Постановление о реорганизации образовательного учреждения

Ответы на вопросы по теме: "Постановление о реорганизации образовательного учреждения" с полным описанием проблематики и способов решения. При возникновении дополнительных вопросов - задавайте их дежурному юристу.

Формы реорганизации образовательных учреждений

Процесс реорганизации образовательных учреждений регулируется уровне местных органов самоуправления, а также на федеральном уровне. Вопросы реорганизации регулируются Гражданским кодексом и федеральными законами, на основании которых после проведения реорганизации образовательного учреждения, все обучающиеся в данном учреждении до реорганизации получают обязательное право на дальнейшее обучение в этом учреждении. Законодательством определяются стандартные формы реорганизации образовательных учреждений

– слияние, разделение, выделение, присоединение и преобразование. Каждая из форм предполагает прохождение одинаковых процедур, однако нацелены они на разные результаты. Любая реорганизация независимо от способа и формы ее проведения начинается издания руководством учреждения соответствующего указа, который является основанием для подачи заявления в ИФНС и проведения остальных необходимых процедур. В результате реорганизации главным образом происходит передача прав и обязанностей от существующего учреждения к создаваемому.

Формы реорганизации образовательных учреждений

, определенные федеральным законом даже самим названием определяют свою цель. Так, например, в результате реорганизации в форме слияния образуется новое учреждение, в состав которого входят несколько учреждений, ранее действующих как индивидуальные юридические лица. Реорганизация путем присоединения подразумевает присоединение к уже действующему образовательному учреждению одного или нескольких учебных заведений. Реорганизация в форме разделения приводит к разделению существующего учреждения на несколько отдельных учебных заведений. В результате реорганизации путем преобразования происходит лишь смена организационно правовой формы учреждения, но при этом оно не прекращает своей деятельности. И, наконец, при реорганизации путем выделения происходит отделение от существующего учреждения одного или нескольких новых образовательных заведений.

Необходимость реорганизации определяется на добровольной основе учредителями образовательных учреждений. Форма реорганизации

при этом также определяется учредителями. Для того, чтобы реорганизация учреждения прошла успешна, она, как и любой другой важный момент в «жизни» организации, должна быть тщательно спланирована, и поручена к выполнению грамотным специалистам.

Постановление о реорганизации образовательного учреждения

Порядок реорганизации образовательных учреждений контролируется и регулируется на уровне местных управляющих органов, а также на федеральном уровне. Решение о реорганизации образовательного учреждения принимается учредителем, на основе чего руководством издается постановление о реорганизации образовательного учреждения

. Также перед изданием постановления должен быть разработан план мероприятий, которые необходимо выполнить для успешной реорганизации.

После принятия постановления

о предстоящей реорганизации образовательного учреждения руководство обязано проинформировать сотрудников в письменном уведомлении под роспись каждого сотрудника о том, что предстоит проведение реорганизации. Затем информируется профсоюзный комитет учебного заведения о предстоящих мероприятиях, которые имеют прямое отношение к реорганизации, определяется порядок взаимодействия с профсоюзным комитетом по решению социально-трудовых вопросов, связанных с реорганизацией образовательного учреждения.

Реорганизация образовательных учреждений может быть проведена в таких формах как присоединение, разделение, слияние и выделение. Каждая из данных форм приводит к совершенно разным результатам: присоединение означает, что по результатам реорганизации к уже существующему образовательному учреждению присоединяется еще одно или несколько учреждений, разделение приводит к образованию нескольких учебных учреждений из одного, слияние выражается в создании нового учреждения в результате слияния нескольких, выделение предполагает отделение какой-либо части от образовательного учреждения и создание индивидуального юридического лица.. Однако общим является в каждом способе реорганизации образовательного учреждения – постановление, издаваемое руководством.

Реорганизация учреждения

должна проводиться грамотными и опытными специалистами, а все мероприятия выполняться с соблюдением требований Гражданского кодекса.

Раздел I. Реорганизация образовательных организаций (п.п. 1 — 9)

Раздел I. Реорганизация образовательных организаций

1. Реорганизация — это прекращение деятельности или изменение правового статуса образовательной организации, влекущее за собой правопреемство, то есть переход прав и обязанностей.

