Существуют общероссийские общественные объединения адвокатов

Ответы на вопросы по теме: "Существуют общероссийские общественные объединения адвокатов" с полным описанием проблематики и способов решения. При возникновении дополнительных вопросов - задавайте их дежурному юристу.

Российской адвокатуре нужна срочная реформа-3

23 апреля 2014 года в Москве состоялся Конгресс адвокатов России, на котором обсуждались вышеперечисленные «болевые» точки современной адвокатуры. Участники Конгресса приняли решение о создании общественного объединения адвокатов, Союз адвокатов России, которое будет осуществлять функции общественного контроля. Базовый принцип – его члены не могут одновременно входить в состав органов управления адвокатуры.

В Подмосковье проблемы те же – адвокаты требуют признать недействительным решения XI-й Ежегодной областной конференции адвокатов. Назрел конфликт между адвокатами и руководством и в Адвокатской палате Иркутской области. Поводами для конфликта стали нелегитимное (по мнению части адвокатов) переизбрание действующего Президента, проживающего несколько лет в Москве, а также все остальные вышеперечисленные проблемы.

Другая не менее острая проблема — коррупция. Адвокатура превращается в приводной механизм коррупции, ее центральную составляющую, к тому же одну из самых опасных. Мы видим их в роли «несунов» в правоохранительной системе и судах, советников криминальных группировок и «воров в законе». «Криминальный адвокат» опаснее рецидивиста. Прикрываясь благими целями поддержания политической стабильности, в условиях корыстно-коррупционного построения вертикали отчислений, «криминальный» адвокат — самый желанный для руководства. И это становится системой.

Раскрыть коррупционные преступления, где одним из фигурантов может являться адвокат, трудно в силу его юридической грамотности и особого процессуального положения. Адвокат, который по своему правовому положению является не должностным лицом государственной службы, а членом некоммерческой организации, специальным субъектом большинства коррупционных преступлений признан быть не может. В силу закона он может быть только соучастником преступлений, совершаемых специальным субъектом. В связи с этим необходимы поправки в уголовное законодательство, квалифицирующие наказание за коррупцию в адвокатуре.

По смыслу концепции законопроекта № 471327-6 «Об основах общественного контроля в РФ», контроль, в основном, выполняют общественные палаты и общественные советы при органах исполнительной власти. Руководство адвокатским сообществом наполнило и возглавило эти общественные структуры. Вот лишь самые известные примеры. Так, бессменный заместитель секретаря Общественной палаты России, не замеченный в адвокатской деятельности, но являющийся Вице-президентом Федеральной палаты адвокатов, он же — член общественных советов при ФСБ, Министерстве Юстиции, ФСИН России. Президент Федеральной палаты адвокатов, он же Президент Адвокатской палаты Санкт-Петербурга, Член Совета Общественной палаты России, член общественного совета Министерства Юстиции. Далее, Президент Московской Палаты адвокатов — он же член Общественной Палаты России с 2005 года, член Общественного совета при МВД РФ, Министерстве Юстиции. Президент палаты адвокатов Московской области — он же бессменный Вице-президент ФПА, член Общественной палаты ЦФО, член общественной палаты Московской области, член общественного совета при Министерстве юстиции РФ и т.д.

Надеяться на общественный самоконтроль со стороны общественных палат или общественных советов как-то не приходится. Юридическое сообщество считается закрытым профессиональным сообществом. Юристы находятся в особом положении, их отличает хорошее знание правовых, моральных и профессиональных норм и их недостатков, пробелов, хитростей и уловок. Механизмы репрессивного контроля оказываются малоэффективными ввиду сложности профессиональной деятельности, тем более что всегда существуют возможности для обмана. Выдающийся ученый и адвокат Е.В. Васьковский отмечал, что «ни одна профессия не представляет для нравственности занимающихся ею лиц таких соблазнов, как юриспруденция». Адвокат «будучи специалистом в правоведении, может облечь в законную форму любую уловку, любой подвох…». Наиболее эффективен внутрикорпоративный контроль со стороны коллег, так как соблюдение тех или иных норм могут увидеть только профессионалы.

По смыслу, президентский законопроект № 471327-6 ФЗ «Об основах общественного контроля в РФ» предусматривает осуществление общественного контроля за деятельностью в области обеспечения правопорядка, правоохранительных органов и суда и, естественно, адвокатуры. С учетом своей специфики, общественный контроль за профессиональной юридической деятельностью должен регламентироваться отдельными федеральными законами, учитывающими особенности и специфику, часто связанные с особым порядком или различными формами тайны.

Независимость адвокатуры от власти несет очень высокие требования к профессионализму и специальным знаниям адвоката и, прежде всего, самоконтролю. Сегодня эта независимость превратилась, при отсутствии общественного адвокатского самоконтроля, в корыстную безнаказанность.

