Передача экономических споров на разрешение третейского суда

Ответы на вопросы по теме: "Передача экономических споров на разрешение третейского суда" с полным описанием проблематики и способов решения. При возникновении дополнительных вопросов - задавайте их дежурному юристу.

Статья 23. Передача споров на разрешение третейского суда

По соглашению сторон возникший или могущий возникнуть спор, вытекающий

из гражданских правоотношений и подведомственный арбитражному суду, до принятия

им решения может быть передан сторонами на рассмотрение третейского суда.

О третейских судах для разрешения экономических споров см.: Временное положение,

утвержденное постановлением ВС РФ от 24 июня 1992 г. N 3115-1

Положение о Третейском суде для разрешения экономических споров при Торгово-промышленной

палате Российской Федерации, утвержденное постановлением Президиума Торгово-промышленной

палаты РФ от 23 октября 1992 г. N 80-9

Комментарий к статье 23

1. Аналогичная норма содержалась и в АПК 1992 г. (ст. 21), которая допускала

передачу на разрешение третейского суда любого экономического спора, подведомственного

арбитражному суду, до принятия дела к производству арбитражным судом.

Статья 23 нового АПК, исходя из более широкого понимания Кодексом экономического

спора (см. комментарий к ст. 22), чем это предусматривалось в АПК 1992 г.,

допускает возможность передачи на рассмотрение третейского суда только спора,

вытекающего из гражданских правоотношений. Это означает, что подведомственный

арбитражному суду экономический спор, возникающий из административных или

иных правоотношений, на рассмотрение третейского суда передан быть не может.

В редакции ст. 23 АПК есть и еще одно отличие от редакции ст. 21 АПК

1992 г. Раньше можно было передать спор на разрешение третейского суда до

принятия дела к производству арбитражным судом. Новый АПК предоставляет возможность

сторонам заключить соответствующее соглашение и передать спор на рассмотрение

третейского суда до принятия решения по делу арбитражным судом, Таким образом,

на любой стадии процесса в арбитражном суде, вплоть до принятия решения, спор

может быть передан по соглашению сторон на рассмотрение третейского суда.

2. Порядок передачи подведомственных арбитражному суду споров на рассмотрение

третейского суда установлен Временным положением о третейском суде для разрешения

экономических споров, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской

Федерации от 24 июня 1992 г. N 3115-I

Этим же Положением регулируется в настоящее время порядок выдачи арбитражным

судом исполнительных листов по решениям третейских судов. Согласно ст. 7 ФКЗоАС

установленный Временным положением о третейском суде для разрешения экономических

споров порядок будет применяться впредь до принятия федерального закона о

третейских судах. Данное обстоятельство важно иметь в виду потому, что в новом

АПК отсутствует специальная норма, регулирующая условия и порядок выдачи исполнительных

[2]

листов на решения третейского суда, как это было предусмотрено в ст. 157 АПК

Разрешение споров в третейском порядке

Законодательство предусматривает возможность рассмотрения споров не только арбитражным судом, но и в порядке третейского разбирательства, т. е. особыми судами, рассматривающими возникший между сторонами спор исключительно в силу добровольного согласия обеих сторон на передачу спора такому суду.

На разрешение третейского суда может передаваться спор, уже возникший между сторонами, или спор, который может возникнуть в будущем при исполнении обязательств. Причем соглашение о передаче спора третейскому суду может касаться всех или определенных споров, которые возникли или могут возникнуть между сторонами. Исходя из этого следует различать третейские суды:

  • создаваемые для рассмотрения конкретного спора;
  • постоянно действующие третейские суды.

В первом случае третейские суды создаются самими сторонами и их деятельность прекращается рассмотрением только данного конкретного спора. Во втором случае речь идет о постоянно действующих третейских судах(институциональных третейских судах), которые могут создаваться при торговых палатах, биржах, ассоциациях и т. д. Основное преимущество институциональных судов состоит в том, что они являются организационно оформленными органами, позволяющими разрешить спорную ситуацию даже тогда, когда одна из сторон уклоняется от избрания третейского судьи.

При наличии соответствующего соглашения споры с участием предприятий с иностранными инвестициями и международных объединений (организаций), созданных на территории России, между собой, с их участниками и их споры с другими субъектами права, а также споры, возникающие при осуществлении внешнеторговых и иных видов международных экономических связей, разрешаются Международным коммерческим арбитражным судом при Торгово-промышленной палате РФ.

При Торгово-промышленной палате функционирует также Морская арбитражная комиссия, которая разрешает споры, вытекающие из договорных и других гражданско-правовых отношений, возникающих из торгового мореплавания.

Наличие соглашения о передаче спора на разрешение третейского суда лишает стороны в будущем возможности обратиться за защитой своих требований в арбитражный суд.

