Показания к проведению реабилитационных или абилитационных мероприятий

Ответы на вопросы по теме: "Показания к проведению реабилитационных или абилитационных мероприятий" с полным описанием проблематики и способов решения. При возникновении дополнительных вопросов - задавайте их дежурному юристу.

АБИЛИТАЦИЯ И РЕАБИЛИТАЦИЯ

Ряд патологических факторов инвалидизируют больного, в связи с чем возникает вопрос о необходимости абилитации или реабилитации. Среди таких факторов — внутриутробные поражения нервной системы, родовые черепно-мозговые травмы. В раннем детском возрасте к таким факторам относятся воспалительные, травматические и другие поражения нервной системы.

У детей более старшего возраста к инвалидизирующим поражениям нервной системы могут приводить травмы головного и спинного мозга, инфекционно-воспалительные заболевания (последствия перенесенных энцефалитов, арахноидитов, менингитов, полиомиелита), дегенеративные заболевания нервной и нервно-мышечной систем. У взрослых наиболее часто инвалидизирующие состояния возникают при сосудистых заболеваниях, нapyшениях мозгового кровообращения.

ПОНЯТИЕ О СИМПТОМЕ И СИНДРОМЕ Нарушения Функций нервной системы, которые могут быть следствием каких-то заболеваний, патологических состояний, развившихся после перенесенных заболеваний, травм нервной системы, врожденных нарушений развития, проявляются в виде каких-либо отклонений от нормального функционирования той или другой функциональной системы или того или иного отдела нервной системы. Эти отклонения от нормального функционирования есть признак, или симптом, патологического состояния. Например, головная боль может быть симптомом повышения внутричерепного давления, невозможность совершить движение рукой или ногой — признаком их паралича, а отсутствие самостоятельной речи у ребенка 3—4 лет — признаком нарушения речевого развития. Один и тот же симптом может наблюдаться при различных заболеваниях или патологических состояниях. Нередко поражение какого-либо отдела нервной системы проявляется в форме совокупности симптомов. Например, поражение мозжечка проявляется снижением мышечного тонуса, нарушением координации движений, нарушением равновесия и т.д. Такое патологическое состояние, характеризующееся стойким сочетанием нескольких характерных для него симптомов, называется синдромом, или симптомокомплексом.

Как правило, поражению определенного отдела нервной системы соответствует определенный характерный синдром. Многим заболеваниям также нередко соответствует определенный комплекс признаков — синдром, причем в этом случае под синдромом понимают не случайный набор различных признаков заболевания, а именно устойчивый, характерный для этого заболевания, комплекс признаков. Например, для менингита (воспаление мозговых оболочек) типичен следующий синдром: повышенная температура тела, головная боль, рвота, гиперестезия (повышенная чувствительность к тактильным, световым и слуховым раздражениям), специфические симптомы раз дражения мозговых оболочек. При менингите могут отмечаться многие другие симптомы заболевания, но именно перечисленные симптомы являются наиболее устойчивыми, встречающимися чаще других, характерными именно для этого заболевания. Комплекс этих симптомов составляет так называемый менингеальный синдром

СИНДРОМЫ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ

Для осуществления двигательного акта необходимо, чтобы импульс из двигательной области коры беспрепятственно был проведен к мышце. При повреждении корково-мышечного пущ на любом его участке (двигательная зона коры головного мозга пирамидный путь, двигательные клетки спинного мозга, передний корешок, периферический нерв) проведение импульса становится невозможным, и соответствующая мускулатура принимать участия в движении уже не может — она оказывается парализованной.

Таким образом, паралич, или плегия, — это отсутствие движения в мышце или группах мышц в результате перерыва двигательного рефлекторного пути. Неполная утрата движения (ограничение его объема и силы) называется парезом.

В зависимости от распространенности параличей различают моноплегии (парализована одна конечность), гемиплегии (паралич одной половины тела), параплегии (паралич обеих рук или ног), тетраплегии (паралич всех четырех конечностей). При поражении периферического двигательного нейрона и его связей с мышцей (периферический нерв) возникает периферический паралич. При повреждении центрального двигательного нейрона и его связи с периферическим нейроном развивается центральный паралич. Качественная характеристика этих параличей различна

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Показания к проведению реабилитационных или абилитационных мероприятий

Услуги по социальной реабилитации или абилитации инвалидов включают в себя:

  • социально-средовую реабилитацию;
  • социально-психологическую реабилитацию;
  • социокультурную реабилитацию;
  • социально-бытовую адаптацию.

