Требования к медкабинету для прохождения предрейсового медосмотра

Ответы на вопросы по теме: "Требования к медкабинету для прохождения предрейсового медосмотра" с полным описанием проблематики и способов решения. При возникновении дополнительных вопросов - задавайте их дежурному юристу.

Приказ Министерства здравоохранения РФ от 15 декабря 2014 г. N 835н «Об утверждении Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров»

Приказ Министерства здравоохранения РФ от 15 декабря 2014 г. N 835н
«Об утверждении Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров»

В соответствии с частью 7 статьи 46 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6724; 2013, N 48, ст. 6165) и пунктом 5.2.54 Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 608 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 26, ст. 3526), приказываю:

Утвердить Порядок проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров согласно приложению.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 16 апреля 2015 г.

Регистрационный N 36866

Установлен порядок проведения пред-, послесменных и пред-, послерейсовых медосмотров.

Указанные медосмотры проводятся в отношении сотрудников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также тех, которые связаны с движением транспорта. Кроме того, такие медосмотры проходят работники организаций пищевой промышленности, общепита и торговли, водопроводных сооружений, медицинских и детских учреждений и некоторые другие.

Цель осмотров — выявить признаки воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, а также алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.

Медосмотры оплачивает работодатель.

Осмотры проводит медорганизация, имеющая необходимую лицензию.

По результатам осмотра выносится соответствующее заключение.

Результаты осмотров вносятся в специальный журнал регистрации. Он может вестись на бумажном носителе или в электронном виде.

Если в ходе осмотра у работника выявлены вышеназванные признаки, ему выдается справка для предъявления в медорганизацию. Последняя обеспечивает учет всех выданных справок.

Приказ Министерства здравоохранения РФ от 15 декабря 2014 г. N 835н «Об утверждении Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров»

Зарегистрировано в Минюсте РФ 16 апреля 2015 г.

Регистрационный N 36866

Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования

Требования к кабинету предрейсовых осмотров

Для осуществления медицинской деятельности помещения предрейсовых осмотров водителей автотранспортных средств рекомендуется располагать на первом этаже (в изолированном блоке помещений) административного здания.

Для проведения осмотров рекомендуется предусмотреть следующий набор основных и вспомогательных помещений: кабинет для проведения осмотра– не менее 12 кв.м., помещение для исследования биологических сред (мочи) экспресс методом площадью не менее 4-6 кв.м., совмещенное с моечной, туалет для забора биологических проб (или возможен вариант установки унитаза в помещении исследования биологических проб), помещение для ожидания (из расчета 0,3 кв.м. на 1 человека одновременно находящихся в помещении), помещение для хранения уборочного инвентаря и лечебных отходов.

Кабинет осмотра водителей должен иметь естественное и искусственное освещение, моечную допускается проектировать без естественного освещения(уровень искусственной освещенности принимается в соответствии с действующими нормативными документами).

Кабинеты должны быть оборудованы централизованной системой горячего и холодного водоснабжения, канализацией, центральным отоплением.

Кабинеты осмотра и исследования проб должны быть оборудованы моечными раковинами, в помещении исследования проб устанавливается двухгнездная моечная раковина.

Кабинет осмотра водителей проектируется с естественной вытяжной вентиляцией, помещение забора и исследования биологических проб вытяжной вентиляцией с механическим побуждением без устройства организованного притока и местной вытяжной вентиляцией (вытяжной шкаф).

Три способа организовать предрейсовый медосмотр водителей

Независимо от того, сколько в организации водителей, работодатель обязан за свой счет проводить для них предрейсовые медосмотры. Штрафы за нарушение предусмотрены серьезные: до 130 000 рублей за одного водителя.

Мы предлагаем три готовых решения, как наиболее выгодно организовать предрейсовые медосмотры в зависимости от численности водителей.

Способ 1. Если у вас транспортная организация

Организовать предрейсовые медицинские осмотры работодатель может собственными силами. Такой вариант подойдет для крупных компаний с многочисленным штатом сотрудников и сменными графиками работы. Работодатель должен быть готов к значительным вложениям сил, времени и денег на выполнение требований законодательства.