Передача сторонами спора на рассмотрение третейского суда может быть осуществлена двумя способами:

  • включением в договор, на основе которого строятся отношения между сторонами по выполнению работ, оказанию услуг и т. д., специальной третейской оговорки;
  • заключением отдельного соглашения о передаче спора на разрешение третейского суда.

Подведомственный арбитражному суду экономический спор, вытекающий из административных или иных правоотношений (не гражданских), на рассмотрение третейского суда передан быть не может.

Стороны могут заключить соглашение о передаче спора на рассмотрение третейского суда на любой стадии процесса в арбитражном суде, пока не принято решение по делу. Порядок передачи подведомственных арбитражному суду споров на рассмотрение третейского суда установлен федеральным законом.

Решение третейского суда исполняется добровольно. Если решение третейского суда добровольно не исполняется, взыскатель обращается в соответствующий арбитражный суд по месту третейского разбирательства с заявлением о выдаче исполнительных документов.

Статья 23. Передача споров на разрешение третейского суда

Статья 23. Передача споров на разрешение третейского суда

По соглашению сторон возникший или могущий возникнуть спор, вытекающий из гражданских правоотношений и подведомственный арбитражному суду, до принятия им решения может быть передан сторонами на рассмотрение третейского суда.

О третейских судах для разрешения экономических споров см.:

Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации»,

Положение о Третейском суде для разрешения экономических споров при Торгово-промышленной палате Российской Федерации, утвержденное постановлением Президиума Торгово-промышленной палаты РФ от 23 октября 1992 г. N 80-9,

Положение о Третейском суде при Министерстве РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, утвержденное приказом МАП РФ от 18 ноября 1999 г. N 448

Читайте так же:  Заявление в органы опеки на путевку в дом-интернат
>
Подсудность дел
Содержание
Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 5 мая 1995 г. N 70-ФЗ

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Рассмотрение третейскими судами споров с участием банков. Компетенция и виды третейских судов

В соответствии со ст. 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ) по соглашению сторон возникший или могущий возникнуть спор, вытекающий из гражданских правоотношений и подведомственный арбитражному суду, до принятия им решения может быть передан сторонами на разрешение третейского суда.

Подведомственность арбитражному суду экономических споров, вытекающих из гражданских, административных и иных правоотношений, определяется ст. 22 АПК РФ. Так, арбитражному суду подведомственны экономические споры между юридическими лицами, гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющими статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном порядке. Причем, данному суду подведомственны споры, независимо от того, являются ли их участниками организации и граждане Российской Федерации или иностранные организации, организации с иностранными инвестициями, международные организации, иностранные граждане, лица без гражданства, осуществляющие предпринимательскую деятельность, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

В ст. 22 АПК РФ содержится примерный перечень экономических споров, разрешаемых арбитражным судом. Важно подчеркнуть, что ст. 22 АПК РФ 1995 г. исходит из более широкого понимания экономического спора, чем АПК РФ 1992 года, и допускает возможность передачи на рассмотрение третейского суда экономического спора, вытекающего только из гражданских правоотношений. Поэтому подведомственный арбитражному суду экономический спор, возникший из административных или иных правоотношений, не подлежит передаче на рассмотрение третейского суда.

К числу экономических споров, возникающих из гражданских правоотношений и содержащихся в примерном перечне, приведенном в ст. 22 АПК РФ, относятся, в частности, споры:

— об изменении условий или о расторжении договоров;

— о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств;

— о признании права собственности;

— об истребовании собственником или иным законным владельцем имущества из чужого незаконного владения;

— о нарушении прав собственника или иного законного владельца, не связанном с лишением владения.

Нормативным актом, регулирующим общие вопросы организации третейских судов, рассмотрения и разрешения экономических споров третейскими судами, является Временное положение о третейском суде для разрешения экономических споров, утвержденное постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24 июня 1992 г. (далее — Положение).

В соответствии со ст. 1 Положения оно применяется при передаче на разрешение экономических споров, подведомственных арбитражным судам. Если иное не предусмотрено соглашением сторон, Положение не применяется, когда хотя бы одна из сторон находится на территории другого государства либо является предприятием, организацией с иностранными инвестициями.

Очевидно, что соответствующие нормы, содержащиеся в Положении, были сформулированы, исходя из предписаний, содержащихся в АПК РФ 1992 г. В настоящее время нормы Положения, касающиеся подведомственности споров, находятся в определенном несоответствии с АПК РФ 1995 г. В связи с этим подведомственность споров третейским судам должна определяться иначе, нежели это зафиксировано в Положении, а именно, основываясь на ст. 22 и ст. 23 АПК РФ 1995 г., о чем говорилось выше.

Соглашение может быть заключено либо в виде отдельного договора, либо в виде третейской оговорки в договоре. Каких- либо определенных требований к содержанию такого соглашения не существует, но его текст должен определенно отражать волеизъявление сторон о передаче спора третейскому суду. Например, если соглашение заключается в виде третейской оговорки в договоре, может быть рекомендована ее следующая форма: «споры, возникшие по настоящему договору или в связи с ним, подлежат передаче на рассмотрение и окончательное разрешение в третейский суд (может быть указан конкретный постоянно действующий третейский суд)».

