Произведениями перешедшими в общественное достояние может пользоваться

Ответы на вопросы по теме: "Произведениями перешедшими в общественное достояние может пользоваться" с полным описанием проблематики и способов решения. При возникновении дополнительных вопросов - задавайте их дежурному юристу.

Статья 1282 ГК РФ. Переход произведения в общественное достояние

Новая редакция Ст. 1282 ГК РФ

1. После прекращения действия исключительного права произведение науки, литературы или искусства, как обнародованное, так и необнародованное, переходит в общественное достояние.

2. Произведение, перешедшее в общественное достояние, может свободно использоваться любым лицом без чьего-либо согласия или разрешения и без выплаты авторского вознаграждения. При этом охраняются авторство, имя автора и неприкосновенность произведения.

3. Перешедшее в общественное достояние необнародованное произведение может быть обнародовано любым лицом, если только обнародование произведения не противоречит воле автора, определенно выраженной им в письменной форме (в завещании, письмах, дневниках и тому подобном).

Права гражданина, который правомерно обнародовал такое произведение, определяются в соответствии с главой 71 настоящего Кодекса.

Комментарий к Ст. 1282 ГК РФ

1. С истечением сроков действия исключительного авторского права последнее прекращается, если более не существует лица, которому принадлежат исключительные права, соответственно, произведение становится доступным для использования любым лицам, по терминологии законодателя, переходит в общественное достояние.

2. Переход произведения в общественное достояние не означает прекращения личных неимущественных прав автора, т.е. произведение должно оставаться неприкосновенным, оно защищено от плагиата (присвоения авторства).

Другой комментарий к Ст. 1282 Гражданского кодекса Российской Федерации

1. Общественное достояние — это особый правовой режим, распространяемый на произведения, исключительное право на которые не действует из-за истечения срока действия права либо в силу того, что исключительное право на определенное произведение никогда не действовало. Постепенное расширение круга охраняемых произведений происходило как в результате изменения законодательства, так и в силу присоединения нашей страны к международным соглашениям, предусматривающим охрану авторских прав иностранных граждан (Всемирная конвенция об авторском праве — с 27 мая 1973 г., Бернская конвенция — с 13 марта 1995 г., двусторонние соглашения — с дат, указанных в них). Однако распространение охраны на новые произведения не затрагивает объекты, уже находящиеся в сфере общественного достояния, если иное не определено соответствующим законом или международным договором.

2. Режим общественного достояния заключается в следующем:

использование произведения не требует чьего-либо согласия или уплаты вознаграждения;

в то же время охраняются личные блага автора — авторство, имя автора и неприкосновенность произведения (что позволяет отличать режим общественного достояния от случаев, когда произведения вообще не являются объектами авторского права). Гражданский кодекс, в отличие от ранее действовавшего Закона об авторском праве, предусматривает прекращение личных неимущественных прав после смерти автора (поскольку бессубъектное право существовать не может), но охрана личных благ и интересов автора сохраняется.

3. После смерти автора произведение может быть обнародовано только лицом, обладающим исключительным правом на него. Если такие действия будут совершаться другими лицами, то произведение не будет считаться обнародованным.

После истечения срока действия исключительного права обнародование может быть произведено любым лицом.

В обоих случаях должна соблюдаться воля автора: если он определенно выразился против обнародования данного произведения в будущем, то оно осуществляться не должно. Нарушение этого условия также будет означать, что произведение по-прежнему должно считаться необнародованным.

Произведениями перешедшими в общественное достояние может пользоваться

61. Принципами авторского права являются:
всемирная охрана прав и законных интересов автора
моральная и материальная заинтересованность автора в результатах творческой деятельности:
свобода творчества
сочетание личных интересов автора с общественными интересами

62. Продление срока действия регистрации наименования места происхождения товара
осуществляется по заявлению обладателя свидетельства и при предоставлении заключения компетентного органа, подтверждающего, что обладатель свидетельства находится в том же географическом объекте и производит товар с теми же особыми свойствами

63. Продукт признается изготовленным с использованием запатентованного изобретения, если .
в нем использован каждый признак, включенный в независимый пункт формулы

64. Произведения не являются объектом авторского права, если это:
официальные документы

65. Произведениями, перешедшими в общественное достояние, может пользоваться:
любое лицо без выплаты авторского вознаграждения при соблюдении права авторства, права на имя и права на защиту репутации автора

66. Производитель фонограмм может использовать свои смежные права
в пределах прав, полученных по договору с исполнителем и автором произведения

[3]

67. Публичное исполнение музыкальных произведений во время официальных церемоний
допускается без согласия автора и без выплаты ему вознаграждения

