторожность по отношению к последствиям. Лицо осознает, что нарушает правила, желает совершить эти действия, предвидит наступление общественно опасных последствий, но самонадеянно рассчитывает на их предотвращение, либо не предвидит, но должно было и могло предвидеть такие последствия.

7. Субъект преступления может быть как специальный, так и общий, достигший 16-летнего возраста. К субъектам относятся как сами заболевшие, явившиеся источником распространения инфекции, так и специальные лица при невыполнении требований, обусловленных спецификой должностной или профессиональной деятельности.

Специальным субъектом данного преступления могут быть как должностные лица, так и иные работники, ответственные за соблюдение соответствующих правил либо для которых эта обязанность соответствует характеру осуществляемой деятельности, компетенции, правового статуса (работники предприятий и учреждений питания, промышленного и сельскохозяйственного производства, санэпидемстанций, медицинских и иных учреждений и организаций).

Должностное лицо, допустившее нарушение указанных правил наряду с должностным преступлением, подлежит ответственности по совокупности преступлений, предусмотренных ст. ст. 236, 285, 286 УК.

Если нарушение санитарных правил не находится в причинной связи с массовыми заболеванием или отравлением, а обусловило лишь причинение вреда здоровью отдельного человека или даже нескольких лиц, то виновный привлекается не по комментируемой статье, а по ст. 238 или по статьям гл. 26 УК.

По одному и тому же делу могут быть одновременно привлечены к уголовной ответственности должностные и иные лица, чьи действия или бездействие по нарушению санитарно-эпидемиологических правил находятся в причинной связи с последствиями, перечисленными в диспозиции статьи.

Нарушение санитарно-эпидемиологических правил может наступить как при совершении активных действий (продажа некачественных товаров, использование некачественной питьевой воды и т.п.), так и при бездействии (уклонение от карантинных мероприятий, от изоляции и госпитализации инфекционных больных и т.д.).

8. Квалифицирующим признаком преступления (ч. 2 комментируемой статьи) является наступление смерти хотя бы одного человека вследствие нарушения санитарно-эпидемиологических правил.

Нарушение санитарно-эпидемиологических правил

Нарушение санитарпо-эпидемиологических правил (ст. 236 УК). Закон устанавливает уголовную ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее по неосторожности массовое заболевание или отравление людей. Квалифицирующим признаком является причинение по неосторожности смерти человека. Статья содержит один основной состав преступления с альтернативными признаками по последствиям и один квалифицированный состав. Преступление относится к категории небольшой тяжести. Социально-поведенчески оно является весьма распространенным и нередко приводит к заболеваниям опасными инфекционными болезнями, отравлениям приготовленными или хранившимися ненадлежащим образом продуктами большого количества людей.

Целью статьи является обеспечение .санитарно-эпидемиологического благополучия населения и территорий, т. е. такого состояния общественного здоровья и среды обитания людей, при котором отсутствует опасное и вредное влияние факторов окружающей среды на организм человека, имеются благоприятные условия для его жизнедеятельности.

Читайте так же:  Правоустанавливающие документы на объект недвижимости

Диспозиция нормы является бланкетной, поэтому понимание объективной стороны составов преступлений, в ней предусмотренных, требует обращения к санитарно-эпидемиологическим правилам. Санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы многочисленны и достаточно сложны по структуре. Они разрабатываются специально уполномоченными на то государственными органами в области санитарно-эпидемиологического контроля и утверждаются ими. Санитарно-эпидемиологические правила обязательны для исполнения всеми государственными органами и общественными объединениями, предприятиями, организациями и иными хозяйствующими субъектами независимо от их подчиненности и форм собственности, должностными лицами и гражданами. По своему содержанию и объему регулирования это нормативные акты, устанавливающие критерии безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды его обитания и требования к обеспечению благоприятных условий жизнедеятельности человека. Они подлежат обязательному изданию и свободному распространению.

Объектом преступления являются общественные отношения в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и территорий.

Объективная сторона включает в себя: 1) деяние, т. е. действия (бездействие), которыми лицо нарушает санитарно-эпидемиологические правила, совершая тем самым дисциплинарный или административный проступок; 2) последствия (массовые заболевания или отравления людей); 3) причинную связь между деянием и последствиями.

Преступные действия могут состоять в использовании пищевых продуктов, не прошедших соответствующий контроль, употреблении для приготовления пищи или обработки продуктов воды, не отвечающей гигиеническим нормативам и содержащей возбудителей болезней, и т. п. Бездействие состоит в невыполнении прямо предписанных санитарными правилами операций, процедур или других обязанностей, если лицо имело возможность их выполнить.

Массовым заболеванием является заболевание группы людей, сосредоточенных на определенной территории, явно превышающее средний уровень заболеваемости данной болезнью за определенный период.

