Проверка соблюдения трудового законодательства инспекцией труда

Ответы на вопросы по теме: "Проверка соблюдения трудового законодательства инспекцией труда" с полным описанием проблематики и способов решения. При возникновении дополнительных вопросов - задавайте их дежурному юристу.

Энциклопедия решений. Проверки трудовой инспекцией

Проверки трудовой инспекцией

Федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляет федеральная инспекция труда (часть первая ст. 353 ТК РФ). «Федеральная инспекция труда» не является наименованием какого-либо определенного государственного органа власти, а представляет собой единую централизованную систему, состоящую из Федеральной службы по труду и занятости (Роструда) и его территориальных органов (государственных инспекций труда) (часть первая ст. 354 ТК РФ). Государственная инспекция труда имеется в каждом субъекте РФ.

Надзор за соблюдением трудового законодательства трудовая инспекция осуществляет посредством (абзац второй части первой ст. 356 ТК РФ):

— выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений;

— составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Кроме того, государственная инспекция труда осуществляет рассмотрение дел об административных правонарушениях (абзац четвертый части первой ст. 356 ТК РФ).

Проверкой является совокупность мероприятий, проводимых органом государственного контроля (надзора) в отношении юридического лица (индивидуального предпринимателя) для оценки соответствия осуществляемых им деятельности или действий (бездействия) требованиям закона (п. 6 ст. 2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», далее — Закон N 294-ФЗ).

Проверки соблюдения работодателями трудового законодательства проводят непосредственно трудовые инспекторы государственных инспекций труда. Проверки подразделяются на плановые и внеплановые (ст.ст 9, 10 Закона N 294-ФЗ). Плановой является проверка, проводимая трудовой инспекцией с определенной периодичностью и только на основании утвержденного плана, который в свою очередь составляется с применением риск-ориентированного подхода (ст. 8.1 Закона N 294-ФЗ, постановление Правительства РФ от 17.08.2016 N 806). Внеплановой же является проверка, проводимая трудовой инспекцией независимо от времени проведения предыдущей проверки при возникновении соответствующих оснований.

В свою очередь, и плановые, и внеплановые проверки проводятся в форме документарных и выездных проверок (ст. 11 и ст. 12 Закона N 294-ФЗ). Документарная форма проведения проверки означает, что инспектор будет исследовать только документы работодателя без выезда к нему. Выездная проверка также подразумевает ее проведение на основе представленных работодателем документов и письменной информации, но она уже будет проходить по месту нахождения работодателя.

[1]

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 8.2 Закона N 294-ФЗ в целях профилактики нарушений трудового законодательства Роструд приказом от 30.12.2016 N 538 утвердил перечни правовых актов, соблюдение которых оценивается при проведении трудовой инспекцией проверок работодателей.

Общее ограничение срока проведения каждой проверки трудовой инспекцией составляет 20 рабочих дней (ч. 1 ст. 13 Закона N 294-ФЗ). Однако если инспектором проводится документарная проверка, то в определенных случаях он вправе перевести её в выездную (ч. 10 ст. 11 Закона N 294-ФЗ). В этом случае срок всей проверки будет составлять 40 рабочих дней.

Кроме того, о предстоящем проведении плановой проверки (документарной и выездной) и, в некоторых случаях, внеплановой выездной проверки работодатель должен быть уведомлен трудовой инспекцией заранее (ч. 12 ст. 9, ч. 16 ст. 10 Закона N 294-ФЗ, часть девятая ст. 360 ТК РФ).

Трудовое законодательство не устанавливает ни срока обращения работника в трудовую инспекцию, ни ограничений по временному периоду, который может быть проверен трудовой инспекцией в рамках проведения проверки. Поэтому вне зависимости от того, сколько времени прошло с момента обнаружения работником нарушения его трудовых прав, он вправе подать жалобу, а инспекция — провести проверку по этой жалобе и запросить у работодателя необходимые для проведения проверки документы за любой период, в том числе и в отношении уже уволившегося работника. А при выявлении нарушений трудового законодательства, в целях защиты трудовых прав работников выдать работодателю обязательное для исполнения предписание*(1) об устранении этих нарушений.

Порядок и сроки выполнения административных процедур при проведении проверок трудовой инспекцией установлены Административным регламентом исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 30.10.2012 N 354н. Кроме того, контрольные (надзорные) полномочия трудовой инспекции регламентированы и рядом нормативных правовых актов, которыми также руководствуются инспекторы при проведении проверок:

— Конвенцией Международной организации труда N 81 об инспекции труда (1947) и Протоколом к ней (1995);

— Положением о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утв. постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 N 875 (далее — Положение N 875);

— Методическими рекомендациями по применению должностными лицами государственных инспекций труда Закона N 294-ФЗ, утв. приказом Роструда от 24.01.2011 N 14.