Чтобы проводить предрейсовые медосмотры внутри организации, работодатель имеет право включить в штат должность медицинского работника и создать подразделение, которое будет оказывать медицинскую помощь работникам организации (ст. 24 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Учтите, что предрейсовые медицинские осмотры относятся к медицинской деятельности, для которой необходима лицензия Росздравнадзора (постановление Правительства РФ от 16 апреля 2012 г. № 291). В том числе, если предрейсовые осмотры проводит медицинский работник, который состоит в штате работодателя (п. 8 приказа Минздрава России от 15 декабря 2014 г. № 835н «Об утверждении порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров»). Поэтому для своего медицинского подразделения работодатель обязан получить лицензию на проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров.

Лицензия на осуществление медицинской деятельности действует бессрочно (ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности)

Как оснастить помещение для медицинских осмотров

Медицинский кабинет работодатель оборудует по требованиям законодательства (письмо Минздрава России от 21 августа 2003 г. № 2510/9468-03-32 «О предрейсовых медицинских осмотрах водителей транспортных средств»). Помещение должно состоять не менее чем из двух комнат: одна — для проведения осмотров, вторая — для отбора биологических сред.

Помещение оснащают медицинскими приборами, оборудованием и мебелью. В частности, должны быть:

Читайте так же:  Типовой образец простой письменной формы договора купли-продажи автомобиля

— письменный стол, стулья, настольная лампа, шкаф для одежды, вешалка для верхней одежды, напольный коврик, сейф;

— прибор для определения артериального давления — 2 штуки, термометр — 3 штуки, стетофонендоскоп — 2 штуки;

— прибор для определения паров спирта в выдыхаемом воздухе — 2 штуки;

— алкометр, экспресс-тесты на алкоголь и наркотики. Постоянный запас в количестве: алкометры — 2 штуки, экспресс-тесты на наркотики — 10 штук;

— столик для медицинского оборудования — 1 штука;

— шпатели медицинские — 10 штук;

— сумка с набором медикаментов для оказания неотложной медицинской помощи — 1 штука;

— оборудованная комната для отбора биологических сред;
— средства связи.

Способ 2. Если в организации работает несколько водителей

Если в организации водителей мало — например, три, то создавать и обслуживать подразделения для проведения предрейсовых медосмотров будет дорого. В этом случае экономически выгодно проводить осмотры в медицинской организации. Преимущества: не нужно тратить силы и средства на лицензию, помещения, приборы, оборудование и заработную плату медицинских работников.

Для проведения осмотров заключите договор с медицинской организацией, у которой есть лицензия на проведение предрейсовых и послерейсовых осмотров (ст. 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

В договоре на оказание медицинских услуг зафиксируйте режим работы медсотрудника и обязанности медорганизации:

  • обеспечивать методическое руководство и контроль за деятельностью медработника, ответственного за медосмотры водителей;
  • повышать квалификацию медработника;
  • предоставлять отчеты по результатам медосмотров, в установленные сроки;
  • заполнять журнал медосмотров.
  • При проведении предрейсовых осмотров вне своей организации работодатель создает условия для того, чтобы водители посещали медицинское учреждение. Учтите, что время прохождения медосмотра, а также время в пути до пункта его проведения и обратно включают в рабочее время (ч. 3 ст. 213 ТК РФ, подп. «г» п. 15 приказа Минтранса России от 20 августа 2004 г. № 15 «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей»).

    Способ 3. Если в организации несколько удаленных подразделений и в каждом есть водители

    Еще один вариант организации предрейсового медицинского осмотра — проводить его на территории работодателя, но с привлечением медицинских работников учреждений здравоохранения. В этом случае работодатель не тратит время, силы и деньги на доставку работников до медицинской организации и обратно. Кроме того, не нужно получать лицензию на осуществление медицинской деятельности.

    Если работодатель решает привлечь работников сторонней медицинской организации, следует заключить договор. Проверьте, чтобы медицинская организация внесла ваш адрес в свою лицензию.

    Осуществлять медицинскую деятельность можно только по адресам, которые прописаны в лицензии (ст. 15 Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», постановление Правительства РФ от 6 октября 2011 г. № 826 «Об утверждении типовой формы лицензии»). Если медицинская организация планирует проводить предсменные медосмотры по новому адресу, который не указан в лицензии, ее нужно переоформить (ст. 18 Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ, п. 8 постановления Правительства РФ от 16 апреля 2012 г. № 291 «О лицензировании медицинской деятельности»).

