Срок выдачи предписания об устранении выявленных нарушений

Ответы на вопросы по теме: "Срок выдачи предписания об устранении выявленных нарушений" с полным описанием проблематики и способов решения. При возникновении дополнительных вопросов - задавайте их дежурному юристу.

Предписание об устранении нарушений

Формирование предписания об устранении нарушений происходит в результате прохождения предприятием или организацией какой-либо проверки. При этом контролю могут быть подвергнуты как государственные учреждения, так и частные компании.

Какие предприятия чаще всего проверяются

По закону, различного рода проверки могут производиться в отношении практически любых предприятий, зарегистрированных в РФ. Но чаще всего они бывают:

  • в компаниях, занимающихся торговлей продуктами питания, фармацевтическими препаратами;
  • на различного рода производствах;
  • в образовательных и медицинских учреждениях.
  • выездные (т.е. проводятся непосредственно по адресу, по которому зарегистрирована компания);
  • удаленные (производятся работниками надзорных органов на своих рабочих местах).

Периодичность проверок

Периодичность тех или иных мероприятий по контролю за деятельностью организаций регулируется законодательством и в разных случаях может быть различна (от ежемесячных, ежеквартальных проверок до проверок с трехлетним перерывом).

Кроме того, проверки делятся на:

  • плановые – это те, о которых сотрудники организации уведомляются заранее;
  • внеочередные.

Вторые, как правило, проводятся либо вследствие полученных жалоб, либо для того, чтобы проверяющие сотрудники могли удостовериться в том, что ранее выявленные нарушения были устранены.

Особенность внеплановых проверок в том, что они могут осуществляться один раз, и только по истечении срока, данного на исправление недочетов или тогда, когда вынесенное ранее предписание не было обжаловано в установленном порядке.

Какие бывают проверки и для чего они нужны

Проверки могут касаться чего угодно:

  • соблюдения норм безопасности (пожарной, экологической и т.д.);
  • организации работы производственных линий (в т.ч. правил эксплуатации оборудования);
  • оценки качества продукции, условий ее изготовления и хранения;
  • ведения документации;
  • соответствия деятельности предприятия требованиям, установленным в законодательстве РФ и т.п.

Для того, чтобы удостовериться в том, что проверяемые объекты отвечают нормам закона, представители контролирующих структур могут:

  • проводить визуальный осмотр;
  • проводить практические испытания;
  • брать пробы образцов продукции;
  • делать различные экспертизы, исследования и пр.;
  • затребовать письменные объяснения по поводу погрешностей и изъянов.

Все проверки нацелены на то, чтобы обезопасить деятельность предприятий и организаций, снизить их негативное воздействие на окружающую среду, сократить всевозможные риски для работников компаний и потребителей продукции.

Что такое «Предписание»

Под термином «Предписание» скрывается документ, имеющий распорядительный характер. Предписание не является самостоятельным документом, а служит приложением к акту проверки. В нем указывается требование проверяющего должностного лица, адресованное руководству организации и ответственным работникам, об устранении выявленных в ходе проверочных мероприятий нарушений.

Роль документа

Задача предписания вполне очевидна: в малейших деталях фиксируя все нарушения, этот документ становится основанием для их устранения.

Кроме того, имея на руках ранее выставленное предписание, работники надзорных служб в дальнейшем имеют возможность проверить, устранены ли найденные недостатки и если да, то в какой степени.

Сроки устранения нарушений

В законе РФ не прописано то, в течение какого именно периода должны устраняться те или иные промахи.

Каждая контролирующая инстанция определяет эти сроки в индивидуальном порядке, исходя из серьезности нарушения.

Конечные даты обычно указываются в предписании.

Можно ли обжаловать документ

Любое предписание можно обжаловать. Как правило, для этого дается десять рабочих дней (но точные временные рамки в каждом случае лучше узнавать отдельно).

Обжалование должно подаваться только в ту инстанцию, которая проводила проверку, и только в письменном виде.

При этом следует помнить о том, что подача возражения на предписание не останавливает его действия, поэтому писать и отправлять его лучше сразу же после получения замечаний.

Если дело в оспаривании предписания дойдет до суда, необходимо не только иметь на руках оригинал документа, но и полное представление о законодательной базе, на основе которой будут отстаиваться интересы организации.

Что будет, если не исполнить предписание

За неисполнение письменного предписания со стороны контролирующих структур могут последовать различные административные санкции, в том числе наложение штрафа на предприятие и его руководство (от нескольких сотен рублей до десятков тысяч) и даже приостановка деятельности компании.