2. В соответствии со статьей 57 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ), образовательные организации могут быть реорганизованы в следующих формах:

1) слияние — это объединение двух и более образовательных организаций, в результате которого образуется новая образовательная организация, а объединившиеся образовательные организации прекращают свое существование ;

2) присоединение — это прекращение существования одной или нескольких образовательных организаций с полным правопреемством другой существующей образовательной организации ;

3) разделение — это прекращение существования образовательной организации с полным правопреемством двух и более образовательных организаций, которые создаются в результате разделения ;

4) выделение — создание новой образовательной организации или образовательных организаций, являющихся частичными правопреемниками реорганизуемой образовательной организации, без прекращения деятельности последней ;

5) преобразование — изменение организационно-правовой формы образовательной организации ;

Следует отметить, что согласно пункту 1 статьи 17.1 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон о некоммерческих организациях) изменение типа образовательной организации как муниципального учреждения (например, из казенного в бюджетное учреждение) не является ее реорганизацией.

Существующую практику укрупнения образовательных организаций зачастую называют слиянием, однако слияния в том смысле, который вкладывает в этот термин ГК РФ, происходят достаточно редко. В большинстве случаев речь идет о присоединении одной образовательной организации к другой.

3. Последовательность действий при реорганизации образовательных организаций в форме присоединения:

Процедура
реорганизации образовательных организаций в форме присоединения

4. Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон об образовании) (часть 10 статьи 22) предусмотрено, что образовательная организация реорганизуется в порядке, установленном гражданским законодательством, с учетом особенностей, предусмотренных законодательством об образовании.

Читайте так же:  Увеличивается ли квартплата при временной регистрации человека

ГК РФ определены следующие основные правила проведения реорганизации в форме присоединения:

— реорганизация образовательной организации может быть осуществлена по решению ее учредителей. Полномочия по принятию данного решения должны быть закреплены в муниципальном правовом акте (например, устав муниципального образования, положение о муниципальном органе управления образованием). В случае если учредителем является администрация муниципального образования, решение принимается в форме постановления. Если учредителем является соответствующее структурное подразделение администрации муниципального образования — издается приказ (образец муниципального правового акта о реорганизации прилагается). Названным правовым актом распределяются обязанности между образовательными организациями, участвующими в реорганизации (далее — уполномоченные образовательные организации);

— уполномоченная образовательная организация в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о ее реорганизации обязана в письменной форме сообщить в налоговый орган о начале процедуры реорганизации с указанием формы реорганизации (форма уведомления утверждена приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/[email protected]);

— уполномоченная образовательная организация после внесения налоговым органом в единый государственный реестр юридических лиц (далее — ЕГРЮЛ) записи о начале процедуры реорганизации (после получения соответствующего уведомления налогового органа) дважды с периодичностью один раз в месяц помещает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридических лиц, уведомление о своей реорганизации;

— при присоединении образовательной организации к другой образовательной организации к последней переходят права и обязанности присоединенной образовательной организации в соответствии с передаточным актом;

— передаточный акт должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованной образовательной организации в отношении всех ее кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами;

— передаточный акт утверждается учредителями образовательной организации;

— при реорганизации образовательной организации в форме присоединения к ней другой образовательной организации первая из них считается реорганизованной с момента внесения налоговым органом в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности присоединенной образовательной организации (налоговым органом будет направлено соответствующее уведомление).

5. Реорганизация образовательной организации в форме присоединения не влечет изменения наименования образовательной организации.

Вместе с тем, в случае необходимости можно изменить наименование реорганизованной образовательной организации с учетом специфики присоединенной образовательной организации путем внесения изменений в устав реорганизованной образовательной организации.

При этом необходимо помнить следующее.

Наименование образовательной организации должно содержать указание на ее организационно-правовую форму и тип образовательной организации.

6. Организационно-правовая форма — это предусмотренная законодательством форма юридического лица, в которой создано юридическое лицо и которая зафиксирована в уставе.

Следует отметить, что в соответствии с Законом об образовании (часть 1 статьи 22) образовательная организация создается в форме, установленной гражданским законодательством для некоммерческих организаций (организационно-правовые формы: учреждение, некоммерческое партнерство, автономная некоммерческая организация, общественная организация, фонд и другие).

Между тем, коммерческие организации (организационно-правовые формы: предприятие, открытое или закрытое акционерное общество (ОАО, ЗАО), общество с ограниченной ответственностью (ООО), общество с дополнительной ответственностью (ОДО) и другие) могут являться только организациями, осуществляющими обучение (часть 1 статьи 31 Закона об образовании).