ФЗ № 63 закрепляет понятие Общественные объединения адвокатов (ст. 39). Но закон не раскрывает функции адвокатских объединений, их цели, задачи, членство. Сегодня они просто «срослись» с органами управления. Как пример, Общероссийское объединение адвокатов «Федеральный союз адвокатов России — ФСАР». Президент ФСАР, он же Вице-президент Федеральной палаты адвокатов и он же Президент палаты адвокатов Московской области. Аналогична ситуация со всеми остальными общественными объединениями адвокатов. Очевидна бессмысленность нормы. Думается, что необходимы поправки в ст. 39, а именно, о том, что члены Общественных объединений адвокатов вправе осуществлять функции общественного контроля, но члены объединений не могут быть одновременно членами органов управления адвокатуры.

Общественный адвокатский контроль должен осуществляется в форме мониторинга, проверки, экспертизы и т.д. Необходимо законодательно закрепить обязанность субъектов общественного адвокатского контроля на обнародование информации о результатах контроля, а также право адвокатов и граждан на открытый доступ к информации о контроле, за исключением информации, содержащей сведения, составляющие адвокатскую тайну.

Общественные адвокатские объединения должны дополнить: механизм контроля качества оказываемой юридической помощи, «горячая линия» помощи обманутым гражданам, привлечение к дисциплинарной и уголовной ответственности нерадивых адвокатов, «горячая линия» помощи адвокатам в вопросах разногласий с адвокатскими палатами, незаконного преследования по вопросам профессиональной деятельности. Должны активно применяться такие формы, как общественные обсуждения, общественные (публичные) слушания и другие.

В целом, необходимы реформы, приводящие к повышению ответственности и компетентности адвокатов и, как следствие, привлекательности института адвокатуры.

Великий политик Николо Макиавелли утверждал – человек бывает хорошим только вынуждено. Для того чтобы сделать адвокатуру лучше и чище, чтобы перестали воровать, создавать коррупционные схемы, вымогать у своих коллег, злоупотреблять и бездельничать за счет взносов коллег, нужна продуманная, законодательно закрепленная система регламентирования и общественный адвокатский контроль, не «сросшийся» с руководством. Необходимо всеадвокатское, широкое обсуждение реформы адвокатуры по госпрограмме «Юстиция».

Профессиональная квалифицированная правовая помощь населению немыслима без решения организационных и правовых возможностей адвокатуры.

Со времен древнего Рима юристы играли ведущую роль в обществе. Плеяда русских присяжных поверенных была образцом прогресса, активно участвовавших в социальной жизни. Мы понимаем, что прогресс никогда не приходит сам. Его следует заработать. Реформируя адвокатуру, мы делаем общее дело. Исходя из сегодняшних проблем, мы делаем правильное дело. Мы никогда не искали легких путей и не ставили перед собой несложных задач. Адвокатура должна показывать пример гражданского общества с демократическими принципами управления, выполняя главное свое предназначение – защиту прав и свобод человека!

[1]

Игорь Леонидович Трунов — д.ю.н., профессор, адвокат. Национальный президент Всемирной Ассоциации юристов. Заместитель председателя Международного Союза юристов

Читайте так же:  Договор купли-продажи древесины

Ассоциации юристов

Ассоциации юристов

АЮР — Ассоциация юристов России
Общероссийская общественная организация «Ассоциация юристов России» (АЮР) — является добровольным самоуправляемым общественным объединением, основанным как на индивидуальном, так и на коллективном членстве. Коллективными членами Ассоциации (АЮР) могут быть общественные объединения юристов. Необходимым условием для индивидуального членства является наличие юридического образования. Сейчас в организации насчитывается около 8 тысяч членов. Рост организации продолжается. (www.alrf.ru/info/association/)

Ассоциация «Юристы за трудовые права» — профессиональная ассоциация, которая объединяет юристов, работающих в профсоюзах и некоммерческих организациях, частнопрактикующих юристов, которые занимаются защитой социально-трудовых прав работников и прав и интересов профсоюзов.

Ассоциация была учреждена десятью юристами, работавшими в профсоюзах и в некоммерческих организациях, которые оказывали правовую помощь по защите социально-трудовых прав работникам и профсоюзам.

Ответы на экзаменационные билеты

Общественные объединения адвокатов.

В соответствии с Федеральным законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» адвокаты вправе создавать общественные объединения адвокатов и (или) быть членами (участниками) общественных объединений адвокатов в соответствии с законодательством РФ. Общественные объединения адвокатов не вправе осуществлять предусмотренные настоящим ФЗ функции адвокатских образований, а также функции адвокатских палат субъектов РФ или Федеральной палаты адвокатов либо их органов.

В настоящее время в России существуют следующие наиболее крупные общественные объединения адвокатов:

Федеральный союз адвокатов России (ФСАР)

Международный союз (содружество) адвокатов (МС/С/А)

В Российской Федерации действуют общероссийские, межрегиональные, региональные и местные общественные объединения. Общественные объединения независимо от их организационно-правовой формы вправе создавать союзы (ассоциации) общественных объединений на основе учредительных договоров и (или) уставов, принятых союзами (ассоциациями), образуя новые общественные объединения (ст. 13 Закона «Об общественных объединениях»).

Профессиональные объединения адвокатов и их органы

Формы адвокатских образований:

адвокатский кабинет, коллегия адвокатов, адвокатское бюро и юридическая консультация.