    Если медицинская организация не включит в лицензию адрес места, где будет проводить медицинский осмотр ваших сотрудников, надзорные органы могут признать результаты осмотров недействительными.

    Для медицинских организаций, которые допускают нарушения требований лицензирования, предусмотрены административные взыскания. В частности, штраф до сорока тысяч рублей (ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ).

    Чем грозит нарушение порядка проведения предрейсового медосмотра

    За нарушение порядка проведения предрейсового медицинского осмотра установлены штрафы в размере (ст. 11.32 КоАП РФ):

    • для водителя — от 1000 до 1500 рублей;
    • для медработника, проводящего осмотр, — от 2000 до 3000 рублей;
    • для индивидуальных предпринимателей (примечание к ст. 11.32 КоАП РФ) и юридических лиц — от 30 000 до 50 000 рублей.
    • Ответственность за допуск сотрудника к управлению транспортным средством (ТС) без предрейсового медосмотра.

      Категория нарушителей Допуск сотрудника к управлению ТС без предрейсового медосмотра
      (ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ)
      Повторный допуск сотрудника к управлению ТС без предрейсового медосмотра
      (ч. 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ)
      Допуск сотрудника к управлению ТС в состоянии опьянения
      (ст. 12.32 КоАП РФ)
      Должностные лица Штраф от 15 000 до 25 000 рублей Штраф от 30 000 до 40 000 рублей или дисквалификация от 1 года до 3 лет Штраф для ответственных за техническое состояние и эксплуатацию ТС 20 000 рублей Предприниматели Штраф от 15 000 до 25 000 рублей Штраф от 30 000 до 40 000 рублей или приостановление деятельности до 90 суток Штраф 100 000 рублей Организации Штраф от 110 000 до 130 000 рублей Штраф от 100 000 до 200 000 рублей или приостановление деятельности до 90 суток Штраф 100 000 рублей

      Как работодателей привлекают к ответственности: судебная практика

      Если инспектор ГИБДД установит состояние алкогольного опьянения у водителя во время исполнения должностных обязанностей, то накажут и водителя, и работодателя. Инспектор выдаст протокол водителю по части 1 статьи 12.8 КоАП РФ за управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения. После изучения путевого листа и договора аренды транспортного средства работодателя привлекут к административной ответственности по статье 12.32 КоАП РФ. Штраф — 100 000 рублей (пример — постановление Архангельского областного суда от 19 сентября 2014 г. по делу № 4а-325).

      Учтите, что если после выплаты административного штрафа по статье 12.32 КоАП РФ работодатель захочет взыскать его с работника, суд может отклонить такое требование. Штраф на работодателя не признают ущербом, который работник причинил во время исполнения своих трудовых обязанностей (пример — апелляционное определение Новосибирского областного суда от 18 ноября 2014 г. по делу № 33-9744-2014).
      Андрей КРЕТОВ, эксперт-профпатолог Центра профессиональной патологии ФГБУ ГНЦ ФМБЦ им. А.И. Бурназяна ФМБА России, секретарь профильной комиссии по профпатологии ФМБА России и Минздрава России (Москва).

      Услуги Правовой защиты

      С 1997 года мы помогаем нашим клиентам в сфере охраны труда и кадрового делопроизводства. Оказываем услуги по всей России. Удаленно, в короткие сроки, наши специалисты помогут решить любой вопрос.

      Читайте так же:  Порядок погашения кредита материнским капиталом

      Ниже вы можете выбрать интересующую вас услугу.

      Аутсорсинг
      охраны труда
      от 16500 рублей

      Требования к медкабинету для прохождения предрейсового медосмотра

      МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

      от 4 апреля 2019 года N Д3-514-ПГ

      [О проведении предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств]

      Департамент государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Министерства транспорта Российской Федерации (далее — Департамент) рассмотрел обращение и в рамках своей компетенции сообщает.

      Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее — Федеральный закон N 196-ФЗ) установлена обязанность проведения предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств как одно из требований обеспечения безопасности дорожного движения. Согласно пункту 7 статьи 23 Федерального закона N 196-ФЗ обязательные предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры водителей транспортных средств проводятся в порядке и на условиях, предусмотренных Федеральным законом от 21 ноября 2011 г N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон 323-ФЗ).

      Согласно пункту 3 статьи 23 Федерального закона N 196-ФЗ обязательные предрейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, за исключением водителей, управляющих транспортными средствами, выезжающими по вызову экстренных оперативных служб.