Главное отличие образовательных организаций и организаций, осуществляющих обучение, заключается в том, что образовательная деятельность у первых это основной вид деятельности, а у вторых — дополнительный (статья 2 Закона об образовании).

7. В соответствии с Законом об образовании (статья 23) образовательные организации подразделяются на типы в соответствии с образовательными программами, реализация которых является основной целью их деятельности. При этом законом установлен исчерпывающий перечень типов образовательных организаций:

1) типы образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы:

— дошкольная образовательная организация;

— профессиональная образовательная организация;

— образовательная организация высшего образования;

2) типы образовательных организаций, реализующих дополнительные образовательные программы:

— организация дополнительного образования;

— организация дополнительного профессионального образования.

Деление образовательных организаций на виды действующим законодательством об образовании не предусмотрено.

8. В наименовании образовательной организации могут использоваться указания на особенности осуществляемой образовательной деятельности (уровень и направленность образовательных программ, интеграция различных видов образовательных программ, содержание образовательной программы, специальные условия их реализации и (или) особые образовательные потребности обучающихся), а также дополнительно осуществляемые функции, связанные с предоставлением образования (содержание, лечение, реабилитация, коррекция, психолого-педагогическая поддержка, интернат, научно-исследовательская, технологическая деятельность и иные функции).

Наименования образовательных организаций, установленные на основании типов образовательных организаций, предусмотренных ранее действующим законодательством, подлежат приведению в соответствие с типами образовательных организаций, предусмотренными статьей 23 Закона об образовании.

По вопросу наименований муниципальных образовательных организаций ранее Министерство образования Омской области направляло муниципальным органам, осуществляющим управление в сфере образования на территории Омской области, методические рекомендации (письмо от 16.04.2013 N ИСХ-13/МОБР-5443).

9. Рассмотрим отдельные примеры реорганизации в форме присоединения.

Пример N 1. Общеобразовательная организация (ОО) реорганизуется в форме присоединения к ней вечернего (сменного) общеобразовательного учреждения (ВСОУ).

При этом ВСОУ — образовательное учреждение по типу, предусмотренному ранее действующим законодательством. ВСОУ в соответствии с Законом об образовании является по типу общеобразовательной организацией, которая фактически реализует образовательные программы основного общего и (или) среднего общего образования в очной, очно-заочной или заочной форме обучения.

В результате присоединения ВСОУ перестает существовать, при этом ОО получает право реализовывать образовательные программы, в том числе путем организации обучения в очно-заочной или заочной форме, и осуществлять образовательную деятельность по адресам, которые указаны как в лицензии ОО, так и в лицензии ВСОУ, но только после переоформления лицензии ОО.

Читайте так же:  Материнский капитал как взять на строительство

Пример N 2. Общеобразовательная организация (ОО) реорганизуется в форме присоединения к ней дошкольной образовательной организации (ДОО) и организации дополнительного образования (ОДО).

В результате присоединения ДОО и ОДО перестают существовать, при этом ОО получает право реализовывать образовательные программы, в том числе образовательные программы дошкольного образования, дополнительные общеобразовательные программы, и осуществлять образовательную деятельность по адресам, которые указаны как в лицензии ОО, так и в лицензиях ДОО и ОДО, но только после переоформления лицензии ОО.

[3]

>
Ликвидация образовательных организаций (п.п. 10 — 13)
Содержание
Письмо Министерства образования Омской области от 7 мая 2014 г. N ИСХ-14/МОБР-7008 «О методических рекомендациях по правовым.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Реорганизация ОУ

к приказу директора

от 06.05.2015 г. № 526

мероприятий по реорганизации муниципального бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 115 путем присоединения к нему муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 68»

Ответственный за исполнение

Письменно уведомить о начале процедуры реорганизации орган , осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, о начале процедуры реорганизации с указанием формы реорганизации

В течение трех рабочих дней после даты принятия решения реорганизации

Руководитель присоединяющего учреждения

Обеспечить публикацию в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридических лиц, уведомление о реорганизации МБОУ СОШ № 115 (присоединяющее учреждение) путем присоединения к нему МБОУ СОШ № 68 (присоединяемое), с указанием сведений о каждом участвующем в реорганизации, создаваемом (продолжающем деятельность) в результате реорганизации юридическом лице, форме реорганизации, иных сведениях, предусмотренных законом