*(1) Несмотря на то, что срок обращения в трудовую инспекцию законодательно не установлен, Верховный Суд РФ в определении от 28.06.2006 N 11-В06-8 сформулировал позицию, согласно которой инспектор труда, действуя в интересах работника, также как и сам работник должен соблюдать сроки для рассмотрения трудового спора, установленные ст. 392 ТК РФ. Поэтому предписание трудовой инспекции по жалобе работника, поданной им по истечении сроков, установленных ст. 392 ТК РФ: по спорам о невыплате заработной платы — 1 года, по спорам об увольнении — месячного срока, по иным спорам — трехмесячного срока, с большой вероятностью будет отменено при его обжаловании работодателем (апелляционное определение СК по гражданским делам Суда Ханты-Мансийского автономного округа от 13.01.2015 по делу N 33-190/2015, апелляционное определение СК по административным делам Челябинского областного суда от 02.12.2014 по делу N 11-12886/2014, определение Московского городского суда от 04.07.2013 N 4г-5887/13)

Проверка соблюдения трудового законодательства инспекцией труда

Главная страница Форум Гарант
Видео (кликните для воспроизведения).

Если в ГИТ обратился уволенный работник, скорее всего-с жалобой на неправомерное удержание денег при увольнении, что имеет право проверять ГИТ?
Понятно что документы общего характера: ПВТР, положения об оплате и т.д.-то, что относится ко всем работникам
Вправе ли инспектор шастать по фирме и выискивать «сопутствующие нарушения», в отношении тех работников, кто не жаловался?
Ну-те же самые нарушения в организации рабочего места, проверять договоры и выплаты других сотрудников и т.д.?

Читайте так же:  Дом куплю нижегородской области материнский капитал

И еще-в уведомлении не указано конкретно что она будет проверять
Просто :
поступило обращение такого то по нарушению в отношении него трудового законодательства, в связи с обращением планируется выездная внеплановая проверка по указанному вопросу.

Энциклопедия решений ГАРАНТ. Истребование трудовой инспекцией документов и информации

Перед началом проведения каждой проверки одновременно с копией распоряжения о проведении проверки работодателю (юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю) направляется запрос с требованием представить трудовому инспектору необходимые для проведения проверки документы. Запрос направляется любым доступным способом, подтверждающим получение его работодателем (нарочным, заказным письмом с уведомлением, посредством факсимильной связи и т.д.).

При документарной проверке истребуемые документы работодателю необходимо представить в государственную инспекцию труда по месту её нахождения в виде копий, заверенных печатью (при ее наличии) и подписью руководителя (уполномоченного должностного лица) юридического лица или индивидуального предпринимателя (ч. 6 ст. 11 Закона N 294-ФЗ). При проведении выездной проверки работодатель представляет по месту своего нахождения оригиналы запрашиваемых документов инспектору для ознакомления, а также предоставляет их заверенные копии (ч. 5. ст. 12 Закона N 294-ФЗ, абз. третий части первой ст. 357 ТК РФ).
Трудовая инспекция не вправе требовать у проверяемого работодателя сведения и документы, не относящиеся к предмету проверки, нотариального заверения копий представляемых документов, а также изымать оригиналы таких документов (ч. 7 ст. 11, п. 3 ст. 15 Закона N 294-ФЗ, п. 51 Регламента N 354н).

В частности, если предметом проверки является исполнение работодателем выданного государственной инспекцией труда предписания, то инспектор вправе требовать только сведения и документы, подтверждающие выполнение данного предписания (ч. 21 ст. 10 Закона N 294-ФЗ). Когда же проверка проводится по обращению одного работника о нарушении его трудовых прав, то инспектор труда вправе требовать документы и информацию в отношении только этого работника. Однако бывают случаи, когда работник просит не сообщать работодателю об источнике жалобы (часть вторая ст. 358 ТК РФ) либо проверка проводится по обращению гражданина, который никогда не являлся работником проверяемого работодателя. В таких случаях в целях соблюдения конфиденциальности, а также для установления факта отсутствия трудовых отношений между заявителем и проверяемым работодателем инспектор запрашивает и исследует документы по всем работникам.

При проведении проверки проверяющие не вправе требовать представления документов и (или) информации, включенных в перечень, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 19.04.2016 N 724-р (п. 8 ст. 15 Закона N 294-ФЗ), а также требовать представления документов, информации до даты начала проведения проверки (п. 9 ст. 15 Закона N 294-ФЗ).
Также при проведении трудовой инспекцией плановой проверки в любой форме (документарной или выездной) не предусмотрена обязанность использования проверочных листов (списков контрольных вопросов), поскольку несмотря на применение риск-ориентированного подхода при осуществлении надзора за соблюдением трудового законодательства, Положение N 875 такое требование не содержит (ч.ч. 11.1 и 11.2 ст. 9, ст. 8.2 Закона N 294-ФЗ, Перечень видов государственного контроля (надзора), которые осуществляются с применением риск-ориентированного подхода, утв. постановлением Правительства РФ от 17.08.2016 N 806).