Отравление охватывает группу острых, хронических, производственных, лекарственных, химических и других заболеваний, возникновение которых вызвано действием на организм людей ядов, т. е. токсических веществ различного происхождения, путем абсорбции их через дыхательные пути, контактного попадания на кожу и слизистые человека, поглощения с пищей и водой и др.

Причинная связь существует, когда заболевание людей или их отравление вызвано факторами, возникшими в результате нарушения санитарно-эпидемиологических правил, а не, например, естественно возникшими и распространившимися заболеваниями или заболеваниями, возникшими в результате нарушения иных правил, например ветеринарных (в этом случае ответственность может наступить по ст. 249 УК).

Преступление является оконченным в момент наступления любого из преступных последствий.

Субъект преступления — лицо, достигшее 16-летнего возраста, на которое возложены обязанности соблюдения санитарно-эпидемиологических правил при осуществлении им производственной, хозяйственной, предпринимательской и иной деятельности либо для которого обязанности соблюдения санитарно-эпидемиологических правил вытекают из его компетенции и правового статуса.

Субъективная сторона преступления — прямой умысел по отношению к деянию и неосторожность по отношению к последствиям деяния. Лицо осознает, что своими действиями оно нарушает правила и осознает общественную опасность такого нарушения, желает совершить эти действия, предвидит возможность наступления общественно опасных последствий, но либо без достаточных оснований самонадеянно рассчитывает на их предотвращение, либо не предвидит наступления общественно опасных последствий, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности лицо должно было и могло предвидеть эти последствия.

Сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей (ст. 237 УК). Закон предусматривает уголовную ответственность за сокрытие информации о событиях, фактах или явлениях, создающих опасность для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды, лицом, обязанным обеспечивать население такой информацией, а также за искажение такой информации. Эта норма принята в целях реализации ч. 3 ст. 41 Конституции РФ, которая устанавливает: «Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом». Кроме того, ст. 42 Конституции закрепляет право каждого на достоверную .информацию о состоянии окружающей среды. Квалифицирующими признаками являются признаки субъекта: совершение деяния лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации или являющегося главой органа местного самоуправления, а также признаки объективной стороны (причинение вреда здоровью человека или наступление иных тяжких последствий).

Статьей предусмотрены преступления небольшой тяжести.

Цель ее действия состоит в обеспечении социального контроля за деятельностью, которая может нанести ущерб здоровью людей или среде обитания, а также обеспечении экологической безопасности населения и территорий.

Сфера применения статьи широка и охватывает различного рода промышленную, научно-техническую, военную деятельность должностных и не должностных лиц, в ходе которой могут возникнуть факторы, представляющие опасность для человека и окружающей среды, а также специальную деятельность по информационному обеспечению населения о факторах чрезвычайных ситуаций.

Социально-поведенчески такого рода деяния были и остаются достаточно распространенными. Сокрытие или искажение, фальсификация важной для безопасности населения и территорий информации приводили и приводят к колоссальным потерям людских и материальных ресурсов. Наиболее известными в этом плане фактами являются сокрытие информации об аварии на Чернобыльской АЭС, продолжавшееся несколько дней, многолетнее сокрытие информации об аварии на производственном объединении «Маяк» и других авариях, искажение информации при разработке проекта переброски северных и сибирских рек на юг и др.

Предметом данного преступного деяния является информация, т. е. сведения (независимо от формы их представления) о создающих угрозу жизни и здоровью людей или окружающей среде предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах, действиях физических и юридических лиц, а также органов государственной власти и управления.

Информация такого рода является сложной по своему содержанию и структуре. Она разделяется на виды в зависимости от источника, ее содержащего, субъектов, ответственных за предоставление информации; степени обобщенности, полноты и т. п. данных и иных критериев.

Информация о факторах, оказывающих вредное влияние на здоровье, включая данные о санитарно-эпидемиологическом благополучии района проживания, рациональных нормах питания, о продукции, работах, услугах, их соответствии санитарным нормам и правилам и т. п. предоставляется местной администрацией через средства массовой информации или непосредственно гражданам по их запросам (ст. 19 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан).

Информация в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций является гласной и открытой, если иное не установлено законом. Ее составляют сведения о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, их последствиях, а также сведения о радиационной, химической, медико-биологической, взрывной, пожарной и экологической безопасности на соответствующих территориях. Органы государственной власти, местного самоуправления и администрация организаций обязаны оперативно и достоверно информировать население через средства массовой информации и по иным каналам о состоянии защиты населения и территорий, принятых мерах по обеспечению их безопасности, последствиях, приемах и способах защиты, предпринимаемых ими действиях и т. п. Сокрытие, несвоевременное представление либо представление заведомо ложной информации этого рода запрещается (ст. 6 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).