Подчеркнем, что отсутствие соответствующей оговорки в договоре не лишает стороны возможности при возникновении спора заключить отдельное соглашение о передаче дела третейскому суду. Причем, соглашение может быть составлено в виде внесения изменения в соответствующий пункт договора, по поводу которого возник спор, или же констатировать факт передачи спора на разрешение третейского суда путем составления самостоятельного документа. Как правило, такое соглашение заключается уже после возникновения спора. В этом случае в нем целесообразно зафиксировать не только сам факт передачи спора третейскому суду, но и в каком составе, единолично или коллегиально должен рассматриваться спор и конкретную кандидатуру третейского судьи при единоличном рассмотрении или судей при коллегиальном рассмотрении от каждой из сторон.

Возможно использование следующей формы:

СОГЛАШЕНИЕ о передаче спора на разрешения третейского суда

Акционерный коммерческий банк «Альфа» в лице Председателя Правления И. И. Иванова, действующего на основании Устава, с одной стороны, и СП «Гамма» в лице Генерального директора С.С. Сергеева, действующего на основании Устава, с другой стороны, заключили настоящее соглашение о нижеследующем:

Передать спор, возникший из кредитного договора № 1 от 1.03. 1994 г. на рассмотрение Третейского суда при Торгово-промышленной палате РФ.

Просим рассмотреть спор судом в коллегиальном составе.

АКБ «Альфа» назначает третейским судьей К. К Кузнецова

СП «Гамма» назначает третейским судьей Г.Г. Герасимова

На практике возникает вопрос о том, могут ли представители сторон, которым поручено заключить договор, включить в него условия о рассмотрении споров, вытекающих из данного договора, на рассмотрение третейского суда без специального указания на это в доверенности? Следует согласиться с мнением М.С. Фальковича, который полагает, что отсутствие в доверенности такого указания не лишает представителей сторон права договориться о рассмотрении спора в третейском суде .

Например, Третейский суд ассоциации российских банков, Третейский суд при Союзе юристов, Арбитражная комиссия
Перечисленные постоянно действующие третейские суды различаются по своей компетенции.
Третейский суд для рассмотрения конкретного спора.

Арбитраж. Арбитражная оговорка. Арбитражный суд. Третейские суды.
Например, в России действует Третейский суд Ассоциации российских банков. Третейский суд для рассмотрения конкретного спора.

Законодательство различает несколько разновидностей третейских судов: по субъектам спора, срокам и т.д. Одни суды предназначены для разрешения споров между гражданами, другие – для разрешения экономических споров с участием юридических лиц.

СУД, ТРЕТЕЙСКИЙ Компетенция третейского суда основывается на .
На стадии заключения соглашения о передаче спора на рассмотрение третейского суда третейский суд базируется на гражданско-правовом договоре, который.

Соглашение о передаче спора на разрешение третейского суда

В соответствии с ч. 3 ст. 3 ГПК РФ и ч. 4 ст. 5 Закона «О третейских судах в Российской Федерации» на рассмотрение третейского суда может быть передан подведомственный суду общей юрисдикции спор, вытекающий из гражданских правоотношений (за исключениями, установленными действующим законодательством 7 ). Третейское соглашение может быть заключено до принятия судом первой инстанции судебного постановления, которым заканчивается рассмотрение гражданского дела по существу 8 . Естественно, что возможно заключение третейской записи в отношении споров, которые не находятся на рассмотрении государственного суда.

Читайте так же:  Протокол отстранения от управления транспортным средством образец

Статья 7 Закона «О третейских судах в Российской Федерации», хотя и называется «Форма и содержание третейского соглашения», не указывает на условия (существенные и факультативные) договора о передаче спора на рассмотрение третейского суда. Очевидно, что перечень обязательных и возможных условий третейской записи определяется, соответственно, императивными и диспозитивными нормами общегражданского законодательства и специального законодательства о третейских судах. Если стороны не достигли соглашения по указанным в законодательстве существенным условиям, третейская запись считается незаключенной.

Третейская запись должна определять спор, подлежащий рассмотрению и разрешению третейским судом. Под предметом спора следует понимать конкретное правоотношение, лежащее в основе правового конфликта (нарушенное или оспоренное право собственности на имущество, обязательство из причинения вреда, неисполненное договорное обязательство и т. п.). Предметом третейского разбирательства и предметом третейского решения является материальное правоотношение, которое охватывается третейской записью, в том его состоянии, на которое указывают лица, участвующие в деле (в иске и возражениях) либо которое усматривает суд (в случаях и порядке, предусмотренных законом – например, при ничтожных сделках, при определении круга обстоятельств, имеющих юридическое значение для дела) и которое определяется судебными доказательствами, правомерно вовлеченными в орбиту судебного исследования и оценки.

