Средства от приносящей доход деятельности бюджетного учреждения

Ответы на вопросы по теме: "Средства от приносящей доход деятельности бюджетного учреждения" с полным описанием проблематики и способов решения. При возникновении дополнительных вопросов - задавайте их дежурному юристу.

Средства от приносящей доход деятельности бюджетного учреждения

Дата документа 06.11.2019
Метки Методика

ДОХОДЫ БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ОТ ПРИНОСЯЩЕЙ ДОХОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, СМЕТА ДОХОДОВ И РАСХОДОВ

Как Вы знаете, бюджетные учреждения наделены российским законодательством правом осуществления приносящей доход деятельности при условии, что эта деятельность служит достижению целей, ради которых было создано бюджетное учреждение, соответствует этим целям и указана в его учредительных документах.
О доходах бюджетного учреждения от приносящей доход деятельности мы поведем речь в этой статье, а также коснемся иных вопросов, связанных с этой деятельностью.

То, что бюджетное учреждение вправе осуществлять деятельность, приносящую доходы, следует не только из пункта 3 статьи 298 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ), положения которого мы процитировали в начале статьи, но также из пункта 2 статьи 24 Федерального закона от 12.01.1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон N 7-ФЗ). Помимо условий, позволяющих осуществлять приносящую доход деятельность, статьей определено, что такой деятельностью признается, в частности, приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика. Между тем, законодательством Российской Федерации могут устанавливаться ограничения на предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность некоммерческих организаций отдельных видов, а в части учреждений, в том числе, отдельных типов (пункт 2 статьи 24 Закона N 7-ФЗ).

В бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества. Субсидии могут предоставляться и на иные цели (абзацы первый и второй пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее — БК РФ)).
Бюджетные учреждения, в отношении которых органами государственной власти и местного самоуправления принято решение о предоставлении им субсидии в соответствии с пунктом 1 статьи 78.1 БК РФ, составляют План финансово-хозяйственной деятельности.

Обратите внимание. Доступ к полному содержимому данного документа ограничен.

В данном случае предоставлена только часть документа для ознакомления и избежания плагиата наших наработок.
Для получения доступа к полным и бесплатным ресурсам портала Вам достаточно зарегистрироваться и войти в систему.
Удобно работать в расширенном режиме с получением доступа к платным ресурсам портала, согласно прейскуранту.

Средства от приносящей доход деятельности бюджетного учреждения

Дата документа 01.08.2009
Метки Статья

УЧЕТ СРЕДСТВ ОТ ПРИНОСЯЩЕЙ ДОХОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ЧТО НОВОГО?

Король Е.А.,
советник государственной гражданской службы
Российской Федерации 3-го класса
Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю,
к.э.н.

С 1 января 2009 года вступил в силу новый Порядок осуществления федеральными бюджетными учреждениями операций со средствами, полученными от приносящей доход деятельности, утвержденный приказом Минфина России от 01.09.2008 № 88н (далее — Приказ № 88н). В данной статье пойдет речь о разъяснении отдельных положений Приказа № 88н, поговорим также и о других вопросах, связанных с осуществлением операций по приносящей доход деятельности.

Учет средств от приносящей доход деятельности учреждений субъектов РФ (муниципальных образований)

Федеральное казначейство в письме от 05.06.2009 № 42-7.4-05/5.3-316 разъяснило, что порядок учета средств, полученных бюджетными учреждениями субъектов РФ (муниципальных образований) от приносящей доход деятельности, определяется в соответствии с законом (решением) о бюджете субъекта РФ (муниципального образования).
Учет может происходить двумя способами:
1) средства включаются в состав доходов получателей бюджетных средств, полученных от приносящей доход деятельности.
В этом случае они учитываются по соответствующему коду доходов бюджетной классификации РФ группы 000 3 00 00000 00 0000 000 «Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности».

Обратите внимание. Доступ к полному содержимому данного документа ограничен.

В данном случае предоставлена только часть документа для ознакомления и избежания плагиата наших наработок.
Для получения доступа к полным и бесплатным ресурсам портала Вам достаточно зарегистрироваться и войти в систему.
Удобно работать в расширенном режиме с получением доступа к платным ресурсам портала, согласно прейскуранту.

Приложение N 2. Порядок зачисления и расходования средств, полученных бюджетными учреждениями от приносящей доход деятельности

Приложение N 2
к постановлению Мэра
города Абакана
от 31.12.2008 г. N 2507

Порядок
зачисления и расходования средств, полученных бюджетными
учреждениями от приносящей доход деятельности

1. Общие положения

Настоящий Порядок разработан в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и приказом Министерства финансов от 1 сентября 2008г. N 88н «О порядке осуществления федеральными бюджетными учреждениями операций со средствами, полученными от приносящей доход деятельности» , и регламентирует вопросы зачисления в доход бюджета и расходования средств от оказания платных услуг, в качестве безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц , от иной приносящей доход деятельности ( далее средства от приносящей доход деятельности) бюджетных учреждений, финансируемых из бюджета города Абакана (далее городской бюджет).

Средства, полученные от приносящей доход деятельности бюджетных учреждений (за вычетом налогов), являются доходами городского бюджета и отражаются в доходной части бюджета по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации.