Особый правовой статус имеет информация по вопросам, касающимся чернобыльской катастрофы, уровней загрязненности радионуклидами местности, в которой проживают (работают) граждане, степени загрязненности продуктов питания и имущества, а также сведения о требованиях и условиях соблюдения режима радиационной безопасности. Информация данного вида предоставляется учреждениями (организациями), уполномоченными Правительством РФ (ст. 46 Закона РФ «О социальной защите граждан, .подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»).

Целостная, обобщенная и структурированная по отдельным направлениям информация о состоянии окружающей среды содержится в ежегодно публикуемых начиная с 1991 г. Государственном докладе о состоянии окружающей природной среды в Российской Федерации и соответствующих докладах, подготовленных специальными территориальными органами охраны окружающей среды.

Читайте так же:  Перевод авто на газ плюсы и минусы, порядок переоформления

Объективная сторона преступления включает в себя действия или бездействие, состоящие в сокрытии или искажении информации. Преступные последствия являются необходимыми только для квалифицированного состава.

Сокрытие информации — это недоведение ее до сведения лиц, имеющих право на ее получение либо нуждающихся в ее получении, когда сообщение информации является обязательным в соответствии с предписаниями нормативно-правовых актов либо было необходимо для воздействия на события, факты или явления, создающие опасность для жизни и здоровья людей или для окружающей среды.

Искажение информации — это сообщение неполных или неверных данных, официальных прогнозов и оценок относительно фактов, событий и явлений, создающих опасность для жизни и здоровья людей или окружающей среды.

Преступление считается оконченным (по ч. 1 и в отношении формального состава) в момент сокрытия или искажения информации. В первом случае этот момент определяется наступлением реальной возможности у лица направить (предоставить) информацию надлежащему и нуждающемуся в ней адресату или для всеобщего сведения. Во втором случае — предоставлением .искаженной информации конкретному адресату или неопределенному кругу лиц.

Субъект преступления — лица, в чьи обязанности входит обеспечение населения информацией. Признаки специального субъекта сформулированы законодателем в ч. 2 ст. 237 УК.

Субъективная сторона преступления характеризуется виной в форме прямого умысла. Лицо должно осознавать свои обязанности по сообщению информации, по предоставлению населению или иным заинтересованным лицам, имеющим право на ее получение. Эта информация должна быть правдивой, достоверной, полной для принятия своевременных мер по ликвидации или предотвращению ущерба.

Статья 6.3 КоАП РФ. Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения

Новая редакция Ст. 6.3 КоАП РФ

Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до пятисот рублей; на должностных лиц — от пятисот до одной тысячи рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пятисот до одной тысячи рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Комментарий к Статье 6.3 КоАП РФ

1. Вопрос о действующих санитарных правилах и гигиенических нормативах, а также санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятиях является особенно острым в настоящий период времени.

Как преступление квалифицируется нарушение санитарных правил, повлекшее по неосторожности массовое заболевание или отравление людей, либо то же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, что предусмотрено ч. 1, 2 ст. 236 Уголовного кодекса России.

Основные аспекты урегулированы ФЗ от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (ред. от 31.12.2005).

Гигиенический норматив — установленное исследованиями допустимое максимальное или минимальное количественное и (или) качественное значение показателя, характеризующего тот или иной фактор среды обитания с позиций его безопасности и (или) безвредности для человека.

Государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (далее — санитарные правила) — нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.

Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия — организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию.

Кроме того, статьями 11, 17 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, утвержденных ВС РФ 22.07.1993 N 5487-1 (ред. от 02.02.2006), закреплено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается проведением государственными органами, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями и гражданами гигиенических и противоэпидемических мероприятий, соблюдением санитарных правил, норм и гигиенических нормативов, системой государственного санитарно-эпидемиологического надзора, а также комплексом других организационных, правовых и экономических мер в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.

Постановление Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2005 г. N 569 «О положении об осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации» закрепляет, что федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Российской Федерации, является Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальные органы, созданные в установленном законодательством Российской Федерации порядке для осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях и на транспорте.

Министерство внутренних дел Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации, Федеральная служба исполнения наказаний, Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации, Управление делами Президента Российской Федерации, Федеральная служба безопасности Российской Федерации, Федеральная служба охраны Российской Федерации, Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и Федеральное медико-биологическое агентство осуществляют государственный санитарно-эпидемиологический надзор соответственно в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, на объектах обороны и оборонного производства, безопасности, внутренних дел и иного специального назначения, в организациях отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда и на отдельных территориях.

[1]

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальные органы, структурные подразделения и федеральные государственные учреждения федеральных органов исполнительной власти, а также федеральные государственные научно-исследовательские учреждения, центры гигиены и эпидемиологии и другие учреждения, осуществляющие свою деятельность в целях обеспечения государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации, составляют единую федеральную централизованную систему государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

2. Относительно специальных составов административных правонарушений в сфере нарушений санитарно-эпидемиологического благополучия населения см. комментарии к статьям 6.4 — 6.7, 8.2, 8.21 КоАП РФ.

3. Рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, отнесено к ведению должностных лиц органов государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ, осуществляется на основании процессуальных документов (см. комментарии к ст. 23.13 и 28.3 КоАП).

4. Объектом рассматриваемого правонарушения выступает здоровье граждан, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения.

Объективную сторону правонарушения составляют противоправные действия, которые выражаются в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, а также бездействие, состоящее в невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.

Субъектом правонарушения являются граждане, должностные лица, юридические лица.

Субъективная сторона деяния выражается в форме как умысла, так и неосторожности.

Другой комментарий к Ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия состоит из Федерального закона от 30 марта 1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов РФ и субъектов Федерации. В этих актах устанавливаются санитарные правила, гигиенические нормативы и иные требования в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

2. Объектом правонарушения является санитарно-эпидемиологическое благополучие населения как одно из условий охраны здоровья граждан и благоприятной окружающей среды. Непосредственно данное правонарушение посягает на установленные нормами права санитарно-эпидемиологические правила.

3. Объективную сторону правонарушения составляют противоправные действия, выразившиеся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, а также бездействие, состоящее в невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.

Читайте так же:  Материнский капитал сроки обращения

4. Субъектами противоправных деяний, ответственность за которые предусмотрена в данной статье, являются граждане, должностные лица, юридические лица.

5. С субъективной стороны правонарушение характеризуется как умыслом, так и неосторожностью.

Наказание за нарушение САНПИН

Статья 236 УК РФ «Нарушение санитарно-эпидемиологических правил» относит к уголовным преступлениям нарушение санитарных правил и норм, повлекшее по неосторожности массовые заболевания или отравления людей, что влечет за собой наказание в виде штрафа в размере от 100 до 200 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до двух месяцев, либо лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет, либо лишение свободы на срок до 2 лет.

Видео (кликните для воспроизведения).

Часть 2 предусматривает наказание в виде ограничения свободы на срок до 5 лет или лишение свободы на тот же срок, если те же деяния повлекли по неосторожности смерть человека.

Объектом преступления по ст. 236 УК РФ являются санитарные нормы и правила, обеспечивающие санитарно-эпидемиологическую безопасность граждан, некоторые из которых согласованы с Минюстом и приобретают силу закона.

Это нарушение Федеральных законов «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (1999) и «Об охране окружающей природной среды», постановлений, правил и приказов, принятых в развитие законов.

В законе имеются в виду санитарные нормы, требования, правила планирования и застройки населенных пунктов до захоронения и утилизации отходов, а также нормы, содержащиеся в других источниках права федерального и иного уровня.

Санитарные правила и гигиенические нормативы

Санитарные правила и гигиенические нормативы — это акты, устанавливающие критерии безопасности и безвредности для человека факторов среды его обитания и требования к обеспечению благоприятных условий его жизнедеятельности, требования к государственным и общественным объединениям, организациям и учреждениям независимо от форм собственности. Нарушение этих нормативных документов, когда оно приводит к вредным влияниям на организм людей либо к смерти, является преступлением. В ряде случаев они требуют ограничения свободы в виде принудительной госпитализации или карантина, что предусмотрено положением Конституции РФ (ст. 55), при необходимости в целях зашиты здоровья граждан и безопасности государства. Субъектом преступления является лицо (например, врач центра санэпиднадзора), на которое возложены обязанности соблюдения санитарно-эпидемиологических правил и контроля за их выполнением.

Массовым заболеванием является заболевание группы людей, сосредоточенных на одной территории, которое превышает средний уровень заболеваемости.

Отравление — группа острых и хронических производственных, пищевых, химических и других заболеваний, обусловленных воздействием на организм людей ядов различного происхождения.

Причинная связь между нарушением санитарно-эпидемиологических правил и возникновением массовых заболеваний или отравлений должна устанавливаться в процессе расследования с помощью судебно-медицинской экспертизы с участием специалистов.

Приведем два примера из практики, показывающих разнообразие причин массовых заболеваний и отравлений.

На центральной площади одного из поселков были распроданы кондитерские изделия. В тот же день 58 человек были госпитализированы с диагнозом «пищевая токсикоинфекция», а позже было установлено, что возбудителем инфекции была сальмонелла. Источником ее распространения был белок куриных яиц, который использовался в белковом креме тортов и пирожных. Сальмонел- лез — довольно распространенное в последнее время инфекционное заболевание, известное санитарным врачам, которые знают, что избежать его при подозрении этой болезни у кур можно лишь хранением яиц в холодильнике, неупотреблением сырых яиц, а в кулинарном процессе — обработкой белка высокой температурой. Все это игнорировалось работниками общественного питания, а врачи санитарно-эпидемиологического учреждения, предупреждавшие о возможной опасности, не использовали все свои возможности, чтобы предотвратить вспышку этой инфекции.