      В соответствии с пунктом 7 статьи 46 Федерального закона N 323-ФЗ и пунктом 5.2.54 Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 608, приказом Минздрава России от 15 декабря 2014 г. N 835н (зарегистрирован Минюстом России 16 апреля 2015 г., регистрационный N 36866) утвержден Порядок проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров (далее — Порядок проведения медицинских осмотров), в соответствии с которым предсменные, предрейсовые медицинские осмотры проводятся перед началом рабочего дня (смены, рейса) в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения.

      В соответствии с Порядком проведения медицинских осмотров по результатам прохождения предрейсового медицинского осмотра на путевых листах ставится штамп «прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен» и подпись медицинского работника, проводившего медицинский осмотр.

      Пунктом 2 статьи 20 Федерального закона N 196-ФЗ установлена обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки пассажиров на основании договора перевозки или договора фрахтования (или) грузов на основании договора перевозки (коммерческие перевозки), а также осуществляющих перемещение лиц, кроме водителя, и (или) материальных объектов автобусами и грузовыми автомобилями без заключения указанных договоров (перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями), организовывать и проводить предрейсовый или предсменный контроль технического состояния транспортных средств в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.

      Пунктом 12 Порядка установлено, что в случае, если при контроле не выявлены несоответствия требованиям, перечисленным в пунктах 10-11 Порядка, в путевом листе ставится отметка «контроль технического состояния транспортного средства пройден» и подпись с указанием фамилии и инициалов контролера, проводившего контроль, даты и времени его проведения. Выпуск транспортного средства на линию без отметки о прохождении предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств и подписи контролера не допускается.

      Видео (кликните для воспроизведения).

      В соответствии с приказом Минтранса России N 152 обязательными реквизитами путевого листа являются:

      1) наименование и номер путевого листа;

      2) сведения о сроке действия путевого листа;

      3) сведения о собственнике (владельце) транспортного средства;

      4) сведения о транспортном средстве;

      5) сведения о водителе.

      В соответствии с пунктом 10 приказа Минтранса России N 152 (в редакции приказа Минтранса России от 21.12.2018 N 467) путевой лист оформляется до начала выполнения рейса, если длительность рейса водителя транспортного средства превышает продолжительность смены (рабочего дня), или до начала первого рейса, если в течение смены (рабочего дня) водитель транспортного средства совершает один или несколько рейсов.

      Таким образом, действующая редакция приказа Минтранса России N 152 разграничивает необходимость оформления путевого листа на рабочий день либо время выполнения рейса, если на перевозку необходимо затратить более одного рабочего дня.

      Ранее, приказом Минтранса России N 152 был установлен срок, на который оформляется путевой лист (на один день или срок, не превышающий одного месяца). В действующей редакции данного приказа срок действия путевого листа не регламентирован.

      Одновременно с этим, пунктом 4 приказа Минтранса России N 152 определяется срок действия путевого листа, в течение которого путевой лист может быть использован, а в случае если путевой лист оформляется более чем на один день — даты (число, месяц, год) начала и окончания срока, в течение которого путевой лист может быть использован.

      Таким образом, по мнению Департамента, оформление путевого листа заключается в создании нового путевого листа либо в проставлении в уже созданном путевом листе следующих его обязательных реквизитов:

      показания одометра транспортного средства при выезде транспортного средства с парковки (парковочного места), предназначенной для стоянки данного транспортного средства по возвращении из рейса и окончании смены (рабочего дня) водителя транспортного средства (далее — парковка);

      [1]

      дата и время выезда транспортного средства с парковки и его заезда на парковку;

      дата и время проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства;

      Читайте так же:  Права и обязанности следователя в уголовном процессе

      дату и время проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра.

      Оформление путевого листа посредством проставления в уже созданном путевом листе вышеуказанных обязательных реквизитов возможно при условии сохранения остальных реквизитов путевого листа неизменными.