Перед представлением документов в трудовую инспекцию
работодатель может предварительно самостоятельно проверить
сведения, содержащиеся в кадровых документах, на предмет
соответствия требованиям трудового законодательства с помощью
электронного сервиса Роструда «Электронный инспектор» на сайте
онлайнинспекция.рф

При проведении документарной проверки максимальный срок, в течение которого работодатель обязан представить указанные в запросе документы и письменную информацию, — 10 рабочих дней со дня получения мотивированного запроса (ч. 5 ст. 11 Закона N 294-ФЗ). В рамках проведения выездной проверки законодательство не устанавливает срок, который дается работодателю для предоставления инспектору запрашиваемых документов и информации. Этот срок зависит от объема истребуемых документов и не может превышать максимального срока предоставления документов, установленного для документарной проверки, — 10 рабочих дней. Как правило, при выездной проверке работодателю дается на это несколько дней. Конкретный срок и место представления указывается инспектором непосредственно в самом запросе. Если в указанный срок запрашиваемые документы не представлены либо представлены в неполном объеме или в искаженном виде, то это является основанием для возбуждения инспектором дела об административном правонарушении в отношении виновных должностных лиц работодателя по ст. 19.7 КоАП РФ.

В отличие от налоговых проверок, в отношении трудовых
проверок законодательство не устанавливает ограничений по
временному периоду, за который инспекторы могут проверить
документы работодателя. Поэтому трудовые инспекторы вправе
запросить необходимые для проведения проверки документы за любой
период, в том числе и в отношении уже уволившихся работников.

Вместе с тем, запрашивая документы, инспектор труда должен учитывать сроки хранения работодателем кадровых документов, которые предусмотрены разделом 7 «Трудовые отношения» и разделом 8 «Кадровое обеспечение» Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения, утвержденного приказом Министерства культуры РФ от 25.08.2010 N 558 (далее — Перечень). Так, для каждого вида документов предусмотрен свой срок хранения: личные дела, трудовые договоры и личные карточки работников должны храниться в течение 75 лет (п.п. 656-658 Перечня). А приказы о дисциплинарных взысканиях, ежегодных оплачиваемых отпусках, краткосрочных командировках, расчетные документы на выдачу заработной платы (при условии проведения проверки (ревизии)) и табели учета рабочего времени хранятся в течение 5 лет (п.п. 19, 412, 586 Перечня).

В случае невозможности предоставления каких-либо документов из списка запрашиваемых, в том числе по причине их уничтожения в связи с истечением срока хранения, работодателю необходимо представить инспектору письменные пояснения с указанием причин их отсутствия. Для подтверждения своевременного и полного исполнения обязанности по предоставлению истребуемых документов работодателю следует составить сопроводительное письмо за подписью руководителя, в котором перечислить все передаваемые документы, а также изложить всю необходимую письменную информацию по запросу. Сопроводительное письмо составляется в двух экземплярах, первый экземпляр которого вручается инспектору труда вместе с документами, а на втором экземпляре инспектор ставит отметку об их получении.

Если же работодатель полностью игнорирует законные требования инспектора о представлении документов и препятствует проведению проверки, то в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 27.2 КоАП РФ инспектором направляется запрос в органы внутренних дел (полицию) на доставление, то есть принудительное препровождение руководителя юридического лица или индивидуального предпринимателя для составления протокола об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ. Привлечение работодателя к административной ответственности не освобождает его от обязанности представить инспектору запрашиваемые документы и информацию, поэтому в любом случае представить их для проведения проверки все же придется.

Читайте так же:  Ип и учетная карточка предприятия

Обязанности и полномочия: что проверяет трудовая инспекция?

В трудовых отношениях есть 2 стороны: работник и работодатель. Но есть еще и третья сторона, которая эти отношения регулирует – это трудовая инспекция.

Проверки данного контролирующего органа – практически всегда волнительное мероприятие. Чтобы избавиться от лишних волнений и подготовиться к визиту сотрудника ГИТ, нужно знать, что проверяет трудовая инспекция. Данная статья поможет вам всесторонне изучить этот вопрос.

Поводы для визита

Внеплановые и плановые проверки имеют разные причины для проведения. Все причины, по которым инспекторы ГИТ могут посетить предприятие, перечислены в 360 статье ТК РФ.

Плановые проверки проводятся с определенной периодичностью, и могут быть инициированы по следующим причинам:

  • С даты последнего контрольного визита прошел трехлетний срок;
  • Прошло 3 года с момента регистрации фирмы;
  • С момента подачи заявления о начале деятельности компании прошел трехлетний срок.

Внеплановая проверка инициируется по мере необходимости, может проводиться на всех предприятиях. Основаниями для нее могут послужить:

  • В инспекцию поступили обращения с указаниями на несоблюдение прав трудящихся;
  • Выявлен факт задержки или невыплаты зарплаты сотрудникам;
  • Нарушение, выявленное инспекцией ранее, не было устранено в установленные сроки;
  • Поступило заявление от сотрудника организации с просьбой оценить условия труда и провести оценку рабочего места;
  • Проверку инициирует руководитель ГИТ по указу Правительства, Президента или прокуратуры.

Организация выездной проверки

Первый этап, предшествующий данному мероприятию – составление и утверждение графика в ГИТ. После утверждения этот график выставляют в открытый доступ на сайты Роструда и Генпрокуратуры. Перед самой проверкой руководитель ГИТ издает соответствующее распоряжение, в котором указывается:

  1. Наименование и реквизиты проверяемой организации.
  2. ФИО того, кто проверяет.
  3. Сроки и тема мероприятия.

После этого работодателю приходит уведомление о предстоящем инспектировании.