Другой пример того, как нарушения санитарно-эпидемиологического режима привели к массовым заболеваниям.

В одном из совхозов возникло массовое заболевание ботулизмом. Причиной его явилось употребление в пищу копченой рыбы, выработанной местным рыбокомбинатом. В ходе расследования были установлены серьезные нарушения техники посола рыбы, качества санитарной обработки и дезинфекции производственного оборудования, поступления в продажу рыбы, не соответствующей ГОСТу. Существующий санитарный надзор не осуществлялся должным образом.

Формы нарушения СанПиН

Формы нарушения СанПиН могут выражаться в том, что отдельные физические или юридические лица при оказании медицинских или иных услуг:

1. Не проводят обязательные гигиенические и противоэпидемические мероприятия, направленные на предупреждение и ликвидацию загрязнения окружающей среды, оздоровление условий труда, быта и отдыха населения, предупреждение возникновения и распространения заболеваний, предупреждение внутрибольнич- ных инфекций, фактов заражения при оказании медицинских услуг и т. д.

2. Не принимают мер к соблюдению СанПиН (т. е. бездействуют) и уклоняются от контроля за соблюдением СанПиН своими работниками.

3. Не информируют органы и учреждения санэпидслужбы об аварийных ситуациях, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.

4. Не исполняют заключения, постановления, распоряжения органов учреждений санэпидслужбы, в том числе и их представления о прекращении или приостановлении деятельности, нарушающей СанПиН (Закона «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения»).

5. Не приостанавливают проектные и строительные работы либо оказание услуг (в том числе медицинских) населению в случае несоблюдения СанПиН, несмотря на постановление полномочных должностных лиц санэпидслужбы (Закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).

6. Применяют в процессе своей деятельности продукцию, технологию, материалы, вещества и изделия, способные оказать неблагоприятное влияние на здоровье граждан.

7. Допускают выпуск товаров (в том числе медицинских изделий), не соответствующих СанПиН и государственным стандартам.

8. Не учитывают СанПиН при разработке и внедрении в производство новых пищевых продуктов, медицинских материалов и изделий, новой техники и технологии, оборудования, тары, упаковки, пищевых добавок и т. п.

9. Не снимают без промедления с производства или реализации пищевые продукты, лекарства и т. п., контактирующие с ними материалы (несмотря на соответствующее постановление полномочного должностного лица).

10. Закупают за рубежом и ввозят в РФ для реализации товары (в том числе лекарства и медицинские изделия), не соответствующие СанПиН.

11. Загрязняют атмосферный воздух, водные источники, допускают захоронение, переработку, обезвреживание, утилизацию производственных и бытовых отходов с нарушениями СанПиН.

12. Допускают иные нарушения СанПиН.

Приводим примеры судебно-медицинских экспертиз по уголовным делам, возбужденным по фактам нарушений санитарно-эпидемиологического режима, которые привели к массовым заболеваниям.

Другой пример судебно-медицинской экспертизы, проведенной по уголовному делу по факту массового заболевания при нарушении санитарно- эпидемиологических правил:

02.02.00 в образовательном учреждении произошло массовое заболевание детей и взрослых из числа обслуживающего персонала — 80 человек, госпитализировано взрослых 13 человек, детей — 46. В ходе предварительного следствия установлено, что заболевание вызвано сальмонеллезом, причина — употребление в пищу инфицированного продукта — картофельного пюре при нарушении санитарно-гигиенических требований к условиям транспортировки, хранения и сроков реализации, правил приготовления пищевых продуктов. Судебно- медицинская экспертиза проводилась с целью определения степени тяжести вреда здоровью для подачи исков в суд для возмещения физического и морального вреда.

Приводим одно из заключений экспертов: «1. По данным предоставленной медицинской документации в период с 04.02.00 у девочки Л. имелось заболевание — острый сальмонеллез, гастроинтестинальная форма легкой степени. Этот диагноз установлен на основании клинической картины заболевания и результата бактериологического исследования содержимого кишечника. 2. Острое инфекционное заболевание кишечника сальмонеллез у девочки Л. продолжалось менее 3 недель и по признаку кратковременного расстройства здоровья квалифицируется как легкий вред здоровью (пп. 47.1, 48 Правил судебно-медицинской экспертизы тяжести вреда здоровью, 1996). 3. Острое инфекционное заболевание сальмонеллез развивается при попадании в пищеварительный тракт продуктов, зараженных микроорганизмами — сальмонеллами. Медицинских данных о какой-либо иной природе заболевания, кроме указанного выше заражения девочки Л. сальмонеллами, не имеется. Между заражением сальмонеллами и вредом здоровью девочки Л. имеется прямая причинная связь».