В течение 5 дней после внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о начале процедуры реорганизации

Руководитель присоединяющего учреждения

Издать приказ по МБОУ СОШ № 115 (присоединяющее) о реорганизации МБОУ СОШ № 115 (присоединяющее учреждение) путем присоединения к нему МБОУ СОШ № 68 (присоединяемое)

Руководитель присоединяющего учреждения

Издать приказ по МБОУ СОШ № 68 (присоединяемое) о реорганизации МБОУ СОШ № 115 (присоединяющее учреждение) путем присоединения к нему МБОУ СОШ № 68 (присоединяемое)

Руководитель присоединяемого учреждения

Уведомить работников МБОУ СОШ № 68 (присоединяемое), МБОУ СОШ № 115 (присоединяющее учреждение) о реорганизации путем присоединения

Начальник управления образования района города

Лебедева О.Ю.- отв.;

руководитель присоединяемого учреждения

Евстифеева С.Г.- исполн.

Уведомить руководителей учреждений, участвующих в реорганизации, о реорганизации путем присоединения

Департамент организационно — кадрового обеспечения деятельности администрации

Обеспечить публикацию в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридических лиц, уведомление о реорганизации МБОУ СОШ № 115 (присоединяющее учреждение) путем присоединения к нему МБОУ СОШ № 68 (присоединяемое), с указанием сведений о каждом участвующем в реорганизации, создаваемом (продолжающем деятельность) в результате реорганизации юридическом лице, форме реорганизации, иных сведениях, предусмотренных законом (повторно)

Через месяц после первой публикации

Руководитель присоединяющего учреждения

Направить уведомления о начале реорганизации и правопреемстве в отделения фонда социального страхования, пенсионного фонда, органов статистики, службу занятости, органы казначейства, архив города Нижнего Новгорода, отделение УФК по району

В течение трех рабочих дней после даты принятия решения реорганизации

Руководитель ЦБ района

руководитель присоединяемого учреждения –Евстифеева С.Г.- исполн.;

руководитель присоединяющего учреждения-Сулейманова Г.В.-исполн.

Выявить и уведомить заказной почтой всех кредиторов и дебиторов МБОУ СОШ № 68 о реорганизации и правопреемстве

в течение пяти рабочих дней после даты направления уведомления о начале процедуры реорганизации в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц

Руководитель ЦБ района

руководитель присоединяемого учреждения –Евстифеева С.Г.- исполн.

Подготовить проект нового штатного расписания МБОУ СОШ № 115 (присоединяющее учреждение)

[2]

Начальник управления образования района города

руководитель присоединяющего учреждения

Сулейманова Г.В.- исполн

Провести инвентаризацию имущества Подготовить инвентаризационные описи (присоединяемое учреждение)

Руководитель ЦБ района

руководитель присоединяемого учреждения –Евстифеева С.Г.- исполн.

Согласовать инвентаризационные описи в КУГИ и ЗР

Руководитель ЦБ района Левачева И.Е. .- исполн.;

руководитель присоединяемого учреждения – Евстифеева С.Г.- исполн.

Подготовить и направить обращение в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области о внесении изменения в свидетельство о государственной регистрации права на недвижимое имущество (в части изменения субъекта права)

В течении 10 дней после внесения

в ЕГРЮЛ о завершении

Начальник управления образования района города

руководитель присоединяющего учреждения

Сулейманова Г.В.- исполн

Видео (кликните для воспроизведения).

Осуществить перевод воспитанников МБОУ СОШ № 68 (присоединяемое) в МБОУ СОШ № 115 (присоединяющее)

Начальник управления образования района города

руководитель присоединяющего учреждения

Сулейманова Г.В.- исполн

руководитель присоединяемого учреждения –Евстифеева С.Г.- исполн.