[1]

В третейском соглашении нет необходимости исчерпывающим образом указывать все обстоятельства, на которых истец будет основывать свое требование, а также само исковое требование. Зачастую это невозможно, так как долг по денежному обязательству постоянно растет; имущество, истребовать которое намерен истец, может быть утрачено и появится необходимость требовать возмещения ущерба и т. д. Однако, в том случае, если стороны указали в третейской записи конкретное требование истца к ответчику и обстоятельства, на которых это требование основано, компетенция третейского ограничивается установленными рамками, что в конечном итоге может привести к ограничению прав сторон, например, в такой ситуации недопустимыми становятся изменение предмета или основания иска.

Наличие и действительность третейской записи могут быть установлены как самим третейским судом, так и арбитражным судом или судом общей юрисдикции, рассматривающими вопросы о принятии искового заявления либо оставлении заявления без рассмотрения, отмене решения третейского либо отказа в выдаче исполнительного листа на решение третейского суда. Полагаю, что допустимо рассмотрение судом (как государственным, так и третейским) самостоятельного иска о признании недействительной/действтительной третейской записи.

Третейское соглашение — гражданский договор, имеющий производное публичное (в том числе процессуальное) юридическое значение. Представляется невозможным согласиться с преобладающей в современной литературе точке зрения, что третейская запись – публичный процессуальный договор 9 . «Процессуальная» теория компромисса, в разных ее вариантах, искусственно наделяет третейскую запись несвойственным ей публичным процессуальным содержанием, соответственно, исключая правовое регулирование отношений нормами гражданского права, но и не создавая при этом достаточной системы специального нормативного регулирования. Таким образом, непризнание за третейской записью ее гражданско-правовой природы оборачивается доктринальным уничтожением существа третейского разбирательства и утратой возможностей эффективного практического использования правового института.

Итак, третейская запись является гражданско-правовым договором, к которому применимы общие правила заключения, изменения и прекращения договора, содержащиеся в ГК РФ с учетом норм специального законодательства о третейском разбирательстве.

Признавая за третейской записью гражданско-правовую договорную природу, следует не только допустить обеспечение обязательств из компромисса, но и признать за возможными соответствующими акцессорными обязательствами ту же полезность, что и при обеспечении исполнения иных обязательств. 11 Третейская запись должна рассматриваться как консенсуальный договор. Если иное не предусмотрено законом, одностороннее расторжение третейской записи либо отказ от ее исполнения до истечения срока третейского разбирательства недопустимы. Третейское соглашение в совокупности с отношениями спорящих с третейскими судьями является личным обязательством, исключающим правопреемство без согласия всех участников этих правоотношений.

Третейская запись порождает возникновение самостоятельного правоотношения, содержание которого не может быть отождествлено с известными российскому гражданскому праву видами договоров. Правовое (в том числе и нормативное) регулирование отношений из третейской записи связано с применением общих положений гражданского законодательства о сделках и обязательствах, норм специального законодательства о третейском суде, аналогии права и закона с учетом содержания третейского разбирательства – судебной защиты нарушенного или оспоренного права.

Статья 27. Передача споров на разрешение третейских судов

В случаях, предусмотренных законом или международными договорами, спор,

возникший из гражданских правоотношений, по соглашению сторон может быть передан

на разрешение третейского суда, Морской арбитражной комиссии или Внешнеторговой

арбитражной комиссии при Торгово-промышленной палате СССР.

[3]

Комментарий к статье 27

их объединениями, подведомственный суду общей юрисдикции, может быть передан

на разрешение третейского суда.

О третейской форме защиты нарушенных или оспоренных гражданских прав

говорится в ст.11 Гражданского кодекса РФ. Защита права третейскими судами

рассматривается как «альтернативная» форма защиты по отношению к государственным

Видео (кликните для воспроизведения).

судам, имеющая ряд преимуществ — быстроту, экономичность, отсутствие публичности,

удобство для сторон (см.: Арбитражный процесс. М., 1995, с.325).

2. В РФ могут создаваться третейские суды двух типов: разовые, то есть

предназначенные для рассмотрения и разрешения конкретного спора, и постоянно

Деятельность разовых третейских судов, предназначенных для рассмотрения

подведомственных судам общей юрисдикции споров с участием граждан, регламентируется

Положением о третейском суде — приложение N 3 к ГПК. Постоянно действующих

третейских судов для рассмотрения споров с участием граждан, не занимающихся

предпринимательской деятельностью, нет. Создание таких судов — явление желательное.

3. Экономические споры, подведомственные арбитражным судам, могут по

соглашению сторон быть переданы на разрешение как разового третейского суда,

так и постоянно действующих третейских судов. Постоянно действующие третейские

суды — Международный коммерческий арбитражный суд и Морская арбитражная комиссия

состоят при Торгово-промышленной палате РФ. Их деятельность регулируется Законом

РФ от 7 июня 1993 г. «О Международном коммерческом арбитраже» (Ведомости РФ,

1993, N 32, ст.1240).