Читайте так же:  Стандарт оснащения кабинета мануальной терапии для лицензирования

Нарушение санитарноэпидемиологических требований к организации питания населения.
СанПиН 2.3.6.959-00″. Объектом правонарушения является санитарноэпидемиологическое благополучие и здоровье населения.

санитарноэпидемиологические правила и нормативы — нормативные правовые акты

Назначение административных наказаний за совершение нескольких административных правонарушений.
Контроль качества. СанПиН 2.1.4.1074-01″, утв. постановлением Главного государственного.

Статья 6.4. Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта

Статья 6.4. Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта

1. Объектом административного правонарушения, предусмотренного в ст. 6.4, является здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие граждан. При этом виновный посягает на нормы целого ряда законов и иных правовых актов (см. коммент. к ст. 6.3).

2. Объективная сторона данного административного правонарушения состоит в том, что виновный нарушает санитарно-эпидемиологические требования при эксплуатации:

1) жилых помещений. При этом нарушаются, в частности, правила ст. 23 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии о том, что жилые помещения по площади, планировке, освещенности, инсоляции, микроклимату, воздухообмену, уровням шума, вибрации, ионизирующих и неионизирующих излучений должны соответствовать санитарным правилам в целях обеспечения безопасных и безвредных условий проживания независимо от его срока.

Заселение жилых помещений, признанных в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации непригодными для проживания, равно как и предоставление гражданам для постоянного или временного проживания нежилых помещений не допускается. Содержание жилых помещений должно отвечать санитарным правилам, а также «Гигиенические требования к инсоляции и солнцезащите помещений, жилых и общественных зданий и территорий». СанПиН 2.2.1/2.1.1.1076-01, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.10.2001 N 29;

Упомянутые выше нарушения могут выражаться и в форме действий, и в форме бездействия (например, если санитарно-эпидемиологические требования вообще игнорируются). Оконченными они считаются в момент совершения любого из этих действий (бездействия). Наличие каких-либо последствий не охватывается объективной стороной данного административного правонарушения (иначе наступила бы уголовная ответственность, например, по ст. 236, 246 УК).

3. Субъектом данного административного правонарушения являются:

1) граждане (см. коммент. к ст. 2.3, 2.8);

2) должностные лица (см. коммент. к ст. 2.4, 2.5);

3) юридические лица (см. коммент. к ст. 2.10).

4. Субъективная сторона анализируемого правонарушения выражается только в форме прямого умысла (см. коммент. к ст. 2.2).

5. Статья 6.4 допускала (до 18.08.05) применение одного вида наказания — административного штрафа, который назначается государственным санитарным врачом (см. коммент. к ст. 3.5, 23.13). Однако с 18.08.05 допускается (в отношении индивидуальных предпринимателей и ЮЛ) назначение и такого наказания как административное приостановление деятельности сроком до 90 суток. Его назначает только судья (см. коммент. к ст. 3.12, 23.1).

Статья 236 УК РФ. Нарушение санитарно-эпидемиологических правил

Новая редакция Ст. 236 УК РФ

1. Нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее по неосторожности массовое заболевание или отравление людей, —

наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до одного года.

2. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, —

наказывается обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок от шести месяцев до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Комментарий к Статье 236 УК РФ

1. Огромные объемы рынка продукции и услуг, резкое увеличение потоков экспортно-импортных операций с продуктами питания и предметами первой необходимости наряду с позитивными изменениями создали почву для ухудшения санитарно-эпидемиологической обстановки в стране. Несоблюдение субъектами экономической деятельности санитарных правил и норм, вызванное их нежеланием нести дополнительные материальные затраты, ненадлежащая сертификация пищевой продукции и услуг, халатное отношение местных властей к наведению санитарного порядка на предприятиях торговли и общественного питания, улицах, в парках и других общественных местах, обеспечению санитарно-эпидемиологического кордона источников жизнеобеспечения населения, прямое нарушение санитарного законодательства со стороны отдельных граждан (землепользователей, владельцев домашних животных и др.) снижает уровень санитарно-эпидемиологической защиты людей, особенно в густонаселенных территориальных образованиях, приводит к вспышкам инфекционных заболеваний, нередко заканчивающихся смертельными исходами.

2. Основной объект преступного посягательства — общественные отношения, обеспечивающие санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, т.е. такое состояние общественного здоровья и среды обитания людей, при котором отсутствует опасное и вредное влияние ее факторов на организм человека и имеются благоприятные условия для его жизнедеятельности. Дополнительный объект — здоровье человека, факультативный — жизнь человека.

Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения является необходимым условием реализации прав и интересов граждан и общества в сохранении и укреплении здоровья, физического и духовного развития и долголетней активной жизни людей.

3. Объективная сторона состава преступления (ч. 1) включает: а) нарушение санитарно-эпидемиологических правил; б) наступление массового заболевания или отравления людей; в) причинную связь между санитарным правонарушением и наступившими последствиями.