68. Публичное исполнение, передача в эфир или по кабелю фонограммы, опубликованной в коммерческих целях, допускается:
без согласия производителя фонограммы и исполнителя, но с выплатой вознаграждения

69. Регистрация товарного знака возможна
на имя юридического лица или физического лица, занимающегося предпринимательской деятельностью

70. Регистрация товарного знака может быть признана недействительной
если он зарегистрирован на имя физического лица, не занимающегося предпринимательской деятельностью, в течение всего срока ее действия, полностью или частично

71. Сведения, относимые к «ноу-хау»
не являются объектом государственной регистрации
составляют секреты производства и не являются объектом регистрации

72. Соавторы изобретения при отсутствии соглашения между ними
могут самостоятельно использовать изобретение по своему усмотрению, но не могут предоставить лицензию или переуступить патент без согласия остальных соавторов

73. Соавторы раздельных произведений обладают следующими правами
каждый соавтор имеет право использовать созданную им часть произведения

74. Составитель сборника и авторы вошедших в сборник документов обладают следующими правами
составитель пользуется авторским правом при условии соблюдения прав автора каждого из произведений; авторы вправе использовать свои произведения независимо; другие лица могут самостоятельно осуществлять подбор тех же материалов

75. Споры об авторстве на изобретение подлежат рассмотрению
в судебном порядке

Public domain

Общественное достояние (Public domain) — совокупность творческих произведений, имущественные авторские права на которые истекли или никогда не существовали. Также «общественным достоянием» иногда называют изобретения, срок патента на которые истёк. Распространять и использовать общественное достояние могут все без ограничений.

Читайте так же:  Получение материнского капитала при получении гражданства

Произведения, перешедшие в общественное достояние, могут свободно использоваться любым лицом без выплаты авторского вознаграждения. При этом должно соблюдаться право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора (личные неимущественные права автора).
Сроки и порядок перехода произведения в общественное достояние в разных странах несколько отличаются. На произведение, являющееся общественным достоянием в России, может действовать авторское право в США, и наоборот. В большинстве европейских стран переход в общественное достояние предусмотрен по истечении 70 лет после смерти автора или через 70 лет после опубликования произведения.

Статья 1337 ГК РФ. Публикатор

Новая редакция Ст. 1337 ГК РФ

1. Публикатором признается гражданин, который правомерно обнародовал или организовал обнародование произведения науки, литературы или искусства, ранее не обнародованного и перешедшего в общественное достояние (статья 1282) либо находящегося в общественном достоянии в силу того, что оно не охранялось авторским правом.

2. Права публикатора распространяются на произведения, которые независимо от времени их создания могли быть признаны объектами авторского права в соответствии с правилами статьи 1259 настоящего Кодекса.

3. Положения, предусмотренные настоящим параграфом, не распространяются на произведения, находящиеся в государственных и муниципальных архивах.

Комментарий к Ст. 1337 ГК РФ

1. Право публикатора — институт новый, впервые введенный Гражданским кодексом в российское право.

Охрана прав публикаторов способствует раскрытию культурного наследия, в том числе фольклорного, оставшегося неизвестным публике в связи с необнародованием. Необнародованные произведения, отвечающие признакам объектов авторского права, переставшие охраняться или никогда не охранявшиеся, получают благодаря публикатору «второе рождение». Возможно, благодаря действию нового правового института неопубликованные творческие достижения увидят свет.

В качестве публикатора согласно п. 1 комментируемой статьи может выступать только гражданин.

Исключение юридических лиц из числа публикаторов представляется спорным. Действие публикатора по обнародованию произведения не носит творческого характера, а значит, осуществить его могут не только физические, но и юридические лица. В силу п. 3 ст. 1268 ГК произведение может быть обнародовано после смерти автора лицом, обладающим исключительным правом на произведение, а таким лицом может быть и лицо юридическое.

Кроме того, согласно п. 3 ст. 1282 ГК перешедшее в общественное достояние необнародованное произведение может быть обнародовано любым лицом.

В международной практике публикаторам также предоставляются исключительные смежные права, но в отношении неопубликованных произведений и в первую очередь в целях компенсации затрат на поиск, подготовку, обработку и публикацию таких произведений. Указанные права предоставляются соответственно с момента публикации (ст. 4 Директивы 93/98/EEC от 29.10.1993, ст. 71 Закона Германии об авторском праве). В качестве публикаторов за рубежом могут выступать юридические лица, и прежде всего крупные издательства, обладающие свободными средствами для инвестирования.

Наделяя правами публикаторов только граждан и связывая возникновение права публикатора с моментом обнародования (которое может выражаться не только в опубликовании, но и в даче согласия на опубликование), ГК, по-видимому, защищает интересы физических лиц — наследников авторов, которые владеют на праве собственности оригиналами необнародованных произведений и могут передать эти произведения для обнародования.