В день проверки инспектор должен предоставить распоряжение на проведение инспектирования, с указаниями его полномочий, темой и длительностью мероприятия. В течение этого времени сотрудник ГИТ будет тщательно выискивать недостатки и нарушения. Если нарушения незначительные, можно обойтись без штрафа или предписания: инспектор может предложить устранить их на месте.

По окончании инспектирования проверяющий должен составить акт. С ним нужно внимательно ознакомиться, и если есть пункты, с которыми вы не согласны, обязательно указать это в данном документе.

Обязанности работодателя при проведении инспектирования:

  1. Представить необходимые документы, которые связаны с темой инспектирования.
  2. Обеспечить инспектору доступ в здание компании, к рабочим местам, хоз. помещениям, к оборудованию и транспорту, числящемуся за организацией.
  3. Обеспечить присутствие директора или уполномоченного лица.
  4. Вести специальный журнал контроля ГИТ.

Что проверяют при плановой проверке?

Плановые проверки проходят во всех организациях, за исключением субъектов малого и среднего бизнеса (ст.26.1 294-ФЗ).

Цель плановой проверки – контроль соблюдения норм трудовых отношений между сотрудниками и работодателем. Основные задачи ГИТ при проведении планового контроля:

  • Организация мер, направленных на соблюдение безопасности труда;
  • Организация соблюдения прав трудящихся на их рабочих местах;
  • Работа, направленная на обеспечение соблюдения работодателями норм ТК и других нормативных актов по правам работников;
  • Консультирование трудящихся и работодателей по вопросам улучшения условий труда и соблюдения трудовых прав;
  • Донесение информации до соответствующих органов законодательной власти о нарушениях, которые не регламентируются ТК и другими нормативами по трудовому праву.
  • Контроль за соблюдением прав работников на выплаты по больничным и по страховке от травм на производстве;

Исходя из поставленных задач, можно сориентироваться, что проверяет инспекция по труду во время плановой проверки — это документация:

  1. Связанная с трудовыми отношениями (договоры, личные дела, уставы и т.д.);
  2. Связанная с оплатой труда работников (положения о зарплате и премии, бухгалтерские ведомости, расчетные листы).
  3. По рабочему графику и отпускам.
  4. По охране труда.

Однако документы, это не все, что проверяет инспекция. Кроме бумаг инспектор вправе опросить рабочих по вопросам условий и безопасности труда, взять на анализы образцы материалов, с которыми работают сотрудники организации, проверить оборудование.

При внеплановой (по жалобе работника)

Внеплановая проверка может проводиться во всех организациях. Что проверяет инспекция по труду, будет зависеть от причины, по которой проводится данное мероприятие. При документарной проверке ГИТ запрашивает те документы, которые непосредственно связаны с темой инспектирования, а вот при выездной у инспекторов полномочий больше.

При выездной внеплановой проверке сотрудники ГИТ могут ознакомиться не только с документами по теме проверки, но также провести расследование по вопросу соблюдения требований безопасности и охраны труда.

Из документов, которые проверяет трудовая инспекция, чаще всего можно выделить:

  • Договоры и трудовые книжки;
  • Бухгалтерские — расчетные листы, зарплатные ведомости;
  • По графику работ и отпускам;
  • Об аттестации сотрудников, журналы инструктажей.

Своевременная выплата зарплаты, безопасность на рабочих местах, соблюдение режима работы и отдыха – это чаще всего то, что проверяет рассматриваемый орган по жалобе работника.

Новость о внеплановом визите инспектора – неожиданность для любой организации, но даже к этому мероприятию можно подготовиться, зная, что проверяет инспекция по труду в таких случаях.

Какие документы могут потребовать специалисты?

Четкого перечня документов, которые вправе проверять инспекторы ГИТ нет, будь то плановая или внеплановая, выездная или документарная проверка – сотрудники инспекции по охране труда могут затребовать документы, которые касаются темы инспектирования, а также имеют право делать их копии или выписки из данных бумаг.

Все документы, которые проверяет трудовая инспекция, можно поделить на три блока:

  • Кадровые (договоры и трудовые книжки, личные карточки и т.д.);
  • Бухгалтерские (ведомости, выписки, расчетные листы);
  • По охране труда.

Выявляем незаконные действия инспекции по охране труда

Независимо от того, что проверяют специалисты трудовой инспекции, при проведении ревизии на предприятии у них есть не только полномочия, но и обязанности. Если инспектор каким-либо образом нарушил регламент проведения проверки, она может быть признана незаконной, а проверяющий в этом случае будет оштрафован.

Видео (кликните для воспроизведения).

