Правила внутреннего контроля в целях противодействия легализации

Ответы на вопросы по теме: "Правила внутреннего контроля в целях противодействия легализации" с полным описанием проблематики и способов решения. При возникновении дополнительных вопросов - задавайте их дежурному юристу.

Правила внутреннего контроля по ПОД/ФТ и другие вопросы: на что обратить внимание при подготовке ответов в Банк России

Эксперт по финансовому мониторингу и ПОД/ФТ, юрист, канд. истор. наук, учредитель Межрегионального учебного и консультационно-правового центра финансового мониторинга (МУКПЦФМ).

Другие публикации эксперта:

Лето 2017 года началось с активных проверок Банком России исполнения норм ПОД/ФТ в некредитных финансовых организациях: ломбардах, кредитных кооперативах, микрофинансовых организациях, профучастниках рынка ценных бумаг, страховых компаниях и многих других.

С разных регионов нашей страны организации присылают нам «письма счастья», полученные ими от регулятора, с требованиями предоставить на проверку правила внутреннего контроля по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (ПВК по ПОД/ФТ).

Иногда запросы Банка России сопровождаются Приложениями-опросниками. Цель таких опросников – получить более подробные сведения об организации и принимаемых ею нормах по ПОД/ФТ, оценить, насколько представленные на проверку правила внутреннего контроля соответствуют особенностям вида и масштаба деятельности компании, организационной структуры, характера продуктов (услуг), предоставляемых клиентам.

Сегодня мы рассмотрим с Вами один из таких опросников Банка России и дадим к некоторым вопросам в нем свои комментарии.

[3]

Вопрос ЦБ РФ: Отметьте, есть ли у вашей организации территориально обособленные подразделения.

Напомним читателям, что наличие обособленных подразделений у организации отражается в правилах внутреннего контроля и существенно влияет на их содержание. Если у Вас есть обособленные подразделения, но в ПВК по ПОД/ФТ о них не сказано ни слова, либо сказано недостаточно, это будет посчитано как нарушение.

Вопрос ЦБ РФ: Укажите среднесписочную численность работников Вашей организации за предшествующий календарный год. Укажите размер дохода, полученного Вашей организацией за предшествующий календарный год.

Такими вопросами Банк России определяет, относится ли Ваша организация к малым и микропредприятиям, или же нет. Напомним, что требования к правилам внутреннего контроля, установленные Положением ЦБ №445-П от 15.12.2014, применяются некредитными финансовыми организациями в том числе в зависимости от критериев отнесения к малым предприятиям и микропредприятиям исходя из среднесписочной численности работников и полученного от осуществления предпринимательской деятельности дохода.

Так, например, если у Вас работает более 100 человек, у Вас должны быть большие и сложные правила внутреннего контроля, а если Вы сдадите на проверку ПВК по ПОД/ФТ малого предприятия, то проверку они не пройдут.

Вопрос ЦБ РФ: Укажите дату утверждения последней редакции Правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма Вашей организации. Если в действующую редакцию правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ вносились изменения, укажите дату утверждения последних изменений.

Озвученный вопрос касается актуальности правил внутреннего контроля. Меняется законодательство РФ, влияющее на содержание ПВК по ПОД/ФТ, должны вслед за ним и меняться правила внутреннего контроля.

Скажем так, что если Вы разработали правила внутреннего контроля в 2015 году и ранее – такие ПВК проверку точно не пройдут. Если Вы разработали правила внутреннего контроля до 15 октября 2016 года, этот документ также будет забракован ЦБ. Многочисленные изменения в ПВК организаций вносились в октябре, ноябре, декабре 2016 г.

[2]

Напомним, что правила внутреннего контроля должны быть приведены организацией в соответствие с требованиями законодательства РФ в сфере ПОД/ФТ не позднее трех месяцев после даты вступления в силу федерального закона, вносящего изменения в Федеральный закон №115-ФЗ от 07.08.2001 г., если иное прямо не установлено соответствующим федеральным законом.

Правила внутреннего контроля также должны быть приведены организацией в соответствие с требованиями нормативного акта в сфере ПОД/ФТ не позднее трех месяцев после даты вступления его в силу, если иное прямо не установлено соответствующим нормативным актом.

Следующие масштабные изменения правил внутреннего контроля ожидается осенью 2017 года. Кстати, большинство изменений нам уже известно, и проект таких изменений в правила внутреннего контроля нами разработан.

Вопрос ЦБ РФ: Назначено ли в Вашей организации специальное должностное лицо, ответственное за реализацию правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ? Если специальное должностное лицо назначено, укажите дату его назначения.

Назначение специального должностного лица по ПОД/ФТ – обязанность некредитных финансовых организаций. Назначение такого лица производится изданием соответствующего приказа руководителя организации. Если Вы работаете вот уже много лет, а специальное должностное лицо назначили «только-только», Вас за это могут наказать. Срок давности привлечения организации к административной ответственности за такое правонарушение составляет 1 год с даты правонарушения. Также напомним, что о назначении специального должностного лица по ПОД/ФТ НФО обязаны уведомлять территориальные учреждения Банка России. Поэтому сделать приказ о назначении должностного лица «задним числом», попытаться конечно можно, но вот сделать таким же нечистым способом уведомление в ЦБ уже не получится.