Социально-средовая реабилитация

Услуги по социально-средовой реабилитации — это комплекс услуг, направленных на интеграцию инвалида в общество путем обеспечения его необходимым набором технических средств реабилитации, созданием доступной среды.

Услуги по социально-средовой реабилитации предоставляют инвалидам в следующем составе и формах:

  • Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации и транспортными средствами с учетом ограничения жизнедеятельности, обеспечение тифлотехническими средствами реабилитации и собаками-проводниками слепых и слабовидящих инвалидов, сурдотехническими средствами — глухих и слабослышаших инвалидов, обеспечение инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата, ведущих активный образ жизни, креслами-колясками, обеспечение инвалидов с отсутствием двух верхних конечностей функционально-эстетической одеждой.
  • Обучение инвалида и членов его семьи пользованию техническими средствами реабилитации.
  • Рекомендации по адаптации жилья к потребностям инвалида с учетом ограничения его жизнедеятельности.

Социально-психологическая реабилитация

Услуги по социально-психологической реабилитации — это комплекс услуг, направленных на оказание психологической помощи инвалидам для достижения целей социально-психологической реабилитации, а именно: на восстановление (формирование) способностей, позволяющих им успешно выполнять различные социальные роли (семейные, профессиональные, общественные и другие) и иметь возможность быть реально включенным в разные области социальных отношений и жизнедеятельности, на формирование социально-психологической компетентности для успешной социальной адаптации и интеграции инвалида в общество.

Читайте так же:  Назначение наказания по совокупности приговоров по ст. 69 ук рф

Инвалидам предоставляют следующие услуги по социально-психологической реабилитации:

  • психологическое консультирование, ориентированное на решение социально-психологических задач;
  • психологическая диагностика;
  • психологическая коррекция;
  • психотерапевтическая помощь;
  • социально-психологический тренинг;
  • психологическая профилактика;
  • социально-психологический патронаж.

Социокультурная реабилитация инвалидов

Социокультурная реабилитация — это комплекс мероприятий, цель которых заключается в помощи инвалиду достигнуть и поддерживать оптимальную степень участия в социальных взаимосвязях, необходимый уровень культурной компетенции, что должно обеспечивать возможность для позитивных изменений в образе жизни и наиболее полную интеграцию в общество за счет расширения рамок его независимости.

Услуги по социокультурной реабилитации включают в себя:

Социально-бытовая адаптация инвалидов

Социально-бытовая адаптация — это обучение инвалида самообслуживанию и мероприятия по обустройству жилища инвалида в соответствии с имеющимися ограничениями жизнедеятельности. Социально-бытовая адаптация ориентирована на инвалидов, не владеющих необходимыми социально-бытовыми навыками и нуждающихся во всесторонней ежедневной поддержке в микросоциальной среде.

Социально-бытовая адаптация включает в себя обучение инвалида навыкам личной гигиены, самообслуживания, в том числе с помощью технических средств реабилитации.

ГОСТ Р 54738-2011. Реабилитация инвалидов.
Услуги по социальной реабилитации инвалидов.

Приложение N 3. Индивидуальная программа реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемая федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы

Информация об изменениях:

Приказом Минтруда России от 27 января 2016 г. N 26н в приложение внесены изменения

См. форму индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемой федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, утвержденную приказом Минтруда России от 13 июня 2017 г. N 486н

Приложение N 3
к приказу Министерства труда и социальной защиты РФ
от 31 июля 2015 г. N 528н
(с изменениями от 27 января 2016 г.)

Перечень ограничений основных категорий
жизнедеятельности
Степень ограничения
(1, 2, 3)
способности к самообслуживанию: способности к передвижению: способности к ориентации: способности к общению: способности к обучению: способности к трудовой деятельности: способности к контролю за своим поведением:

* Далее — ИПРА ребенка-инвалида.