Оформить трудовые отношения с работниками МБОУ СОШ № 115 (присоединяющее) в соответствии с требованиями трудового законодательства

После внесения записи

в ЕГРЮЛ о завершении

реорганизации до 09.09.2015

Начальник управления образования района города

руководитель присоединяющего учреждения

Сулейманова Г.В.- исполн

Провести акты сверки расчетов с бюджетными и внебюджетными фондами и другими кредиторами и дебиторами (в том числе ИФНС по Нижегородскому району города Нижнего Новгорода)

На день предшествующий внесению записи

в ЕГРЮЛ о завершении

Руководитель ЦБ района

Направить в КУГИ и ЗР на согласование заключительный бухгалтерский баланс

Читайте так же:  Как составляется исковое заявление о разделе имущества после развода

Руководитель ЦБ района

руководитель присоединяемого учреждения –Евстифеева С.Г.- исполн.

Утвердить заключительный бухгалтерский баланс МБОУ СОШ № 68 (присоединяемое) по состоянию на дату предшествующую внесению записи в ЕГРЮЛ о реорганизации с предварительным согласованием в КУГИ и ЗР

На дату внесения записи

Руководитель ЦБ района

руководитель присоединяемого учреждения –Евстифеева С.Г.- исполн.

Подготовить и направить в КУГ и ЗР актов приема-передачи имущества по форме ОС-1 МБОУ СОШ № 68 (присоединяемое) по состоянию на 01.09.2015 года

Руководитель ЦБ района

руководитель присоединяемого учреждения –Евстифеева С.Г.- исполн.

Утвердить в КУГИ и ЗР акты приема-передачи имущества по форме ОС-1 МБОУ СОШ № 68 (присоединяемое)

Руководитель ЦБ района

руководитель присоединяемого учреждения –Евстифеева С.Г.- исполн.

Подготовить вступительный (сводный) баланс МБОУ СОШ № 115 (присоединяющее)

На дату внесения записи

Руководитель ЦБ района

руководитель присоединяющего учреждения

Сулейманова Г.В.- исполн

Организовать работу по прекращению трудовых отношений с руководителем МБОУ СОШ № 68 (присоединяемое)

Департамент организационно — кадрового обеспечения деятельности администрации

Предоставить отчетность (НДФЛ, декларации по земельному налогу, налогу на имущество, прибыль, НДС; негативное воздействие, персонифицированный учет и др.) по МБОУ СОШ № 68 (присоединяемое) в ИФНС, внебюджетные фонды

Руководитель ЦБ района

руководитель присоединяемого учреждения –Евстифеева С.Г.- исполн.

Оформить договорные отношения с поставщиками коммунальных услуг после внесения изменений в свидетельство о государственной регистрации прав на недвижимое имущество (в части изменения субъекта права)

Руководитель присоединяющего учреждения

Закрыть лицевой счет МБОУ СОШ № 68 (присоединяемое)

Руководитель ЦБ района

руководитель присоединяемого учреждения –Евстифеева С.Г.- исполн.

Направить на согласование в департамент образования, КУГИ и ЗР новую редакцию Устава МБОУ СОШ № 115 (присоединяющее)

Начальник управления образования района города

руководитель присоединяющего учреждения

Сулейманова Г.В.- исполн

[1]

Направить в ИФНС документы для государственной регистрации: новую редакцию Устава МБОУ СОШ № 115 (присоединяющее)

Начальник управления образования района города

руководитель присоединяющего учреждения

Сулейманова Г.В.- исполн

Подготовить и передать по актам документы МБОУ СОШ № 68 (присоединяемое) на хранение правопреемнику – МБОУ СОШ № 115 (присоединяющее)

Руководитель ЦБ района

руководитель присоединяемого учреждения –Евстифеева С.Г.- исполн.;

руководитель присоединяющего учреждения-Сулейманова Г.В.-исполн.

После утверждения заключительного баланса, закрытия лицевого счета, аннулирования всех ЭЦП руководителя уничтожить печать и штамп МБОУ СОШ № 68 (присоединяемое).

Направить акт об уничтожение в департамент образования администрации г. Нижнего Новгорода

Руководитель ЦБ района

руководитель присоединяемого учреждения –Евстифеева С.Г.- исполн.

Подготовить приказ департамента образования о завершении реорганизации и направить его в КУГИ и ЗР

Сняться с регистрационного учета МБОУ СОШ № 68 (присоединяемое) в УФК, аннулировать ЭЦП руководителя

Руководитель ЦБ района

руководитель присоединяемого учреждения –Евстифеева С.Г.- исполн..