Для учета средств, полученных от приносящей доход деятельности Управление Федерального казначейства по Республике Хакасия в ГРКЦ Национального Банка России г. Абакана открывает балансовый счет 40703 «Счета негосударственных предприятий. Некоммерческие организации», с открытием и ведением разделов на лицевых счетов получателей бюджетных средств по учету операций со средствами, полученными от приносящей доход деятельности, указанным в Сводном реестре главных распорядителей и получателей средств городского бюджета, на основании разрешений, выдаваемых Бюджетно-казначейским Управлением Администрации города Абакана (далее БКУ ) в соответствии с настоящим Порядком.

Операции на балансовом счете 40703 осуществляются Отделением на основании Соглашения с Администрацией города Абакана.

Доходы и расходы от приносящей доход деятельности учитываются в разрезе кодов бюджетной классификации на основании смет, утвержденных главным распорядителем и согласованных с БКУ. Изменения , утвержденных смет получателей бюджетных средств , производятся на основании внесенных в законодательном порядке изменений в Решение о бюджете.

Главные распорядители и получатели средств бюджета несут ответственность за соблюдение законности по составлению расчетов к смете и целевому использованию этих средств.

2. Порядок зачисления доходов и расходования средств,
полученных от приносящей доход деятельности

Оплата услуг (работ, товаров) бюджетным учреждениям производится потребителями в наличной и безналичной формах.

Оплата потребителем стоимости услуги (работы, товара) в безналичной форме осуществляется на лицевой счет бюджетного учреждения. Потребители оформляют платежное поручение в соответствии с Правилами, утвержденными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 24 ноября 2004 года N 106н. В случае оплаты по квитанциям формы ПД-4сб (налог) также должен быть указан код доходов бюджетной классификации. Номер лицевого счета бюджетного учреждения проставляется в поле «Получатель». Бюджетные учреждения информируют плательщиков о требованиях по правильности заполнения ими платежных поручений и квитанций, форма ПД-4сб (налог) в части реквизитов получателя средств, счета 40703, указания кода бюджетной классификации и источника поступления доходов согласно смете доходов и расходов и разрешению на открытие лицевых счетов по учету средств, полученных от приносящей доход деятельности.

Читайте так же:  Наделение долей детей материнский капитал

При оплате потребителем стоимости услуг (работ, товаров) наличными деньгами в кассу бюджетное учреждение сдает денежную наличность на счета на балансовом счете 40116 «Средства для выплаты наличных денег бюджетополучателям» органов Федерального казначейства, по месту открытия лицевых счетов , для последующего зачисления средств органами Федерального казначейства на лицевые счета получателей бюджетных средств. В объявлении на взнос наличными, форма 0402001, указывается код доходов бюджетной классификации и источник доходов согласно смете доходов и расходов учреждения и разрешения на осуществление приносящей доход деятельности.

Возврат переплат по доходам осуществляется бюджетным учреждением самостоятельно с его лицевого счета за счет поступлений доходов от приносящей доход деятельности, в уменьшение по коду дохода, по которому поступила переплата.

Бюджетные учреждения осуществляют уплату соответствующих налогов, сборов и иных обязательных платежей в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах. Налоги, сборы, иные обязательные платежи, связанные с осуществлением приносящей доход деятельности , уплачиваются за счет общих поступлений от указанной деятельности с лицевого счета получателя бюджетных средств в уменьшение по соответствующему коду доходов бюджетной классификации.

Суммы поступлений от возврата дебиторской задолженности текущего года учитываются на лицевых счетах получателя бюджетных средств как восстановление кассовых расходов. Возврат дебиторской задолженности прошлых лет учитывается как поступление доходов текущего года без включения в разрешение получателя.

Расходование средств, полученных от приносящей доход деятельности, с лицевых счетов производится в соответствии со сметой доходов и расходов, утвержденной главным распорядителем средств городского бюджета в пределах остатка по соответствующим кодам классификации расходов денежных средств указанных в смете.

Средства, не использованные по состоянию на 31 декабря текущего года , переносятся как входящий остаток на 1 января следующего года.

3. Порядок учета операций со средствами, полученными, от приносящей
доход деятельности, в органах Федерального казначейства

Операции со средствами, полученными от приносящей доход деятельности, учитываются Отделением по кодам бюджетной классификации Российской Федерации в следующем порядке:

— по поступлениям — по коду администратора доходов городского бюджета , виду доходов (группа, подгруппа, статья, подстатья, элемент), подвиду доходов, коду операций сектора государственного управления доходов бюджетов Российской Федерации;

— по выплатам — по коду главного распорядителя, получателя средств бюджета города Абакана, разделу и подразделу , целевой статье, виду расходов и коду операций сектора государственного управления расходов бюджетов Российской Федерации.

Учет операций по поступлениям, требующим уточнения вида и принадлежности платежа в части реквизитов получателя средств, счета 40703, указания кода бюджетной классификации или источника поступления доходов осуществляется на лицевых счетах соответствующих администраторов доходов.

Отделение предоставляет информацию в БКУ об операциях со средствами, полученными от приносящей доход деятельности, в соответствии с регламентом о порядке и условиях обмена информацией между Отделением и БКУ при кассовом обслуживании операций со средствами от приносящей доход деятельности.

4. Отчетность об использовании средств, полученных
от приносящей доход деятельности.