Адвокат вправе самостоятельно избирать форму адвокатского образования и место осуществления адвокатской деятельности, о чем он обязан уведомить совет адвокатской палаты.

Адвокатский кабинет учреждает адвокат, принявший решение осуществлять адвокатскую деятельность индивидуально. Адвокатский кабинет не является юридическим лицом.

Два и более адвоката вправе учредить коллегию адвокатов — некоммерческую организацию, основанную на членстве и действующую на основе устава (утверждается ее учредителями) и учредительного договора. Учредителями и членами коллегии адвокатов могут быть адвокаты, сведения о которых внесены только в один региональный реестр. Коллегия адвокатов является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, открывает счета в банках, имеет печать, штампы и бланки с адресом и наименованием коллегии адвокатов, содержащим указание на субъект РФ, на территории которого она учреждена.

Адвокатское бюро вправе учредить два и более адвоката (заключают между собой партнерский договор в простой письменной форме).

Если на территории одного судебного района общее число адвокатов во всех адвокатских образованиях, расположенных на территории этого района, составляет менее двух на одного федерального судью, адвокатская палата по представлению органа государственной власти субъекта учреждает юридическую консультацию — некоммерческую организацию, созданную в форме учреждения.

Адвокатская палата

негосударственная некоммерческая организация, основанная на обязательном членстве адвокатов одного субъекта РФ.

Цели создания адвокатской палаты:

• обеспечение оказания квалифицированной юридической помощи, ее доступности для населения на всей территории субъекта РФ;

• организация юридической помощи, оказываемой гражданам бесплатно;

• представительство и защита интересов адвокатов в органах государственной власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях и иных организациях;

• контроль за профессиональной подготовкой лиц, допускаемых к осуществлению адвокатской деятельности, и соблюдением адвокатами кодекса профессиональной этики.

Адвокатская палата образуется учредительным собранием (конференцией) адвокатов, является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, открывает расчетный и другие счета в банках, подлежит государственной регистрации. Адвокаты не отвечают по обязательствам адвокатской палаты, а адвокатская палата не отвечает по обязательствам адвокатов.

Высшим органом адвокатской палаты субъекта РФ является собрание адвокатов. Если численность адвокатской палаты превышает 300 человек, высшим ее органом является конференция адвокатов. Собрание (конференция) адвокатов созывается не реже одного раза в год.

Коллегиальным исполнительным органом адвокатской палаты является совет адвокатской палаты.

Федеральная палата адвокатов РФ является общероссийской негосударственной некоммерческой организацией, основанной на обязательном членстве адвокатских палат субъектов РФ. Высшим органом Федеральной палаты адвокатов является Всероссийский съезд адвокатов (созывается не реже одного раза в 2 года).

негосударственные правоохранительные образования — это создаваемые в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ, другими нормативными правовыми актами и действующие на безвозмездной самодеятельной основе организации и формирования граждан, основными функциями которых являются профилактика правонарушений и охрана правопорядка.

К негосударственной относится:

1.Частная детективная и охранная деятельность Частная детективная и охранная деятельность — это оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам предприятиями, имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел, в целях защиты прав и законных интересов своих клиентов.

2. комиссии по делам несовершеннолетних.Онидействуют в соответствии с Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и создаются органами местного самоуправления.

В настоящее время в России повсеместно воссоздаются активно ^Действовавшие ранее (особенно в период 1975-1985 гг.) такие негосударственные правоохранительные образования, как добровольные народные дружины, общественные пункты охраны порядкаи др. О направленности деятельности свидетельствуют сами названия этих образований, Что Касается правовой регламентации, то она реализуется (главным образом Органами власти субъектов РФ и органамиместного самоуправления) издания законов, решений, постановлений, которыми определяются

их правомочия, задачи и функции по организации и осуществлению мер профилактики правонарушений и охране правопорядка.

К числу негосударственных правоохранительных образований можно отнести и третейские суды — негосударственные организации, рассматривающие экономические (гражданские) споры по соглашению спорящих сторон. Стороны, передавая спор на рассмотрение третейского суда, принимают на себя обязательство подчиниться решению последнего, Соглашение о передаче споров третейскому суду может быть заключено в виде оговорки в договоре или в виде отдельного соглашения.

Читайте так же:  Использовать материнский капитал до 3 лет

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; Нарушение авторского права страницы

Общественные объединения адвокатов: цели и практика создания в России.

Адвокаты, как и все граждане Российской Федерации, имеют конституционное право на объединение (ст. 30 Конституции РФ), которое включает в себя право создавать на добровольной основе общественные объединения для защиты общих интересов и достижения общих целей, право вступать в существующие общественные объединения либо воздерживаться от вступления в них, а также право беспрепятственно выходить из общественных объединений. Никаких особых норм, касающихся адвокатов, в законодательстве об общественных объединениях не предусмотрено.

Граждане имеют право создавать по своему выбору общественные объединения без предварительного разрешения органов государственной власти и местного самоуправления, а также право вступать в такие общественные объединения на условиях соблюдения норм их уставов.

2. Отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений, регулируются Федеральным законом от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (в ред. от 2 ноября 2004 г.).