Исключить из реестра муниципального имущества МБОУ СОШ № 68 (присоединяемое)

603044 г.Нижний Новгород ул. Просвещенская дом 4,

Постановление о реорганизации образовательного учреждения

Принимать решение о реорганизации образовательного учреждения имеют право как федеральные органы, так и местные органы, путем издания постановления. В соответствии с законами Российской Федерации принять решение о реорганизации могут следующие государственные органы:

1. Для федеральных образовательных учреждений — Правительством РФ;

2. Для образовательных учреждений, находящихся в ведении субъекта — исполнительный орган субъекта РФ;

3. Для местных образовательных учреждений — муниципальным представительным органом.

Данные органы должны издавать в обязательном порядке постановление, которое регламентирует порядок и форму реорганизации образовательного учреждения. Также в данном постановлении определяются этапы, которые необходимо совершить для реорганизации и назначаются ответственные лица. В общем, реорганизация образовательного учреждения проходит все те же этапы, что и все юридические лица, проходящие процедуру реорганизации. То есть в обязательном порядке должен быть извещен регистрирующий орган о том, что образовательное учреждение находится в процессе реорганизации и все кредиторы. Также данная информация должна размещаться в виде сообщения в СМИ, чтобы точно все кредиторы имели возможность получить информацию о реорганизации.

Особенностью реорганизации образовательного учреждения является то, что в итоге вновь созданная организация должна быть некоммерческая и образовательная. Постановление в обязательном порядке должно учитывать данное правило. В противном случае реорганизовать образовательное учреждение будет невозможно.

Реорганизация учреждения достаточно сложная процедура, которая требует большого количества знаний, закрепленных в нормативных правовых актах. Поэтому наиболее правильным вариантом будет обратиться в компании, основная деятельность которых связана с работой с юридическими лицами. Хотя придется заплатить денежные средства, но уверенность будет на 100 %, что все будет выполнено в соответствии с законодательством.

Служба поддержки управляющих советов

6 мая Новоуральский суд удовлетворил иск родителей о нарушении прав детей и признал постановление Администрации г.Новоуральска о реорганизации МОУ СОШ №55 — НЕЗАКОННЫМ!

(Прим.) Решение суда приведено в сокращеноом виде, без указания имен участников процесса.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

06 мая 2013 года. г. Новоуральск

Новоуральский городской суд Свердловской области с участием заявителей родителей несовершеннолетних детей.

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по жалобе родителей в интересах их несовершеннолетних детей об оспаривании решения органа местного самоуправления,

УСТАНОВИЛ:

08 февраля 2013 года Главой Администрации Новоуральского городского округа вынесено постановление №308-а о реорганизации Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 49» (далее МБОУ СОШ № 49) и Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 55» (далее МБОУ СОШ № 55) путем присоединения к МБОУ «СОШ № 49». при этом юридический адрес после реорганизации в постановлении не определен.

Читайте так же:  Подать заявление на развод в одностороннем порядке

Родители учащихся МОУ «СОШ № 55», действующие в интересах несовершеннолетних детей обратились в суд с заявлением об оспаривании указанных выше постановления о реорганизации. Данный акт просят признать незаконным, указывая, что реорганизация негативно скажется на образовании, воспитании, развитии детей, так как МБОУ «СОШ № 55» 03.02.2013 года успешно прошла аккредитацию, по итогам прогнозного плана но снижению неэффективных расходов в сфере общего образования МБОУ «СОШ № 55» не признана неэффективной как в части учета расходов в сфере образования, при подсчете количества учащихся школы но принципу нормативно-подушевого, а также с учетом требований санитарных правил и норм в части ведения образовательного процесса. Только на основании данного прогнозного плана принято решение о реорганизации школ. МБОУ «СОШ № 49» для обеспечения благоприятных условий для образовательного процесса необходимы значительные финансовые вложения порядка нескольких миллионов рублей, указанная школа имеет плохое территориальное месторасположение, в ней отсутствует дополнительное образование. При принятии решения не учтено мнение родителей и детей-учащихся по вопросу реорганизации школы, которые высказались в письменном виде мнение против реорганизации.