Граждане не могут передавать споры, подведомственные судам общей юрисдикции,

на разрешение этих постоянно действующих судов, так как они имеют свою специфику,

обусловленную международно-правовым характером экономических споров, которые

4. Для разрешения экономических споров, подведомственных арбитражным

судам, могут также создаваться как разовые, так и постоянно действующие третейские

суды (при биржах, фирмах, торговых палатах и т.д.) на основании Временного

положения о третейском суде для разрешения экономических споров, утвержденного

постановлением Верховного Совета РФ от 24 июня 1992 г. (Ведомости РФ, 1993,

Читайте так же:  Распределение наследства между наследниками без завещания

5. Статья 1 Положения о третейском суде, которое является весьма несовершенным,

предусматривает право граждан передавать любой возникший между ними спор на

рассмотрение третейского суда, за исключением споров, вытекающих из трудовых

и семейных отношений.

Однако нельзя передать на разрешение третейских судов и другие споры,

например, отнесенные к ведению лишь только определенного органа, организации,

а также споры о недвижимости либо другом имуществе, сделки с которыми подлежат

6. Законом предусмотрены требования к форме соглашения о передаче спора

третейскому суду. Оно должно быть заключено обязательно в письменной форме,

в виде отдельного третейского соглашения, либо в виде третейской оговорки

Соглашение считается заключенным в письменной форме, если оно содержится

в документе, подписанном сторонами, заключено путем обмена письмами, сообщениями

по телетайпу, телеграфу или с использованием других средств связи, обеспечивающих

фиксирование такого соглашения.

Стороны могут аннулировать соглашение о передаче спора третейскому суду

только по взаимному согласию. Не допускается односторонний отказ от соглашения

о передаче спора на разрешение третейского суда.

Подведомственность дел арбитражному суду: понятие и виды. Передача экономических споров на разрешение третейского суда

правила о подведомственности установлены ст. 27 АПК РФ, согласно которой арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (далее — индивидуальные предприниматели), а в случаях, предусмотренных АПК РФ и иными федеральными законами, с участием РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя (далее — организации и граждане).
Виды подведомственности дел арбитражным суда

подразделяется на специальную и множественную.

К специальной подведомственности дел арбитражным судам, при рассмотрении которых субъектный состав не имеет значения, в силу закона отнесены споры, указанные в п. п. 1 — 6 ч. 1 ст. 33 АПК РФ: о несостоятельности (банкротстве);
по спорам о создании, реорганизации и ликвидации организаций;
по спорам об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;
по спорам между акционером и акционерным обществом, участниками иных хозяйственных обществ, вытекающим из деятельности хозяйственных товариществ и обществ.

Множественная подведомственность в зависимости от способа выбора из нескольких юрисдикционных органов, которым дело подведомственно по закону, может подразделяться на договорную, императивную и альтернативную.
Договорная подведомственность — определяемая взаимным соглашением сторон.
Императивной подведомственностью охватываются следующие случаи:

дело до передачи в арбитражный суд подлежит рассмотрению в соответствии с федеральным законом или договором сторон в обязательном претензионном порядке;
когда федеральным законом предусмотрен предварительный внесудебный порядок разрешения дела в административном порядке.

Подведомственность споров и дел третейскому судуопределяется также наличием третейской оговорки (третейского соглашения или арбитражной оговорки) в договоре, на основании которого разрешается спор в третейском суде. Передача дел из одного третейского суда в другой не предусмотрена. При принятии дела в производство председателем третейского суда выносится определение. По факту рассмотрения дела выносится решение арбитражного учреждениякоторое, в зависимости от оговорки, либо незамедлительно вступает в силу либо может быть обжаловано в государственном суде.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9397 —

| 7310 — или читать все.

Передача экономических споров на разрешение третейского суда

правила о подведомственности установлены ст. 27 АПК РФ, согласно которой арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (далее — индивидуальные предприниматели), а в случаях, предусмотренных АПК РФ и иными федеральными законами, с участием РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя (далее — организации и граждане).
Виды подведомственности дел арбитражным суда

подразделяется на специальную и множественную.

К специальной подведомственности дел арбитражным судам, при рассмотрении которых субъектный состав не имеет значения, в силу закона отнесены споры, указанные в п. п. 1 — 6 ч. 1 ст. 33 АПК РФ: о несостоятельности (банкротстве);
по спорам о создании, реорганизации и ликвидации организаций;
по спорам об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;
по спорам между акционером и акционерным обществом, участниками иных хозяйственных обществ, вытекающим из деятельности хозяйственных товариществ и обществ.