Вопрос ЦБ РФ: Отметьте уровень образования сотрудника, назначенного специальным должностным лицом. Отметьте наличие/отсутствие у сотрудника, назначенного специальным должностным лицом, опыта работы в сфере ПОД/ФТ.

Эти несложные вопросы позволяют проверяющим Банка России установить соответствие Вашего ответственного сотрудника по ПОД/ФТ определенным квалификационным требованиям. У малых и микропредприятий они очень простые: их специальные должностные лица должны иметь высшее образование, или опыт работы в сфере ПОД/ФТ не менее двух лет, или образование не ниже среднего профессионального и опыт работы в сфере ПОД/ФТ не менее одного года

Вопрос ЦБ РФ: Укажите год последнего повышения квалификации специального должностного лица по вопросу противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Ежегодное повышение квалификации специального должностного лица по вопросам ПОД/ФТ – обязанность организаций. Если, например, Ваш ответственный сотрудник прошел обучение в 2015 году и ранее – к Вам возникнут претензии со стороны регулятора. Последний раз Ваш сотрудник должен был пройти обучение по ПОД/ФТ как минимум в 2016 году.

Вопрос ЦБ РФ: Использует ли Ваша организация личный кабинет, открытый на сайте Росфинмониторинга. Укажите количество входов в личный кабинет, открытый на сайте Росфинмониторинга в период с 01.01.2017 года по 01.06.2017.

У каждой организации, на которую распространяются требования «антиотмывочного» законодательства должен быть личный кабинет на сайте Росфинмониторинга. Напомним, что тем организациям, у которых личного кабинета на сайте Росфинмониторинга нет, Банк России активно рассылал письма «счастья» в самом начале 2016 года с требованиями дать пояснения, как они работают в отсутствие доступа на портал, о чем мы писали ранее. И действительно, без использования личного кабинета на сайте Росфинмониторинга некоторые процедуры по ПОД/ФТ, например, идентификация, сдача отчетности в уполномоченный орган и другие, станут невыполнимыми.

Читайте так же:  Куплю дом в зубцове на материнский капитал

Одна из организаций, отвечавших на вопрос Банка России о количестве входов в личный кабинет, открытый на сайте Росфинмониторинга в период с 01.01.2017 года по 01.06.2017, ответила, что сделала это аж «целых три раза». В действительно же посещение личного кабинета на сайте Росфинмониторинга всего 3 раза за 4 месяцев – ничтожно мало. Напомним, что посещать кабинет на портале вообще-то необходимо в ежедневном режиме.

Вопрос ЦБ РФ: Укажите количество сообщений о результатах проверок наличия среди своих клиентов лиц, в отношении которых должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств и иного имущества, направленных в Росфинмониторинг в период с 01.01.2017 по 01.06.2017.

Сообщения о результатах проверок наличия среди своих клиентов лиц, в отношении которых должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств и иного имущества, направляются организациями в Росфинмониторинг не реже 1 раза в 3 месяца. Если за 5 месяцев 2017 года Вы ни разу этого не сделали, то очевидно, что у Вас есть нарушение.

В своих вопросниках Банк России задает и иные вопросы. Например, на такие вопросы как «Укажите количество сообщений об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, направленных Вашей организацией в Росфинмониторинг в период с 01.01.2017 по 01.06.2017», «Укажите количество сообщений об операциях, по которым возникли подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, направленных Вашей организацией в Росфинмониторинг в период с 01.01.2017 по 01.06.2017», «Укажите количество сообщений о принятых мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, направленных Вашей организацией в Росфинмониторинг в период с 01.01.2017 по 01.06.2017» и т.д. дать ответ не так уж и сложно. Были такие сообщения – указываем их количество, не было, ставим «0». Дело все в том, что отчеты об обязательном контроле, необычных операциях, замораживании, приостановлении, отказах носят характер нерегулярных и их могло и не быть в Вашей деятельности.

Письмо Отделения по Красноярскому краю Банка России от 05.06.2017

Скачать анкету-опросник по ПОД/ФТ Банка России можно ТУТ.

Мы желаем нашим читателям успешного прохождения проверок правил внутреннего контроля со стороны надзорных органов!

Правила внутреннего контроля в целях противодействия легализации

Правила внутреннего контроля организаций, осуществляющих операции (сделки) с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы

21 ноября 2011 года вступил в силу Федеральный закон № 308-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», которым был изменен порядок утверждения правил внутреннего контроля, в соответствии с которым согласование правил внутреннего контроля организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, с Росфинмониторингом не требуется.

При разработке правил внутреннего контроля организациям необходимо учитывать положения:

Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;

Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2012 №667 «Об утверждении требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом (за исключением кредитных организаций), и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».

Кроме того, при разработке правил внутреннего контроля, следует руководствоваться:

Рекомендациями по разработке критериев выявления и определению признаков необычных сделок, утвержденными приказом Росфинмониторинга от 08.05.2009 № 103;

Положением о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденным приказом Росфинмониторинга от 03.08.2010 № 203;

Положением о требованиях к идентификации клиентов и выгодоприобретателей, в том числе с учетом степени(уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, утвержденным приказом Росфинмониторинга от 17.02.2011 № 59.