4. Санитарно-эпидемиологические правила — это нормативные акты, устанавливающие критерии безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды его обитания и требования к обеспечению благоприятных условий его жизнедеятельности. Согласно Положению о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утв. Постановлением Правительства РФ от 24.07.2000 N 554 (в ред. от 15.09.2005) , к санитарно-эпидемиологическим правилам относятся: а) санитарные правила, устанавливающие гигиенические и противоэпидемические требования по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний человека, благоприятных условий его проживания, труда, быта, отдыха, обучения и питания, а также сохранения и укрепления его здоровья; б) санитарные нормы, устанавливающие оптимальные и предельно допустимые уровни влияния комплекса факторов среды обитания человека на его организм; в) гигиенические нормативы, устанавливающие гигиенические и эпидемиологические критерии безопасности и безвредности отдельных факторов среды обитания человека для его здоровья.
———————————
СЗ РФ. 2000. N 31. Ст. 3295; 2004. N 47. Ст. 4666; РГ. N 208. 2004; N 213. 2005.

4.2. Нарушением санитарно-эпидемиологических правил (санитарным правонарушением) признается посягающее на права граждан и интересы общества противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) деяние (действие или бездействие), связанное с несоблюдением санитарного законодательства РФ, в том числе действующих санитарных правил, невыполнением гигиенических и противоэпидемических мероприятий, заключений, постановлений, распоряжений и предписаний должностных лиц органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ (ст. 27 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).

4.3. Круг санитарных правонарушений достаточно широк. Они могут совершаться как в форме действия (реализация продовольственного сырья и продуктов питания, инфицированных болезнетворными микроорганизмами; подача населению воды с повышенным содержанием вредных примесей; захоронение трупов людей и животных в не отведенных для этого местах; заражение воздуха, питьевой воды болезнетворными микробами; использование непродезинфицированной посуды, продуктов на предприятиях общественного питания и т.п.), так и путем бездействия (уклонение от прохождения обязательных медицинских осмотров или профилактических прививок; уклонение больных инфекционными заболеваниями от обязательного обследования, лечения или госпитализации; невыполнение официальных предписаний по забою домашних животных, зараженных опасными для человека заболеваниями, или уничтожению зараженных продуктов; непроведение или проведение не в полном объеме гигиенических и противоэпидемических мероприятий и т.п.).

Читайте так же:  Запрос остатка материнского капитала

4.4. Диспозиция статьи имеет бланкетный характер, поэтому для правильной квалификации необходимо установить, какую конкретно санитарную норму, какой гигиенический норматив или пункт санитарных правил лицо нарушило. Если санитарное правонарушение отсутствует либо имеется нарушение иных специальных правил (лесных санитарных правил, ветеринарных, медицинского обслуживания, охраны труда и пр.), то квалификация по ст. 236 исключается.

5. Массовое заболевание людей — это заболевание значительного количества населения на определенной территории (на предприятии, в учреждении, населенном пункте, районе, стране), при этом уровень заболеваемости данной болезнью превышает среднестатистический в несколько раз. Критерии массовости заболевания определяются эпидемиологическими нормами. Характер заболевания (инфекционное, неинфекционное, профессиональное) на квалификацию не влияет. Однако чаще всего это: туберкулез, трихинеллез, бруцеллез, холера, сибирская язва, сальмонеллез, туляремия, гриппоподобные инфекции, острые кишечные заболевания, дифтерия, корь, педикулез, чесотка и др.

6. Отравление — это химическая травма, развивающаяся вследствие внедрения в организм чужеродного химического вещества в токсической дозе. Оно может быть острым или хроническим, профессиональным или бытовым, вызванным ядовитыми веществами животного, растительного или синтетического происхождения. По смыслу закона для квалификации по коммент. статье отравление людей, как и заболевание, должно быть массовым.

7. По степени тяжести массовое заболевание или отравление может быть легким, средней тяжести либо тяжким вредом для здоровья. Дополнительной квалификации по ст. 118 не требуется.

8. Состав преступления (ч. 1) признается оконченным в момент, когда распространившееся заболевание или отравление людей приобрело массовый характер.

9. Нарушение санитарно-эпидемиологических правил, не повлекшее массового заболевания или массового отравления людей, не может быть квалифицировано по коммент. статье и в зависимости от обстоятельств рассматривается либо как административное правонарушение по ст. 6.3 — 6.7 КоАП, либо как преступление по ст. 118 УК РФ (в случае причинения по неосторожности тяжкого вреда здоровью малому количеству людей) или по ст. 238 УК РФ (если нарушение санитарно-эпидемиологических правил выразилось в обороте товаров и продукции, работ или услуг, не отвечающих санитарным требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей).