Однако, учитывая все вышеизложенное, думается, что нельзя исключать возможность расширения в последующем круга публикаторов за счет юридических лиц.

2. Произведения, находящиеся в государственных и муниципальных архивах, доступны широкому кругу лиц, поэтому в их отношении возникновение права публикатора исключается.

Другой комментарий к Ст. 1337 Гражданского кодекса Российской Федерации

1. Появление категории публикатора в Гражданском кодексе отражает существование проблемы охраны необнародованных произведений. Действовавший до 1 января 2008 г. Закон об авторском праве предусматривал возможность неограниченно длительной охраны таких произведений, поскольку срок действия произведения, не выпущенного в свет при жизни автора, начинал отсчитываться только с момента его выпуска в свет независимо от того, сколько лет фактически прошло после смерти автора. Следуя примеру ряда европейских стран, российский законодатель ограничил срок действия исключительного права на произведение, обнародованное после смерти автора, 70 годами при условии, что произведение было обнародовано в течение 70 лет после смерти автора. Если произведение, уже находящееся в общественном достоянии, все же будет обнародовано, то лицо, которое его обнародовало, получит на ограниченный срок самостоятельный комплекс прав. Таким образом, поощряется деятельность по поиску ранее не обнародованных произведений и одновременно решается вопрос их охраны.

Понятие обнародования дано в п. 1 ст. 1268 ГК — это действие, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю либо любым другим способом.

Публикатором может быть только физическое лицо, в т.ч. иностранный гражданин, лицо без гражданства. Это касается и случая, когда поиск и обнародование произведения осуществлялось в порядке выполнения служебного задания: публикатором все равно будет конкретное физическое лицо, а не его работодатель. В то же время юридическое лицо может приобрести исключительное право публикатора в порядке правопреемства.

Публикатором может быть признано лицо, не только осуществившее фактические действия по поиску и обнародованию произведения, но и организовавшее эту работу; поэтому физическое лицо может использовать помощь других лиц, не допуская их включения в число публикаторов.

2. Объектом права публикатора может быть произведение науки, литературы и искусства. На момент обнародования оно должно находиться в общественном достоянии — в силу того, что ранее подобные произведения вообще не охранялись, либо в силу истечения срока действия исключительного права и т.д. Однако, независимо от причин нахождения в общественном достоянии, оно должно на текущий момент относиться к категории объектов авторского права. В частности, произведения народного творчества не являются объектами авторских прав (п. 6 ст. 1259 ГК РФ), поэтому лицо, впервые обнародовавшее такое произведение, не приобретет прав публикатора.

3. Положение п. 3 ст. 1337 ограничивает возможность возникновения права публикатора только случаями, когда соответствующие произведения находятся исключительно в частных архивах. Важно подчеркнуть, что Кодекс употребляет выражение «находящиеся», а не «полученные». Таким образом, даже если произведение было получено из частного архива, но одновременно оно имеется и в государственном или муниципальном архиве, то право публикатора в отношении этого произведения возникнуть не может.

Статья 1364. Переход изобретения, полезной модели или промышленного образца в общественное достояние

1. После прекращения действия исключительного права изобретение, полезная модель или промышленный образец переходит в общественное достояние.

Читайте так же:  Письменные доказательства

2. Изобретение, полезная модель или промышленный образец, перешедшие в общественное достояние, могут свободно использоваться любым лицом без чьего-либо согласия или разрешения и без выплаты вознаграждения за использование.

Комментарий к Ст. 1364 ГК РФ

1. Комментируемая статья является новеллой российского патентного законодательства. Более того, В.И. Еременко указывает, что данная норма неизвестна никакому иному патентному законодательству, кроме российского, и представляет собой явное заимствование из авторского права, причем усеченное . Действительно, традиционными являются нормы о переходе в общественное достояние объектов авторского права (ст. 1282 ГК) и большинства объектов смежных прав (ст. 1318, 1327, 1331 ГК). Но режим общественного достояния распространен в ГК РФ не только на объекты патентного права: установлено, что помимо объектов патентных прав в общественное достояние по истечении срока действия исключительного права переходят селекционное достижение (ст. 1425 ГК), топология (ст. 1457 ГК). Интересно, что в общественное достояние переходят только те результаты интеллектуальной деятельности, которые имеют автора. Таким образом, российский законодатель при кодификации норм об интеллектуальных правах создал целую систему результатов интеллектуальной деятельности, переходящих в общественное достояние. Можно выявить несколько обоснований позиции законодателя.

———————————
Гаврилов Э.П., Еременко В.И. Указ. соч. С. 464 (автор — В.И. Еременко).