Порядок работы с правилами внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ: правовые аспекты.

В соответствии с абзацем 1 п. 2 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Закон № 115-ФЗ) организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом (далее также — субъекты противолегализационного контроля, антиотмывочной деятельности, первичные агенты финансового мониторинга), обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля (далее – Правила, ПВК в целях ПОД/ФТ).

Такие правила должны соответствовать требованиям, утверждаемым Правительством РФ или ЦБ РФ для поднадзорных ему первичных агентов финансового мониторинга (по согласованию с уполномоченным органом).

В настоящее время указанные требования закреплены в следующих нормативно-правовых документах:

Указанные требования по-разному регулируют отдельные элементы порядка работы с ПВК. Эти различия обусловлены не только разной ролью в сфере финансового мониторинга, которую играют те субъекты, которым они адресованы, но и тем, что Правительство РФ, Росфинмониторинг, который готовил соответствующий документ для утверждения Правительством России, и ЦБ РФ проводят в жизнь отличающиеся друг от друга подходы к этой работе.

Правовая природа и структура правил внутреннего контроля.

Для ответа на отдельные вопросы по процедуре работы с Правилами важно определить их правовую природу.

ПВК в целях ПОД/ФТ по своему правовому статусу являются локальным (корпоративным) нормативным актом, положения которого обязательны для всех сотрудников организации или для индивидуального предпринимателя, на которых они распространяют свое действие. Под локальными (корпоративными) нормативно-правовыми актами применительно к сфере антиотмывочной деятельности понимаются внутренние документы первичных агентов финансового мониторинга, рассчитанные на неоднократное применение, устанавливающие их права и обязанности, права и обязанности всех или отдельных категорий сотрудников в определенной сфере деятельности. Признак «корпоративный» указывает на источник соответствующих правовых норм. Признак «локальный» говорит о месте Правил в системе источников права и указывает на масштаб их действия.

ПВК в целях ПОД/ФТ могут представлять из себя комплексный документ или комплект документов, определяемый субъектом антиотмывочной деятельности. Правила регламентируют деятельность таких лиц и должны содержать описание совокупности принимаемых им мер и предпринимаемых процедур, определенных программами осуществления внутреннего контроля в указанных целях.

Порядок разработки правил внутреннего контроля.

Правила разрабатываются самими субъектами противолегализационного контроля и утверждаются руководителем организации. Если речь идет об индивидуальном предпринимателе, то указанный документ утверждается им лично.

На мой взгляд, имеется системная проблема, связанная с уровнем данного локального нормативного права. Как известно, в корпоративных организациях, в том числе хозяйственных товариществах и обществах, единоличный или коллегиальный орган управления подчиняется решениям общего собрания учредителей, участников, акционеров либо совета директоров. К сожалению, на практике основные акционеры (участники), представители совета директоров нередко вмешиваются в повседневную производственную жизнь, дают те или иные указания, которые подчас выходят за рамки локальных нормативных актов. Так, я был свидетелем того, как председатель совета директоров, являющийся одним из основных акционеров компании, дал указание генеральному директору не проводить идентификацию конкретного клиента, который, как он сказал, является очень уважаемым и авторитетным человеком. Что и было исполнено.

Читайте так же:  Вопрос юристу материнский капитал

Полагаю, что целесообразно рассмотреть вопрос о том, чтобы повысить уровень ПВК в целях ПОД/ФТ, установив, что они должны утверждаться либо советом директоров или аналогичным ему органом, либо общим собранием, если коллегиальный орган учредителей, участников, акционеров не создается.

Конечно, само по себе изменение уровня утверждения Правил не служит стопроцентной гарантией от их нарушения по воле учредителей, участников, акционеров, но несомненно сыграет позитивную роль в повышении значения и роли противолегализационного контроля в деятельности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом.

Изменение уровня утверждения Правил не скажется на оперативности их принятия или изменения, поскольку они могут утверждаться в том числе путем заочного голосования.

К тому же законодательство, например, уже предусматривает необходимость утверждения положения о внутреннем аудите в субъектах страхового дела именно учредителями, участниками или акционерами (см., например, п. 3 ст. 28.2 Закона РФ от 27.11.1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации».

Замечу, кстати, что и законотворцам, Правительству РФ и ЦБ РФ следует задуматься над тем, чтобы изменения в Закон № 115-ФЗ и соответствующие подзаконные акты вносить реже, объединяя все новеллы, подготовленные на каждый конкретный момент. Когда в Закон № 115-ФЗ за 17 лет его действия внесены изменения уже более чем 50-тью федеральными законами, то это явно показатель низкого качества техники законодательной работы.