Наиболее распространенные причины признания деятельности инспекции незаконными:

  1. У инспектора на руках нет распоряжения. Во время своего визита на предприятие проверяющий должен в обязательном порядке предъявить свое удостоверение и распоряжение от руководителя ГИТ.
  2. Если данный документ не был предъявлен, работодатель имеет полное право не пускать инспектора на территорию организации, а если проверяющий уже успел все проинспектировать, при этом был выписан штраф, это решение можно оспорить в суде. Исходя из практики, суды в таких ситуациях чаще всего встают на сторону работодателя.
  3. Нет конкретных оснований, в жалобе не указана четкая причина обращения. Если контроль инициируется по заявлению сотрудника компании, но конкретная жалоба в обращении не указана, то оснований для данного мероприятия нет, то есть, если проверка проведена, ее признают незаконной.
  4. Сроки. Любая проверка имеет максимальный срок (20 дней, за исключением частных случаев), и срок, установленный в распоряжении. Если проверяющий превышает срок в распоряжении, действия могут быть расценены как незаконные, а сотрудник ГИТ оштрафован.
Читайте так же:  Как сдать комнату в квартире в аренду правильно

Полезное видео

Заключение

Чтобы сэкономить время и грамотно подготовиться к визиту сотрудников ГИТ, необходимо знать, что проверяет трудовая инспекция, какие документы запрашивает, на что обращает особое внимание. Лучше всего не делать все в последний момент, а сразу соблюдать рамки закона. Четкое ведение документации и отсутствие нарушений в сфере трудовых отношений избавят вас от лишних волнений при визите трудовой инспекции.

Проверки трудовой инспекции: какие документы могут запросить у Работодателя и за какой период?

Одним из видов проверок, которым могут подвергаться в своей деятельности юридические лица и индивидуальные предприниматели, является проверка трудовой инспекцией. Трудовая инспекция в лице своих государственных инспекторов осуществляет надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (ч.1 первая ст. 353 ТК РФ).

Проверки могут быть плановые и внеплановые, то есть проводится по заранее утвержденному плану или по конкретной жалобе, например работника, и первые и вторые могут быть проведены в форме выездной или документарной.

Разница между выездной проверкой и документарной состоит в том, что в первом случае инспектор будет исследовать только документы работодателя без выезда к нему, а во втором случае, проверка будет проходить по месту нахождения работодателя. Но в любом случае, трудовая инспекция проводит проверку на основании представленных работодателем документов и письменной информации.

В своей деятельности инспекции труда руководствуются положениями Трудового кодекса РФ, Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 30 октября 2012 г. N 354н «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права» (далее по тексту «Административный регламент № 354н), а также Федеральным законом от 26 декабря 2008г. N 294-ФЗ»О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее по тексту «Закон № 294-ФЗ»).

О проведении любой проверки работодатель должен быть уведомлен (способ уведомления может быть любым: заказное письмо с уведомлением, нарочный, факс и др.).

Ему направляется копия распоряжения руководителя государственной инспекции труда о проведении проверки, составляемое по типовой форме, утвержденной приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.04.2009 N 141 (ч. 1 ст. 14 Закона N 294-ФЗ, п. 44, п. 67 Административного регламента N 354н). Одновременно с этим документом направляется запрос о предоставлении документов, на основании которых инспекторы будут делать выводы о соблюдении работодателем трудового законодательства.

Если проверка документарная, то истребуемые документы работодателю необходимо представить в государственную инспекцию труда по месту её нахождения в виде копий, заверенных печатью и подписью руководителя юридического лица или индивидуального предпринимателя (ч. 6 ст. 11 Закона N 294-ФЗ). Если выездная, то работодатель представляет по месту своего нахождения оригиналы запрашиваемых документов инспектору для ознакомления, а также предоставляет их заверенные копии (ч. 5. ст. 12 Закона N 294-ФЗ, абзац третий части первой ст. 357 ТК РФ).

При проведении плановой проверки, трудовая инспекция самостоятельно решает что, в каком объеме и на основании каких документов будет осуществляться надзор.

Однако инспекторы не вправе требовать у проверяемого работодателя сведения и документы, не относящиеся к предмету проверки, нотариального заверения копий представляемых документов, а также изымать оригиналы таких документов (ч. 7 ст. 11, п. 3 ст. 15 Закона N 294-ФЗ, п. 51 Административного регламента N 354н). Отступление от этого правила возможно, тогда, когда проверка проводится по жалобе конкретного работника с просьбой о соблюдении конфиденциальности. В этом случае, инспекторы могут проверить не только документы, которые относятся к данному работнику, но и запросить документацию по другим работникам (тех же должностей, например).

Обращаем Ваше внимание, что в отличие от иных видов проверок, в отношении проверок трудовой инспекцией законодательство не устанавливает ограничений по временному периоду, за который инспекторы могут проверить документы работодателя.

Поэтому трудовые инспекторы вправе запросить необходимые для проведения проверки документы за любой период, в том числе и в отношении уже уволившихся работников. Однако, если срок хранения запрашиваемых документов в организации к моменту проведения проверки уже истек, то работодатель вправе такие документы не предоставлять. Для инспектора необходимо будет подготовить письменные пояснения с указанием причин их отсутствия.

Для подтверждения своевременного и полного исполнения обязанности по предоставлению истребуемых документов работодателю следует составить сопроводительное письмо за подписью руководителя, в котором перечислить все передаваемые документы, а также изложить всю необходимую письменную информацию по запросу. Сопроводительное письмо составляется в двух экземплярах, первый экземпляр которого вручается инспектору труда вместе с документами, а на втором экземпляре инспектор ставит отметку об их получении.

Если же работодатель полностью игнорирует законные требования инспектора о представлении документов и препятствует проведению проверки, то в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 27.2 КоАП РФ инспектором направляется запрос в органы внутренних дел (полицию) на доставление, то есть принудительное препровождение руководителя юридического лица или индивидуального предпринимателя для составления протокола об административном правонарушении по части 1 ст. 19.4 КоАП РФ. Привлечение работодателя к административной ответственности не освобождает его от обязанности представить инспектору запрашиваемые документы и информацию, поэтому в любом случае представить их для проведения проверки все же придется.