Во-первых, в группу результатов, переходящих в общественное достояние, попали те объекты, которые повторно не могут быть признаны охраняемыми. Не то происходит, например, со средствами индивидуализации: прекращение правовой охраны товарного знака в связи с непродлением срока государственной регистрации отнюдь не означает, что этот же товарный знак не может быть зарегистрирован любым лицом. Здесь как раз молчание законодателя о переходе объекта в общественное достояние становится многозначительным — если переход в общественное достояние прямо не установлен законом, то нельзя говорить о том, что с прекращением исключительного права начинается свободное использование объекта интеллектуальных прав. В связи с этим положение п. 2 комментируемой статьи (объект патентных прав, перешедший в общественное достояние? может свободно использоваться любым лицом без чьего-либо согласия или разрешения и без выплаты вознаграждения за использование) является не просто констатацией факта; как подчеркивает А.Л. Маковский, возможность использования интеллектуального продукта, ставшего общественным достоянием, «не только не прекращается и не исчезает, а, напротив, предоставляется всем и каждому» .

———————————
Маковский А.Л. Указ. соч. С. 132.

———————————
Гаврилов Э.П., Еременко В.И. Указ. соч. С. 263 (автор — Э.П. Гаврилов).

См.: Липцик Д. Указ. соч. С. 231.

2. Если же говорить об отличиях перехода в общественное состояние объектов патентного права по сравнению с объектами авторского права, то они заключаются в разных подходах к выморочному исключительному праву. В авторском праве в соответствии со ст. 1283 ГК РФ государство не приобретает выморочного исключительного права — это право досрочно прекращается и переходит в общественное достояние. Такой порядок является принципиальным — в дореволюционной литературе указывалось, что «в этом заключается отличительная особенность авторского права по сравнению с собственностью материальной» . Но в действующем ГК РФ законодатель не предусмотрел специальной нормы в отношении исключительного патентного права. Следовательно, приходится признать, что выморочное исключительное патентное право переходит к государству на общих основаниях на оставшийся срок правовой охраны.

———————————
Гражданское уложение. Проект Высочайше учрежденной Редакционной комиссии по составлению Гражданского уложения / Под ред. И.М. Тютрюмова. В 2 т. СПб., 1910. Т. 1. С. 1127.

ОБЩЕСТВЕННОЕ ДОСТОЯНИЕ

В ЧЕМ ПРОБЛЕМА?

Общественное достояние (Public domain) — это правовой режим существования творческих произведений, при котором исключительные имущественные права истекли либо никогда не возникали, что позволяет использовать (в т.ч. копировать, распространять и видоизменять) произведения любым лицом без каких либо ограничений и без выплаты вознаграждения бывшим правообладателям. При этом, личные неимущественные права авторов произведений (авторство, имя автора и неприкосновенность произведения) должны неукоснительно соблюдаться, несмотря на истечение сроков охраны имущественных прав.

Сроки перехода произведений в общественное достояние отличаются в различных странах в зависимости от национального законодательства, однако в подавляющем большинстве случаев произведения переходят в общественное достояние не ранее 70 лет с момента смерти автора. В условиях стремительно развивающихся технологий и возможностей для творческого труда произошел резкий скачок количества ежегодно создаваемых произведений, однако чрезмерный срок охраны исключительных прав сегодня представляется несправедливым как для Интернет сообщества пользователей, так и для артистов, которые занимаются новыми формами творчества. Кроме того, последние исследования в области авторского права позволяют сделать однозначный вывод, что снятие избыточной защиты произведений не может существенно повлиять на развитие контент-бизнеса.

Видео (кликните для воспроизведения).

Очевидно, что в информационную эпоху развития человечества приоритетом в государственной политике в области авторского и информационного права должно стать расширение доступа к культурным ценностям и знаниям. Охрана интересов бизнеса должна быть вторична по отношению к этому основному благу человечества.

Кроме того, избыточный срок охраны авторских прав существенно ограничивает использование сиротских произведений, UGC контента, а также произведений, в отношении которых автор не настаивает на своем исключительном использовании.

ОБЩЕСТВЕННОЕ ДОСТОЯНИЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ США:

Переход произведений в общественное достояние по законодательству США

Согласно законодательству об авторском праве, действующему в США, произведения, опубликованные до 01 января 1923 г. на территории Соединённых Штатов, являются общественным достоянием, однако если произведение было опубликовано в 1923 году или позже, оно может быть защищено законом об авторских правах. Указанное положение было введено в законодательство США после принятия в 1994 году поправок к закону об авторском праве после заключения международного Соглашения уругвайского раунда (URAA), которое фактически стало основой для перехода от ГАТТ к ВТО. Дата 1 января 1923 года имеет особое значение, и она не может быть отодвинута в законодательстве вплоть до 1 января 2019 г. Произведение, опубликованное после 1 января 1923 года, обычно переходит в общественное достояние, если оно было опубликовано более 95 лет назад или его автор умер более 70 лет назад. В соответствии с указанными поправками ряд зарубежных произведений лишались статуса общественного достояния для обеспечения вступления в силу соглашений ТРИПС. Фактически, указанный закон вернул под охрану копирайта тысячи зарубежных произведений, включая сочинения Прокофьева, Шостаковича, Стравинского, фильмы Феллини и Хичкока, книги Вирджинии Вульф, картины Пикассо и др., которые на тот момент уже находились под режимом общественного достояния.