Действие данного Федерального закона распространяется на все общественные объединения, созданные по инициативе граждан, за исключением религиозных организаций, а также коммерческих организаций и создаваемых ими некоммерческих союзов (ассоциаций).

Содержание права граждан на объединение, основные государственные гарантии этого права, статус общественных объединений, порядок их создания, деятельности, реорганизации и (или) ликвидации регулируются помимо указанного Федерального закона также ГК РФ и другими законами об отдельных видах общественных объединений.

3. Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.

Право граждан на создание общественных объединений реализуется как непосредственно путем объединения физических лиц, так и через юридические лица — общественные объединения.

Общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм: общественная организация; общественное движение; общественный фонд; общественное учреждение; орган общественной самодеятельности; политическая партия.

В Российской Федерации создаются и действуют общероссийские, межрегиональные, региональные и местные общественные объединения.

Общественные объединения независимо от их организационно-правовой формы вправе создавать союзы (ассоциации) общественных объединений на основе учредительных договоров и (или) уставов, принятых союзами (ассоциациями), образуя новые общественные объединения.

4. Для приобретения прав юридического лица общественное объединение подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» с учетом установленного Федеральным законом от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ специального порядка государственной регистрации общественных объединений.

Общественное объединение, являющееся юридическим лицом, может иметь в собственности земельные участки, здания, строения, сооружения, жилищный фонд, транспорт, оборудование, инвентарь, имущество культурно-просветительного и оздоровительного назначения, денежные средства, акции, другие ценные бумаги и иное имущество, необходимое для материального обеспечения деятельности этого общественного объединения, указанной в его уставе. В собственности общественного объединения могут также находиться учреждения, издательства, средства массовой информации, создаваемые и приобретаемые за счет средств данного общественного объединения в соответствии с его уставными целями.

Имущество общественного объединения формируется на основе вступительных и членских взносов, если их уплата предусмотрена уставом; добровольных взносов и пожертвований; поступлений от проводимых в соответствии с уставом общественного объединения лекций, выставок, лотерей, аукционов, спортивных и иных мероприятий; доходов от предпринимательской деятельности общественного объединения; гражданско-правовых сделок; внешнеэкономической деятельности общественного объединения; других не запрещенных законом поступлений.

Общественные объединения могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению уставных целей, ради которых они созданы, соответствующую этим целям. Доходы от предпринимательской деятельности общественных объединений не могут перераспределяться между членами или участниками этих объединений и должны использоваться только для достижения уставных целей.

Общественные объединения могут создавать хозяйственные товарищества, общества и иные хозяйственные организации, а также приобретать имущество, предназначенное для ведения предпринимательской деятельности.

Видео (кликните для воспроизведения).

5. Необходимость объединения адвокатов для эффективной защиты интересов адвокатуры и отдельных адвокатов существовала всегда (при принятии законов, затрагивающих права адвокатов; для согласования принципов оплаты труда адвокатов за счет государства; для обеспечения беспрепятственной реализации прав адвокатов на свидание с подзащитными; и т.д.). По ранее действовавшему законодательству такую защиту осуществляли коллегии адвокатов. Однако коллегии адвокатов ранее не были объединены на федеральном уровне.

В настоящее время наиболее крупными общественными объединениями адвокатов являются: Международный союз (содружество) адвокатов (г. Москва), Федеральный союз адвокатов России (г. Москва), Гильдия российских адвокатов (г. Москва), Ассоциация адвокатов России (г. Саратов), Ассоциация адвокатов юга России (г. Ростов-на-Дону), Ассоциация адвокатов Межреспубликанской коллегии адвокатов (г. Москва). Уставные цели и задачи действующих общественных объединений адвокатов во многом схожи.

Международный союз (содружество) адвокатов был создан еще в 1989 г. до распада СССР. С 1989 по 1992 гг. он назывался «Союз адвокатов СССР». В настоящее время это объединение имеет свои отделения в 22 регионах России и ряде стран ближнего зарубежья (Украине, Беларуси, Латвии).

Федеральный союз адвокатов России учрежден в 1990 г. и объединил 52 коллегии адвокатов по всей стране. Целью создания данной организации была признана необходимость объединения усилий адвокатов для содействия процессу формирования правового государства, оказания правовой помощи российским и иностранным гражданам. Союз принимал в 1997 г. активное участие в кампании против установления чрезмерно завышенных ставок отчислений в Пенсионный фонд РФ для лиц, занимающихся адвокатской деятельностью.

Гильдия российских адвокатов образовалась в 1994 г. путем объединения более 40 альтернативных адвокатских коллегий. Сейчас это одна из наиболее структурированных адвокатских организаций, имеющая четкую внутреннюю структуру, органы управления (съезд, совет коллегии), коллективное и индивидуальное членство.

6. До принятия Закона об адвокатской деятельности коллегии адвокатов иногда рассматривались в качестве общественных объединений, а отдельные адвокатские образования регистрировались в качестве общественных организаций. Подобные случаи становились предметом судебных разбирательств.