Множественная подведомственность в зависимости от способа выбора из нескольких юрисдикционных органов, которым дело подведомственно по закону, может подразделяться на договорную, императивную и альтернативную.
Договорная подведомственность — определяемая взаимным соглашением сторон.
Императивной подведомственностью охватываются следующие случаи:

дело до передачи в арбитражный суд подлежит рассмотрению в соответствии с федеральным законом или договором сторон в обязательном претензионном порядке;
когда федеральным законом предусмотрен предварительный внесудебный порядок разрешения дела в административном порядке.

Подведомственность споров и дел третейскому судуопределяется также наличием третейской оговорки (третейского соглашения или арбитражной оговорки) в договоре, на основании которого разрешается спор в третейском суде. Передача дел из одного третейского суда в другой не предусмотрена. При принятии дела в производство председателем третейского суда выносится определение. По факту рассмотрения дела выносится решение арбитражного учреждениякоторое, в зависимости от оговорки, либо незамедлительно вступает в силу либо может быть обжаловано в государственном суде.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома — страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 8613 —

| 7074 — или читать все.

17.4. Порядок рассмотрения споров в третейском суде

Третейский суд обладает рядом преимуществ: •

более высокая степень доверия сторон к назначаемым арбитрам; •

простота и оперативность процедуры разбирательства; •

относительно низкие судебные издержки.

Все эти качества обеспечивают третейским судам растущую популярность.

Третейские суды играют важную роль среди «альтернативных» форм защиты прав и законных интересов организаций и граждан- предпринимателей .

Читайте так же:  Если квартира не приватизирована кому она достанется после смерти

Третейские суды различаются как постоянно действующие, к услугам которых могут прибегнуть спорящие стороны путем согла- сованного обращения, и создаваемые сторонами для рассмотрения конкретного спора. Порядок организации, деятельности и разрешения споров для постоянно действующих третейских судов определяется правилами организации или учреждения, создавших постоянный третейский суд.

Передача спора третейскому суду осуществляется на основании соглашения сторон, как составляемого специально, так и включаемого в качестве оговорки в договор. Соглашение должно иметь письменную форму, иначе оно признается незаключенным.

Третейский суд, как и международный коммерческий арбитраж, самостоятельно решает вопрос о действительности соглашения о передаче спора на его рассмотрение. В случае признания отсутствия соглашения или его недействительности спор может быть передан на разрешение в арбитражный суд.

Разрешение спора происходит в третейском суде при установлении сторонами широких прав для определения порядка разрешения спора, места разрешения, языка производства, норм права других государств.

В расходы, связанные с рассмотрением дела третейским судом: гонорар третейским судьям; третейский сбор; суммы, подлежащие выплате переводчику за проведение экспертизы; расходы, связанные с командировкой судей к месту рассмотрения спора.

Поскольку, как отмечалось вначале, третейский суд — институт негосударственный, он не располагает собственными средствами обеспечения принудительного исполнения принятых им решений. Решение суда исполняется сторонами добровольно в порядке и сроки, установленные в решении. В случае его неисполнения ответчиком исполнительный лист на принудительное исполнение выдает арбитражный суд соответствующей республики, края, области, города, автономной области, автономного округа, на территории которых находится третейский суд. В выдаче исполнительного листа может быть отказано, если: •

соглашения сторон о рассмотрении спора в третейском суде не достигнуто; •

состав суда и процедура рассмотрения не соответствовали соглашению сторон; •

отсутствуют надлежащее извещение стороны о дне разбирательства в третейском суде и указание причин, по которым не могли быть представлены возражения; •

Рассмотрение экономических споров третейскими судами

Экономические споры могут рассматриваться не только арбитражными судами и судами общей юрисдикции, но и третейскими судами которые создаются и действуют согласно ФЗ от 24.07.2002 №102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации». В отличие от судов общей юрисдикции и арбитражных судов третейские суды являются особыми правовыми институтами: они не относятся к судебной системе, не осуществляют правосудия, не являются органами судебной власти. И тем не менее третейские суды могут разрешать споры, возникающие в процессе осуществления предпринимательской деятельности, и обеспечивать защиту и восстановление нарушенных прав и интересов предпринимателя.

Исторически в странах рыночной экономики третейские суды создавались сначала для рассмотрения внешнеэкономических споров, возникавших между предпринимателями – резидентами различных государств. А затем третейские суды стали учреждаться для рассмотрения наряду с государственными судами экономических споров, возникающих в сфере внутренних отношений.

Третейскими называют негосударственные самодеятельные суды, избираемые самими участниками правоотношения для разрешения возникшего спора. Стороны спорного правоотношения могут обратиться к определенному специалисту или специалистам с просьбой разрешить спор между ними. В таком случае специалисты, разрешающие один конкретный спор, признаются третейским судом, созданным для одного случая; такого рода третейские суды принято именовать изолированными или судами adhос. Но могут также учреждаться постоянно действующие третейские суды, которые функционируют постоянно и рассматривают различные экономические споры по обращению к ним заинтересованных лиц. Такие третейские суды называют институциональными.