Читайте так же:  Передача экономических споров на разрешение третейского суда

ОБЩЕСТВЕННОЕ ДОСТОЯНИЕ В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

Переход произведения в общественное достояние по российскому законодательству мало чем отличается от законодательства США, т.к. нормы ФЗ “Об авторском праве, а позже и положения 4-ой части ГК были приняты много позже принятие соотвествующего американского законодательства, а потому почти зеркально повторяют их. Согласно ст. 1281-1282 ГК РФ произведение переходит в общественное достояние, если с года смерти его автора прошло 70 лет.

Перешедшее в общественное достояние необнародованное произведение может быть обнародовано любым лицом, если только обнародование произведения не противоречит воле автора, определенно выраженной им в письменной форме (в завещании, письмах, дневниках и тому подобном).

Наибольшее количество вопросов вызывает сегодня правовой статус произведений советского периода. Так, Гражданский кодекс РСФСР от 1964 г. (в редакции 1974 г.) устанавливал, что авторское право действует в течение всей жизни автора и 25 лет после его смерти, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора. Однако, помимо этого, ст. 498 ГК РСФСР устанавливала, что авторское право организации действует бессрочно. В случае ее реорганизации принадлежащее ей авторское право переходит к ее правопреемнику, а в случае ликвидации — к государству. По сути, указанное положение устанавливало вечный копирайт, подобно тому, как это было в средневековой Англии до принятия первого закона об авторском праве — Статута Королевы Анны 1709 г., который впервые ограничил срок исключительных прав для издателя. Такое положение вполне вписывалось в политику советского режима. Вредный эффект от вечного копирайта не ограничивал общественное достояние в стране где не было частной собственности

Однако, многие произведения культуры и науки, созданные в советский период до сих пор охраняются исключительными правами, и не могут быт переданы в общественное достояние в связи с тем, что в 2006 г. был принят новый Гражданский кодекс, а Федеральным законом Российской Федерации от 18.12.2006 №231-ФЗ «О введении в действие части четвертой ГК РФ» задним числом был продлен срок охраны исключительных прав на советский репертуар. Таким образом, в отношении почти всех культурных достояний советского прошлого было установлено правило, согласно которому в случае, если 50-летний срок охраны (минимальный срок охраны, установленный Бернской конвенции) не окончился к 1 января 1993 года, то авторское право подлежит охране в течение 70 лет с момента смерти автора (как это установлено в 4-ой части ГК РФ).

Вместе с тем, авторское право юридических лиц, возникшее до 3 августа 1993 года, то есть до вступления в силу Закона Российской Федерации от 9 июля 1993 года N5351-1 «Об авторском праве и смежных правах», прекращается по истечении 70 лет со дня правомерного обнародования произведения, а если оно не было обнародовано, — со дня создания произведения.

Эта статья Вводного закона к ГК и стала причиной того, что считающиеся общественным достоянием советского периода фильмы и музыка оказались внезапно под действием копирайта, а права на них стали принадлежать различным юр. лицам, своевольно управляющим ими и получающими доход от их использования.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ ПО РЕФОРМЕ

1. Внести изменения в ст. 6 ФЗ 18 декабря 2006 г. №231-ФЗ “О введении в действии части четвертой ГК РФ”, указав, что сроки охраны прав, предусмотренные статьями 1281, 1318, 1327 и 1331 Гражданского кодекса Российской Федерации, применяются в случаях, когда 25-летний срок охраны действия авторского права или смежного права после смерти автора и 25 летний срок охраны с момента публикации произведений (в случае если оно принадлежало организации) не истек к 1 января 1993 года. Это позволит установить режим общественного достояния для произведений, созданных в СССР, срок охраны которых (25 лет) истек ко времени принятия закона об авторском праве 1993 года;

2. Внести изменения в Гражданский кодекс, изложив ст. 1298 ГК РФ в следующей редакции ”произведения науки, литературы или искусства, созданное по государственному или муниципальному контракту для государственных или муниципальных нужд, а также произведения, созданные сотрудниками государственных органов в связи с исполнением служебных обязанностей (служебные произведения), переходят в общественное достояние с момента их создания”.