В настоящее время профессиональные организации адвокатов имеют четкий правовой статус, что исключает смешение понятий «адвокатские образования» и «общественные объединения адвокатов». Не относятся к общественным объединениям, создаваемым в соответствии со ст. 39 Закона, и адвокатские палаты субъектов РФ, а также Федеральная палата адвокатов РФ. Нормы Закона содержат организационное единство построения адвокатуры и не допускают существования параллельных структур со сходными правами. Соответствующий запрет для адвокатских палат и Федеральной палаты адвокатов (п. 8 ст. 29, п. 4 ст. 35 Закона) дополнен ограничениями для общественных объединений адвокатов, которые не вправе осуществлять предусмотренные комментируемым Законом функции адвокатских образований (ст. ст. 21 — 24 Закона), а также функции адвокатских палат субъектов РФ (ст. ст. 29 — 31 Закона) или Федеральной палаты адвокатов (ст. ст. 35 — 37 Закона) либо их органов.

Читайте так же:  Жилищная субсидия военнослужащим порядок предоставления

Это означает невозможность для общественных объединений адвокатов осуществлять адвокатскую деятельность от своего имени; заниматься организационным обеспечением оказания квалифицированной юридической помощи и методической деятельностью, контролем за профессиональной подготовкой лиц, допускаемых к осуществлению адвокатской деятельности, и соблюдением адвокатами Кодекса профессиональной этики; обеспечивать координацию деятельности адвокатских палат и т.д.

Глава 5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Комментарий к главе 5

Глава 5 содержит нормы, обеспечивающие постепенное реформирование адвокатуры и переход к ее новой организационной структуре. Переходные положения позволяют сохранить статус адвоката после вступления в силу комментируемого Закона, провести организационные мероприятия по созданию новых органов адвокатского самоуправления, привести в соответствие с Законом организационно-правовые формы объединений адвокатов, действовавших до его принятия.

Переходные положения в настоящее время в основном реализованы. Вместе с тем они применяются для разрешения спорных ситуаций, возникших в переходный период или возникающих после его завершения. При этом следует учесть, что четкой даты окончания переходного периода Законом не установлено.

Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; Нарушение авторского права страницы

Статья 39. Общественные объединения адвокатов

Комментарий к статье 39

В соответствии с Основными положениями о роли адвокатов, принятыми VIII Конгрессом ООН в августе 1990 г., адвокатам (без участия государства) должно быть предоставлено право формировать самоуправляемые ассоциации для представительства их интересов, постоянной учебы, переподготовки и поддержания их профессионального уровня.

Наряду с этим адвокаты имеют конституционное право на объединение (ст. 30 Конституции РФ), которое включает в себя право добровольно создавать общественные объединения для защиты общих интересов и достижения общих целей, право вступать в существующие общественные объединения, воздерживаться от вступления в них либо беспрепятственно выходить из них. Никаких специальных норм об участии адвокатов в российском законодательстве об общественных объединениях не предусмотрено.

Граждане имеют право по своему выбору создавать общественные объединения без предварительного разрешения органов государственной власти и местного самоуправления, вступать в такие общественные объединения на условиях соблюдения их уставов.

Отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, с созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений, регулируются Федеральным законом «Об общественных объединениях» (в ред. от 2 февраля 2006 г.). Данный Федеральный закон (ст. 2) распространяется на все общественные объединения, созданные по инициативе граждан, за исключением религиозных, коммерческих организаций и создаваемых ими некоммерческих союзов (ассоциаций).

Содержание права граждан на объединение, основные государственные гарантии этого права, статус общественных объединений, порядок их создания, деятельности, реорганизации и (или) ликвидации регулируются, помимо указанного Федерального закона, Гражданским кодексом РФ и другими законами об отдельных видах общественных объединений.

Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Право граждан на создание общественных объединений реализуется как непосредственно объединением физических лиц, так и через юридические лица — общественные объединения (ст. 5 Федерального закона «Об общественных объединениях»).

Общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм: общественная организация, общественное движение, общественный фонд, общественное учреждение, орган общественной самодеятельности, политическая партия (ст. 7 Федерального закона «Об общественных объединениях»).

В Российской Федерации создаются и действуют общероссийские, межрегиональные, региональные и местные общественные объединения.

Общественные объединения независимо от их организационно-правовой формы вправе создавать союзы (ассоциации) общественных объединений на основе учредительных договоров и (или) уставов, принятых союзами (ассоциациями), образуя новые общественные объединения (ст.

Для приобретения прав юридического лица общественное объединение подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» с учетом порядка государственной регистрации общественных объединений, установленного Федеральным законом «Об общественных объединениях».

Решение о государственной регистрации общественного объединения или об отказе в ней принимает федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации общественных объединений (Федеральная регистрационная служба), или его территориальный орган. Внесение в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации общественных объединений, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляет уполномоченный в соответствии со ст. 2 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» федеральный орган исполнительной власти (Федеральная налоговая служба) на основании принимаемого федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом решения о государственной регистрации.

Решение о государственной регистрации международного или общероссийского общественного объединения принимает федеральный орган государственной регистрации.

Решение о государственной регистрации межрегионального общественного объединения принимает территориальный орган федерального органа государственной регистрации по месту нахождения постоянно действующего руководящего органа общественного объединения.