Для справки укажем, что сроки хранения кадровой документации и иных документов, связанных с трудовыми отношениями установлены в Перечне типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций (утв. Приказом Министерства культуры РФ от 25 августа 2010 г. N 558).

  • заявления, не вошедшие в личное дело — 5 лет (п. 665 Перечня);
  • заявления претендентов на замещение вакантных должностей — 3 года после проведения конкурса на замещение вакантных должностей (п. 672 Перечня);
  • заявления лиц, не принятых на работу — 3 года (п. 663 Перечня);
  • заявление о согласии на обработку персональных данных — 75 лет, если ЭПК данные документы не отнесены к сроку хранения «постоянно» (п. 666 Перечня).

Как следует из п. 1.2 Перечня, все указанные в нем правила и сроки хранения документов обязательны для организаций независимо от вида и сферы деятельности, организационно-правовой формы и формы собственности. Для документов акционерных обществ установлен специальный порядок хранения документов. Он приведен в постановлении Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 16 июля 2003 г. N 03-33/пс. Хранить документы можно как в организации, так и в архиве. Срок хранения документа исчисляется с 1 января года, следующего за годом, когда документ был оформлен.

Читайте так же:  Справка о доходах за 3 месяца

За нарушение архивного законодательства руководителя компании могут привлечь к административной ответственности.

Наказание может быть в виде предупреждения или штрафа. Размер штрафа составляет от 300 до 500 рублей (ст. 13.20 КоАП РФ).

[2]

Рассматриваемый нами порядок предоставления документов, не распространяется на расследования несчастных случаев на производстве (п. 5 ч. 3 ст. 1 Закона N 294-ФЗ). Если поводом к проведению проверки послужило обращение работника о причинении вреда жизни и (или) здоровью граждан и при проведении проверки выявлены нарушения установленного порядка расследования несчастного случая, в том числе факты сокрытия работодателем несчастного случая на производстве, то инспектор вправе самостоятельно провести его расследование в порядке, установленном ст.ст. 229.2, 229.3 ТК РФ и Положением об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, утвержденном постановлением Минтруда РФ от 24.10.2002 N 73.

В этом случае работодатель обязан не только обеспечить доступ на свою территорию проводящих выездную проверку инспекторов и участвующих в ней экспертов, а также предоставить возможность ознакомиться непосредственно с оригиналами документов, которые связаны с целью, задачами и предметом проверки (ч. 5 ст. 12 Закона N 294-ФЗ). Кроме того работодатель обязан по требованию инспектора предоставить копии этих документов, заверенные печатью и подписью руководителя (индивидуального предпринимателя) или его уполномоченного представителя, если выездной проверке не предшествовало проведение документарной проверки и они не были предоставлены ранее (абзац третий части первой ст. 357 ТК РФ). Если предоставить документы в текущий момент не представляется возможным, инспектор вручает работодателю мотивированный запрос с требованием представить эти документы (оригиналы и копии).

Срок предоставления документов законодательством не регламентирован, поэтому инспектор устанавливается его самостоятельно либо по согласованию с работодателем. Обычно работодателю дается на это несколько дней.

Если работодатель в установленный срок документы не представит или будет препятствовать проведению проверки (например, не пустит инспектора на свою территорию), то это является основанием для возбуждения инспектором дела об административном правонарушении в отношении виновных должностных лиц работодателя по ч. 1 ст. 19.4 и ст. 19.7 КоАП РФ. В целях составления протокола об административном правонарушении инспектор может направить запрос в органы внутренних дел (полицию) на доставление, то есть принудительное препровождение руководителя юридического лица или индивидуального предпринимателя в служебное помещение органа внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 1 ст. 27.2 КоАП РФ).

Что проверяет трудовая инспекция при плановой проверке?

Что проверяет трудовая инспекция при плановой проверке, подробно расскажем в этом материале, а также разъясним, как формируется план проверок ГИТ, где с ним ознакомиться и какие полномочия имеются у проверяющих.

Нормативное регулирование плановых проверок трудовой инспекции

Правовые основы проведения проверок Государственной инспекцией труда содержатся в следующих нормативных актах:

  • конвенция Международной организации труда «Об инспекции труда…» от 11.07.1947 № 81 (далее — Конвенция МОТ);
  • глава 57 Трудового кодекса РФ (далее — ТК РФ);
  • закон «О защите прав…» от 26.12.2008 № 294-ФЗ (далее — закон 294-ФЗ);
  • Положение о надзоре за соблюдением трудового законодательства, утв. постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 № 875 (далее — Положение);
  • Административный регламент исполнения ГИТ функции по надзору за соблюдением трудового законодательства, утв. приказом Минтруда от 30.10.2012 № 354н (далее — Регламент);
  • Методические рекомендации по планированию ГИТ в субъектах РФ мероприятий по надзору за соблюдением трудового законодательства, утв. приказом Роструда от 28.10.2010 № 455 (далее — Методические рекомендации).