3. Внести изменения в ст.7 Бернской Конвенции 1886 г., указав, что срок охраны, предоставляемый Конвенцией, составляет 20 лет начиная с даты первого выпуска в свет данного произведения. Автоматически срок охраны исключительных прав на произведение устанавливается на 5 лет с момента публикации. Срок охраны может быть продлен на 5 лет по заявлению правообладателя, поданному в течение последнего года действия этого права. Для дальнейшей пролонгации срока охраны произведения правообладателю необходимо зарегистрировать свои права в публичном реестре авторских прав на произведения по истечении 5 лет с момента публикации. Продление срока действия исключительного права на произведение возможно не более 3 раз. Аналогичная поправка должна быть внесена в ст. 1281 ГК РФ. Регистрация произведения должна осуществляться на платной основе, аналогичной регистрации регистрации прав на промышленную собственность (патенты, средства индивидуализации юр.лиц, товаров, работ, услуг)

4. В связи с тем, что такие изменения требуют единогласного одобрения подобных поправок всеми подписавшими конвенцию государствами-членами, представляется маловероятным, что основные экспортеры контента в лице США и Великобритании подпишутся под подобными изменениями. В этом свете единственным выходом представляется выход из Бернской конвенции (что повлечет также выход из Соглашения ТРИПС), с инициированием международных переговоров по подписанию Московской конвенции

В случае, если сроки охраны исключительных прав будут уменьшены до 20 лет, это во многом решит проблему оцифровки библиотеками и архивами (в т.ч. электронными) культурного и научного наследия прошедшего столетия, до сих пор остающегося недоступным.

Кроме того, это могло бы решить проблему использования «сиротских» произведений, а также свободного распространения и копирования произведений, в отношении которых автор/правообладатель не настаивает на своем монопольном использовании. Подобный подход к сроку охраны мог бы стать наиболее эффективным в современную цифровую эпоху.

Читайте так же:  Покупка материнского капитала краснодар

Энциклопедия судебной практики. Переход произведения в общественное достояние (Ст. 1282 ГК)

Энциклопедия судебной практики
Переход произведения в общественное достояние
(Ст. 1282 ГК)

1. Признаки и условия использования произведения в режиме общественного достояния

1.1. Сама по себе популярность произведения не указывает на результат творческого труда автора как на общественное достояние

Суд указал, что сама по себе популярность произведений не указывает на результат творческого труда автора как на общественное достояние, ибо, по смыслу ст. 7 и 18 Бернской конвенции, произведение может стать общественным достоянием вследствие истечения срока охраны или вследствие истечения ранее предоставленного произведению срока охраны.

1.2. Использование в агитации произведения, перешедшего в общественное достояние, не может расцениваться как нарушение авторских прав и не служит поводом к отмене регистрации кандидата при отсутствии нарушения права автора на имя и неприкосновенность произведений

В соответствии с подпунктом «д» пункта 7 статьи 76 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» регистрация кандидата может быть отменена судом за агитацию, нарушающую законодательство Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В соответствии с пунктом 2 статьи 1282 Гражданского кодекса Российской Федерации произведение, перешедшее в общественное достояние, может свободно использоваться любым лицом без чьего-либо согласия или разрешения и без выплаты авторского вознаграждения.

Учитывая, что названная выше картина, написанная в 1830 году, перешла в общественное достояние, указание на автора этой картины имеется в тексте статьи, помещенной в информационном бюллетене, суд приходит к выводу, что использование ее изображения не может расцениваться как нарушение авторских прав и служить поводом к отмене регистрации кандидатом при отсутствии данных о нарушении права автора на имя и неприкосновенность произведений.

1.3. Условия договора о предоставлении права на использование неохраняемых произведений (общественное достояние) и установлении авторского вознаграждения за это могут быть признаны недействительными

Удовлетворяя встречные требования, суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьями 4, 168, 422, 1282 Гражданского кодекса Российской Федерации, учитывая решение Верховного Суда Российской Федерации от 18.06.2012 по делу N АКПИ12-503, установил, что оспариваемые учреждением условия договора ограничивают право пользователя на свободное использование произведений, перешедших в общественное достояние, и закрепляют положение, при котором при исполнении неохраняемых произведений в одном концерте (одной программе) с охраняемыми произведениями пользователь обязан уплатить вознаграждение за все исполненные произведения, и признал недействительными пункт 1.1. договора в части предоставления права на использование неохраняемых произведений, пункт 2.1 указанного договора в части установления обязанности выплаты авторского вознаграждения за использование неохраняемых произведений.

Суд кассационной инстанции согласился с выводами суда апелляционной инстанции.