Мероприятия медицинской реабилитации или абилитации

Заключение о нуждаемости
(ненуждаемости) в проведении
мероприятий медицинской
реабилитации или абилитации
Срок исполнения
заключения о
нуждаемости в
проведении
мероприятий
медицинской
реабилитации или
абилитации
Исполнитель
заключения о
нуждаемости в
проведении
мероприятий
медицинской
реабилитации или
абилитации

Медицинская реабилитация Реконструктивная хирургия Протезирование и ортезирование Санаторно-курортное лечение
(предоставляется в рамках оказания государственной социальной помощи в
виде набора социальных услуг)

Прогнозируемый результат: восстановление нарушенных функций (полностью, частично); достижение компенсации утраченных либо формирование отсутствующих функций (полностью, частично) (нужное подчеркнуть)

Мероприятия психолого-педагогической реабилитации или абилитации

Заключение о нуждаемости
(ненуждаемости) в
проведении мероприятий
психолого-педагогической
реабилитации или абилитации
Срок исполнения
заключения о
нуждаемости в
проведении
мероприятий
психолого-педагогиче-
ской реабилитации или
абилитации
Исполнитель
заключения о
нуждаемости в
проведении
мероприятий
психолого-педагогиче-
ской реабилитации или
абилитации
Рекомендации по условиям организации обучения Психологическая помощь, оказываемая в образовательной организации Профессиональная ориентация, оказываемая в образовательной организации
Заключение об отсутствии или наличии противопоказаний для обучения по
программам бакалавриата и программам специалитета в образовательных
организациях высшего образования*:

* Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, 566; N 19, ст. 2289; N 22, ст. 2769; N 23, ст. 2930, 2933; N 26, ст. 3388; N 30, ст. 4217, 4257, 4263; 2015, N 1, ст. 42, 53, 72; N 14, ст. 2008; N 18, ст. 2625; N 27, ст. 3951, 3989).

Прогнозируемый результат: создание необходимых условий по организации обучения; осуществление профессиональной ориентации; оказание психологической помощи (нужное подчеркнуть)

Мероприятия профессиональной реабилитации или абилитации

Заключение о нуждаемости
(ненуждаемости) в проведении
мероприятий профессиональной
реабилитации или абилитации
Срок исполнения
заключения о
нуждаемости в
проведении
мероприятий
профессиональной
реабилитации или
абилитации
Исполнитель
заключения о
нуждаемости в
проведении
мероприятий
профессиональной
реабилитации или
абилитации
Профессиональная ориентация, осуществляемая в органе службы занятости Рекомендации по условиям организации обучения Содействие в трудоустройстве
Заключение об отсутствии или наличии противопоказаний для обучения по
программам бакалавриата и программам специалитета в образовательных
организациях высшего образования:
Рекомендации по трудоустройству Доступные виды труда Трудовые действия (функции),
выполнение которых затруднено Рекомендуемые условия труда* Рекомендации по оснащению (оборудованию) специального рабочего места
для трудоустройства ребенка-инвалида с учетом нарушенных функций и
ограничений жизнедеятельности и производственной адаптации

* Вносится запись о сокращенной продолжительности рабочего времени, индивидуальной норме выработки, дополнительных перерывах в работе, противопоказанных производственных факторах и условиях труда, а также о примерных условиях, в которых возможно осуществление ребенком-инвалидом трудовой деятельности, согласно заключению федерального учреждения медико-социальной экспертизы.

Читайте так же:  Куплю дом за материнский капитал в пригороде

Прогнозируемый результат: осуществление профессиональной ориентации; создание необходимых условий по организации обучения; получение профессии (специальности), в том числе новой; повышение квалификации; повышение уровня профессионального образования; подбор подходящего рабочего места; оснащение (оборудование) специального рабочего места для трудоустройства ребенка-инвалида с учетом имеющихся у него нарушенных функций и ограничений жизнедеятельности; создание необходимых условий для трудовой деятельности ребенка-инвалида; достижение производственной адаптации (нужное подчеркнуть).