Ежемесячная отчетность по средствам, полученным из внебюджетных источников, составляется БКУ на основании данных Отделения по кассовым операциям, предоставляемых в соответствии с Регламентом. Показатели бюджетного учета сверяются с идентичными показателями отчета о кассовых поступлениях и выбытиях (органа, осуществляющего кассовое обслуживание исполнения бюджета) (форма 0521423, утвержденная приказом Федерального казначейства от 8 августа 2005 года N 9н).

В составе квартальной и годовой отчетности главные распорядители и получатели средств республиканского бюджета представляют бюджетную отчетность по средствам, полученным из внебюджетных источников, в БКУ по следующим формам, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13 ноября 2008 года N 128н:

— баланс исполнения бюджета главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (форма 0503130);

— отчет о финансовых результатах деятельности (форма 0503121);

— отчет об исполнении смет доходов и расходов по приносящей доход деятельности (форма 0503137);

— а также отчет о кредиторской и дебиторской задолженности учреждений, осуществляющих внебюджетную деятельность, по форме, утвержденной приказом Министерства финансов и экономики Республики Хакасия от 18 июня 2004 года N 7-од.

Отчеты главных распорядителей и получателей по средствам, полученным от приносящей доход — деятельности, включаются в консолидированную отчетность об исполнении городского бюджета .

5. Порядок оформления и выдачи разрешений на осуществление
приносящей доход деятельности

Разделы на лицевых счетах получателей бюджетных средств по учету операций со средства от приносящей доход деятельности, открываются только при наличии письменного разрешения БКУ по каждому клиенту на осуществление приносящей доход деятельности.

В случае принятия и введения в действие новых законодательных актов, упраздняющих или устанавливающих источники образования и (или) направления расходования средств, оформляется дополнение к разрешению.

Разрешения на могут быть отозваны БКУ в случае нарушения порядка формирования и использования , указанных в разрешении средств, а также в случае непредставления установленной отчетности или нарушения сроков ее представления.

Для оформления разрешения бюджетное учреждение представляет в бухгалтерию БКУ следующие документы:

а) заявление на выдачу разрешения, которое оформляется на бланке организации по форме 1;

б) визовой экземпляр разрешения, подписанный руководителем и главным бухгалтером и заверенный оттиском печати бюджетного учреждения, в одном экземпляре по форме 2;

в) заполненный бланк разрешения в трех экземплярах по форме 3;

г) копия положения или устава;

д) копии действующих нормативных правовых актов, являющихся основанием образования и расходования средств, полученных от приносящей доход деятельности;

БКУ в течение пяти рабочих дней рассматривает и проверяет указанные документы. При наличии замечаний представленные документы не позднее истечения установленного для согласования срока возвращаются учреждению на доработку.

Визовой экземпляр разрешения остается в БКУ , а три подписанных экземпляра разрешения выдаются получателю разрешения для открытия раздела на лицевом счете получателя бюджетных средств по учету средств, полученных от приносящей доход деятельности, и проставления отметки органа Федерального казначейства об открытии этого счета, после чего один экземпляр остается в органе Федерального казначейства, второй экземпляр — у владельца счета, а третий экземпляр в трехдневный срок со дня открытия счета представляется владельцем счета в БКУ с отметкой органа Федерального казначейства об открытии раздела.

В случае принятия и введения в действие законодательных актов, упраздняющих или устанавливающих источники образования и (или) направления расходования средств, оформляется дополнение к разрешению согласно формам 4, 5.

Порядок оформления дополнения к разрешению и порядок его доведения аналогичен порядку оформления и доведения разрешения за исключением того, что в дополнение к разрешению не требуется представления документов, предусмотренных в подпунктах «г» и «д» пункта 2 настоящего Порядка.

При выявленных нарушениях порядка формирования и использования средств от приносящей доход деятельности, а также порядка представления отчетности БКУ уведомляет учреждение о возможности отзыва ранее выданного разрешения. В случае не устранения допущенных нарушений или повторного выявления нарушений порядка формирования и (или) использования средств, а также порядка представления отчетности БКУ за десять дней до отзыва разрешения выдает учреждению под расписку уведомление об отзыве разрешения в трех экземплярах по форме 6.

После получения уведомления учреждение закрывает в установленном порядке раздел на лицевом счете получателя бюджетных средств для учета операции операций со средствами, полученными от приносящей доход деятельности , открытый в органе Федерального казначейства, с предъявлением трех экземпляров уведомления. При этом один экземпляр уведомления остается в органе Федерального казначейства, второй экземпляр — у учреждения, а третий экземпляр в трехдневный срок со дня закрытия счета представляется в БКУ с отметкой органа Федерального казначейства о закрытии раздела.

Читайте так же:  Приказ об установлении учебной нагрузки педагогическим работникам

Повторно выдача разрешения осуществляется только после устранения допущенных нарушений.

В случае ликвидации или реорганизации учреждения, а также отмены законодательных актов, являющихся основанием для образования и использования средств, полученных от приносящей доход деятельности, отзыв разрешения осуществляется в вышеуказанном порядке.

Все выданные разрешения регистрируются БКУ в отдельном журнале регистрации разрешений на открытие текущих счетов по учету средств, полученных из внебюджетных источников, по форме 7 (с присвоением номера, указанием наименования получателя, даты выдачи разрешения, даты и причины отзыва разрешения) и выдаются под расписку.

6. Применения порядка.

Данный порядок применяется с 1 января 2009 году для всех учреждений Администрации города Абакана, получающих средства от приносящей доход деятельности.