2. Лицензионные платежи в отношении произведений в общественном достоянии

2.1. После 01.01.2008 лицензиат не обязан платить вознаграждение за использование произведения, перешедшего в общественное достояние, даже в случае, если договорные отношения возникли ранее этой даты

Суд установил, что между организацией и учреждением (пользователь) заключено лицензионное соглашение (далее — лицензионное соглашение), согласно которому организация предоставляет учреждению неисключительную лицензию (разрешение) на публичное исполнение на территории Российской Федерации обнародованных произведений как силами своих исполнителей, так и исполнителей, находящихся в ведении других организаций и выступающих по договорам с пользователем.

До 01.01.2008 учреждение обязано было рассчитывать авторское вознаграждение в соответствии с нормами Положения (разделами I и II) и обязывало пользователя производить выплату авторского вознаграждения не только за использование произведений, на которые получена лицензия, но и за использование произведений, перешедших в общественное достояние.

С 01.01.2008 введена в действие часть четвертая ГК РФ, которая установила, что по истечении срока действия исключительного права произведение как обнародованное, так и необнародованное, переходит в общественное достояние и может свободно использоваться любым лицом без чьего-либо согласия или разрешения и без выплаты авторского вознаграждения (статья 1282 ГК РФ в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений).

Отказывая в иске, суды исходили из того, что с принятием части четвертой ГК РФ нормы Положения прямо противоречили пунктам 1 и 2 статьи 1282 ГК РФ, имеющего большую юридическую силу, о правомерности применения учреждением методики расчета авторского вознаграждения за публичное исполнение произведений без учета произведений, перешедших в общественное достояние.

[1]

2.2. Отказ лицензиата после 01.01.2008 платить вознаграждение за использование произведения, перешедшего в общественное достояние, не является односторонним изменением условий лицензионного соглашения

По мнению заявителя кассационной жалобы, признание недействующим раздела II «Порядок применения ставок авторского вознаграждения за публичное исполнение произведений» Положения о минимальных ставках с момента вступления в законную силу решения Верховного Суда Российской Федерации от 18.06.2012 N АКПИ12-503 (далее — решение Верховного Суда Российской Федерации), а также вступления в действие четвертой части Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) не могли изменить установленные пунктом 2.2 лицензионного соглашения размер и порядок расчета авторского вознаграждения. В обоснование данного утверждения РАО указывает, что раздел I Положения о минимальных ставках, в котором содержатся такие ставки, и на который ссылается названный выше пункт лицензионного соглашения, являлся действующим в 2011 году и продолжает действовать в настоящее время, а выплата авторского вознаграждения предусмотрена лицензионным соглашением только за охраняемые авторским правом произведения, что соответствует требованиям статьи 1282 ГК РФ.

В связи с этим РАО считает, что учреждение, применяя в нарушение лицензионного соглашения иную методику расчета авторского вознаграждения, не предусмотренную ГК РФ и разделом II Положения о минимальных ставках, с которой РАО не согласно, в одностороннем порядке изменила условия лицензионного соглашения, что недопустимо в силу статьи 310 ГК РФ.

Таким образом, учитывая противоречие раздела II Положения о минимальных ставках, нормам части четвертой ГК РФ, с 01.01.2008 в силу пункта 5 статьи 3 ГК РФ применению к спорным правоотношениям, в том числе к порядку расчета авторского вознаграждения за публичное исполнение произведений, подлежали нормы части четвертой ГК РФ.

При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции полагает необоснованным довод заявителя кассационной жалобы об одностороннем порядке изменения условий лицензионного соглашения ответчиком.

3. Произведение в общественном достоянии и средства индивидуализации

3.1. Нормы статьи 1282 ГК РФ о переходе произведения в общественное достояние не применяются к отношениям по использованию средств индивидуализации

Читайте так же:  Гарантийный ремонт стиральной машины

При этом суды исходили из того, что обозначение является названием журнала — составного произведения в силу части 2 статьи 1259 Гражданского кодекса. Указав, что названное произведение в силу статьи 1282 Гражданского кодекса перешло в общественное достояние, суды сочли, что как само произведение, так и его название, могут свободно использоваться любым лицом без чьего-либо согласия или разрешения и без выплаты авторского вознаграждения.

Таким образом, суды пришли к выводу о том, что ответчик не использовал обозначение для индивидуализации своих товаров, работ и услуг; данное обозначение указано в изданной продукции ответчика в качестве названия воспроизведенного составного произведения, ставшего общественным достоянием.

Суд полагает, что вывод судов о неиспользовании ответчиком обозначения на репринтном издании и применение к отношениям по использованию средств индивидуализации норм статьи 1282 Гражданского кодекса Российской Федерации не является верным.