Администрация организации может наказать виновников нарушений, вынеся им дисциплинарное взыскание в виде замечания, выговора и даже увольнения.

Содержание предписания

Предписание, как тип документа, не имеет единой формы. Различные ведомства и учреждения разрабатывают собственные, индивидуальные его бланки. Однако при этом есть сведения, которые содержатся в любом таком документе:

  • информация о контролирующем органе и лице, непосредственно осуществившем контрольные мероприятия;
  • дате, месте проведения проверки и компании, которая ей подверглась;
  • указываются вид и форма проверки, а также даются ссылки на законы и подзаконные акты, на основании которых действуют проверяющие.

Основная часть предписания может быть оформлена как списком, так и в виде таблицы. Здесь подробно указываются:

  • все недочеты, ошибки и нарушения, обнаруженные контролирующими лицами;
  • сроки по их устранению;
  • даются рекомендации (в некоторых случаях).

Предписание всегда подписывается представителем надзорного органа, осуществившим проверку, а также сотрудником организации, который при этом присутствовал.

Пишется документ в двух экземплярах, один из которых передается сотруднику предприятия, а второй отправляется в контролирующую структуру.

Россельхознадзор ответил на вопросы о предписаниях об устранении выявленных нарушений

Федеральный государственный надзор, осуществляемый Управлением в закрепленной сфере, включает в себя, в том числе выдачу предписаний об устранении выявленных нарушений. Порядок выдачи предписаний, сроки и процедура проверки его исполнения вызывает много вопросов у хозяйствующих субъектов.

Комментирует начальник отдела правовой работы территориального управления Россельхознадзора по Брянской и Смоленской областям И.С.Кононыхин

Предписание об устранении выявленных нарушений: что это за документ?

Составление предписания является одной из административных процедур по контролю за исполнением обязательных требований законодательства РФ и принятию мер по пресечению выявленных нарушений. Выдается предписание по результатам проверки уполномоченным должностным лицом.

Читайте так же:  Подключить электричество на участок в ленинградской области

Какими нормативными правовыми актами предусмотрена выдача надзорным органом предписания об устранении выявленных нарушений?

Порядок организации и осуществления государственного контроля регулируется Федеральным законом от 26.12.2009 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Часть 1 статьи 17 №294-ФЗ прямо предусматривают право лица, проводившего проверку, внести предписание по выявленным нарушениям.

Какую информацию должно содержать предписание?

Помимо информации, кому и кем выдано предписание, в нем указываются нормы законодательства, нарушения которых были установлены, а также действия, подлежащие выполнению в целях устранения допущенного нарушения законодательства, срок исполнения.

Срок исполнения и возможность его продления – частый вопрос хозяйствующих субъектов.

Предписание – это мера государственного реагирования, характер и объем которой определяются уполномоченными должностными лицами государственного контролирующего органа в каждом конкретном случае индивидуально, с учетом всех интересов, как публичных, так и частных. Срок исполнения – это их объективный компромисс. Поэтому исполнить предписание в срок – обязанность хозяйствующего субъекта. Обязанность контролирующего органа – проверить устранение нарушений. Для этого проводится внеплановая проверка. В ходе ее проведения устанавливается, приняты ли хозяйствующим субъектом все зависящие от него меры по исполнению предписания в установленный срок. В случае, если устранению нарушения препятствовали объективные обстоятельства, то уполномоченное должностное лицо может по итогам проверки выдать предписание с новыми сроками исполнения с учетом этих обстоятельств. Но это – исключительный случай.

В заключение хочется отметить, что ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания должностного лица, осуществляющего государственный надзор (контроль), закреплена положениями статьи 19.5 КоАП РФ. Поэтому исполнять предписание надо вовремя.

Оформление результатов проверок, в том числе выдача предписаний об устранении выявленных нарушений

39. По результатам проверки должностным лицом (лицами) территориального органа Ростехнадзора, проводящим проверку, составляется акт в соответствии с Типовой формой акта проверки, утвержденной Приказом Минэкономразвития России от 30 апреля 2009 г. N 141 «О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (зарегистрирован в Минюсте России 13 мая 2009 г., регистрационный N 13915).