Раздел 5. Расходование средств от приносящей доход деятельности

5. Расходование средств от приносящей доход деятельности

5.1. Средства от приносящей доход деятельности, зачисленные на лицевой счет учреждения, расходуются в соответствии с утвержденной сметой доходов и расходов по кодам классификации расходов бюджетов Российской Федерации в пределах остатка средств на лицевом счете учреждения с учетом ограничения средств по источникам образования дохода (невыясненные поступления).

5.2. Платежные поручения представляются в Департамент финансов в электронном виде с ЭЦП.

В случае отсутствия у учреждения ЭЦП платежные поручения представляются на бумажном носителе в двух экземплярах. Первый экземпляр платежного поручения на бумажном носителе подписывается руководителем и главным бухгалтером учреждения и заверяется оттиском его печати. Если дата платежного поручения не соответствует дате его фактического представления более чем на один день, представитель учреждения обязан на первом экземпляре платежного поручения указать дату его фактического представления.

5.3. Департамент финансов проверяет представленные учреждением платежные поручения в день их поступления на правильность оформления, соответствие указанных в них кодов классификации расходов бюджетов Российской Федерации содержанию операции и смете доходов и расходов, а также направлениям использования, указанным в Разрешении (Дополнении к Разрешению).

5.4. Департамент финансов отказывает в приеме платежного поручения в случае:

непредставления учреждением утвержденной сметы доходов и расходов;

несоответствия подписей на платежном документе образцам подписей в карточке образцов подписей и оттиска печати (при предоставлении платежного поручения на бумажном носителе);

недостаточности остатка средств на лицевом счете с учетом ограничения средств по источникам образования дохода (невыясненные поступления);

несоответствия расходов, указанных в платежных поручениях, кодам классификации расходов бюджетов Российской Федерации, указанным в Разрешении (Дополнении к Разрешению) и смете доходов и расходов;

несоответствия содержания производимой операции коду классификации расходов бюджетов Российской Федерации, указанному в платежном поручении;

[1]

превышения суммы платежного поручения над объемом сметных назначений по кодам классификации расходов бюджетов Российской Федерации.

5.5. Платежные поручения, прошедшие контроль, включаются в реестр на оплату расходов получателей средств бюджета городского округа Самара.

5.6. Департамент финансов формирует электронный пакет платежных документов и отправляет его в электронном виде в банк.

5.7. Для получения наличных денежных средств учреждения представляют в Департамент финансов заявление на получение чека в электронном виде с ЭЦП или на бумажном носителе, доверенность на бумажном носителе и чековую книжку с выписанным денежным чеком накануне дня их получения.

Заявление на получение чека проверяется на наличие достаточного остатка средств на лицевом счете, соответствие расходам, указанным в Разрешении (Дополнении к Разрешению) и смете доходов и расходов.

Выдача чековых книжек с оформленными подписями чеками производится Департаментом финансов на следующий день после представления документов.

5.8. Возврат дебиторской задолженности текущего года и прошлых лет, образовавшейся у учреждения в процессе исполнения сметы доходов и расходов, учитывается на лицевом счете как восстановление кассового расхода с отражением по тем кодам классификации расходов бюджетов Российской Федерации, по которым был произведен кассовый расход (с учетом действующей в текущем году бюджетной классификации Российской Федерации). При этом в платежном поручении в поле «Назначение платежа» обязательно указывается лицевой счет, а также номер и дата платежного поручения, по которому был ранее произведен платеж.

5.9. Учреждение в пределах текущего финансового года вправе уточнять коды бюджетной классификации Российской Федерации по операциям текущего года, отраженным на лицевом счете. Для уточнения операции учреждение представляет в Департамент финансов Уведомление об уточнении вида и принадлежности платежа по форме согласно приложению N 8 к настоящему Порядку или Уведомление об уточнении кода бюджетной классификации Российской Федерации по произведенным кассовым выплатам по форме согласно приложению N 9 к настоящему Порядку в электронном виде с ЭЦП или на бумажном носителе.

5.10. Департамент финансов не позднее следующего рабочего дня после поступления выписки банка со счета 40703 Департамента финансов, открытого для отражения операций со средствами учреждений от приносящей доход деятельности, формирует два экземпляра выписки по лицевому счету учреждения, один из которых выдается учреждению, другой остается в Департаменте финансов с приложением платежных документов и отметкой об их исполнении. К выписке из лицевого счета, остающейся в Департаменте финансов, прикладываются реестры платежных документов по поступившим средствам и платежные документы по расходованию средств с отметкой об их исполнении. Выписка из лицевого счета не комплектуется платежными документами, переданными учреждениями в электронном виде с ЭЦП.

5.11. Учреждение не позднее трех рабочих дней после получения выписки из лицевого счета обязано письменно сообщить в Департамент финансов о суммах, ошибочно отраженных на лицевом счете. При отсутствии возражений в указанные сроки операции и остатки, отраженные на лицевом счете, считаются подтвержденными.

[2]

>
Заключительные положения
Содержание
Постановление Администрации городского округа Самара от 15 марта 2011 г. N 151 «Об отдельных мерах по совершенствованию.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Закупка за счет средств от приносящей доход деятельности правомерна

Бюджетное учреждение собирается участвовать в конкурсе на закупку компьютерного оборудования по Федеральному закону от 05.04.2013 № 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”. Имеет ли учреждение право на оплату всей суммы контракта провести средствами, полученными от предпринимательской деятельности, или необходимо хоть какую-то часть суммы оплатить бюджетными средствами?

Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон № 44-ФЗ) бюджетные учреждения осуществляют закупки за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы РФ, и иных средств в соответствии с требованиями этого закона, за исключением, в частности, случаев, предусмотренных ч. 2 той же статьи. В силу ч. 2 ст. 15 Закона № 44-ФЗ при наличии правового акта, принятого бюджетным учреждением в соответствии с ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц” (далее – Закон № 223-ФЗ) и размещенного до начала года в единой информационной системе, учреждение вправе осуществлять в соответствующем году с соблюдением требований указанных Закона № 223-ФЗ и правового акта (положения о закупке) закупки за счет средств, поименованных в данной части. При этом решение об осуществлении закупок за счет средств, указанных в п.п. 1-3 ч. 2 ст. 15 Закона № 44-ФЗ, в порядке, установленном Законом № 44-ФЗ, или в соответствии с Законом № 223-ФЗ не может быть изменено в текущем году (ч. 3 ст. 15 Закона № 44-ФЗ).

Читайте так же:  Договор займа под материнский капитал

Видео (кликните для воспроизведения).

Ответ подготовил: Александров Алексей, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ответ прошел контроль качества

Свежие новости цифровой экономики на нашем канале в Телеграм

Средства от приносящей доход деятельности бюджетного учреждения

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Краевое государственное бюджетное учреждение (Камчатский край) оказывает услуги в рамках государственного задания и иной приносящей доход деятельности на одном и том же имущественном комплексе с привлечением одних и тех же сотрудников. Учреждение по заданию учредителя выполняет работы по организации мероприятий. В качестве иной приносящей доход деятельности учреждение оказывает услуги гостиницы.
Учредителем выделены средства на финансирование расходов на заработную плату, общехозяйственных расходов (коммунальные услуги, услуги связи, ремонт основных средств) и расходов на уплату налога на имущество (в размере 100%).
Каков порядок распределения вышеуказанных расходов между финансируемой за счет сумм субсидий деятельностью и иной приносящей доход деятельностью?
Имеет ли учреждение право вообще не распределять данные расходы?
Существуют ли при проверках риски квалификации таких расходов как нецелевых в случае их нераспределения, т.е. полного покрытия за счет субсидий?
Возможно ли средства, полученные от предпринимательской деятельности, направить на выплату заработной платы в полном объеме?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Распределение расходов между видами деятельности бюджетного учреждения осуществляется в порядке, установленном учетной политикой (с учетом рекомендаций уполномоченных органов).
Поскольку часть затрат из указанных в вопросе учреждение несет вследствие оказания услуг по приносящей доход деятельности, оплата всех указанных расходов учреждения за счет средств субсидии на выполнение государственного задания может привести к разногласиям с контролирующими органами. В то же время за счет средств от приносящей доход деятельности могут быть оплачены любые расходы учреждения, связанные с достижением целей, ради которых учреждение создано (в том числе оплачена заработная плата сотрудников в полном объеме). В качестве ограничения по использованию данных средств может выступать План финансово-хозяйственной деятельности учреждения.

К сведению:
Если задание учредителя выполнено в полном объеме, то не использованные в текущем финансовом году остатки средств, предоставленных бюджетным учреждениям из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с абз. 1 п. 1 ст. 78.1 БК РФ, используются в очередном финансовом году для достижения целей, ради которых эти учреждения созданы (ч. 17 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ). Главное, чтобы направления расходов соответствовали целям, ради которых учреждение создано (эти цели указываются в уставе учреждения) (Раздел 6 Рекомендаций Минфина России от 22 октября 2013 года)*(3).

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
— Энциклопедия решений. Особенности формирования в госучреждении себестоимости работ (услуг);
— Энциклопедия решений. Затраты госучреждения на изготовление готовой продукции, выполнение работ, оказание услуг. Счет 109 00;
— Энциклопедия решений. Субсидия на выполнение государственного (муниципального) задания. Критерии оценки целевого характера расходов;
— Энциклопедия решений. План финансово-хозяйственной деятельности бюджетного (автономного) учреждения;
— Энциклопедия решений. Расчеты с прочими кредиторами. Счет 304 06 (для госсектора).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сульдяйкина Валентина

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Миллиард Мария

13 января 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Порядок ведения внебюджетной деятельности изменился

Начиная с нынешнего года государственные (муниципальные) образовательные учреждения должны вести предпринимательскую деятельность по новым правилам.

Для начала отметим, что соответствующие изменения были необходимы в связи с реформой бюджетной сферы (Федеральный закон от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ).

На основании статьи 6 Закона № 83-ФЗ теперь все государственные (муниципальные) учреждения поделены на соответствующие группы:

Действующими нормами определено, что казенное учреждение может вести приносящую доход деятельность в соответствии со своими учредительными документами.

Полученные доходы поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ. Основание – статья 13 Закона № 83-ФЗ.

А вот бюджетное учреждение нового типа может (сверх установленного государственного (муниципального) задания) оказывать платные услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренным его учредительным документом. При этом они могут предоставляться для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях.

Заниматься иными видами деятельности можно, только если это служит достижению целей, ради которых создано учреждение, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.

Обратите внимание: доходы и приобретенное за счет вырученных средств имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения.

Автономное учреждение также вправе вести деятельность, приносящую доход, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано (должна быть указана в учредительных документах).