В судебном заседании заявители свои требования поддержали по изложенным выше основаниям, дополнительно указав, что многие родители выбирали МБОУ «СОШ № 55» в связи с наличием дополнительного образования, сильного профессионального педагогического коллектива, удобных условий для образовательного процесса. Школа прошла аккредитацию, силами родителей и педагогического коллектива проведен ремонт школы, созданы все условия для успешного обучения и воспитания учащихся. Мнения родителей и детей по вопросу реорганизации никто не выяснял, вынесение постановления явилось неожиданностью как для педагогов школы, так для учеников и их родителей. Ремонтные работы в здании школы № 49, куда планируется перевести учеников, не начаты, состояние здания плохое, не соответствует нормам СанПин. Экспертная оценка последствий принятого решения для обеспечения жизнедеятельности, образования, воспитания, развития, отдыха и оздоровления детей, для оказания им медицинской, лечебно-профилактической помощи, для социального обслуживания не проводилась. Принятое постановление нарушает права детей-учащихся школы, поскольку оно вынесено незаконно, без достаточного обоснования и в отсутствие экспертной оценки.

Представитель заинтересованного лица — Администрации Новоуральского городского округа, будучи надлежащим образом уведомлен о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, в соответствии со ст. 257 Гражданского процессуальною кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кого-либо из указанных к части первой настоящей статьи лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления, а потому судом определено рассмотреть дело без участия заинтересованных лиц.

Порядок реорганизации образовательных муниципальных образовательных учреждений устанавливается местной администрацией муниципального образования. Согласно ст. 9 Закона РФ № 3266-1 от 10.07.1992 г. «Об образовании» в Российской Федерации реализуются общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования по федеральному государственному образовательному стандарту с учетом типа и вида образовательного учреждения.

В соответствии со ст. 52 ч. 1 Закона № 3266-1 от 10.07.1992 г. «Об образовании» родители (законные представители) несовершеннолетних детей до получения последними общего образования имеют право выбирать формы получения образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы ребенка, принимать участие в управлении образовательным учреждением.

На территории Новоуральского городского округа порядок реорганизации МБОУ установлен Положением «О создании, реорганизации и ликвидации муниципальных бюджетных учреждений и муниципальных казенных учреждений Новоуральского городского округа», утвержденного постановлением Главы Администрации Новоуральского городского округа от 30.11.2010 года № 2441-а. принятым названным должностным лицом также в соответствии с Уставом муниципального образования.

Пунктом 13 данного Положения установлено, что создание, реорганизация или ликвидация бюджетных (казенных) учреждений планируется при формировании проекта бюджета Новоуральского городского округа на очередной финансовый год и предусматривается Перечнем муниципальных предприятий и муниципальных учреждений Новоуральского городского округа, утверждаемым решением Думы Новоуральского городского округа (далее — Перечень предприятий и учреждений).

Для принятия решения об утверждении Перечня предприятий и учреждений либо о внесении изменений в Перечень предприятий и учреждений администрация Новоуральского городского округа направляет в Думу Новоуральского городского округа предложения с обязательным приложением пояснительной записки, отражающей необходимое и, и целесообразность создания, реорганизации или ликвидации бюджетных (казенных) учреждении, а также технико-экономическое обоснование соответствующего действия и его социальный эффект.

При отсутствии в Перечне предприятий и учреждений сведений о создании, реорганизации или ликвидации бюджетных (казенных) учреждений и отсутствии в бюджете Новоуральского городского округа средств, предназначенных для финансового обеспечения выполнения бюджетным (казенным) учреждением муниципального задания (для финансового обеспечения деятельности казенного учреждения), бюджетное (казенное) учреждение может быть создано, реорганизовано или ликвидировано при условии внесения соответствующих изменений в Перечень предприятий и учреждений, и в бюджет Новоуральского городского округа.

Обязательного согласования вопроса о реорганизации с коллективом учащихся учреждения применительно к рассматриваемому случаю закон, иные нормативно-правовые акты, не устанавливают, в связи с чем данный довод заявителей судом не принимается.

Согласно п. 2 ст 13 Федерального закона Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 года, принятие органом местного самоуправления решения о реконструкции, модернизации, об изменении назначения или о ликвидации объекта социальной инфраструктуры для детей, являющегося государственной и (или) муниципальной собственностью, не допускается без предварительной экспертной оценки уполномоченным органом исполнительной власти, органом местного самоуправления последствий принятого решения для обеспечения жизнедеятельности, образования, воспитания, развития, отдыха и оздоровления детей, для оказания им медицинской, лечебно-профилактической помощи, для социального обслуживания. В случае отсутствия экспертной оценки такое решение признается недействительным с момента его вынесения.