40. В акте проверки указываются:

1) дата, время и место составления акта проверки;

2) наименование территориального органа Ростехнадзора;

3) дата и номер приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) территориального органа Ростехнадзора о проведении проверки;

4) фамилии, имена, отчества и должности должностного лица или должностных лиц, проводивших проверку;

5) наименование проверяемого подразделения ВГСЧ, а также фамилия, имя, отчество и должность руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя ВГСЧ, присутствовавших при проведении проверки;

6) дата, время, продолжительность и место проведения проверки;

7) сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях обязательных требований и требований об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения;

8) сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом проверки руководителя или уполномоченного представителя ВГСЧ, присутствовавших при проведении проверки, о наличии их подписей или об отказе от совершения подписи, а также сведения о внесении в журнал учета проверок записи о проведенной проверке либо о невозможности внесения такой записи в связи с отсутствием у юридического лица, индивидуального предпринимателя указанного журнала;

9) подписи должностного лица или должностных лиц, проводивших проверку.

41. К акту проверки прилагаются объяснения работников проверяемых организаций, на которых возлагается ответственность за нарушение обязательных требований, предписания об устранении выявленных нарушений и иные связанные с результатами проверки документы или их копии.

42. Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю ВГСЧ под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки. В случае отсутствия руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя ВГСЧ, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле территориального органа Ростехнадзора.

43. В случае, если для составления акта проверки необходимо получить заключения по результатам проведенных исследований, испытаний, специальных расследований, экспертиз, акт проверки составляется в срок, не превышающий трех рабочих дней после завершения мероприятий по контролю, и вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю проверяемого ВГСЧ под расписку либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле территориального органа Ростехнадзора.

44. Если в результате проведения проверки должностные лица территориального органа Ростехнадзора выявляют нарушение должностными лицами ВГСЧ обязательных требований, проверяемой организации выдается предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.

45. В предписании указываются следующие данные:

1) порядковый номер предписания;

2) дата и место составления и выдачи предписания;

3) наименование органа Ростехнадзора;

4) дата и номер распоряжения (приказа), на основании которого проводилась проверка;

5) фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), проводившего проверку;

6) наименование проверяемого подразделения ВГСЧ, должность его представителя, присутствовавшего при проведении проверки;

7) дата, время и место проведения мероприятия по контролю;

8) сведения о результатах мероприятия по контролю;

9) сведения о лице, которому выдается предписание, в частности: наименование и место нахождения (адрес) ВГСЧ;

10) сведения об установленных фактах нарушений;

11) нормативные правовые акты и нормативно-технических документы, требования которых нарушены;

12) срок исполнения предписания;

13) срок, в течение которого лицо, которому выдано предписание, должно известить территориальный орган Ростехнадзора о выполнении предписания;

14) перечень информации, которая должна быть представлена в территориальный орган Ростехнадзора, выдавший предписание, в качестве подтверждения выполнения требований предписания;

15) порядок и сроки обжалования предписания;

16) сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с предписанием представителя ВГСЧ, а также лиц, присутствовавших при проведении проверки, их подписи или отказ от подписи;

Читайте так же:  Разделение налогов на федеральные региональные и местные

17) подпись должностного лица (лиц), проводившего проверку.

46. Один экземпляр предписания с копиями приложений не позднее чем в десятидневный срок со дня окончания проверки вручается руководителю ВГСЧ (его заместителю) или их представителям под расписку либо направляется посредством почтовой связи с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта-предписания.

47. ВГСЧ, проверка которого проводилась, в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений в течение пятнадцати дней с даты получения акта проверки вправе представить в Ростехнадзор в письменной форме возражения в отношении акта проверки и (или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений. При этом подразделение ВГСЧ вправе приложить к таким возражениям документы, подтверждающие обоснованность таких возражений, или их заверенные копии либо в согласованный срок передать их в Ростехнадзор.

Письмо о выполнении предписания

Письмо о выполнении предписания – документ, сопровождающий отчет о его исполнении. Эти две бумаги неразделимы и значительно улучшают взаимопонимание с контролирующими органами и службами.

Требования к составлению

Письмо – служебный документ. Поэтому, несмотря на относительно свободную форму изложения, оно обязано подчиняться ряду условий, а именно:

  • данные предоставляются исключительно достоверные, без искажения или субъективности;
  • приветствуются полнота и максимальная краткость;
  • отсутствие двоякого понимания или прочтения;
  • если приводится факт, то он должен быть логичным, достаточно аргументированным и внятным;
  • юридическая грамотность общей формулировки и отдельных ее частей (для реализации этого правила понадобится несколько ссылок на законы);
  • текст письма должен быть структурирован, разделен на отдельные части;
  • если ситуация типовая, то желательно использование при ее описании трафаретных формулировок.

Трафаретными в последнем пункте являются общеупотребляемые канцелярские выражения, характеризующие положение дел.