Мероприятия социальной реабилитации или абилитации

Заключение о нуждаемости
(ненуждаемости) в проведении
мероприятий социальной
реабилитации или абилитации
Срок исполнения
заключения о
нуждаемости в
проведении
мероприятий
социальной
реабилитации или
абилитации
Исполнитель
заключения о
нуждаемости в
проведении
мероприятий
социальной
реабилитации или
абилитации
Социально-средовая реабилитация или абилитация Социально-психологическая реабилитация или абилитация Социокультурная реабилитация или абилитация Социально-бытовая адаптация
Рекомендации по оборудованию специальными средствами и приспособлениями
жилого помещения, занимаемого ребенком-инвалидом

Прогнозируемый результат: достижение или формирование способности к самообслуживанию (полное, частичное); восстановление навыков бытовой деятельности (полное, частичное); формирование навыков бытовой деятельности (полное, частичное); восстановление или формирование социально-средового статуса (полное, частичное) (нужное подчеркнуть)

Физкультурно-оздоровительные мероприятия, занятия спортом

Заключение о нуждаемости
(ненуждаемости) в проведении
физкультурно-оздоровительных
мероприятий, занятий спортом
Срок исполнения
заключения о
нуждаемости в
проведении
физкультурно-оздоро-
вительных
мероприятий, занятий
спортом
Исполнитель
заключения о
нуждаемости в
проведении
физкультурно-оздоро-
вительных
мероприятий, занятий
спортом

Технические средства реабилитации* и услуги по реабилитации, предоставляемые ребенку-инвалиду за счет средств федерального бюджета

Перечень TCP и услуг по реабилитации

Срок проведения реабилитационных или абилитационных мероприятий с применением TCP

Исполнитель проведения реабилитационных или абилитационных мероприятий с применением TCP

Что такое абилитация инвалидов

3 минуты Светлана Поздникова 523

Для людей с инвалидностью важны не только реабилитационные программы, но и абилитационные. Они направлены на максимальную социализацию больного, которая позволит вести полноценную жизнь. В данной статье говорится, что такое абилитация инвалидов.

Что такое абилитация

Термин абилитация обозначает проведение комплекса мероприятий лечебно-педагогического направления, которые направлены на лечение патологии, приобретение новых навыков, опыта, социализацию. Это довольно долгий процесс. Его цель заключается в приобретении инвалидами новых навыков, умений, которые ранее не проявлялись, и их развитие.

Данное понятие подразумевает комплексный подход, основанный на получении:

  • медицинской помощи;
  • социальной поддержки;
  • психологической консультации;
  • педагогических мероприятий.

Манипуляции, проводимые в данном комплексе, направляются на компенсирование нарушенной или утраченной функции больного, стимулирование вероятных возможностей. В итоге у пациента должен быть сформирован оптимальный адаптационный навык социального отношения с наращиванием общественного потенциала.

Необходимо для каждого конкретного больного разработать индивидуальную программу, которая будет учитывать:

  • психическое здоровье пациента;
  • физические особенности организма;
  • навыки, умения, которые остались у больного;
  • тяжесть заболевания или травмы.

Отличия от реабилитации

Сегодня большинство людей путают между собой определения реабилитации и абилитации. В ходе проведения медицинско-социальной комиссии не только определяется возможность присвоения инвалидности и установления ее группы, но и назначается индивидуальный реабилитационный и абилитационный планы, которые состоят из:

  • формы мероприятий, которые направляются на восстановление утраченной функции на фоне общего заболевания или травмы;
  • сроков проведения данных мероприятий;
  • видов оказываемой инвалиду помощи;
  • оказываемых объемов.

Медицинская реабилитация состоит из комплекса мероприятий, которые направляются на снижение степени ограничения жизнедеятельности маломобильного гражданина. Выделяются следующие виды реабилитации: общий, включающий в себя консервативное лечение, наблюдение за больным, специализированный, основанный на оперативном вмешательстве, протезировании, лечении в специальных учреждениях.

Медицинская абилитация включает в себя мероприятия, оказывающие замещающие утраченной функции действия:

Реабилитационные меры социального характера являются совокупностью процедур, определяющих общественный порядок, правила семейно-бытового характера, учитывая потребности инвалида. Они состоят из социально-средовой ориентации – комплекса мер, помогающего выявить наиболее проявляющиеся у маломобильного человека умения. На их основе разрабатывается его вид общественной деятельности.

Также речь идет о социально-бытовой абилитации, представленной комплексом мер, которые позволяют выбрать наиболее оптимальный режим семейной жизни, общественной деятельности. Получается, что социальная абилитация является подразделом реабилитации и включает в себя консультирование инвалида, обучение инвалида и членов его семьи, обучение инвалидов самообслуживанию.