Что проверяет ГИТ при плановой проверке?

Надзорная деятельность трудовой инспекции направлена на обнаружение любых нарушений законодательства о труде и привлечение виновных в них лиц к ответственности. Для этого законом как раз и предусмотрена такая форма надзора, как проведение плановых и внеплановых проверок (ст. 356 ТК РФ).

Методические рекомендации (подп. 2.6 п. 2) выделяют комплексные и тематические плановые проверки ГИТ. Предмет первых — соблюдение трудового законодательства в целом (по основным институтам трудового права). Тематические проверки могут касаться определенного аспекта трудовых отношений, например:

  • их надлежащего оформления;
  • оплаты труда;
  • заключения коллективного договора;
  • рабочего времени и времени отдыха;
  • предоставления гарантий и компенсаций;
  • обеспечения средствами индивидуальной защиты;
  • оформления и расследования несчастных случаев на производстве;
  • соблюдения трудовых прав женщин и т. д.

На практике в планах в качестве цели проверки указывается «соблюдение законодательства о труде и об охране труда». Предугадать заранее, что именно будет интересовать инспекторов, вряд ли возможно.

ГИТ также вправе проверять выполнение предписаний об устранении нарушений и проведении мероприятий по их предотвращению, выданных по результатам ранее проведенных проверок.

Соблюдение работодателем условий локальных нормативных актов (ЛНА), коллективных и трудовых договоров прямо не включено в предмет проверок ГИТ. Но обязанность по их исполнению установлена в ч. 2 ст. 22 ТК РФ. Поэтому проверки проводятся и в этой части.

Как узнать, когда будет плановая проверка ГИТ в 2018 году?

Как узнать, когда будет проверка трудовой инспекции? Сделать это можно 2 способами:

  • Во-первых, трудовые инспекции по субъектам РФ обязаны публиковать планы на официальном сайте в интернете (ч. 5 ст. 9 закона 294-ФЗ). Обычно план размещается в виде файла в формате Excel. Среди прочих сведений указывается и месяц начала проверки. Срок размещения — до 1 декабря года, предшествующего году проверки (п. 40 Регламента).
  • Во-вторых, в срок до 31 декабря каждого года сведения о проверках на будущий год включаются в единый сводный план проверок субъектов предпринимательства (ч. 7 ст. 9 закона 294-ФЗ).

На сайте Генеральной прокуратуры РФ имеется сервис, позволяющий выяснить наличие запланированных в отношении предприятия проверок (причем не только со стороны ГИТ). Для этого достаточно ввести хотя бы ИНН организации или предпринимателя. В результате будут показаны:

  • проверяющие органы;
  • предмет проверки;
  • месяц начала проверки;
  • срок проверочных мероприятий.

Конкретную дату начала проверки заранее узнать невозможно. Однако, согласно ч. 12 ст. 9 закона 294-ФЗ, о начале контрольных мероприятий предприятие уведомляется не позднее чем за 3 рабочих дня до начала проведения путем направления копии соответствующего приказа.

Периодичность планового контроля трудовой инспекции

Ранее проверки ГИТ проводились не чаще, чем 1 раз в 3 года. С февраля 2017 года при осуществлении надзора в сфере труда применяется риск-ориентированный подход (п. 17 Положения). Планы проверок на 2018 год были сформированы уже с учетом этого подхода.

Читайте так же:  До какого года можно использовать материнский капитал

Суть подхода в том, что всем организациям и предпринимателям присваивается определенная категория риска. Порядок ее присвоения урегулирован Правилами, утв. постановлением Правительства РФ от 17.08.2016 № 806. В зависимости от категории риска устанавливается частота проверок:

  • высокий — 1 раз в 2 года;
  • значительный — 1 раз в 3 года;
  • средний — 1 раз в 5 лет;
  • умеренный — 1 раз в 6 лет.

ВАЖНО! Плановые проверки предприятий с низким риском не проводятся. Если категория риска не была присвоена, предприятие считается обладающим низким риском.

Сведения о компаниях с первыми двумя категориями риска публикуются на официальном сайте Федеральной службы по труду и занятости. Кроме того, любое предприятие может узнать свою категорию риска по письменному запросу в Государственную инспекцию труда. Ответ направляется в течение 15 рабочих дней с момента поступления запроса. Имеется возможность подать заявление об изменении категории риска.

В отношении предприятий, ведущих деятельность в сферах здравоохранения, электроэнергетики, образования и некоторых других, установлены особые сроки проверок вне зависимости от категории риска (см. ч. 9 ст. 26.1 закона 294-ФЗ; Перечень, утв. постановлением Правительства РФ от 23.11.2009 № 944). Их могут проверять даже чаще, чем 1 раз в 2 года.

Принципы формирования плана проверок ГИТ

Исчерпывающий перечень оснований для проведения плановых проверок трудовой инспекции установлен в ч. 8 ст. 9 закона 294-ФЗ. Ими являются истечение обозначенных выше сроков со дня:

  • Регистрации организации или предпринимателя.
  • Окончания предыдущей плановой проверки.
  • Начала ведения предприятием определенных видов предпринимательской деятельности.

В случае проведения безосновательных проверок одновременно наступают следующие последствия:

  • результаты их недействительны;
  • виновные должностные лица подлежат административной ответственности по ст. 19.6.1 КоАП РФ.