К сожалению, ни Закон № 115-ФЗ, ни нормативные акты Правительства РФ и ЦБ РФ не регулируют вопрос о сроках первичной разработки Правил. Этот вопрос может иметь принципиальное значение в тех случаях, когда противолегализационное законодательство расширяет перечень первичных агентов финансового мониторинга или при создании нового юридического лица, либо регистрации индивидуального предпринимателя, ведь отсутствие Правил уже само по себе образует, как минимум, состав административного правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 15.27 КоАП РФ. Более того, отсутствие ПВК в целях ПОД/ФТ может привести и к иным нарушениям антиотмывочного законодательства, скажем, к тому, что не будут направляться в Росфинмониторинг уведомления о сделках и операциях, подлежащих обязательному контролю, и т.д.

Понятно, что надзорные органы не будут проводить проверку на следующий день после вступления в силу соответствующих новелл или сразу после государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя, либо получения ими соответствующей лицензии, но получается, что здесь все зависит от усмотрения конкретных чиновников Росфинмониторинга или сотрудников ЦБ РФ, а в случае доведения дела до суда – и судей.

В этой связи полагал бы целесообразным установить предельный срок разработки ПВК в целях ПОД/ФТ в Законе № 115-ФЗ. Оптимальным таким сроком, учитывая какой сложный характер и по содержанию и по объему в настоящее время должны иметь Правила, представляется срок в три месяца с момента вступления в силу норм, относящих конкретный вид участников гражданского оборота к числу субъектов противолегализационного контроля, если иное не установлено данным законом, либо с момента государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя, а в случаях, когда для занятия той или иной деятельностью требуется получение лицензии, — получения ими такого официального разрешения. Почему именно такой срок? Во-первых, требуется подобрать специальное должностное лицо, обеспечить прохождение им соответствующего обучения, назначить на должность, а он затем должен подготовить проект Правил, этот документ должен быть рассмотрен руководителем организации или индивидуальным предпринимателем, а, если им сделаны замечания, то нужно определенное время для устранения недочетов и, наконец, утвердить их. И это все при том условии, что первые месяцы работы всегда самые напряженные, так как требуется одновременно решать множество самых разнообразных вопросов.

Внесение изменений в правила внутреннего контроля.

Правила организациями, поднадзорными Росфинмониторингу, должны быть приведены в соответствие с требованиями нормативных правовых актов о ПОД/ФТ не позднее месяца после даты вступления в силу указанных нормативных правовых актов, если иное не установлено такими нормативными правовыми актами (абз. 2 п. 1(1) постановления Правительства РФ № 667). Кредитным и некридитным финансовым организациям для этого предоставляется три месяца с момента вступления таких нормативных актов в действие, если в них прямо не установлено иное (соответственно — абз. 2 и 3 п. 1.9. Положения № 375-П и абз. 2, 3 п. 1.10 Положения № 445-П).

Такое существенное различие в сроках трудно объяснить какими-либо объективными причинами. Безусловно, сейчас нормативное регулирование ПОД/ФТ для кредитных и некредитных финансовых организаций заметно сложнее и объемнее, чем для организаций, поднадзорных Росфинмониторингу, но не настолько, чтобы соответствующий срок был в три раза больше. Полагаю, что здесь основная причина этих различий носит сугубо субъективный характер.

Вследствие сказанного неизбежно возникает вопрос о необходимости унификации указанных сроков. Считал бы целесообразным остановиться на сроке в три месяца. Почему? Во-первых, далеко не у всех субъектов антиотмывочной деятельности есть юристы, а тем более юридические службы, хорошо подготовленные специалисты в области ПОД/ФТ, что для них объективно затрудняет своевременное получение информации о внесении изменений в Закон № 115-ФЗ и нормативные акты в этой сфере. Во-вторых, изменения противолегализационных нормативных актов подчас носят столь значительный характер, что для их изучения и осмысления требуется достаточно длительное время. При этом нельзя не учитывать, что первичные агенты финансового мониторинга в это время продолжают осуществлять свою основную производственную деятельность. В-третьих, жизнь убедительно показала, что внесение изменений в ПВК в целях ПОД/ФТ в течение трех месяцев структурами, поднадзорными ЦБ РФ, которые в силу специфики их деятельности находятся что называется на переднем крае борьбы с ОТ/ФТ не приводит к каким-либо негативным последствиям для этой сферы.

Важное практическое значение имеет методология внесения изменений в Правила. Чаще всего специальное должностное лицо выбирает из текста законодательного или нормативного акта те положения, которые изменены или внесены в них дополнительно, и затем вносит их в текст ПВК в целях ПОД/ФТ. Это достаточно экономный по времени и затратам сил метод. Причем, когда речь идет о внесении небольших по объему изменений, он себя оправдывает в полной мере. Однако в случае, когда требуется значительное изменение Правил, он может дать сбои.

По этой причине рекомендовал бы в таких ситуациях действовать иначе – вносить в текст Правил все новые или измененные положения законодательных или нормативных актов, касающиеся данного субъекта антиотмывочной деятельности, а потом уже дополнять этот текст теми позициями ПВК в целях ПОД/ФТ, которые дополняют и уточняют новые положения. Это более трудоемкий способ, но он гарантирует от любых упущений, неточностей относительно законодательных или иных нормативных новелл.

Видео (кликните для воспроизведения).