Также в перечень включают приспособление жилища, в котором проживает маломобильный человек, для его потребностей, ведения нормального образа жизни, способности самостоятельного обслуживания, социально-средовую ориентацию, состоящую из приобретения навыков общения, обучения независимости, приобретения умения по восстановлению сил, помощи при решении проблем личного характера, психологического сопровождения.

Когда лучше начинать абилитацию

Абилитационные мероприятия наиболее приемлемы для детей. Хотя могут использоваться и для других возрастных групп. Индивидуально разработанные занятия позволяют достичь желаемой цели альтернативным способом, если оказались заблокированными привычные пути. Они направлены на адаптацию окружающей среды под отсутствующие функции.

Чем раньше начать абилитацию, тем можно достичь большего успеха. Поздно начатые занятия могут быть малоэффективными. Например, чтобы помочь ребенку с центральным параличом приспособиться, нужно начать логопедические, педагогические, лечебные мероприятия на первом году жизни.

Читайте так же:  Назначение семейного материнского капитала

Если реабилитация начинается с первых дней жизни малыша, то абилитацию лучше начать с момента мониторинга будущей мамы и выхаживания ребеночка, имеющего отклонения в развитии. Своевременно начатые абилитационные мероприятия направлены на улучшение физического состояния больного, лучшую социализацию, позволяют найти себя в жизни.

Медицинская абилитация и реабилитация

Абилитация медицинская в раннем возрасте — это система лечебно-профилактических мер, направленных на создание условий для формирования, развития и тренировки рефлекторных, сенсорных, двигательных, психоэмоциональных реакций ребенка в соответствии с возрастом средствами медицины (медикаментозное, физиотерапевтическое лечение, массаж, протезирование и т. д.).

Чтобы проводить психолого-педагогическую абилитацию (психо-лого-коррекционную работу), педагогам и психологам необходимо знать ключевые этапы медицинской абилитации для оптимального объединения усилий.

1 этап— прогнозирование рождения с отклонениями в развитии (первые 12 недель беременности) и предупреждение рождения больного ребенка (12 недель до родов), осуществляется акушерами-гинекологами. При неблагоприятном течении беременности проводятся предупредительные мероприятия.

2 этап— техника и практика ведения родов. После рождения ребенок обследуется специалистами для уточнения состояния его нервной системы, органов и тканей.

3 этап— комплексные лечебные мероприятия.

Медицинская реабилитация — начальный этап реабилитационной работы, заключается в использовании всех возможностей современной медицины для восстановления до удовлетворительного уровня нарушенных функций, для стабилизации компенсаторных и восстановительных процессов, формирования и развития возможности приспособления больного к новым условиям существования, оказания ему медицинской помощи в восстановлении или развитии профессиональных навыков с учетом специфики нарушений.

В содержание медицинской реабилитации входит:

♦ медикаментозное лечение и фитотерапия;

♦ лечение физиотерапевтическими средствами;

♦ восстановительное оперативное вмешательство;

Медицинская реабилитация проводится совместно с педагогической реабилитацией. Построение реабилитационной программы основывается на следующих принципах:

1) реабилитационные мероприятия начинаются с первых дней заболевания и проводятся непрерывно при условии этапного построения программы;

2) реабилитационные мероприятия должны быть комплексными, разносторонними;

3) реабилитационная программа должна быть индивидуальной для каждого больного в зависимости от этиологии, патогенеза, возраста больного и прочих факторов;

4) заключительным этапом реабилитационной программы для взрослых должна являться профориентация и трудоустройство, для детей — это возвращение к обычной для раннего детского возраста деятельности.

Реабилитация детей осуществляется на базе учреждений здравоохранения, народного образования и социального обеспечения. Этапы реабилитационного процесса:

1) реабилитационно-восстановительное лечение в стационаре (от 1 до 3 месяцев);

2) реадаптация — приспособление больного к условиям существования на том или ином уровне в соответствии с восстановлением и компенсацией функций;

3) собственно реабилитация — возвращение к обычной деятельности, к прежним своим обязанностям. У детей этот этап предполагает полное или частичное преодоление нарушения, его компенсацию и своевременную коррекционно-педагогическую помощь для предотвращения вторичных и последующих отклонений в развитии.