По мере развертывания в России рыночных отношений и объективно связанного с этим процессом роста числа экономических споров стало создаваться достаточно много постоянно действующих третейских судов. И хотя отсутствуют статистические сведения как о количестве самих третейских судов, так и о количестве рассматриваемых ими споров, можно утверждать, что некоторая часть экономических споров разрешается третейскими судами, и тем самым несколько облегчается та огромная нагрузка по количеству дел, которая падает на арбитражные суды в России.

Основным нормативным правовым актом, регулирующим порядок создания и деятельности третейских судов, является ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации». Согласно ст. 3 закона постоянно действующие третейские суды могут учреждаться торговыми палатами, иными органами, биржами, объединениями, предприятиями, учреждениями и организациями. Наиболее активно работают третейские суды при федеральных и региональных торгово-промышленных палатах и иных объединениях. Некоторые законы прямо ориентируют на разрешение соответствующих споров третейскими судами. Так, согласно ст. 15Федерального закона «О рынке цепных бумаг» споры между членами фондовой биржи и их клиентами рассматриваются судом, арбитражным судом и третейским судом. Аналогичное по смыслу положение содержится в ст. 30 Закона «О товарных биржах и биржевой торговле». Биржевая арбитражная комиссия создается товарной или товарно-фондовой биржей как орган, осуществляющий примирение сторон или выполняющий иные функции третейского суда по спорам, связанным с совершением биржевых сделок.

Как правило, постоянно действующие суды не являются юридическими лицами. Материальное и финансовое обеспечение им предоставляется их учредителями; третейские сборы вносятся на банковский счет одного из учредителей. То же время постоянно действующие третейские суды могут учреждаться как юридические лица в организационно-правовой форме автономной некоммерческой организации согласно ст. 10 Федерального закона «О некоммерческих организациях».

Третейские суды могут рассматривать не все виды экономических споров, отнесенных к подведомственности арбитражных судов и судов общей юрисдикции, а только такие экономические споры, которые вытекают из гражданских правоотношений. Следовательно, подведомственность третейских судов значительно уже подведомственности судов общей юрисдикции и арбитражных судов. Экономические споры, вытекающие из гражданских правоотношений – это имущественные споры между лицами, обладающими автономией воли и имущественной самостоятельностью и действующими относительно друг друга как юридически равные, не подчиненные один другому субъекты. Правильное определение юридической природы спора имеет большое практическое значение, так как иногда третейские суды не исследуют этот вопрос и совершают ошибки; имели место случаи, когда третейские суды рассматривали споры, связанные с приватизацией государственных предприятий, в частности, споры о разделе имущества на основе утвержденного плана приватизации. Поскольку в конечном итоге такой спор неизбежно выливается в оспаривание плана приватизации, он вытекает не из гражданских, а из административных правоотношений, и потому не подлежит рассмотрению в третейском суде.

Спор может быть рассмотрен в третейском суде только при наличии письменного соглашения сторон о передаче возникшего или могущего возникнуть между ними спора на рассмотрение определенному третейскому суду. Соглашение о передаче спора третейскому суду может быть заключено в форме отдельного соглашения либо выражено в виде условия о юрисдикции в заключенном между сторонами гражданско-правовом договоре или ином двустороннем документе. Условие о юрисдикции, именуемое обычно третейской или арбитражной оговоркой. Должно быть сформулировано предельно четко и выражать совпадающее волеизъявление сторон, направленное на передачу спора на рассмотрение данною третейского суда.

Читайте так же:  Условия для получения гражданства рф иностранным гражданам

Процедуры принятия исковых заявлений, возбуждения дел и их рассмотрения предусматриваются в локальных документах, принимаемых учредителям и третейских судов: положениях, уставах, регламентах. Процессуальные правила третейских судов во многом аналогичны нормам Арбитражного процессуального кодекса РФ. Наиболее существенные отличия состоят в том, что, во-первых, спорящие стороны сами выбирают арбитров из списка лиц, являющихся членами данного третейского суда. При отсутствии иного соглашения сторон третейский суд образуется в составе трех судей: каждая сторона назначает одного судью, а двое назначенных таким образом третейских судей назначают третьего, который председательствует на процессе. По регламенту некоторых третейских судов допускается рассмотрение спора одним третейским судьей, кандидатура которого согласовывается сторонами или назначается с их согласия председателем третейского суда.

Во-вторых, в третейском разбирательстве принцип процессуальной состязательности сторон воплощается в самой высокой степени: все доказательства предоставляются сторонами, только от них самих зависит обоснованность их требований и возражений. Во время третейского разбирательства у представителей сторон имеется возможность переспорить другую сторону, переубедить ее и тем самым судей убедить в своей правоте. В анализе ситуации, проверке аргументов принимают активное участие и третейские судьи. Свободный и полный обмен мнениями приводят к тому, что решение спора становится ясным, как правило, еще до того, как суд удалится на совещание для вынесения решения. Именно в этом – в нахождении правильного разрешения спора общими усилиями – состоит сущность третейского суда как учреждения. Разрешающего экономические споры.