Решение о государственной регистрации регионального или местного общественного объединения принимает территориальный орган федерального органа государственной регистрации в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Общественное объединение, являющееся юридическим лицом, может иметь в собственности земельные участки, здания, строения, сооружения, жилищный фонд, транспорт, оборудование, инвентарь, имущество культурно-просветительского и оздоровительного назначения, денежные средства, акции, другие ценные бумаги и иное имущество, необходимое для материального обеспечения деятельности этого общественного объединения, указанной в его уставе. В собственности общественного объединения могут также находиться учреждения, издательства, средства массовой информации, создаваемые и приобретаемые за счет средств данного общественного объединения в соответствии с его уставными целями.

Имущество общественного объединения формируется из вступительных и членских взносов, если их уплата предусмотрена уставом; добровольных взносов и пожертвований; поступлений от проводимых в соответствии с уставом общественного объединения лекций, выставок, лотерей, аукционов, спортивных и иных мероприятий; доходов от предпринимательской деятельности общественного объединения; гражданско-правовых сделок; внешнеэкономической деятельности общественного объединения; других не запрещенных законом поступлений.

Общественные объединения могут вести предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению уставных целей, ради которых они созданы, и соответствует этим целям. Доходы от предпринимательской деятельности общественных объединений не могут перераспределяться между членами или участниками этих объединений и должны использоваться только для достижения уставных целей.

Читайте так же:  Как обменять товар на аналогичный

Общественные объединения могут создавать хозяйственные товарищества, общества и иные хозяйственные организации, приобретать имущество, предназначенное для ведения предпринимательской деятельности.

Необходимость объединения адвокатов для эффективной защиты интересов адвокатуры и отдельных адвокатов существовала всегда (при принятии законов, затрагивающих права адвокатов, для согласования принципов оплаты труда адвокатов за счет государства, для обеспечения беспрепятственной реализации прав адвокатов на свидание с подзащитными и т.д.). В настоящее время наиболее крупными общественными объединениями адвокатов являются: Международный союз (содружество) адвокатов (г. Москва), Федеральный союз адвокатов России (г. Москва), Гильдия российских адвокатов (г. Москва), Ассоциация адвокатов России (г. Саратов), Ассоциация адвокатов юга России (г. Ростов-на-Дону), Ассоциация адвокатов Межреспубликанской коллегии адвокатов (г. Москва), Ассоциация адвокатов Ставропольского края и др. Уставные цели и задачи общественных объединений адвокатов во многом схожи.

Международный союз (содружество) адвокатов был создан в 1989 г., до распада СССР. С 1989 по 1992 гг. он назывался Союзом адвокатов СССР. В настоящее время это объединение имеет отделения в 32 регионах России и ряде стран ближнего зарубежья (на Украине, в Беларуси, Латвии). Союз является коллективным членом Международного союза адвокатов со штаб-квартирой в Брюсселе и Международной ассоциации адвокатов со штаб-квартирой в Лондоне (IBA). Президиум Союза активно сотрудничает с Советом Федерации, с Ассоциацией международного права, Институтом государства и права РФ, с другими правовыми институтами и организациями, а также с ассоциациями адвокатов США, Франции, Германии, Норвегии и Израиля, с Юридическим обществом Англии и Уэльса .

[2]

См.: Международный союз (содружество) адвокатов. 15 лет деятельности / Редкол.: Г.А. Воскресенский, Е.П. Данилов, Г.В. Макарова, А.П. Маркович, И.М. Нехамес, А.А. Рогаткин, С.А. Чернецова. М.: КноРус, 2005.

Федеральный союз адвокатов России учрежден в 1994 г., он объединяет 52 коллегии адвокатов по всей стране. Цель создания данной организации — объединение усилий адвокатов для содействия формированию правового государства, оказания правовой помощи российским и иностранным гражданам. В 1997 г. Союз принимал активное участие в кампании против установления чрезмерно завышенных ставок отчислений в Пенсионный фонд РФ для лиц, занимающихся адвокатской деятельностью. Его действующий Устав утвержден съездом ФСА 26 июня 1999 г. 28 февраля 2000 г. в Устав внесены изменения .

См.: Бойков А.Д. Адвокатура и государственная власть: взаимоотношения // Законы России: опыт, анализ, практика. 2006. N 1.

Гильдия российских адвокатов была образована в 1994 г. путем объединения более 40 альтернативных адвокатских коллегий. Сейчас это одна из наиболее структурированных адвокатских корпораций, имеющая четкую внутреннюю организацию, органы управления (съезд, совет коллегии), коллективное и индивидуальное членство.

Межреспубликанская коллегия адвокатов была создана Приказом Министра юстиции СССР от 5 марта 1982 г. N 2/5 на базе действовавшей в СССР с 1947 г. специализированной адвокатуры (функционировало 68 юридических консультаций) для оказания юридической помощи гражданам и организациям, в том числе на особо режимных объектах. В соответствии с комментируемым Законом Межреспубликанская коллегия адвокатов в 2003 г. была реорганизована в Межреспубликанскую коллегию адвокатов (г. Москва), которая в настоящее время является одной из крупнейших коллегий адвокатов. В Коллегии осуществляют адвокатскую деятельность около 700 адвокатов в 93 филиалах, созданных в 38 субъектах Российской Федерации, а также в Республике Казахстан (г. Байконур) и Республике Таджикистан (г. Душанбе). В Московском регионе юридическую помощь гражданам оказывают более 400 адвокатов Коллегии.