Кстати, я всегда советую рассматривать Правила как сугубо рабочий документ, который должен обеспечивать эффективное выполнение первичным агентом финансового мониторинга и его сотрудниками задач противолегализационного контроля. Для того, чтобы данный документ мог в полной мере способствовать выполнению такой задачи, в них нужно вносить изменения и дополнения и в том случае, когда в ходе реализации конкретных мероприятий были выявлены недостатки или пробелы правового регулирования, когда появились новые перспективные идеи и способы работы, а не только когда изменились нормативно-правовые акты в сфере антиотмывочной деятельности.

Читайте так же:  Продажа квартиры оформление документов и порядок сделки

В практике возник следующий вопрос относительно изменений Правил – можно ли вносить в них соответствующие поправки, если в Закон № 115-ФЗ новеллы уже внесены, но в действие они ещё не вступили? Ответ утвердительный. Скажу больше, это даже удобнее, поскольку не надо решать ещё одну учетную задачу – как бы не пропустить в будущем время для соответствующих изменений ПВК в целях ПОД/ФТ. Но при этом, с учетом правовой природы данного документа, необходимо понимать последствия такого акта. В частности, если последствия основаны на новых нормах закона, то пока не вступили в действие его новые нормы, такие последствия применять нельзя.

Так, 28 января этого года вступили в действия изменения Закона № 115-ФЗ в части предъявления к специальным должностным лицам кредитных и некредитных организаций требований о соответствии нормам деловой этики, когда это предусмотрено законами, регулирующими деятельность таких структур. Если то или иное лицо таким требованиям не соответствует, то оно может быть уволено из-за обнаружившегося несоответствия занимаемой должности. Так вот, увольнение по данной причине может иметь место лишь после вступления в действие соответствующей норм законодательства. Не могут также предъявляться к клиентам и их представителям новые требования, если соответствующие законодательные новеллы ещё не действуют.

Если последствия носят организационный или технический характер, например, изменяется методика действий, то новые правила можно применять сразу, как утверждена новая редакция ПВК в целях ПОД/ФТ.

С.В. ДЕДИКОВ, старший партнер Общества страховых юристов, партнер Redstone Chambers (Москва), преподаватель РАНХиГС при Президенте РФ

Правила внутреннего контроля ИП

Особенности системы внутреннего контроля по ПОД/ФТ индивидуального предпринимателя

Статья 5 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» отвечает на вопрос какие индивидуальные предприниматели обязаны разрабатывать правила внутреннего контроля по ПОД/ФТ. К ним относятся индивидуальные предприниматели, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, и индивидуальные предприниматели, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества.

Что представляет собой система внутреннего контроля по ПОД/ФТ индивидуального предпринимателя в соответствии с Законом №115-ФЗ.

Внутренний контроль – это деятельность ИП, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма;

Основная задача внутреннего контроля – это недопущение вовлечения ИП в осуществление легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.

Меры, направленные ИП на противодействие легализации (отмывание) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма:

  • организация и осуществление внутреннего контроля;
  • обязательный контроль;
  • запрет на информирование клиентов и иных лиц о принимаемых мерах противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, за исключением информирования клиентов о принятых мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, о приостановлении операции, об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операций, о необходимости предоставления документов по основаниям, предусмотренным Федеральным законом №115-ФЗ;
  • иные меры, принимаемые в соответствии с федеральными законами.

Для реализации указанных мер ИП обеспечивает соблюдение всеми своими сотрудниками правил по ПОД/ФТ с учетом следующих требований:

  • участие в процессе организации и осуществления внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ всех работников независимо от занимаемой должности в рамках их компетенции;
  • сохранение конфиденциальности информации, получаемой в процессе реализации правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ;
  • исключение участия работников ИП в осуществлении легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма;
  • недопущение информирования клиентов, иных лиц о мерах, принимаемых в ИП в результате осуществления внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ;
  • сохранение конфиденциальности внутренних документов, разработанных в целях ПОД/ФТ;
  • обеспечение полноты и своевременности представления в Росфинмониторинг, сведений, предусмотренных Федеральным законом №115-ФЗ.
  • применение эффективных процедур оценки рисков, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.

Индивидуальным предпринимателем должно быть назначено специальное должностное лицо, ответственное за организацию реализации правил внутреннего контроля (далее – СДЛ).

Специальное должностное лицо, ответственное за организацию реализации правил внутреннего контроля назначается приказом ИП.

К СДЛ предъявляются следующие квалификационные требования в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.05.2014 N 492:

  • специальное должностное лицо до назначения его на должность обязано пройти обучение в целях ПОД/ФТ в форме целевого инструктажа и повышение уровня знаний с периодичностью не реже одного раза в три года;
  • специальным должностным лицом, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля, не может быть лицо, имеющее неснятую или непогашенную судимость за преступления в сфере экономики или преступления против государственной власти.

Сотрудники всех подразделений ИП должны оказывать специальному должностному лицу содействие в осуществлении им функций.

Специальное должностное лицо независимо в своей деятельности от других структурных подразделения ИП и подотчетно только ИП.

Функции, полномочия, права и обязанности специального должностного лица определятся Правилами внутреннего контроля и его должностной инструкцией, утверждаемыми ИП.

В случае возникновения у сотрудников ИП вопросов при реализации Правил внутреннего контроля, они обращаются за консультацией к СДЛ.