Что должно прилагаться

Видео (кликните для воспроизведения).

В тексте письма упоминаются приложения. В обязательном порядке должны быть прикреплены копии бумаг, которые подтверждают описанную ситуацию: отчет об исполнении предписания, опись выявленных нарушений. Все они должны иметь подписи ответственных лиц и печати. Отчет имеет достаточно сложный алгоритм заполнения и состоит из:

  • титульного листа;
  • описи;
  • непосредственно отчета;
  • приложений.

Все вместе нумеруется, прошивается, на каждом листе проставляется печать. Исключение: письмо о выполнении предписания не должно быть прошито.

В правом верхнем углу начала отчета должна быть ссылка на то, что документ является приложением к письму о выполнении предписания. Далее прописывается по пунктам, какие нарушения были выявлены в ходе проверки и о каждом – какие меры были приняты для их устранения.

Важно! Если предписаний много, то допустимо составление таблицы с графами «Содержание предписания» и «Отметка об исполнении», то есть что было замечено и как это исправили.

Также к письму могут прилагаться акты проверки. Они не должны быть старше трех дней. Все эти документы начиная с 2016 года можно отправлять через интернет. В частности, через формат электронного документа, заверяемого электронной подписью.

Обязательно ли составление

Для контролирующих организаций принципиальным моментом становится только наличие отчета. Если отчет не поступил вовремя, то дело передается в суд для принятии решения о том, будет ли фирма (либо частное лицо или ИП) нести административную ответственность за выявленные недостатки в работе. Письмо является значимой частью этих бумаг, своеобразным атрибутом деловой этики.

Для того чтобы документ дошел до адресата, его передают под роспись сотруднику Управления, который осуществляет контроль за выполнением указанного предписания. Если такой порядок невозможен, то используется почтовое отправление.

Важный момент! При отправке оформляется уведомление о вручении. Получающий должен расписаться в том, что получил бумаги.

Этот нюанс принципиально важен, так как при судебном разбирательстве (если таковое состоится) будет предельно важна информация о том, получена бумага сотрудником контролирующей организации или нет.

[3]

Форма написания

Из обязательных позиций письмо будет иметь только:

  • число написания;
  • номер документа;
  • ссылку, от какого числа были составлены предписания, их номера и названия;
  • информацию относительно того, какие документы содержатся в приложении.

Для полноты информации желательно ссылаться на существующие законы, их пункты, даты принятия.

Выявление нарушений контролирующими органами – не редкость в нашей и других странах. Если нарушение есть, его необходимо исправлять. Иначе предпринимателя или организацию ждет административная или уголовная ответственность (смотря какое нарушение было выявлено).

Как выглядит документ

В правом верхнем углу письма расположена ссылка на адресата. Это может быть начальник налоговой службы, департамента образования или здравоохранения области либо региона и пр. Главное, чтобы ФИО совпадало с тем, от чьего имени были составлены предписания. Допустима постановка заглавных букв вместо полной прописи имени и отчества сотрудника.

После этого — основная часть письма. Она начинается с обращения к конкретному лицу, ответственного за проведение проверок в компании. Первая строчка начинается фразой «В исполнении предписания…». Потом идут ссылки на само предписание, дату его составления и заверения. Также упоминается отчет и дата проверки.

Если следовать юридическим нормам (что желательно), то ссылка на законодательную базу будет лучшим завершением основной части письма.


После ссылок на отчет перечисляются приложения, которые предоставляются вместе с письмом.

Также внизу обязательно ставить печать, подпись управленца в организации (директора), расшифровку должности, на которой он находится. Если есть, то надо оставить ссылку на доверенность, по которой действует лицо с датами и подписями. Копию его нужно будет послать в контролирующую организацию.

В письме недопустима необъективность оценочных позиций, голословное утверждение каких-либо фактов. Если в формулировке письма присутствует какая-либо информация, то она должна подтверждаться сопроводительными документами и реальными действиями по устранению выявленных нарушений.

При допущении помарки или незначительной ошибки данные в письме могут подвергаться исправлению. Естественно, при условии, что все подписывающие подтвердят факт наличия этой ошибки и поставили рядом с исправленным свои подписи в знак согласия с последними. Федеральный закон от 26.12.2008 г. №294 регулирует все эти взаимоотношения.

Читайте так же:  Образец договора найма жилья

Сколько потребуется экземпляров

Для страховки нужно сделать два экземпляра отчета и письма о выполнении предписания. Первый отправляют в контролирующий орган (конкретному лицу), а второй остается в сейфе компании. По закону он хранится там не менее трех лет.