Решение третейского суда должно быть исполнено в порядке и сроки, указанные в решении; если же в решении срок исполнения не установлен, оно подлежит немедленному исполнению.

Отказ обязанной стороны добровольно выполнить решение третейского суда противоречит обычаям делового оборота, этическим нормам предпринимательства и является нарушением принятого на себя обязательства добровольно исполнить решение третейского суда. Тем не менее, возможность отказов от добровольного исполнения решений третейских судов исключить нельзя, как нельзя исключить возможность вынесения третейскими судами ошибочных, несоответствующих законодательству решений. Поэтому предусматривается возможность принудительного исполнения решений третейских судов через арбитражные суды, которые наделены определенными полномочиями относительно решений третейских судов.

Для того, чтобы решение третейского суда можно было принудительно исполнить через арбитражный суд. постоянно действующий третейский суд должен быть аккредитован при арбитражном суде региона или субъекта Федерации, на территории которого расположен этот третейский суд. Аккредитация происходит путем направления в арбитражный суд документов о создании третейского суда и его составе. Третейский суд также информирует арбитражный суд об изменениях в составе третейских судей.

В случае неисполнения решения третейского суда стороне, в пользу которой вынесено решение, предоставлено право обращения с заявлением о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение. Заявление может быть направлено в арбитражный суд непосредственно либо через третейский суд вынесший решение. К заявлению прилагаются документы, подтверждающие неисполнение решения третейского суда. Заявление должно быть подано не позднее месяца со дня окончания срока добровольного исполнения решения третейскою суда. Заявление оплачивается государственной пошлиной в пятикратном размере минимального размера оплаты труда. Заявление рассматривается судьей арбитражного суда единолично в месячный срок со дня его получения арбитражным судом. О дне рассмотрения заявления извещаются стороны, которые могут принять участие в заседании арбитражного суда. По результатам рассмотрения заявления выносится определение о выдаче исполнительного листа либо об отказе в выдаче исполнительного листа.

Арбитражный суд отказывает в выдаче исполнительного листа по решению третейского суда в следующих случаях: если соглашение сторон о рассмотрении спора в данном третейском суде не было достигнуто; если состав третейского суда или процедура рассмотрения спора не соответствовали соглашению сторон о рассмотрении спора в данном третейском суде; если сторона, против которой принято решение третейского суда, не была надлежащим образом извещена о дне разбирательства в третейском суде или по другим причинам не могла представить свои объяснения; если спор возник в сфере управления и не подлежал рассмотрению в третейском суде.

При рассмотрении заявления о выдаче исполнительного листа арбитражный суд проверяет законность и обоснованность решения третейского суда. Если арбитражный суд придет к выводу, что решение не соответствует законодательству либо принято по неисследованным материалам, исполнительный лист не выдается и дело возвращается на новое рассмотрение в третейский суд, принявший решение. При невозможности повторного рассмотрения дела в том же третейском суде исковое заявление может быть предъявлено в арбитражный суд в соответствии с установленной подсудностью.

Возможность обжалования и опротестования определений арбитражного суда, выносимых в связи с заявлениями о выдаче исполнительного листа по решению третейского суда, является не только формой государственного судебного контроля над законностью и обоснованностью решений третейских судов, но и надежной процессуальной гарантией прав и интересов тех предпринимателей, которые доверили их защиту третейскому суду.

Вступившее в законную силу определение арбитражного суда о выдаче исполнительного листа по решению третейского суда является актом судебной власти, подлежащим в силу закона исполнению «всеми государственными органами, органами местного самоуправления и иными органами, организациями, должностными лицами и гражданами на всей территории Российской Федерации…».

Третейские суды играют видную роль в разрешении споров, возникающих в сфере внешних экономических отношений. Созданные в различных странах институциональные третейские суды для разрешения внешне экономических споров включают в свой состав известных юристов из разных государств, что обеспечивает им авторитет и необходимое доверие со стороны участников внешнеэкономической деятельности. Ориентированные на разрешение внешнеэкономических споров третейские суды получили название международного коммерческого арбитража.

Видео (кликните для воспроизведения).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источники


  1. Баскакова, М. А. Толковый юридический словарь бизнесмена (англо-русский, русско-английский) / М.А. Баскакова. — М.: Контракт, 2007. — 560 c.

  2. ред. Шубин, В.В. Сборник постановлений Пленума Верховного Суда РСФСР (1961-1983 гг.); М.: Юридическая литература, 2012. — 432 c.

  3. Астахов Жилье. Юридическая помощь с вершины адвокатского профессионализма / Астахов, Павел. — М.: Эксмо, 2016. — 320 c.
Передача экономических споров на разрешение третейского суда
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here