На всех сотрудников ИП, независимо от занимаемой должности, возлагается обязанность в рамках своей компетенции участвовать в выявлении в деятельности клиентов, операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.

Идентификацию и анкетирование клиентов, представителей клиентов, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев, сбор и документальное фиксирование, информации по операциям, являющимся объектами контроля в соответствии с настоящими Правилами внутреннего контроля, осуществляют сотрудники ИП, в должностные обязанности которых входит взаимодействие с клиентами и на которых возложены соответствующие обязанности правилами внутреннего контроля, должностными инструкциями, иными распорядительными документами ИП.

ИП обеспечивает контроль за соответствием применяемых правил внутреннего контроля требованиям законодательства Российской Федерации. Правила внутреннего контроля должны быть приведены ИП в соответствие с требованиями нормативных правовых актов о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма не позднее месяца после даты вступления в силу указанных нормативных правовых актов, если иное не установлено такими нормативными правовыми актами.

Наши специалисты осуществляют подготовку правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма. Подробнее о стоимости и сроках подготовки документации для Вашего вида деятельности можно узнать по электронной почте [email protected] или по телефону 8(843) 265-52-32, 209-05-31.

Новые правила внутреннего контроля НФО по ПОД/ФТ/ФРОМУ 2019 года

В пятницу 5 апреля 2019 года вступили в силу Требования к правилам внутреннего контроля кредитных организаций и некредитных финансовых организаций в целях противодействия финансированию распространения оружия массового уничтожения, утв. Указанием Банка России от 22 февраля 2019 г. № 5075-У (далее Требования 5075-У). Рассмотрим более подробнее данный документ.

Правила внутреннего контроля в целях противодействия финансированию распространения оружия массового уничтожения (далее ПВК по ФРОМУ) должны стать составной частью Правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения (ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ) в некредитной финансовой организации.

Читайте так же:  Субсидиарная ответственность по обязательствам юридического лица

До какого числа должны быть внесены изменения и дополнения в Правила внутреннего контроля в целях в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения?

Правила внутреннего контроля должны быть разработаны и начать применяться до 5 мая 2019 года (п. 5 Требований 5075-У). То есть в течение 30 дней.

Важно обратить внимание, что обычный срок приведения ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ в соответствие с новыми требованиями законодательства Российской Федерации в сфере ПОД/ФТ (или нормативного акта в сфере ПОД/ФТ) составляет 3 месяца (п. 1.10 Положения Банка России от 15.12.2014 №445-П «О требованиях к правилам внутреннего контроля некредитных финансовых организаций в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», п. 1.9 Положения Банка России от02.03.2012 №375-П «О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»).

Какие организации обязаны выполнять Требования к правилам внутреннего контроля кредитных организаций и некредитных финансовых организаций в целях противодействия финансированию распространения оружия массового уничтожения, утв. Указанием Банка России от 22 февраля 2019 г. № 5075-У?

некредитные финансовые организации: профессиональные участники рынка ценных бумаг, страховые организации, страховые брокеры, управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, кредитные потребительские кооперативы, в том числе сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы, микрофинансовые организации, общества взаимного страхования, негосударственные пенсионные фонды, ломбарды.

Какие дополнительные положения должны быть включены в правила внутреннего контроля?

В текст правил внутреннего контроля должны быть добавлены две новые программы:

[1]

  • программа, определяющая порядок применения мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества и проведения проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, включенных в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения, в соответствии со статьей 7.5 Федерального закона №115-ФЗ.
  • программа, определяющая порядок приостановления операций с денежными средствами или иным имуществом в соответствии со статьей 7.5 Федерального закона №115-ФЗ.

Историческая справка: Причиной утверждения Банком России требований к правилам внутреннего контроля кредитных организаций и некредитных финансовых организаций в целях противодействия финансированию распространения оружия массового уничтожения послужило вступление в силу Федерального закона от 23.04.2018 №90-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия финансированию распространения оружия массового уничтожения» в июле 2018 года.

Образец правила внутреннего контроля по ФРОМУ

Программа, определяющая порядок применения мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества и проведения проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, включенных в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения, в соответствии со статьей 7.5 Федерального закона №115-ФЗ.

Программа, определяющая порядок приостановления операций с денежными средствами или иным имуществом в соответствии со статьей 7.5 Федерального закона №115-ФЗ.

Подробнее об изменениях в законодательстве о ПОД/ФТ/ФРОМУ за 1 квартал 2019 года Вы можете узнать на нашем вебинаре, который проводится каждый четверг.

Автор: Харисов Игорь Фанзилович, руководитель Центра финансового мониторинга компании Ю-Питер Консалтинг, e-mail: [email protected]

Дистанционный курс по ПОД/ФТ для профессионалов: «Внутренний контроль в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»

Институт банковского дела Ассоциации российских банков постоянно работает над созданием и обновлением программ обучения. Приглашаем Вас пройти обучение по новой программе дистанционного курса по ПОД/ФТ для профессионалов.

Программа разработана высококвалифицированными специалистами-практиками в области ПОД/ФТ, имеющими многолетний опыт работы.