Уменьшение числа лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности может сегодня достигаться средствами медицины через совершенствование профилактики, своевременного раннего выявления и ранней диагностики отклонений в развитии ребенка, через совершенствование абилитационных и реабилитационных мероприятий, повышение качества медицинского сопровождения коррекционно-образовательного процесса.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 8843 —

| 7556 — или читать все.
Видео (кликните для воспроизведения).

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

7. Медицинская реабилитация

Медицинская реабилитация – это комплекс медицинских мер, направленных на восстановление или компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, приведших к инвалидности: восстановительное и санаторно – курортное лечение; профилактика осложнений; реконструктивная хирургия; физиотерапия; лечебная физкультура; грязелечение; психотерапия; протезирование и ортезирование.

Государство гарантирует инвалидам обеспечение в полном объеме всех видов медицинской помощи, включая лекарственное обеспечение. Все это осуществляется бесплатно или на льготных условиях в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Основные принципы медицинской реабилитации:

— взаимосвязь медицинской реабилитации с другими видами реабилитаций.

Методы и формы медицинской реабилитации:

— восстановительная терапия (трудовая)

— санаторно – курортное лечение

— реабилитация средствами физической культуры.

Остановимся более подробно на каждом из методов медицинской реабилитации.

Реконструктивная хирургия в последние годы стала одним из важнейших методов медицинской реабилитации. Она позволяет путем сложных хирургических операций восстанавливать структуру и функции органов, предотвращая или уменьшая последствия врожденных или приобретенных дефектов, снижая тем самым ограничения жизнедеятельности. Однако в данное время реконструктивная хирургия недостаточно развита в России.

Протезирование направлено на выполнение утраченных или врожденно отсутствующих органов и их функций с помощью искусственных аналогов. Протезирование конечностей осуществляется в России много лет. По данным 2007 года, в России число граждан, нуждающихся в различных видах протезно – ортопедической помощи, составило более 1 миллиона человек, из них 724,3 тыс. – инвалиды. В процессе протезирования можно выделить несколько этапов: изготовление протезного изделия, подбор и адаптация изделия к индивидуальным особенностям инвалида, обучение пользованию протезом. Оказание инвалидам протезно – ортопедической помощи осуществляется в соответствии с инструкцией «О порядке обеспечения населения протезно – ортопедическими изделиями, средствами передвижения и средствами, облегчающими жизнь инвалидов» (1991 год). Протезирование конечностей осуществляется инвалидам бесплатно, обеспечение ортопедической обувью – в зависимости от группы инвалидности индивида и сложности изделия – бесплатно или со скидкой. В настоящее время налажен выпуск большого количества разнообразных современных модулей, узлов и деталей для протезов на основе новых материалов.

[2]

Ортезирование представляет собой компенсацию частично или полностью утраченных функций опорно – двигательного аппарата с помощью дополнительных внешних устройств, которые обеспечивают выполнение этих функций.

Читайте так же:  Накапливается ли материнский капитал

Санаторно – курортное лечение в последние годы стало доступным и пользуется большой популярностью у лиц пожилого возраста с ограниченными возможностями. В санаторно – курортном лечении применяются природные факторы: минеральные воды, грязелечение, душ, бани.

Восстановительная (трудовая) терапия также является одним из методов медицинской реабилитации, как для лиц молодого возраста, так и для лиц пожилого возраста с ограниченными возможностями. Ее цель: восстановление и развитие нарушенных функций, формирование и восстановление навыков по самообслуживанию, ведению домашнего хозяйства, рукоделию, трудовых операций. Выделяют ряд требований к трудовой терапии:

— обеспечение многообразия трудового производства

— постепенное усложнение (от простого — к сложному)

— поддержание интереса к труду

— наблюдение лечащим врачом и трудинструктором

— необходимо учитывать клинико – физические и социальные критерии инвалида.

Существуют два вида трудовой терапии: индивидуальные и групповые. Пояснения, данные формы не требуют, так как особенности вытекают из названия.

Различают три следующие формы трудотерапии:

— общеукрепляющая – восстановление физической толерантности (ранний этап реабилитации)

— восстанавливающая – это профилактика двигательных расстройств и восстановление нарушенных функций организма (адаптационный период реабилитации)

— производственная трудотерапия – восстановление нарушенного или формирование нового рабочего стереотипа (вырабатываются профессиональные навыки и умения).