В соответствии со ст. 26.1 закона 294-ФЗ плановые проверки до конца 2018 года не проводятся в отношении субъектов малого бизнеса. Есть 2 исключения:

  1. Компании, для которых установлены особые сроки проверок (о них мы упоминали ранее).
  2. Предприятия, которые по итогам предыдущей плановой проверки, проведенной в течение 3 предшествующих лет, привлекались к административной ответственности за грубые нарушения законодательства либо понесли наказание в форме приостановления/отзыва лицензии, дисквалификации, приостановления деятельности.

Необоснованно включенные в план проверок субъекты малого предпринимательства имеют право подать заявление об исключении из этого плана.

Отметим, что наличие оснований для плановой проверки еще не означает, что компанию непременно включат в план. И если она не попала в утвержденный план, то включение ее туда в последующем не допускается. Исчерпывающие основания для корректировки плана содержатся в п. 41 Регламента. Касаются они лишь исключения из плана и изменения сведений о проверяемых.

Полномочия инспекторов при проведении проверок

Права государственных инспекторов труда закреплены в ст. 357 ТК РФ. Так, в рамках проверки они могут:

  • в любое время суток беспрепятственно посещать территорию любых работодателей (в том числе и физических лиц);
  • запрашивать у работодателей документы, объяснения и иную информацию;
  • отбирать для анализа образцы обрабатываемых и используемых веществ и материалов и т. д.

Кроме того, на основании ст. 12 Конвенции МОТ инспектора ГИТ могут задавать вопросы непосредственно персоналу предприятия.

Вместе с тем проверяющие должны неукоснительно соблюдать требования закона (ст. 358 ТК РФ). Работодателю необходимо изучить, какие обязанности и ограничения установлены для инспекторов. В случае нарушений следует обжаловать их действия. Так, пройти на территорию работодателя инспектора могут только при предъявлении служебных удостоверений и приказа о проверке (п. 47 Регламента).

Ограничения для проверяющих установлены в ст. 15 закона 294-ФЗ. Например, запрещено:

  • проводить проверку в отсутствие руководителя предприятия, предпринимателя, другого должностного лица или уполномоченных ими представителей;
  • запрашивать сведения, не относящиеся к предмету проверки;
  • распространять полученную в ходе проверки информацию, составляющую охраняемую законом тайну;
  • предлагать оплатить контрольные мероприятия;
  • требовать информацию до начала проверки и т. д.

Безосновательное воспрепятствование проверяющим или уклонение от проверки грозит работодателю штрафами по ч. 1 ст. 19.4 и/или ст. 19.7 КоАП РФ.

Какие документы может потребовать ГИТ?

Представители трудовой инспекции вправе требовать от работодателя любые документы, относящиеся к предмету проверки. Среди них:

  1. Устав организации, свидетельства о регистрации и о постановке на учет в налоговой инспекции, положение о филиале и т. д.
  2. Кадровые документы: трудовые и коллективные договоры, трудовые книжки, приказы, штатное расписание, табели учета рабочего времени и др.
  3. Локальные нормативные акты: об оплате труда, о персональных данных, командировках, правилах внутреннего трудового распорядка, об охране труда и т. д.
  4. Бухгалтерские документы, касающиеся начисления и выплаты заработной платы: платежные ведомости, лицевые счета, расчетные листки и т. д.
  5. Журналы инструктажей по технике безопасности, по учету несчастных случаев и пр.

ВАЖНО! Инспектора не имеют права запрашивать сведения, которые они могут получить в рамках межведомственного взаимодействия: сведения из ЕГРЮЛ, ЕГРИП, ЕГРН, данные о состоянии расчетов по страховым взносам и т. д. (п. 8 ст. 15 закона №294-ФЗ, п. 51.1 Регламента).

Закон не устанавливает ограничений по периоду, за который проводится проверка. Вместе с тем возможно, что срок хранения документов истек и они были уничтожены. Тогда работодатель может не предоставлять эти документы, направив письменные объяснения о причинах их отсутствия. Отметим, что сроки хранения кадровых документов и прочих документов, относящихся к трудовым отношениям, установлены в перечне, утв. приказом Минкульта от 25.08.2010 № 558.

Плановые контрольные мероприятия ГИТ направлены на выявление, пресечение нарушений трудового законодательства и привлечение виновных к ответственности. Проверка может быть посвящена как общим институтам трудового права, так и специфическим. Узнать заранее, какие документы заинтересуют надзорный орган, невозможно. Работодателю рекомендуется ежегодно знакомиться с планом проведения проверок, чтобы встретить инспекторов во всеоружии.

Источники


  1. Чернявский, А. Г. Теория государства и права в схемах. Учебное пособие / А.Г. Чернявский. — М.: КноРус, 2016. — 112 c.

  2. Миронов Иван Суд присяжных. Стратегия и тактика судебных войн; Книжный мир — М., 2015. — 672 c.

  3. Оксамытный, В.В. Теория государства и права / В.В. Оксамытный. — М.: ИМПЭ-ПАБЛИШ, 2004. — 563 c.
Проверка соблюдения трудового законодательства инспекцией труда
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here