Курс предназначен для специальных должностных лиц кредитных организаций, которые являются ответственными за соблюдение правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ и реализацию программ его осуществления (ответственные сотрудники).

По окончании обучения слушателям выдается Удостоверение государственного образца о краткосрочном повышении квалификации (72 часа)

Павел Смыслов: Разрабатываем правила внутреннего контроля в целях противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (ПВК по ПОД/ФТ)

Эксперт по финансовому мониторингу и ПОД/ФТ, юрист, канд. истор. наук, учредитель Межрегионального учебного и консультационно-правового центра финансового мониторинга (МУКПЦФМ).

Другие публикации эксперта:

Практические советы эксперта по финансовому мониторингу, специалиста по образовательной деятельности в сфере ПОД/ФТ Павла Смыслова по разработке ПВК по ПОД/ФТ ювелирной организации и предпринимателя

Важнейшим документом, регулирующим порядок и осуществление внутреннего контроля в организации и у предпринимателя являются правила внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (ПВК в целях ПОД/ФТ). Правила внутреннего контроля – это практический документ, регламентирующий работу сотрудников при организации внутреннего контроля, который должен быть разработан в каждой организации и у каждого предпринимателя, на которых распространяются требования Федерального закона от 07.08.2001 г. №115-ФЗ «О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма», в т.ч. в ювелирных организациях, агентствах недвижимости, лизинговых и факторинговых организациях, у операторов по приему платежей.

Требования, которые должны соблюдаться при разработке правил внутреннего контроля вышеуказанными организациями и предпринимателями, установлены Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2012 г. №667 «Об утверждении требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (в профессиональной среде оно сокращенно упоминается как Постановление №667 от 30.06.2012 г.)

Постановлением Правительства РФ №667 от 30.06.2012 установлены четкий перечень программ, включаемых в новые правила внутреннего контроля, и требования к их содержанию.

В соответствии с изменениями, внесенными в законодательство РФ в области ПОД/ФТ в 2011-2012 гг., правила внутреннего контроля согласованию в Росфинмониторинге или инспекции пробирного надзора не подлежат. Этот документ достаточно утвердить руководителем организации.

Правила – это документ, без проверки которого не обходится ни одно надзорное мероприятие в сфере ПОД/ФТ. Сотрудники надзорных органов очень любят проверять этот документ. Ведь за его несоответствие нормам действующего законодательства организация или предприниматель могут быть привлечены к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.27 Кодекса об административных правонарушениях с наложением на них штрафа в размере до 100 000 рублей. А если в ходе проверки проверяющими будут установлены также еще и факты непредставления в Росфинмониторинг сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также сведений о необычных операциях, факты представления в Росфинмониторинг недостоверных сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю – размер штрафа может составить уже до 400 000 рублей (по ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ).

Сложилось три традиционных способа разработки правил внутреннего контроля:

  1. Самостоятельная разработка правил внутреннего контроля;
  2. Разработка ПВК по ПОД/ФТ с помощью специалистов-практиков, в т.ч. с помощью автора настоящей статьи;
  3. Скачивание типового шаблона правил внутреннего контроля или образца правил внутреннего контроля из Интернета или различных информационно-правовых баз.
Читайте так же:  Заявление о внесении сведений об отце ребенка в запись акта о рождении (форма № 3)

Если Вы решили самостоятельно разработать этот документ, то мы советуем Вам обратить внимание на следующие аспекты при его разработке:

Не секрет, что в сети Интернет можно найти и скачать правила внутреннего контроля. Новые ПВК по ПОД/ФТ скачать можно в том числе и из различных популярных информационно-правовых баз. Образец правил внутреннего контроля размещен даже на официальном сайте Росфинмониторинга. Однако такой подход к организации внутреннего контроля является самой распространенной ошибкой организаций. Бездумное скачивание этого документа из Интернета – залог дальнейших больших проблем. Как часто нам, как профессионалам в области организации внутреннего контроля в сфере ПОД/ФТ, приходится сталкиваться с ситуациями, когда такой подход означает игнорирование специфики деятельности той или иной организации. Например, компании нужны были правила внутреннего контроля ювелирной организации, а были скачаны правила внутреннего контроля агентства недвижимости. Или же берется образец правил внутреннего контроля, который вообще не учитывает никакой специфики деятельности. А ведь, например, правила внутреннего контроля ювелирной организации и ПВК оператора по приему платежей весьма существенно различаются.

Также весьма распространены случаи, когда организации и предприниматели внедряли в свою работу устаревшие правила, составленные много лет назад, но до сих пор находящиеся в свободном доступе в сети Интернет. Значительное число организаций и предпринимателей, обратившихся к нам за услугами по разработке правил внутреннего контроля или их обновлению проходили через самостоятельные неудачные попытки внедрения и использования в своей работе типовых документов, предварительно скачанных из Интернета.

Зачастую непрофессионализм и шаблонность в разработке Правил внутреннего контроля приводит к тому, что принимаемые организациями и предпринимателями меры и процедуры по идентификации клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев, выявлению, документальному фиксированию и предоставлению в уполномоченный орган информации об установленных операциях и прочие действия являются настолько сложны и запутаны, что организация и предприниматель просто не в силах выполнять все требования, которые они к себе и предъявили путем утверждения чрезвычайно сложных правил внутреннего контроля.