9.1. Квалификация по ст. 236 исключается и тогда, когда наступившее по неосторожности массовое заболевание или отравление людей в виде тяжкого вреда здоровью или приведшее к смерти явилось следствием оборота товаров и продукции, работ или услуг, не отвечающих санитарным требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей. В таком случае содеянное квалифицируется по п. «г» ч. 2 или 3 ст. 238, которая в этой части выступает специальной нормой по отношению к ст. 236.

10. Установление причинной связи предполагает выяснение того, что именно нарушение санитарно-эпидемиологических правил явилось необходимой и главной причиной массового заболевания или отравления людей.

11. При расследовании преступления в целях правильного разрешения вопросов, требующих специальных познаний в области санитарии и эпидемиологии, помимо судебно-медицинской экспертизы по делу должны быть проведены экспертизы с привлечением специалистов: врачей-бактериологов, вирусологов, эпидемиологов, санитарных врачей и др.

12. Субъект преступного посягательства общий — физическое вменяемое лицо, достигшее возраста 16 лет. Санитарные правила обязательны для соблюдения всеми государственными органами и общественными объединениями, предприятиями и иными хозяйствующими субъектами, организациями и учреждениями независимо от их подчиненности и форм собственности, должностными лицами и гражданами (см. ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).

12.1. Если нарушение санитарно-эпидемиологических правил совершается должностным лицом (главным государственным санитарным врачом, специалистом госсанэпидемнадзора, представителем органа сертификации, заведующим отделением медучреждения, руководителем административного округа и др.) или лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации (руководителем предприятия торговли или общественного питания, заведующим хранилищем, экспедитором и др.), в связи с занимаемым служебным положением, то следует вести речь о совокупности общеуголовного и служебного преступлений.

13. Субъективная сторона составов преступления характеризуется виной в форме неосторожности в виде легкомысленного либо небрежного отношения к массовому заболеванию или отравлению людей (ч. 1) либо смерти человека (ч. 2).

Вместе с тем виновность в данном преступлении является смешанной (не путать с двумя формами вины в одном преступлении) в том смысле, что само по себе нарушение санитарно-эпидемиологических правил образует административный или дисциплинарный проступок и должно совершаться виновно (умышленно или по неосторожности). Ввиду этого квалификация по субъективной стороне складывается из двух этапов: а) установления умышленного или неосторожного нарушения санитарно-эпидемиологических правил; б) установления неосторожного отношения к наступлению указанных в статье последствий.

14. Если субъект, нарушая санитарно-эпидемиологические правила, относился к последствиям, указанным в коммент. статье, с прямым или косвенным умыслом, то содеянное в зависимости от обстоятельств квалифицируется как преступление против жизни или здоровья либо по ст. 205, 281 или 357.

15. В ч. 2 коммент. статьи предусмотрен квалифицированный состав по признаку лишения жизни по неосторожности. Преступление окончено (составом) в момент, когда в результате нарушения санитарно-эпидемиологических правил скончался от болезни или отравления хотя бы один человек независимо от наступления последствий, предусмотренных ч. 1.

16. Деяния, предусмотренные ч. 1, относятся к категории преступлений небольшой тяжести, а ч. 2 — средней тяжести.

Другой комментарий к Ст. 236 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. Объективная сторона характеризуется действиями или бездействием, нарушающими санитарно-эпидемиологические правила, установленные действующим законодательством (например, Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федеральным законом от 2 января 2000 г. N 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов», Федеральным законом от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 января 2008 г. N 3 «Об утверждении Санитарно-эпидемиологических правил» и др.).

2. Преступление окончено с момента наступления общественно опасного последствия в виде массового заболевания или отравления людей.

Под массовым заболеванием людей понимается заболевание, вызванное воздействием на человека биологических факторов среды обитания, когда уровень его распространенности значительно превышает среднестатистический на данной территории.

Массовое отравление людей означает заболевания человека, возникновение которых обусловлено воздействием физических, и (или) химических, и (или) социальных факторов среды обитания.

Видео (кликните для воспроизведения).

3. Субъективная сторона характеризуется легкомыслием или небрежностью.

4. Субъект специальный — лицо, обязанное соблюдать или обеспечивать соблюдение санитарно-эпидемиологических правил.

[3]

Источники


  1. Малько, А.В. Теория государства и права (для бакалавров). Учебник / А.В. Малько, др.. — Москва: Высшая школа, 2015. — 196 c.

  2. Борисов, А. Н. Защита от принудительной ликвидации юридического лица по искам государственных органов / А.Н. Борисов. — М.: «Юридический Дом «Юстицинформ», 2007. — 272 c.

  3. Дмитриев, О. В. Экономическая преступность и противодействие ей в условиях рыночной системы хозяйствования / О.В. Дмитриев. — М.: ЮРИСТЪ, 2005. — 400 c.
Ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических правил
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here