Данный метод медицинской реабилитации эффективно применяется в стационарных учреждениях, в стационарных учреждениях социального обслуживания, в реабилитационных центрах, в центрах социального обслуживания на дому.

Ведущая роль в медицинской реабилитации принадлежит реабилитации средствами физической культуры. Это система мероприятий, направленных на восстановление или компенсацию физических возможностей, интеллектуальных способностей, повышение функционального состояния организма, улучшение физических качеств, психоэмоциональной устойчивости и адаптационных резервов организма человека средствами и методами адаптийной физкультуры в элементах спорта и спортивной подготовки.

Адаптивная физическая культура предназначена для людей со стойкими нарушениями функций из – за заболеваний, травм или врожденных дефектов. Направлена на стимуляцию позитивных реакций организма, формирует необходимые двигательные умения и навыки физических качеств и возможностей.

Средства физической реабилитации – физические упражнения. Они дают положительный эффект, когда подобраны с учетом индивидуальных возможностей индивида. Принципы реабилитации средствами физической культуры:

При данном методе медицинской реабилитации полезна ЛФК – лечебно – физическая культура, которая изучает основы и методы использования средств физической культуры для лечения, реабилитации и профилактики различных заболеваний.

В медицинской реабилитации широко используются физические факторы: физиотерапия, ультразвуковая терапия и лечебный массаж, аэрозольтерапия, душ, бани, климотерапия, минеральные воды, лечебные грязи.

Медицинская реабилитация направлена на полное или частичное восстановление или компенсацию той или иной нарушенной или утраченной функции или на замедление прогрессирования заболевания.

Право на бесплатную медицинскую реабилитационную помощь закреплено законодательствами о здравоохранении и труде. Предусмотрено пенсионное обеспечение в случае утраты трудоспособности: право граждан на материальное обеспечение предусмотрено на весь срок нетрудоспособности.

Реабилитация в медицине является начальным звеном системы общей реабилитации, так как заболевший человек, прежде всего, нуждается в медицинской помощи.

Все другие формы реабилитации – психологическая, социально – экономическая, профессиональная, бытовая — проводятся наряду с медицинской.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида – это разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями, медико-социальной экспертизы комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. Это означает, что в индивидуальную программу реабилитации должны быть включены все мероприятия, технические и иные средства реабилитации и реабилитационные услуги, необходимые инвалиду для ведения полноценной независимой жизни.

Формат карты ИПР.

С 2005 года на всей территории РФ действует единая форма ИПР, которая была утверждена Приказом Министерства здравоохранения и социального развития от 29 ноября 2004 г. N 287 Карта ИПР подразделяется на несколько частей. Начинается она с подробных индивидуальных сведений об инвалиде.

Этот раздел, помимо анкетных данных, включает в себя сведения:

Читайте так же:  Как фирмы обналичивают материнский капитал

1. об образовательном уровне (общем и профессиональном);

2. о профессиях и специальностях, квалификации и выполняемой к моменту освидетельствования работе (если таковая есть или была);

3.о группе инвалидности и степени ограничения способности к трудовой деятельности. На основании объективных данных делается экспертное заключение и формируется реабилитационная программа.

Карта ИПР включает следующие разделы:

[3]

1. медицинская реабилитация

2. социальная реабилитация

3. профессиональная реабилитация.

4. Психолого-педагогическая реабилитация (для детей до 18 лет). Медицинская реабилитация инвалидов осуществляется с целью восстановления или компенсации утраченных или нарушенных функций организма человека.

Медицинская реабилитация включает:

1. Восстановительную терапию.

2. Реконструктивную хирургию.

3. Протезирование и ортезирование.

4. Обеспечение техническими средствами медицинской реабилитации.

5. Санаторно-курортное лечение неработающих инвалидов.

[1]

В разделе “социальная реабилитация” предусмотрены:

1. информирование и консулльтирование по вопросам реабилитации,

2. оказание юридической помощи,

3. социально-психологический и социально-культурный патронаж семьи, имеющей инвалида,

4. адаптационное обучение для осуществления бытовой и общественной деятельности,

5. технические средства реабилитации для бытовой и общественнй деятельности,

6. психологическая реабилитация,

7. социокультурная реабилитация,

8. реабилитация средствами физической культуры и спорта.