Запомните: правила внутреннего контроля – это не шаблонный документ, для каждой организации он должен быть индивидуален и разрабатывается с учетом не только специфики её деятельности, но также с учетом таких, казалось бы мелочей, как, например, наименование должности руководителя, численность сотрудников, место хранения документов и прочее. Кроме того, различные региональные отделения надзорных органов предъявляют свои специфичные требования к содержанию правил внутреннего контроля.

Мы не устаем повторять читателям и слушателям наших семинаров о том, что правила внутреннего контроля – это не статичный документ, он может постоянно меняться и требовать обновлений из-за внесения изменений в законодательство. Если вы, например, в последний раз обновили свои правила внутреннего контроля в 2015 г., а сейчас у вас их запросил надзорный орган – можете быть практически уверенными в том, что по результатам этой проверки вам будет сделано замечание, что ПВК по ряду позиций не соответствуют действующему законодательству. Напомним, в начале 2016 г. вступило в силу несколько важных изменений в № 115-ФЗ. Согласно рекомендациям Росфинмониторинга в случае внесения в Федеральный закон №115-ФЗ либо иные нормативные правовые акты в сфере ПОД/ФТ изменений организациям и предпринимателям рекомендуется в течение 30 календарных дней с даты вступления в силу указанных изменений либо вступления в силу нового нормативного правового акта вносить в свои правила внутреннего контроля соответствующие изменения (Информационное письмо Росфинмониторинга от 03.09.2012 №20).

Нужно обратить внимание читателей на то, что в нашей стране отсутствует единообразный подход надзорных органов к оценке правил внутреннего контроля организаций и предпринимателей. В одних регионах сотрудники надзорных органов весьма снисходительно проверяют правила внутреннего контроля и делают замечания к ним только тогда, когда находят в них откровенные несоответствия и противоречия нормам действующего законодательства. В других регионах, наоборот, какие бы хорошие и полные правила внутреннего контроля не были бы представлены на проверку, к ним будет сделана масса различного рода замечаний, в том числе и носящих субъективный характер, основанных на мнении отдельно взятого проверяющего.


Тем не менее, в независимости от того, каким бы мягким или, наоборот, строгим был бы Ваш проверяющий, в заключение нашей статьи мы хотим пожелать организациям и предпринимателям со всей ответственностью и вниманием подойти к своим правилам внутреннего контроля, еще раз ознакомиться с ними с целью обеспечения в своей деятельности полного выполнения установленных положений и требований. Формальное отношение организации и предпринимателя к правилам внутреннего контроля – практически наверняка обрекает его на последующие проблемы с надзорными органами, которые могут закончиться для него весьма болезненными мерами административного воздействия. Знание своих внутренних документов, практическое их внедрение в свою работу – залог как минимум того, что вы сможете достойно выдержать любую проверку надзорных органов, и при необходимости дать возражения проверяющим, в том числе и на их субъективную оценку правил внутреннего контроля, которая, к сожалению, иногда имеет место быть.

Со своей стороны мы всегда готовы предложить для Вас свои профессиональные услуги и опыт по разработке правил внутреннего контроля, их обновлению, внесению в них изменений, при этом неважно в каком регионе РФ вы находитесь. Этими услугами мы стали заниматься одними из первых в России, что подтверждается договорами, заключенными нами на разработку правил внутреннего контроля, еще в середине 2000-х гг. За это время мы накопили весьма значительный опыт в области подготовки правил внутреннего контроля и их внедрению в работу организаций.

Ниже предлагаем Вам изучить примерную структуру правил внутреннего контроля 2016 года ювелирной организации, агентства недвижимости, факторинговой организации, лизинговой компании, оператора по приему платежей, индивидуальных предпринимателей.

* В связи с отсутствием единообразного подхода проверяющих органов к правилам внутреннего контроля, содержание ПВК по ПОД/ФТ, размещенное в настоящей статье, является лишь примерным ориентиром того, как правила могут выглядеть. Во многих регионах надзорные органы предъявляют специфичные требования к ПВК по ПОД/ФТ (их Вы можете уточнить в своих надзорных органах). Именно поэтому правила, сделанные для одного региона, могут серьезно отличаться, к примеру, по составу приложений, от правил внутреннего контроля в другом регионе.

Автор: эксперт по финансовому мониторингу, канд. истор. наук, юрист ПАВЕЛ СМЫСЛОВ

Видео (кликните для воспроизведения).

Вы можете обратиться к автору настоящей статьи за помощью в разработке правил внутреннего контроля любой сложности.

Источники


  1. Берус, Виталий А.С. Лаппо-Данилевский. История. Философия. Методология / Виталий Берус. — М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2014. — 160 c.

  2. Земельные споры. Комментарии, судебная практика и образцы документов. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2018. — 705 c.

  3. Юсуфов, А. Г. История и методология биологии / А.Г. Юсуфов, М.А. Магомедова. — М.: Высшая школа, 2014. — 238 c.
Правила внутреннего контроля в целях противодействия легализации
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here