      При этом в соответствии с требованиями приказа Минтранса России N 152 установлено, что:

      даты, время и показания одометра при выезде транспортного средства с парковки и его заезде на парковку проставляются уполномоченными лицами, назначаемыми решением руководителя предприятия или индивидуального предпринимателя, и заверяются их подписями с указанием фамилий и инициалов, за исключением случаев, когда индивидуальный предприниматель совмещает обязанности водителя;

      даты, время и показания одометра при выезде транспортного средства с парковки и его заезде на парковку проставляются индивидуальным предпринимателем в случае, если указанный предприниматель совмещает обязанности водителя;

      даты и время проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя проставляются медицинским работником, проводившим соответствующий осмотр, и заверяются его подписью с указанием фамилии и инициалов;

      дата и время проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства проставляются контролером технического состояния автотранспортных средств или контролером технического состояния транспортных средств городского наземного электрического транспорта, проводившим соответствующий контроль, и заверяются его подписью с указанием фамилии и инициалов.

      Пунктом 9 приказа Минтранса России N 152 установлено, что путевой лист оформляется на каждое транспортное средство, используемое юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем для осуществления перевозок грузов, пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщениях.

      В соответствии с приказом Минтранса России N 152 даты и время проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя проставляются медицинским работником, проводившим соответствующий осмотр, и заверяются его подписью с указанием фамилии и инициалов, дата и время проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства проставляются контролером технического состояния автотранспортных средств или контролером технического состояния транспортных средств городского наземного электрического транспорта, проводившим соответствующий контроль, и заверяются его подписью с указанием фамилии и инициалов. Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов применяют юридические лица и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие легковые автомобили, грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи.

      Вместе с тем путевой лист должен оформляться каждый раз до выезда транспортного средства в рейс с парковки с проставлением в путевом листе отметок о проведенном предрейсовом медицинском осмотре водителей, а также предрейсовом или предсменном контроле технического состояния транспортных средств. Обязанность проведения предрейсового медицинского осмотра водителя и проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств до его возвращения из рейса на парковку законодательством Российской Федерации не установлена.

      Одновременно сообщаем, что на путевом листе допускается размещение дополнительных реквизитов, учитывающих особенности осуществления деятельности, связанной с перевозкой грузов, пассажиров и багажа автомобильным транспортом или городским наземным электрическим транспортом.

      Таким образом, приказом Минтранса России N 152 не установлен запрет на оформление одного путевого листа на нескольких водителей.

      Однако, по мнению Департамента, в данном случае должна быть обеспечена идентификация отметок медицинского работника, проводившего предрейсовый (послерейсовый) медицинский осмотр, в части их отнесения к каждому водителю транспортного средства. Необходимо учитывать, что в самостоятельно разработанной форме путевого листа должны быть указаны обязательные реквизиты, которые приведены в приказе Минтранса России N 152.

      Дистанционный предрейсовый медицинский осмотр водителей. Законно?

      Здравствуйте, уважаемые коллеги.

      Накопилось очень много вопросов по поводу дистанционного (удаленного) предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителей транспортных средств. Тема неоднозначная, но всё-таки, всвязи с большим количеством вопросов, выскажу об этом своё мнение.

      [2]

      Предыстория такова, что 2016 году в СМИ прошла информация о том что Министерством транспорта РФ рассматривается вопрос о создании системы «Электронный путевой лист». Предполагалось что на смену традиционному бумажному путевому листу придет некое мобильное приложение которое при помощи спутниковых систем будет отслеживать работу автомобиля и водителя, километраж, расход ГСМ и т.д.. Так же, одновременно с принятием закона о телемедицине, предполагалось что в эту систему будут включены специальные стационарные терминалы которые будут дистанционно проводить медицинский осмотр водителей перед выходом в рейс без физического присутствия врача. Такие терминалы смогут дистанционно проводить тесты на алкоголь, наркотики, измерять давление и температуру тела. Врач сможет дистанционно подписывать результаты анализов электронной цифровой подписью. Согласно проекту, «создание информационной системы «Электронный путевой лист» исключит возможность незаконного оформления путевых листов перевозчиками, а также позволит надзорным органам оперативно проверять информацию о проведении медицинского осмотра водителя». Запуск системы в работу в тестовом режиме планировался в 2018 году.

      Прошло время но система «Электронный путевой лист» так и не заработала, однако с 1 января 2018 года вступил в действие Федеральный закон о телемедицине от 29.07.2017 № 242-ФЗ «О внесении в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам применения информационных технологий в сфере здравоохранения». Закон предусматривает возможность оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий путем проведения консультаций и консилиумов, а также дистанционного медицинского наблюдения за состоянием здоровья пациента.