Причем доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение автономного учреждения.

Первый вывод, который можно сделать, проанализировав нормы действующего законодательства, состоит в том, что все учреждения (казенные, бюджетные и автономные) могут заниматься приносящей доход деятельностью при наличии указанных видов деятельности в учредительных (правоустанавливающих) документах.

Однако не стоит забывать, что с 1 января 2011 года до 1 июля 2012 года установлен переходный период, в течение которого на деятельность, приносящую доход, распространяются следующие правила:

– для казенных и бюджетных учреждений установлено, что приносящая доход деятельность производится на основании документа (генерального разрешения) главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в котором указываются источники образования и направления использования средств;

– бюджетное учреждение, являющееся получателем бюджетных средств, или казенное учреждение осуществляют операции с внебюджетными средствами в соответствии со сметой доходов и расходов по приносящей доходы деятельности, подлежащей представлению в орган Федерального казначейства.

Вывод второй: в 2011 году необходимо утвердить смету доходов и расходов по приносящей доход деятельности (данная смета, как и разрешение, является основанием для открытия и ведения лицевого счета).

Кроме того, для отражения на соответствующих лицевых счетах учреждений, являющихся получателями бюджетных средств (в том числе и казенных учреждений), операций с внебюджетными средствами применяются единая для бюджетов бюджетной системы РФ группа доходов бюджетов «Доходы от приносящей доходы деятельности» и входящие в нее соответствующие подгруппы.

Читайте так же:  Создание сертификата ключа проверки электронной подписи

1. Доходы от собственности по приносящей доходы деятельности.

2. Рыночные продажи товаров и услуг.

3. Безвозмездные поступления от приносящей доходы деятельности.

4. Целевые отчисления от государственных и муниципальных лотерей.

В 2011 году, оказывая услуги (выполняя работы) в рамках внебюджетной деятельности, образовательному учреждению необходимо руководствоваться нормами приказа Минфина России от 1 сентября 2008 г. № 88н «О Порядке осуществления федеральными казенными учреждениями операций со средствами, полученными от приносящей доход деятельности».

Следует учесть, что нормы приказа № 88н действуют до 1 января 2012 года. Причем они распространяются не только на казенные учреждения, но и на бюджетные учреждения, в отношении которых не принято решение о предоставлении им субсидий из федерального бюджета. >|Субсидии из федерального бюджета выделяются в соответствии с пунктом 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса РФ.|

Доходная часть данной сметы включает в себя остаток средств на начало текущего финансового года и ожидаемые поступления средств текущего финансового года в соответствии с разрешением по кодам классификации доходов бюджетов (включая коды по видам доходов, подвидам доходов КОСГУ).

Сумма оплаченных налогов, не включаемых в состав расходов (налог на прибыль учреждения, налог на добавленную стоимость), указывается со знаком минус по соответствующим кодам классификации доходов бюджетов, отражающих объекты налогообложения.

Следует также учитывать, что в соответствии с пунктом 1.1 Порядка, утвержденного приказом № 88н, в составе доходной части сметы показываются доходы не только от оказания платных услуг, но и в качестве безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования.

При составлении расходной части сметы оформляют финансово-экономическое обоснование расходов с расчетами по статьям и подстатьям расходов КОСГУ, перечень договоров, контрактов, соглашений и прочих документов.

Смета на текущий финансовый год составляется учреждениями в рублях с двумя десятичными знаками после запятой. Подписывают документ руководитель и главный бухгалтер учреждения (или лица, их замещающие). Далее смету заверяют гербовой печатью и направляют главному распорядителю на утверждение. В течение года при необходимости в утвержденную смету могут вноситься изменения.

Обратите внимание: уточненная смета также подлежит утверждению главным распорядителем.

С 1 января 2012 года бюджетными (нового типа) и автономными учреждениями вместо сметы будет составляться План финансово-хозяйственной деятельности в соответствии c Требованиями, которые утверждены приказом Минфина России от 28 июля 2010 г. № 81н.

В пункте 2 Требований сказано: «Государственное (муниципальное) бюджетное и автономное учреждение, их обособленные (структурные) подразделения без прав юридического лица, осуществляющие полномочия по ведению бухгалтерского учета. составляет План в порядке, определенном органом исполнительной власти (органом местного самоуправления), осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении учреждения».

Плановые показатели будут формироваться учреждением в разрезе поступлений от оказания услуг (выполнения работ), относящихся в соответствии с уставом учреждения (положением) к его основным видам деятельности, предоставление которых для физических и юридических лиц осуществляется на платной основе, а также поступлений от иной приносящей доход деятельности.

Операции со средствами от приносящей доход деятельности отражаются на лицевых счетах получателя бюджетных средств на основании Разрешений и Сведений о смете.

Для оплаты обязательств за счет средств от приносящей доход деятельности учреждения представляют в органы Федерального казначейства по месту обслуживания Заявку на кассовый расход (ф. 0531801) или Заявку на получение наличных денег (ф. 0531802).

Остаток, сформированный по результатам деятельности в предыдущем году, в текущем учитывается на лицевых счетах учреждения как вступительный остаток на 1 января текущего финансового года.

Статья напечатана в журнале «Учет в сфере образования» №2, февраль 2011 г.