Профессиональная реабилитация инвалида — это процесс и система восстановления конкурентоспособности инвалида на рынке труда.

Программа профессиональной реабилитации включает в себя следующие мероприятия и услуги:

1. рекомендации о противопоказаниях и доступных условиях и видах труда,

2. Профессиональная ориентация.

3. Профессиональное обучение (переобучение),

4. содействие в трудоустройстве,

5. технические средства реабилитации для профессионального обучения (переобучения) или труда.

Программа психолого-педагогической реабилитации для детей до 18 лет включает следующие мероприятия:

1. получение дошкольного воспитания и обучения,

2. получение общего образования,

3. психолого-педагогическая коррекционная работа,

4. технические средства реабилитации для обучения.

Итак, карта ИПР включает несколько разделов. Самыми важными являются разделы, включающие реабилитационные мероприятия по медицинской, социальной профессиональной и психолого-педагогической реабилитации. Каждый раздел состоит из двух частей. В первой намечаются мероприятия, услуги и технические средства, необходимые инвалиду для реабилитации. Вторая часть содержит сведения об исполнителях, формах реабилитации, о сроках выполнения программы и результатах проведённой реабилитации (либо причинах невыполнения программы).

Что даёт инвалиду заполнение ИПР?

Реабилитация и абилитация

Направления реабилитации и абилитации:

Социально-средовая ориентация – это система и процесс определения оптимальных режимов общественной и семейно-бытовой деятельности инвалидов в конкретных социально-средовых условиях и приспособления к ним инвалидов. Подробнее.

Социально-бытовая адаптация – это обучение инвалида самообслуживанию и мероприятия по обустройству жилища инвалида в соответствии с имеющимися ограничениями жизнедеятельности. Подробнее.

Социально-педагогическая реабилитация – это система мер воспитательного характера, направленная на формирование личностных качеств, значимых для жизнедеятельности ребёнка, активной жизненной позиции ребёнка, способствующих интеграции его в общество; на овладение необходимыми умениями и навыками по самообслуживанию, положительными социальными ролями, правилами поведения в обществе: на получение необходимого образования. Подробнее.

Социально-психологическая реабилитация – это это система государственных, социально-экономических, медицинских, профессиональных, педагогических, психологических и других мероприятий, направленных на предупреждение развития патологических процессов, приводящих к временной или стойкой утрате трудоспособности, эффективное и раннее возвращение больных и инвалидов (детей и взрослых) в общество. Подробнее.

Социально-медицинская реабилитация – это комплекс медицинских мер, направленных на преодоление ограничений жизнедеятельности человека со сложившимися, стойкими, часто необратимыми, патологическими изменениями, нарушениями функций органов и систем. Подробнее.

Физкультурно-оздоровительные мероприятия, спорт – это мероприятия, осуществляемые организаторами физкультурно-оздоровительных мероприятий для привлечения разных групп населения к занятиям физической культурой. Подробнее.

Социокультурная реабилитация – это система мер воспитательного характера, направленная на формирование личностных качеств, значимых для жизнедеятельности ребёнка, активной жизненной позиции ребёнка, способствующих интеграции его в общество; на овладение необходимыми умениями и навыками по самообслуживанию, положительными социальными ролями, правилами поведения в обществе: на получение необходимого образования. Подробнее.

Видео (кликните для воспроизведения).

Профессиональная реабилитация – это система мер, направленных на подготовку человека к профессиональной деятельности, восстановления или получения профессиональной трудоспособности путем адаптации, реадаптации, обучения, переобучения или переквалификации с возможным последующим трудоустройством и необходимым социальным сопровождением с учетом личных склонностей и пожеланий лица. Подробнее.

Источники


  1. Галахова, А. В. Особенная часть Уголовного кодекса Российской Федерации. Комментарий. Судебная практика. Статистика / Под редакцией В.М. Лебедева, А.В. Галахова. — М.: Городец, 2015. — 367 c.

  2. ред. Кашанина, Т.В.; Кашанин, А.В. Основы права. Хрестоматия; М.: Высшая школа, 2012. — 279 c.

  3. ред. Корельский, В.М.; Перевалов, В.Д. Теория государства и права; М.: Норма; Издание 2-е, испр. и доп., 2012. — 616 c.
Показания к проведению реабилитационных или абилитационных мероприятий
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here