      С принятием этого закона некоторые медучреждения стали предлагать такую услугу как дистанционный (удаленный) предрейсовый и послерейсовый медицинский осмотр водителей транспортных средств. Дело в том что для того чтобы иметь право проводить предрейсовые медосмотры водителей необходимо получить лицензию на этот вид медицинской деятельности. Не все организации могут себе это позволить поэтому как правило заключают договор на оказание этого вида услуг с медучреждениями имеющими такую лицензию. А с вступлением в силу закона о телемедицине появилась возможность проводить предрейсовые медосмотры дистанционно, то есть без физического присутствия врача.

      Для тех кто не сталкивался кратко опишу каким образом проводится дистанционный (удаленный) предрейсовый медицинский осмотр водителей. Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель заключает договор на оказание услуги по проведению предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей с неким медицинским учреждением имеющим лицензию на проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров. Медучреждение устанавливает на территории организации аппаратуру для проведения медосмотров которая представляет собой небольшой компьютер-моноблок к которому подсоединен тонометр, алкотестер и компактный принтер. Водитель садится перед аппаратом и согласно указаний на экране самостоятельно проводит замеры артериального давления тонометром и замер паров алкоголя в выдыхаемом воздухе. Данные анализов и видеозапись всего процесса отправляется в медучреждение и просматривается медработником. Если все показатели в норме и медработник допускает водителя в рейс, то автоматически распечатывается самоклеящейся стикер который водитель приклеивает на путевой лист на место для штампа врача. Вся процедура занимает несколько минут.

      Читайте так же:  Куплю дом за материнский капитал в пригороде

      Всё просто и удобно. Но возникает один вопрос – насколько законен такой вид медицинского осмотра? На этот счет идет множество споров и уже есть судебные решения, большинство из которых не в пользу медучреждений предоставляющих подобные услуги.

      И еще, с 2016 года рассматривался проект федерального закона № 909155-6 «О внесении изменений в статью 23 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» (по вопросу о применении телемедицинских технологий удалённым способом при проведении предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств). Данный законопроект был отклонен со следующей формулировкой: «Целью данного законопроекта является создание возможности для применения телемедицинских технологий при проведении предрейсовых и послерейсовых осмотров водителей транспортных средств, однако после внесения законопроекта был принят базовый закон о телемедицине, и положения этого законопроекта не соответствуют положениям принятого закона, поэтому комитет рекомендует отклонить данный законопроект».

      То есть на данный момент существует Федеральный закон о телемедицине, но этот закон не регламентирует предрейсовые медосмотры водителей.

      Ниже представлен фрагмент одного из судебных решений. На мой взгляд в решении вполне понятно изложено что дистанционные предрейсовые медосмотры водителей на сегодняшний день не совсем законны.

      Согласно пункту 1 статьи 23 Закона № 196-ФЗ медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается, в том числе, в обязательном проведении медицинских осмотров водителей транспортных средств.

      В соответствии со статьей 46 Закона № 323-ФЗ медицинский осмотр представляет собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на выявление патологических состояний, заболеваний и факторов риска их развития.

      Видами медицинских осмотров, в числе прочих являются: предсменные, предрейсовые медицинские осмотры, проводимые перед началом рабочего дня (смены, рейса) в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения (пункт 4 части 2 статьи 46), и послесменные, послерейсовые медицинские осмотры, проводимые по окончании рабочего дня (смены, рейса) в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов рабочей среды и трудового процесса на состояние здоровья работников, острого профессионального заболевания или отравления, признаков алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения (пункт 5 части 2 статьи 46).

      Таким образом, как верно указано судом первой инстанции, поскольку предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры являются медицинским вмешательством, то согласно статье 2 данного Федерального закона они могут выполняться только медицинским работником и иным работником, имеющим право на осуществление медицинской деятельности.

      Частью 4 статьи 24 Закона № 323-ФЗ установлено, что в целях охраны здоровья работодатели вправе вводить в штат должности медицинских работников и создавать подразделения (кабинет врача, здравпункт, медицинский кабинет, медицинскую часть и другие подразделения), оказывающие медицинскую помощь работникам организации.

      Аналогичные положения содержатся в Порядке организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий, утвержденном Приказом Минздрава России от 30.11.2017 № 965н.