Не относятся к общественным объединениям профессиональные организации адвокатов, которые имеют правовой статус, исключающий смешение понятий «адвокатские образования» и «общественные объединения адвокатов». К общественным объединениям, создаваемым в соответствии со ст. 39 комментируемого Закона, не относятся адвокатские палаты субъектов РФ и Федеральная палата адвокатов РФ. Нормы данного Закона устанавливают организационное единство построения адвокатуры и не допускают существования параллельных структур со сходными правами. Подобный запрет для адвокатских палат и Федеральной палаты адвокатов (п. 8 ст. 29; п. 4 ст. 35 комментируемого Закона) дополнен ограничениями для общественных объединений адвокатов, которые не вправе выполнять предусмотренные комментируемым Законом функции адвокатских образований (ст. 21 — 24), адвокатских палат субъектов РФ (ст. 29 — 31), Федеральной палаты адвокатов (ст. 35 — 37) либо их органов.

[3]

Формы адвокатских образований

Существует четыре формы адвокатских образований:

В соответствии с Федеральным законом «Об адвокатуре и адвокатской деятельности» адвокат самостоятельно имеет право выбирать форму адвокатского образования и место реализации адвокатской деятельности. О своем предпочтении адвокат должен сообщить совету адвокатской палаты в порядке, установленном Федеральным законом.

Адвокат, принявший решение осуществлять адвокатскую деятельность индивидуально, учреждает адвокатский кабинет. Об учреждении адвокатского кабинета адвокат направляет в совет адвокатской палаты заказным письмом уведомление, в котором указываются сведения об адвокате, место нахождения адвокатского кабинета, порядок осуществления телефонной, телеграфной, почтовой и иной связи между советом адвокатской палаты и адвокатом. Адвокатский кабинет не является юридическим лицом.11 адвокатура юридический закон

Адвокат, учредивший адвокатский кабинет, открывает счета в банках, имеет печать, штампы и бланки с адресом и наименованием адвокатского кабинета, содержащим указание на субъект РФ, на территории которого учрежден адвокатский кабинет. Соглашения об оказании юридической помощи в адвокатском кабинете заключаются между адвокатом и доверителем и регистрируются в документации адвокатского кабинета. Адвокат вправе использовать для размещения адвокатского кабинета жилые помещения, принадлежащие ему либо членам его семьи на праве собственности, с их согласия.

Два и более адвоката вправе учредить коллегию адвокатов. Коллегия адвокатов является некоммерческой организацией, основанной на членстве и действующей на основании устава, утверждаемого ее учредителями, и заключаемого ими учредительного договора. Учредителями и членами коллегии адвокатов могут быть адвокаты, сведения о которых внесены только в один региональный реестр

Об учреждении коллегии адвокатов ее учредители направляют в совет адвокатской палаты заказным письмом уведомление, в котором указываются сведения об учредителях, место нахождения коллегии адвокатов, порядок осуществления телефонной, телеграфной, почтовой и иной связи между советом адвокатской палаты и коллегией адвокатов и к которому прилагаются нотариально заверенные копии учредительного договора и устава.

Читайте так же:  Приказ на списание просроченной дебиторской задолженности образец

Коллегия адвокатов считается учрежденной с момента ее государственной регистрации. Коллегия адвокатов является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, открывает счета в банках в соответствии с законодательством РФ, имеет печать, штампы и бланки с адресом и наименованием коллегии адвокатов, содержащим указание на субъект РФ, на территории которого учреждена коллегия адвокатов.

Коллегия адвокатов вправе создавать филиалы на всей территории РФ, а также на территории иностранного государства, если это предусмотрено законодательством данного иностранного государства.

Имущество, внесенное учредителями коллегии адвокатов в качестве вкладов, принадлежит ей на праве собственности. Члены коллегии адвокатов не отвечают по ее обязательствам, коллегия адвокатов не отвечает по обязательствам своих членов.

Коллегия адвокатов РФ является налоговым агентом адвокатов, являющихся ее членами, по доходам, полученным ими в связи с осуществлением адвокатской деятельности, а также их представителем по расчетам с доверителями и третьими лицами и другим вопросам, предусмотренным учредительными документами коллегии адвокатов. Коллегия адвокатов несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей налогового агента или представителя.

Соглашения об оказании юридической помощи в коллегии адвокатов заключаются между адвокатом и доверителем и регистрируются в документации коллегии адвокатов.

Два и более адвоката вправе учредить адвокатское бюро. Адвокаты, учредившие адвокатское бюро, заключают между собой партнерский договор в простой письменной форме. По партнерскому договору адвокаты-партнеры обязуются соединить свои усилия для оказания юридической помощи от имени всех партнеров.