Читайте так же:  Дом за материнский капитал пермь

Поскольку Положением о реорганизации Новоуральского городского округа о реорганизации МБОУ не предусмотрено проведение экспертной оценки при реконструкции, модернизации, об изменении назначения или о ликвидации объекта социальной инфраструктуры для детей, являющегося государственной и (или) муниципальной собственностью, то есть указанный нормативный правовой акт противоречит федеральному закону.

В соответствии с п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31.10.95 №8 (В ред. Постановлений Пленума Верховного Суда РФ от 16.04.2013 №N 9) «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия», если при рассмотрении конкретного дела суд установит, что подлежащий применению акт государственного или иного органа не соответствует закону, он в силу ч. 2 ст. 120 Конституции Российской Федерации обязан принять решение в соответствии с законом, регулирующим данные правоотношения.

Суд полагает, что при реорганизации МБОУ СОШ № 55 путем присоединения к МБОУ СОШ №49 — должна была быть проведена в обязательном порядке экспертная оценка, при которой должны были быть исследованы технические характеристики зданий и помещений обеих школ, их назначение и внутреннее оборудование, в том числе, системы безопасности, состояние конструкций зданий, помещений и коммуникационных систем; факторы, имеющие положительное значение для процесса обучения, планируемая экономия и повышение эффективности использования бюджетных средств, что сделано не было, в связи с чем постановление о реорганизации Главой Новоуральского городского округа принято без достаточных оснований и в нарушение Федерального законодательства.

В ч. 1 ст. 43 Конституции РФ признается право каждого человека на образование в соответствии со Всеобщей декларацией прав человека (ст. 26) и Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах (ст. 13). Право на образование — это право человека на получение определенной суммы знаний, культурных навыков, профессиональной ориентации, необходимых для нормальной жизнедеятельности в условиях современного общества.

Гражданам России на ее территории гарантируется возможность получения образования независимо от расы, национальности, языка, пола, возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, социального происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, партийной принадлежности, наличия судимости.

В ч. 2 ст. 43 Конституции РФ гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Основное общее образование — это образование в объеме 9 классов общеобразовательной школы или приравненного к ней иного образовательного учреждения.

Согласно п.2 ст.5 Закона РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» государство обеспечивает гражданам право на образование путем создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий получения образования.

Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность основного общего образования (п.З ст.5 закона).

В силу п.п.2.4 п.1 ст.31 вышеуказанного закона РФ организация предоставления общедоступного бесплатного основного общего образования на территории муниципального района, относится к полномочиям органов местного самоуправления.

При таких установленных по делу обстоятельствах суд приходит к выводу о незаконности обжалуемого постановления, как нарушающего права детей на получение общедоступного бесплатного школьного образования в муниципальном учреждении, поскольку важнейшей функцией РФ является обеспечение права каждого на образование, общедоступность и бесплатность которою в государственных или муниципальных образовательных учреждениях гарантируется ст. 43 Конституции РФ.

Закрепляя право на образование и в качестве одного из его элементов — право на общедоступное образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. Конституция РФ непосредственно определяет и систему гарантирования этого права, предполагающую в том числе, что государство и муниципальные образования, исходя из конституционного требования общедоступности школьного образования независимо от места жительства, обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся школьные образовательные учреждения.

Руководствуясь ст.ст. 194-198. 257-258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд

РЕШИЛ:

Жалобу родителей учеников, действующих в интересах их несовершеннолетних детей об оспаривании решения органа местного самоуправления удовлетворить.

Признать недействительным постановление Администрации Новоуральского городского округа от 08.02.2013 года № 308-а «О реорганизации муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 49» и Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 55» со дня его вынесения.

Видео (кликните для воспроизведения).

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, с подачей жалобы через Новоуральский городской суд.

Источники


  1. Колюшкина, Л.Ю. Теория государства и права / Л.Ю. Колюшкина. — М.: Дашков и К°, 2012. — 579 c.

  2. Воробьев, А. В. Теория адвокатуры / А.В. Воробьев, А.В. Поляков, Ю.В. Тихонравов. — М.: Грантъ, 2015. — 496 c.

  3. Малько, А.В. Теория государства и права (для бакалавров). Учебник / А.В. Малько, др.. — Москва: Высшая школа, 2015. — 196 c.
Постановление о реорганизации образовательного учреждения
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here