      Из анализа вышеприведенных нормативных положений судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что телемедицинские технологии могут применяться для оказания медицинской помощи только лечащим врачом для целей осуществления коррекции ранее назначенного лечения при условии установления им диагноза и назначения лечения на очном приеме (осмотре, консультации) либо для дистанционного наблюдения за состоянием здоровья пациента после очного приема (осмотра, консультации).

      Прямых норм, определяющих использование дистанционной диагностики состояния здоровья водителей, то есть прохождение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров, в Федеральном законе № 323-ФЗ и Федеральном законе 196-ФЗ не содержится.

      Напротив, статьей 23 Федерального закона 196-ФЗ установлено, что обязательные предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры водителей транспортных средств проводятся либо привлекаемыми медицинскими работниками, либо посредством ввода в штат должности медицинских работников или создания подразделения (кабинет врача, здравпункт, медицинский кабинет, медицинскую часть и другие подразделения), которые будут оказывать медицинскую помощь работникам организации.

      Как верно отмечено судом первой инстанции, 21.10.2015 в Государственную Думу ФС РФ был внесен Проект Федерального закона № 909155-6 «О внесении изменений в статью 23 Федерального закона Российской Федерации «О безопасности дорожного движения», которым предлагалось внести в Федеральный закон Российской Федерации от 10 декабря 1995 года № 196- ФЗ «О безопасности дорожного движения» (Собрание законодательства Российской Федерации…) следующие изменения: Абзац 5 части 7 статьи 23», в том числе с использованием телемедицинских технологий удаленным способом.».

      Постановлением ГД ФС РФ от 03.04.2018 № 3773-7 ГД «О проекте федерального закона № 909155-6 «О внесении изменений в статью 23 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» указанный Проект Федерального закона № 909155-6 был отклонен. При этом указанный проект в первом чтении не поддержали Комитет ГД ФС РФ по охране здоровья, Правовое управление Аппарата ГД ФС РФ, Комитет ГД ФС РФ по транспорту и строительству.

      Таким образом, в настоящее время действующим законодательством РФ не предусмотрена возможность прохождения дистанционных предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров с использованием телемедицинских технологий удаленным способом.

      Напоминаю что на сайте, в разделе «Документы БДД», можно найти образцы документов необходимых для организации работы по обеспечению безопасности дорожного движения.

      Читайте так же:  Порядок использования ходатайства об отложении судебного заседания

      Если у Вас нет времени или возможности самостоятельно заниматься разработкой документов, то на сайте «Транспортный отдел», в разделе «Услуги», можно приобрести Готовый пакет документов для организации работы по обеспечению безопасности дорожного движения. Стоимость пакета 2000 рублей.

      Начальник Транспортного отдела Зуев Серафим

      Требования к кабинетам предрейсовых осмотров автотранспортных средств

      Для осуществления медицинской деятельности помещения предрейсовых осмотров водителей автотранспортных средств рекомендуется располагать на первом этаже (в изолированном блоке помещений) административного здания.

      Для проведения осмотров рекомендуется предусмотреть следующий набор основных и вспомогательных помещений: кабинет для проведения осмотра– не менее 12 кв.м., помещение для исследования биологических сред (мочи) экспресс методом площадью не менее 4-6 кв.м., совмещенное с моечной, туалет для забора биологических проб (или возможен вариант установки унитаза в помещении исследования биологических проб), помещение для ожидания (из расчета 0,3 кв.м. на 1 человека одновременно находящихся в помещении), помещение для хранения уборочного инвентаря и лечебных отходов.

      Кабинет осмотра водителей должен иметь естественное и искусственное освещение, моечную допускается проектировать без естественного освещения(уровень искусственной освещенности принимается в соответствии с действующими нормативными документами).

      Кабинеты должны быть оборудованы централизованной системой горячего и холодного водоснабжения, канализацией, центральным отоплением.

      [3]

      Кабинеты осмотра и исследования проб должны быть оборудованы моечными раковинами, в помещении исследования проб устанавливается двухгнездная моечная раковина.

      Кабинет осмотра водителей проектируется с естественной вытяжной вентиляцией, помещение забора и исследования биологических проб вытяжной вентиляцией с механическим побуждением без устройства организованного притока и местной вытяжной вентиляцией (вытяжной шкаф).