3.2. Обладатель товарного знака не вправе запрещать переиздание вошедших во всеобщее достояние произведений, название которых тождественно или сходно до степени смешения с действующим товарным знаком, если ответчик не создавал новый продукт и не маркировал его принадлежащим истцу товарным знаком

На основании статьи 1282 ГК РФ суды пришли к правильному выводу о том, что составные произведения (журналы выпуска 1879-1883 гг., а также 1899-1918 гг.) являются общественным достоянием и могут свободно использоваться любым лицом без чьего либо согласия или разрешения и без выплаты авторского вознаграждения.

Одновременно, оценив представленные в материалы дела доказательства, суды признали, что ответчиком осуществлено переиздание журналов за указанные годы, то есть журналов, перешедших в общественное достояние.

При указанных обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о том, что ответчик, осуществляя переиздание произведений, вошедших во всеобщее достояние, не создавал новый продукт и не маркировал его принадлежащим истцу товарным знаком.

В связи с изложенным суды обоснованно признали, что ответчик не нарушал прав истца на принадлежащий ему товарный знак.

Судебная коллегия суда кассационной инстанции соглашается с означенным выводом, поскольку иное означало бы возможность запрета обладателю товарного знака, тождественного или сходного до степени смешения с названием произведения, перешедшего в общественное достояние (в том числе и с неохраноспособным названием), запрещать всем и каждому переиздание такого произведения.

3.3. Право свободного использования произведения, перешедшего в общественное достояние, может быть ограничено наличием исключительного права правообладателя товарного знака, дающего только ему возможность использовать зарегистрированное обозначение

Судом первой инстанции верно установлено, что стороны для индивидуализации производимых ими кондитерских изделий используют переработку известной картины художников (далее — картина), которая в силу истечения сроков действия авторского права перешла в общественное достояние.

[2]

Вместе с тем вывод суда первой инстанции о том, что ответчик на законных основаниях использовал изображение перешедшей в общественное достояние картины на упаковке кондитерских изделий, поскольку правило свободного использования не предусматривает никаких исключений, в том числе связанных с наличием исключительных прав других лиц на средства индивидуализации, не может быть признан обоснованным, поскольку фактически ставит под сомнение наличие правовой охраны товарного знака, тогда как прекращение такой охраны возможно только по установленным законом основаниям.

Изложенное вытекает из правовой позиции, содержащейся в пункте 62 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.03.2009 N 5/29 «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации», и не противоречит норме пункта 2 статьи 1282 Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливающей право любого лица свободно использовать произведение, перешедшее в общественное достояние. В рассматриваемом случае право свободного использования произведения может быть ограничено наличием исключительного права правообладателя товарного знака, дающего только ему возможность использовать зарегистрированное обозначение в отношении определенных товаров (кондитерских изделий).

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

В «Энциклопедии судебной практики. Гражданский кодекс РФ» собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Гражданского кодекса Российской Федерации.

Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.

Материал приводится по состоянию на сентябрь 2019 г.

См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики

Видео (кликните для воспроизведения).

При подготовке «Энциклопедии судебной практики. Гражданский кодекс РФ» использованы авторские материалы, предоставленные творческим коллективом под руководством доктора юридических наук, профессора Ю. В. Романца, а также М. Крымкиной, О. Являнской (Части первая и вторая ГК РФ), Ю. Безверховой, А. Вавиловым, А. Горбуновым, А. Грешновым, Р. Давлетовым, Е. Ефимовой, М. Зацепиной, Н. Иночкиной, А. Исаковой, Н. Королевой, Е. Костиковой, Ю. Красновой, Д. Крымкиным, А. Куликовой, А. Кусмарцевой, А. Кустовой, О. Лаушкиной, И. Лопуховой, А. Мигелем, А. Назаровой, Т. Самсоновой, О. Слюсаревой, Я. Солостовской, Е. Псаревой, Е. Филипповой, Т. Эльгиной (Часть первая ГК РФ), Н. Даниловой, О. Коротиной, В. Куличенко, Е. Хохловой, А.Чернышевой (Часть вторая ГК РФ), Ю. Раченковой (Часть третья ГК РФ), Д. Доротенко (Часть четвертая ГК РФ), а также кандидатом юридических наук С. Хаванским, А. Ефременковым, С. Кошелевым, М. Михайлевской.

Источники


  1. Зайцева, Т. И. Нотариальная практика. Ответы на вопросы. Выпуск 3 / Т.И. Зайцева, И.Г. Медведев. — М.: Инфотропик Медиа, 2016. — 400 c.

  2. Марченко, М. Н. Теория государства и права в вопросах и ответах / М.Н. Марченко. — М.: ТК Велби, Проспект, 2007. — 240 c.

  3. Теория государства и права. — М.: КноРус, 2012. — 400 c.
Произведениями перешедшими в общественное достояние может пользоваться
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here