25.12.2017 г. Предусмотрен ли минимальный срок для исполнения предписания организацией?

Действующим законодательством РФ не установлен минимальный срок для исполнения предписания организацией. Предполагается, что срок, указанный в предписании, должен реально позволять выполнить все в нем указанное (данный срок может быть согласован с самой организацией).

[1]

Выводы сделаны на основании информации, которая содержится в Системе Консультант Плюс:

1. В случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны:

1) выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами;

В действующем законодательстве РФ не указывается на минимальный или максимальный срок исполнения организацией предписания.

Однако в одном из Регламентов указывается на следующее:

60. Предписание подлежит исполнению в установленные в нем сроки. Сроки исполнения согласовываются с юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем в период оформления предписания.

Отметим также, что одним из критериев исполнения предписания, рассматриваемых в случае судебного спора, является следующее: «Срок, указанный в предписании, в течение которого следует совершить указанные в предписании действия (достичь поставленной цели), должен реально позволять выполнить все в нем указанное».

Полезные шаблоны:

Когда предписание проверяющих считается неисполненным

  • Чуряев Александр | сотрудник Академии ФСО России, к.ю.н.

О чень часто по результатам мероприятий государственного и муниципального контроля организациям вручаются обязательные для исполнения предписания, представления, постановления или решения, невыполнение которых образует состав административного правонарушения, предусмотренный ст. 19.5 КоАП РФ. Рассмотрим, на что следует ­обратить внимание, если ­компанию будут привлекать к ­административной ­ответственности.

Как известно, с 1 января 2016 г. большинство малых предприятий могут не бояться некоторых видов проверок целых три года – до 31 декабря 2018 г. Соответствующие изменения приняты Федеральным законом от 13.07.2015 № 246-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и ­муниципального контроля”». Однако окончательно расслабиться вряд ли удастся.

Связано это со следующими обстоятельствами. Во-первых, указанный запрет не касается внеплановых проверок, во-вторых, он не распространяется на организации и предпринимателей, которые в течение трех предыдущих лет допустили грубые нарушения законодательства в конкретной сфере деятельности, и, в-третьих, избежать проверок не удастся, если деятельность компании связана с повышенной опасностью для ­жизни и здоровья людей, окружающей среды и иных ­ценностей.

[2]

Во всех этих случаях сохранена возможность проведения проверок с вынесением по их результатам обязательных для исполнения предписаний, постановлений, представлений или решений. Их невыполнение может дорого обойтись для бюджета налогоплательщика. Так, согласно ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор или муниципальный контроль, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от одной тысячи до двух тысяч рублей или ­дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц – от десяти до двадцати тысяч рублей.

Рассмотрим, на что следует обратить внимание в предписании, если оно будет вынесено в адрес организации для привлечения к административной ответственности.

Начнем с того, что предписания контролирующих органов должны иметь три главных признака.

Обязывающий характер

Все административные правонарушения, предусмотренные ст. 19.5 КоАП РФ, выражаются в форме бездействия по неисполнению в установленный срок предписаний 1 органов, осуществляющих ­различные виды государственного и (или) муниципального контроля.

При этом неисполнению должны подлежать именно предписания, являющиеся ненормативными правовыми актами. Объединяет эти акты то, что они:

  • принимаются уполномоченными лицами в случаях обнаружения нарушений законодательства подконтрольными (поднадзорными) субъектами;
  • устанавливают для подконтрольных (поднадзорных) субъектов обязательные для исполнения требования по устранению выявленных ­нарушений;
  • носят административно-властный характер.

В связи с этим неисполнение организацией актов, не отвечающих таким требованиям, не образует состава административного ­правонарушения, предусмотренного ст. 19.5 КоАП РФ.

Показательным в связи с этим является судебное решение, о котором пойдет речь ниже.

Законность

Следует также учитывать, что состав правонарушения, предусмотренный ст. 19.5 КоАП РФ, будет иметь место лишь в случае, когда невыполненное предписание отвечает определенным требованиям. Основным из них является то, что такой ненормативный акт должен быть ­законным. На это прямо указывается в ст. 19.15 КоАП РФ.

Суд Еврейской автономной области в постановлении от 29.05.2014 по делу № 4-А-27/2014 отметил, что «обязательным признаком объективной стороны состава названного правонарушения является законность предписания органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), что обязательно подлежит проверке и оценке в каждом случае привлечения лица к административной ответственности за данное правонарушение». В противном случае, как подчеркнул Восьмой арбитражный апелляционный суд в постановлении от 26.12.2012 по делу № А46-23747/2012, возложение административной ответственности будет возможно за неисполнение предписания, которое было вынесено без установленных законом оснований (например, ненадлежащему субъекту, либо неуполномоченным органом и т.п.), что не отвечает задачам административного (властного) ­регулирования общественных отношений.