      Оснащение кабинета осмотра проводится в соответствии с методическими рекомендациями «Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения. Организация и порядок проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств» (утв. Минздравом РФ и Минтрансом РФ 29.01.2002г.).

      Заявитель при подаче заявления на выдачу санитарно-эпидемиологического заключения медицинской деятельности должен руководствоваться перечнем работ услуг) в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 10.05.2007 года № 323 «Об утверждении Порядка организации работ услуг), выполняемых при осуществлении доврачебной, амбулаторно- поликлинической, скорой и скорой специализированной, высокотехнологичной, санаторно-курортной медицинской помощи.

      © Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике — Чувашии , 2019

      Разработка и продвижение сайта – FMF

      Почтовый адрес:
      428018, г. Чебоксары, Московский пр., 3Д

      Проведение предрейсовых осмотров

      Предрейсовые и послерейсовые осмотры водителей проводятся в соответствии с порядком проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров, утверждённым приказом Минздрава №835н от 15.12.2014.

      Водители автотранспортных средств должны явиться на предрейсовый медицинский осмотр с путевым листом. Приглашая на осмотр индивидуально каждого водителя, медицинский работник должен обратить внимание на: как обследуемый заходит в кабинет, на его походку, внешний вид и поведение. Осмотр начинается с опроса водителя. При опросе выясняется субъективное самочувствие водителя, настроение, продолжительность сна, наличие или отсутствие жалоб на состояние здоровья. При высказывании водителем каких-либо жалоб медицинский работник обязан при осмотре выявить и подтвердить (или опровергнуть) их объективность.

      Контроль трезвости водителя автотранспортных средств проводится при выявлении во время предрейсового медицинского осмотра признаков употребления водителем алкоголя, наркотических средств и других психоактивных веществ.

      Если во время проведения предрейсового медицинского осмотра (при отсутствии воспалительных заболеваний, а также данных о предыдущем повышении или понижении артериального давления) у водителя выявляются отклонения в работе сердечно-сосудистой системы (артериальное давление и иные), характерные изменения окраски кожных покровов, слизистых глаз, склер, узкие или широкие зрачки (неадекватные освещению), слабая или отсутствующая реакция зрачков на свет, а также отклонения в поведении, нарушение походки и речи, тремор пальцев рук, век, запах алкоголя изо рта, то медицинский работник обязан провести такому водителю контроль трезвости.

      Основаниями для отстранения от работы водителей автотранспортных средств являются следующие отклонения в состоянии здоровья:

      — наличие симптомов острого заболевания или обострения хронического заболевания (повышение температуры тела свыше 37 град. C, жалобы на плохое самочувствие, общую слабость, головную боль и зубную боль, острые заболевания глаз, боли в области уха, грудной или брюшной полости и т.п.);

      — повышение или урежение частоты сердечных сокращений и изменения артериального давления выше или ниже уровней, характерных для осматриваемого водителя;

      — нахождение под действием спиртных напитков или других средств (наркотических и психотропных препаратов или токсикантов), нарушающих функциональное состояние. В этом случае медицинский работник, проводящий предрейсовый медицинский осмотр, обязан провести контроль трезвости водителя.

      Результаты проведенного предрейсового медицинского осмотра в обязательном порядке заносятся в журнал.

      Видео (кликните для воспроизведения).

      При отсутствии жалоб, объективных признаков заболеваний, нарушений функционального состояния организма, признаков употребления спиртных напитков, наркотических и других психоактивных веществ, нарушений режима труда и отдыха водитель допускается к работе. В этом случае медицинский работник ставит штамп в путевом листе. В штампе должны быть указаны дата и точное время прохождения медицинского осмотра, фамилия, инициалы и подпись медицинского работника, проводившего обследование.

      Источники


      1. Теория государства и права. В 2 частях. Часть 2. Теория права. — М.: Зерцало-М, 2011. — 336 c.

      2. Николаева, Т.П. Деятельность защитника на судебном следствии / Т.П. Николаева. — М.: Саратов: Саратовский Университет, 2013. — 574 c.

      3. Андрианов Н. В. Гражданское общество как среда институционализации адвокатуры; Либроком — М., 2011. — 304 c.
      Требования к медкабинету для прохождения предрейсового медосмотра
      Оценка 5 проголосовавших: 1

      ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

      Please enter your comment!
      Please enter your name here