Ведение общих дел адвокатского бюро осуществляется управляющим партнером, если иное не установлено партнерским договором. Соглашение об оказании юридической помощи с доверителем заключается управляющим партнером или иным партнером от имени всех партнеров на основании выданных ими доверенностей. С момента прекращения партнерского договора его участники несут солидарную ответственность по неисполненным общим обязательствам в отношении доверителей и третьих лиц.

При выходе из партнерского договора одного из партнеров он обязан передать управляющему партнеру производства по всем делам, по которым оказывал юридическую помощь. Адвокат, вышедший из партнерского договора, отвечает перед доверителями и третьими лицами по общим обязательствам, возникшим в период его участия в партнерском договоре.

В случае, если на территории одного судебного района общее число адвокатов во всех адвокатских образованиях, расположенных на территории данного судебного района, составляет менее двух на одного федерального судью, адвокатская палата по представлению органа государственной власти соответствующего субъекта РФ учреждает юридическую консультацию.

Юридическая консультация является некоммерческой организацией, созданной в форме учреждения. Вопросы создания, реорганизации, преобразования, ликвидации и деятельности юридической консультации регулируются Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом «О некоммерческих организациях» и Федеральным законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре».

Вопросы, связанные с порядком и условиями материально-технического обеспечения юридической консультации, выделением служебных и жилых помещений для адвокатов, направленных для работы в юридической консультации, а также с оказанием финансовой помощи адвокатской палате для содержания юридической консультации, регулируются законами и иными нормативными правовыми актами субъекта РФ. Собрание (конференция) адвокатов ежегодно определяет размер вознаграждения, выплачиваемого адвокатской палатой адвокату, направляемому для работы в юридической консультации, а также смету расходов на содержание консультации.

Адвокатская палата является негосударственной некоммерческой организацией, основанной на обязательном членстве адвокатов одного субъекта РФ. Адвокатская палата создается в целях обеспечения оказания квалифицированной юридической помощи, ее доступности для населения на всей территории данного субъекта РФ, организации юридической помощи, оказываемой гражданам РФ бесплатно, представительства и защиты интересов адвокатов в органах государственной власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях и иных организациях, контроля за профессиональной подготовкой лиц, допускаемых к осуществлению адвокатской деятельности, и соблюдением адвокатами кодекса профессиональной этики.15

Высшим органом адвокатской палаты субъекта РФ является собрание адвокатов. В случае, если численность адвокатской палаты превышает 300 человек, высшим органом адвокатской палаты является конференция адвокатов. Собрание (конференция) адвокатов созывается не реже одного раза в год. Совет адвокатской палаты является коллегиальным исполнительным органом адвокатской палаты.

Для осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью адвокатской палаты и ее органов избирается ревизионная комиссия из числа адвокатов, сведения о которых внесены в региональный реестр соответствующего субъекта РФ.

Квалификационная комиссия создается для приема квалификационных экзаменов у лиц, претендующих на присвоение статуса адвоката, а также для рассмотрения жалоб на действия (бездействие) адвокатов.

Федеральная палата адвокатов РФ является общероссийской негосударственной некоммерческой организацией, основанной на обязательном членстве адвокатских палат субъектов РФ. Федеральная палата адвокатов как орган адвокатского самоуправления в РФ создается в целях представительства и защиты интересов адвокатов в органах государственной власти, органах местного самоуправления, координации деятельности адвокатских палат, обеспечения высокого уровня оказываемой адвокатами юридической помощи. Высшим органом Федеральной палаты адвокатов является Всероссийский съезд адвокатов. Съезд созывается не реже одного раза в два года. Съезд считается правомочным, если в его работе принимают участие не менее двух третей делегатов съезда. Совет Федеральной палаты адвокатов является коллегиальным исполнительным органом Федеральной палаты адвокатов.

Адвокаты вправе создавать общественные объединения адвокатов и (или) быть членами (участниками) общественных объединений адвокатов в соответствии с законодательством РФ. Общественные объединения адвокатов не вправе осуществлять предусмотренные законом функции адвокатских образований, а также функции адвокатских палат субъектов РФ или Федеральной палаты адвокатов либо их органов.

Видео (кликните для воспроизведения).

Адвокаты и их коллегии объединяются в союзы. В настоящее время существуют такие союзы, как Гильдия адвокатов России, Международный союз адвокатов и некоторые другие. Задачами этих союзов являются защита прав адвокатов, их чести и достоинства, совершенствование деятельности адвокатуры, участие в разработке законопроектов, представительство интересов адвокатуры в государственных органах.

Источники


  1. ред. Кононенко, І.П. Законодавство про адміністративну відповідальність; Київ: Видавництво політичної літератури України, 2012. — 340 c.

  2. Прокуронова, С. С. Теория государства и права. Конспект лекций / С.С. Прокуронова. — М.: Издательство Михайлова В. А., 2000. — 949 c.

  3. Кудрявцев, И. А. Комплексная судебная психолого — психиатрическая экспертиза / И.А. Кудрявцев. — М.: Издательство МГУ, 2017. — 498 c.
Существуют общероссийские общественные объединения адвокатов
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here