Приносящая доход деятельность бюджетных учреждений

«Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение», 2010, N 1

Одно из первых упоминаний о возможности и необходимости принятия федерального закона, определяющего особенности использования бюджетными учреждениями средств от оказания платных услуг, безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольных пожертвований, и средств от иной приносящей доход деятельности (далее — закон о внебюджетной деятельности), содержит Федеральный закон N 63-ФЗ . Изменения, внесенные данным Законом, вступили в силу в 2008 г., но до настоящего времени закон о внебюджетной деятельности не принят. Однако приносящая доход деятельность бюджетных учреждений имеет место. В данной статье мы рассмотрим правовые и бухгалтерские аспекты ее ведения.

Федеральный закон от 26.04.2007 N 63-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации».

Правовые основы ведения приносящей доход деятельности

В 2010 г. до принятия вышеуказанного закона в части правового ведения внебюджетной деятельности учреждения должны руководствоваться переходными положениями Федерального закона N 63-ФЗ (п. 11 ст. 5). Рассмотрим их.

  1. К доходам от внебюджетной деятельности относятся:
  • доходы от оказания платных услуг;
  • безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования;
  • доходы от иной приносящей доход деятельности.
  1. До дня вступления в силу закона о внебюджетной деятельности указанные доходы используются бюджетными учреждениями на обеспечение своей деятельности. При этом должны быть одновременно выполнены следующие условия:

а) право использования доходов от внебюджетной деятельности на нужды учреждений закреплено в законе о федеральном бюджете на соответствующий год. Такое решение содержится в ст. 6 Закона о федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов . Для некоторых категорий бюджетных учреждений (подразделения органов внутренних дел, федеральные загранучреждения) установлены особые правила использования средств. О них мы скажем ниже;

б) наличие документа (генерального разрешения) главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в котором указываются источники образования и направления использования средств и устанавливающие их нормативные правовые акты Российской Федерации и субъектов РФ (муниципальные правовые акты);

в) наличие соответствующих положений в уставе бюджетного учреждения;

г) закрепление расходов в смете доходов и расходов по приносящей доход деятельности;

д) наличие остатков средств на разделе лицевого счета по приносящей доход деятельности.

Коды групп и подгрупп доходов бюджетов, указанных в настоящем пункте, а также перечень входящих в них статей и подстатей доходов бюджетов утверждаются Минфином.

Порядок осуществления операций по приносящей доход деятельности

Как указывалось выше, Порядок осуществления операций со средствами от приносящей доход деятельности установлен Приказом N 88н (далее — Порядок). Указанный Порядок введен в действие с 1 января 2009 г.

С 1 января 2009 г. оформление Генеральных разрешений (Разрешений) вновь осуществляется в соответствии с Приказом N 88н.

Если срок действия Генеральных разрешений (Разрешений) устанавливается решениями Правительства РФ, то они действуют в течение срока, установленного указанными решениями.

Положения Приказа N 88н распространяются на федеральные органы государственной власти (государственные органы), которым открыты лицевые счета получателя в территориальных ОФК для осуществления операций со средствами от приносящей доход деятельности.

Средства, полученные от приносящей доход деятельности, подлежат зачислению на счета управлений Федерального казначейства по субъекту РФ, открытые в установленном ЦБ РФ порядке с заключением договора банковского счета в учреждениях ЦБ РФ либо в кредитных организациях.

[3]

Приказ N 88н не распространяется на учреждения, имеющие право осуществлять операции со средствами федерального бюджета на счетах, открытых им в учреждениях ЦБ РФ или кредитных организациях.

Читайте так же:  До какого времени можно оформить материнский капитал

Порядок осуществления операций с внебюджетными средствами

Операции с внебюджетными средствами отражаются на соответствующих разделах лицевых счетов получателя бюджетных средств на основании Разрешений и Сведений о сметных назначениях (код формы по КФД 0531737).

Платежи в рамках внебюджетной деятельности производятся на основании платежного поручения, оформленного в соответствии с Положением ЦБ РФ и Минфина России от 13.12.2006 N 298-П/173н «Положение об особенностях расчетно-кассового обслуживания органов Федерального казначейства». В поле «Назначение платежа» платежного поручения плательщиком дополнительно указывается наименование источника образования дохода или порядковый номер записи Разрешения. Получатель обязан проинформировать плательщика о порядке заполнения платежного поручения.

В случае отсутствия в платежном поручении ссылки на источник образования средств от приносящей доход деятельности или при условии, что указанный в платежном поручении источник средств не соответствует источникам, отраженным в Разрешении, ОФК зачисляет сумму поступлений на лицевой счет получателя бюджетных средств без права ее расходования до представления соответствующего Дополнения к Разрешению или дополнительной информации об источнике образования средств от приносящей доход деятельности. Указанные документы должны быть заверены подписями руководителя и главного бухгалтера получателя (их заместителей).

При использовании суммы без права расходования на исполнение требований исполнительных документов размер остатка средств, учитываемый на лицевом счете без права расходования, не изменяется.

Как невыясненные поступления учитываются суммы, зачисленные на счет управления Федерального казначейства без указания либо с ошибочным указанием наименования получателя или реквизитов его лицевого счета, а также иной информации, подлежащей указанию в платежном поручении и необходимой для отнесения указанных поступлений к соответствующему получателю или в связи с отсутствием получателя в Сводном реестре, непредставлением получателем в ОФК документов, необходимых для открытия на лицевом счете получателя бюджетных средств раздела по учету средств, полученных от приносящей доход деятельности.