Из рассмотренных постановлений можно сделать вывод, что существенным обстоятельством, подлежащим выяснению при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности, является установление законности невыполненного предписания ­уполномоченного органа.

Читайте так же:  Как обменять товар на аналогичный

Суд для этого должен выяснить:

  • наличие материальных оснований для вынесения предписания, т.е. наличие доказательств несоблюдения индивидуальным ­предпринимателем норм действующего законодательства;
  • наличие полномочий органа или должностного лица на вынесение предписания;
  • соблюдение процедуры вынесения предписания.

При этом законность предписания доказывается надзорным органом, его вынесшим. Отсутствие таких доказательств влечет прекращение производства по делу об административном правонарушении в связи с ­отсутствием состава административного правонарушения (ст. 24.5 КоАП РФ).

Исполнимость

Не менее важным требованием, предъявляемым к предписаниям, является то, чтобы они были исполнимыми. Иными словами, надзорный орган, принуждая организацию к определенному поведению, должен ясно и недвусмысленно изложить свое требование, сформировать у коммерсанта четкое представление относительно того, что необходимо ­сделать или от каких действий нужно воздержаться.

Прежде всего в соблюдении такого требования заинтересованы сами проверяющие. Ведь очевидно, что предписание будет исполнено лишь ­тогда, когда проверяемое лицо будет обладать реальной возможностью его ­исполнить.

Президиум ВАС РФ в постановлении от 09.07.2013 № 2423/13 по делу № А53-19629/2012 отметил, что исполнимость предписания наряду с его законностью является важным требованием к этому виду ненормативного правового акта, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается срок, за нарушение которого наступает административная ответственность. Исполнимость предписания, по мнению арбитражного суда надзорной инстанции, следует понимать как «наличие реальной возможности у лица, привлекаемого к ­ответственности, устранить в указанный срок выявленное нарушение».

ФАС Волго-Вятского округа в постановлении от 03.12.2013 по делу № А43-27119/2012 в дополнение к этому указал, что «предписание должностного лица, содержащее законные требования, должно быть реально исполнимо и содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю, и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения. При этом содержащиеся в предписании формулировки должны исключать возможность двоякого толкования; изложение должно быть кратким, ­четким, ясным, последовательным, доступным для понимания всеми лицами».

Учитывая изложенное, можно прийти к выводу о том, что требование исполнимости предписания проявляется в следующем:

  • проверяющее лицо должно быть своевременно извещено о содержании вынесенного предписания;
  • предписание должно содержать ясные и недвусмысленные формулировки;
  • у компании должна иметься реальная возможность устранить в указанный срок выявленное нарушение.

Если эти требования не соблюдены, то привлечение организации к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 19.5 КоАП РФ, невозможно. Основанием для прекращения производства по делу об административном правонарушении в данном случае выступает отсутствие состава административного правонарушения (ст. 24.5 КоАП РФ), выражающееся в отсутствии вины ­нарушителя в неисполнении предписания.

Иные требования

Помимо необходимости соблюдения выше рассмотренных требований к предписаниям суды для квалификации административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.5 КоАП РФ, учитывают и некоторые дополнительные обстоятельства.

Достаточно серьезное внимание уделяется судами возможности привлечения предприятий к административной ­ответственности за ­неисполнение нескольких выданных предписаний.

В постановлении ФАС Центрального округа от 29.06.2010 по делу № А14-1537/2010/50/5 разъяснено, что административное законодательство не содержит норм, позволяющих привлечь к ответственности за неисполнение нового ­предписания о необходимости выполнения ранее неисполненного предписания.

В то же время Восьмой арбитражный апелляционный суд в постановлении от 13.03.2013 по делу № А75-1424/2012 особо подчеркнул, что назначение наказания по факту неисполнения ранее выданного предписания не означает отсутствия у контролирующего органа возможности и полномочия по выдаче повторного ­предписания об устранении нарушений законодательства.

В этом отношении интересным представляется также постановление Оренбургского областного суда от 03.09.2013 № 4а-579/2013. В деле, рассмотренном судами, было установлено, что государственной жилищной инспекцией по результатам плановой проверки управляющей компании было выдано 104 предписания об устранении нарушений правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда. При этом предписания были выданы по каждому проверенному жилому дому с указанием одного срока исполнения. Через некоторое время, проведя внеплановую проверку, государственная жилищная инспекция установила неисполнение указанных предписаний и составила акты проверки по каждому проверенному дому отдельно, что послужило в последующем основанием для составления в отношении управляющей компании протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ по каждому объекту отдельно. Оренбургский областной суд пришел к выводу, что выдача государственной жилищной инспекцией по результатам одной проверки в отношении одного лица нескольких предписаний по каждому проверенному объекту является неправомерной, поскольку фактически по результату проверки было выявлено одно нарушение, состоящее из нескольких эпизодов нарушения правил содержания и ремонта жилых домов.

Отдельно следует отметить, что, по мнению судов, состав административного правонарушения, предусмотренный ст. 19.5 КоАП РФ, образуется также в случае, когда предписание контрольно-надзорного органа исполнено частично (не в полном объеме). Иными словами, частичное исполнение налогоплательщиком вынесенного ему предписания не освобождает его от административной ответственности. Такой вывод содержит постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2012 по делу № А75-3275/2012.

Процессуальные особенности

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.5 КоАП РФ, возбуждается на основании протокола об административном правонарушении, составленного должностными лицами государственных и муниципальных органов, уполномоченных на выдачу компаниям обязательных для исполнения предписаний. Перечень таких органов предусмотрен ст. 28.3 КоАП РФ. Кроме этого следует учитывать, что во всех случаях правом на возбуждение производства по делу об административном ­правонарушении наделен прокурор (ч. 1 ст. 25.11, ст. 28.4 КоАП РФ).

Если орган, должностные лица которого возбудили производство по делу об административном правонарушении, не уполномочен рассматривать это дело, он направляет протокол (а прокурор ? постановление) об административном правонарушении судье в течение трех суток с момента его составления. На основании этих и других документов судья рассматривает дело об административном правонарушении в двухмесячный срок с возможностью его продления, но не более чем на один месяц. Если дело об административном правонарушении рассматривается иным субъектом (не судьей), то такой срок составляет пятнадцать дней также с возможностью его продления, но не более чем на один месяц.

Читайте так же:  Как получить лицензию мчс на установку противопожарных дверей

Организациям следует учитывать, что срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.5 КоАП РФ, составляет три месяца с момента истечения срока исполнения предписания.

В дальнейшем под предписаниями будут пониматься любые предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства. Вернуться назад

Предписание на устранение временных нарушений

За деятельностью организаций в РФ выполняется контроль. Для этого периодически проводятся проверки. Если будут выявлены нарушения, представители уполномоченного органа выдвинут требование об их устранении. Для этого будет подготовлено предписание. Документацию оформляют, соблюдая положения закона.

Какие бывают проверки

Разновидности проверок различаются. Контроль ведется в разных областях. Сотрудники уполномоченных органов проверяют:

  • выполнение норм безопасности;
  • соблюдение правил ведения документации;
  • организацию функционирования производственных линий;
  • соблюдение установленного качества продукции, условий изготовления и хранения;
  • выполнение норм законодательства РФ, предъявляемых к работе организаций.

Контроль осуществляют представители уполномоченных структур. Чтобы удостовериться, что проверяемые объекты соответствуют нормам законодательства, специалисты выполняют следующие действия:

  • визуально осматривают предмет изучения;
  • берут пробы, если речь идет о контроле продукции;
  • осуществляют практические испытания;
  • проводят исследования;
  • требуют письменные разъяснения.

Какие организации чаще всего проверяются

Срок проведения проверок регламентирует действующее законодательство. Период различается в зависимости от вида компании и сферы деятельности. Выделяют следующие разновидности проверок:

  • 1 раз в месяц или квартал;
  • ежегодные;
  • с трехгодичным перерывом.

Проверки делятся на плановые и внеочередные. В первом случае сотрудников организации уведомляют заранее. Внеочередные проверки проводятся после получения предписания. Действие выполняют, чтобы сотрудники контролирующих органов смогли удостовериться, что компания выполнила требования и устранила нарушение. Внеплановые проверки проводятся единожды. Они выполняются после того, как завершится срок, данный на устранение недочетов. Проверки проводятся и в ситуации, когда ранее представленные предписания не были обжалованы в установленном порядке.

Периодичность проверок напрямую зависит от деятельности организации. Чаще проверяют учреждения, которые функционируют в следующих сферах:

  • реализация продуктов питания;
  • торговля лекарственными средствами;
  • разного рода производства продукции;
  • обучения взрослых и детей;
  • медицины.