Если основания для учета поступлений как невыясненные не устранены в течение десяти рабочих дней после поступления средств, ОФК возвращает суммы поступлений, отраженных как невыясненные, плательщику.

Для оплаты денежных обязательств за счет средств от приносящей доход деятельности (в том числе для уплаты не включаемых в состав расходов налогов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации) получатели представляют в ОФК Заявку на кассовый расход или Заявку на получение наличных денег. Заявки заполняются получателем с отражением вида средств для исполнения обязательства — средства от приносящей доход деятельности. ОФК отказывает получателю в приеме Заявок в случае непредставления получателем Сведений о смете на текущий финансовый год.

В случае соответствия Заявки установленным требованиям она принимается к исполнению. Если представленные Заявки не соответствуют установленным требованиям, ОФК регистрирует их в Журнале регистрации неисполненных документов и возвращает экземпляры Заявок получателю не позднее срока, установленного для проверки, с указанием причины возврата.

Возврат плательщику излишне полученных денежных средств осуществляется на основании представленной получателем в ОФК Заявки на возврат (КФД 0531803). При этом в качестве источника исполнения платежа получатель отражает вид средств — средства от приносящей доход деятельности. ОФК отказывает в приеме Заявки на возврат в случае непредставления получателем Сведений о смете на текущий финансовый год.

Оплата денежных обязательств, прошедших процедуры санкционирования, осуществляется в пределах остатка средств от приносящей доход деятельности на лицевом счете получателя бюджетных средств.

Суммы поступлений от возврата дебиторской задолженности учитываются на лицевом счете получателя в следующем порядке:

  • как восстановление кассовых расходов с отражением по тем кодам классификации расходов федерального бюджета, по которым ранее были произведены кассовые расходы, — в части исполнения им Сметы доходов и расходов текущего года;
  • как поступления доходов текущего года без включения в Разрешение получателя указанного источника образования средств от приносящей доход деятельности в части Смет доходов и расходов прошлых лет.

В поле «Назначение платежа» платежного поручения по возврату дебиторской задолженности обязательно должна содержаться ссылка на номер и дату платежного поручения, на основании которого ранее был осуществлен кассовый расход, либо должны быть указаны иные причины возврата средств. В случае отсутствия в платежном поручении плательщика-дебитора необходимой информации поступившая сумма учитывается как поступившая без права расходования либо как невыясненные поступления.

Остаток средств от приносящей доход деятельности, сформированный по результатам деятельности получателя в предыдущем финансовом году, в текущем финансовом году подлежит учету на лицевых счетах получателей бюджетных средств как вступительный остаток на 1 января текущего финансового года.

Отражение операций по приносящей доход деятельности в бюджетном учете

В соответствии с п. 98 Инструкции N 148н все расчеты с поставщиками и подрядчиками, а также с покупателями отражаются в учете с применением счета 2 201 01 000 «Денежные средства учреждения на банковских счетах» независимо от того, где открыт лицевой счет для учета средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности — в кредитной организации или ОФК.

Инструкция по бюджетному учету, утв. Приказом Минфина России от 30.12.2008 N 148н.

Все расходы (затраты) учреждения по приносящей доход деятельности собираются на счете 2 106 04 340 «Изготовление материалов, готовой продукции (работ, услуг)» (п. 84 Инструкции N 148н). Учет затрат по соответствующим статьям бюджетной классификации обеспечивается ведением аналитического учета в Многографной карточке (форма по ОКУД 0504054) в разрезе видов (кодов) затрат по каждому виду производимой продукции, оказываемой услуге или выполняемой работе. Таким образом, в бюджетном учете формируется фактическая себестоимость готовой продукции, работ, услуг в разрезе статей КОСГУ. Расходы, собранные на счете 2 106 04 340, в конце года подлежат списанию в дебет счета 2 401 01 130 (абз. 18 п. 233 Инструкции N 148н).

Признание доходов в бюджетном учете осуществляется по методу начисления проводкой (п. п. 149, 151 Инструкции N 148н):

Дебет счета 2 205 00 000 «Расчеты по доходам»

Кредит счета 2 401 01 100 «Доходы учреждения».

В результате списания в течение налогового периода (года) в кредит счета 2 401 01 100 сумм доходов, полученных от оказания платных услуг, а в дебет — расходов, связанных с осуществлением этих услуг, на данном счете формируется финансовый результат учреждения от предпринимательской деятельности, который в конце года подлежит списанию в дебет или кредит счета 2 401 03 000 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов» (п. 233 Инструкции N 148н).

Отражение операций в рамках приносящей доход деятельности в бухгалтерском учете. Вариант 1: деятельность не подлежит обложению НДС

Вариант 2: деятельность облагается НДС

Видео (кликните для воспроизведения).

Операции по списанию нефинансовых активов, начислению амортизации, заработной платы, ЕСН, налога на прибыль отражаются так же, как в первом варианте.

Источники


  1. Бегичев, А. В. Обеспечение доказательств нотариусами. Теория и практика / А.В. Бегичев. — М.: Логос, 2014. — 396 c.

  2. Сергеев С. Г. Конституционное право России; Дашков и Ко — Москва, 2008. — 576 c.

  3. Теория государства и права. — М.: Инфра-М, Норма, 2011. — 496 c.
Средства от приносящей доход деятельности бюджетного учреждения
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here