Что такое предписание

Предписание — распорядительный документ, выступающий приложением к акту проверки. Бланк используется для отражения требований об устранении найденных нарушений. Готовая документация направляется в адрес руководства фирмы, подвергавшейся проверке.

Документ носит обязательный характер. Это значит, что требования, закреплённые в нём, должны быть выполнены. Однако само по себе выдвижение предписания не влечет за собой наложение каких-либо санкций. Однако если организация или гражданин никак не отреагируют на бумагу, это станет поводом для привлечения к ответственности. Её предусматривает статья 19.5 КоАП РФ.

Основная задача документа состоит в предотвращении последующих нарушений и побуждении лица устранить их. Сотрудники учреждений, выполняющих надзорную деятельность, в последующем могут выполнить незапланированные проверки и выяснить, были ли устранены выявленные недостатки, и в какой степени осуществлено действие.

Предписание выносится, если в деятельности субъекта выявлены нарушения или несоответствия нормам действующего законодательства. Иногда нарушения закона незначительные. Устранить их удается быстро. Инспектор не стремится создавать дополнительные проблемы организации. Выявив незначительные нарушения, проверяющий потребует устранить их. Предписание не оформляется. Требования выдвигаются устно. Сообщение считается предупреждением. Основной целью инспектора выступает исключение возможности повтора нарушения.

Сроки устранения нарушений

В действующем законодательстве не обозначен точный период, в течение которого необходимо устранить недостатки. Контролирующая организация выносит решение с учетом индивидуальных особенностей ситуации. Во внимание принимается серьёзность нарушения. Итоговые даты фиксируются непосредственно в предписании.

Что содержит предписание

Единый образец документа в действующем законодательстве не закреплен. Однако чтобы предписание признали действительным, в нём должны содержаться следующие сведения:

  • данные о контролирующей инстанции;
  • дата выполнения мероприятия и сведения о проверяемом;
  • данные о фирме;
  • нарушения, которые удалось обнаружить;
  • ссылка на действующее законодательство;
  • период, предоставляемый для устранения неисправностей;
  • данные о допустимых методах устранения нарушения;
  • период, в течение которого необходимо предоставить отчет о выполненных мероприятиях.

Отраслевые ведомства имеют право самостоятельно разработать собственную форму предписания. В законодательстве говорится, что в бумаге фиксируется период, предоставляемый для исправления сложившейся ситуации. Если лицо захочет составить возражение на вынесенное предписание, потребуется обратиться в контролирующий орган. Здесь удастся получить образец документа.

Последствия неисполнения предписания

Требование прилагается к документации, в которой отражается факт проведения проверки организации. Бумага выражает требование о соблюдении закона. Предписание не налагает никаких наказаний на нарушителя. Однако если требования не будут выполнены, это повлечет за собой возникновение юридической ответственности. На нарушителя могут наложить административные санкции или приостановить его деятельность, если речь идёт об организациях. Процесс регламентирует статья 19.5 КоАП РФ.

Можно ли и как обжаловать

Если лицо, подвергшееся проверке, не согласно с результатами вынесенного предписания, решение можно оспорить. Для этого потребуется составить возражение на документ. Бумагу необходимо готовить с соблюдением определенных правил. Предстоит отразить обязательную информацию:

  • сведения о заявителе;
  • данные об устранении;
  • информация о лице, выполнявшем проверку;
  • причины, из-за которых лицо считает, что вынесенное решение неправомерно;
  • доказательная база, подтверждающая представленные доводы;
  • ходатайство об аннулировании предписания.
Видео (кликните для воспроизведения).

Важно привести ссылки на нормы законодательства. Документация, которая дополняет бумагу, должна быть скреплена печатью юридического лица и подписана сотрудником, имеющим право принимать решения о необходимости подготовки возращения на полученное предписание. Если речь идет о физическом лице, достаточно подписи.

Источники


  1. Осиновский, А.Д. Акционер против акционерного общества; СПб: ДНК, 2013. — 352 c.

  2. Курганов, С. И. Комментарий к судебной практике по проблемам исполнения уголовного наказания / С.И. Курганов. — М.: Юрайт, 2015. — 322 c.

  3. Лебедева, С. Н. Международный коммерческий арбитраж. Комментарий законодательства / Под редакцией А.С. Комарова, С.Н. Лебедева, В.А. Мусина. — М.: Редакция журнала «Третейский суд», 2014. — 416 c.
Срок выдачи предписания об устранении выявленных нарушений
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here